Меню Рубрики

Юрий щербатых как избавиться от страха

Щербатых Юрий Викторович — доктор биологических наук, профессор психологии МГЭИ.

В 1985 году в Институте проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого (Киев) защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-функциональные изменения нейронов спинного мозга после локального и общего рентгеновского облучения».

В 2001 году в Санкт-Петербургском университете защитил докторскую диссертацию «Вегетативные проявления экзаменационного стресса и способы его коррекции». В этой работе была доказана возможность заблаговременного прогнозирования психологического стресса и предложены оптимальные методы коррекции психофизиологического состояния человека, испытывающего нервно-психические перегрузки.

В активе Ю. В. Щербатых более ста тридцати печатных работ, включая десять книг по прикладной психологии (в том числе таких широко известных в России, как «Психология успеха», «Психология выборов», «Искусство обмана», «Психология страха», «Психология стресса», «Психология личностных качеств» и др.). Три его книги были изданы в Китае, две — в Болгарии.

Научные статьи Ю. В. Щербатых выходили в таких известных реферируемых журналах, как «Психологический журнал», «Высшее образование в России», «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», «Физиология человека», «Высшее образование в России», «Радиационная биология. Радиоэкология», «Социальная и клиническая психиатрия», «Гигиена и санитария» и других академических изданиях.

В настоящее время Ю. В. Щербатых активно разрабатывает прикладные аспекты психологии -стресс-менеджмент и системный подход к психологии продаж.

Учебник краткая версия курса «Общая психология» в виде наглядного дидактического материала — рисунков, схем, таблиц и кратких пояснений к ним. Так как учебники по курсу «Общая психология» отличаются большим объемом и малой степенью иллюстративности, то у многих студентов возникают трудности при подготовке к семинарским занятиям и, особенно, к зачетам и экзаменам.

Цель данного пособия — дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. В книге имеется набор тестов для проверки знаний студентов. Она позволяет за короткий период времени понять и запомнить основные психологические понятия и создать стройную систему знаний по общей психологии.

Кто мы? Машины для воспроизведения генов, эволюционизирующие разумные существа или духовные личности? Правда находится где-то посередине. Мы и то, и другое, и третье. Если вы хотите лучше узнать и понять себя, постичь глубинные механизмы человеческих поступков, связанные с сексуальной жизнью, познакомиться с опытом предыдущих поколений в области любви и секса, то эта книга откроет вам много интересного.

В приложении вы найдете психологические тесты, по которым сможете определить индивидуальные черты своей личности, касающиеся тематики этой книги.

Книга предназначена, прежде всего, студентам экономического профиля, изучающим основы психологии в рамках курсов «Психология предпринимательства», «Психология бизнеса» и «Педагогика и психология». Максимально широкий охват тем по психологии бизнеса, доступность изложения, высокая степень наглядности и небольшой объем пособия позволят студентам быстро освоить данный курс.

Издание содержит набор тестов для проверки знаний студентов, программу курса, тематические планы, планы семинарских занятий и психологические тесты, что делает его удобным для преподавателей.

Человек имеет тонко развитую психику — это качество заложено в нас самой природой и необходимо для того, чтобы не находиться в постоянном конфликте с окружающим миром, а легко приспосабливаться к нему. Но тонкая, легковозбудимая психика часто является причиной возникновения у людей не только естественных страхов, но и большого количества страхов мнимых, создаваемых собственным воображением.

Разобраться в этом явлении, понять причины появления страха, механизмы его действия поможет книга психофизиолога Юрия Щербатых, написанная в увлекательной, доступной форме и содержащая множество примеров из реальной жизни.

Рекомендации автора позволят успешно бороться с собственными тревогами и страхами, сохранять уверенность в себе и присутствие духа в любых ситуациях, а также помогут найти верный подход для оказания помощи близким людям.

В книге «Психология стресса и методы коррекции» представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

В книге раскрывается методика правильной постановки жизненных целей достижения успеха в бизнесе, обретения личного счастья. Прочитав ее, вы сможете:

— выработать уверенность в себе,
— выполнить свои желания,
— добиться реального успеха в бизнесе,
— сохранить здоровье,
— получать наслаждение от самой жизни,
— научиться влиять на людей.

Жизнь теперь наполнится смыслом и радостью.

В этой книге приведены почти все основные способы и приемы достижения жизненных целей, известные на данный момент практической психологии.

Где проходит граница между правдой и ложью?

Может ли ложь быть во благо, а правда во вред? Вся история цивилизации свидетельствует о том, что любая крайность в сфере человеческих взаимоотношений противоестественна и зачастую носители «абсолютной истины» оказываются на поверку гнусными обманщиками. Да и обман как таковой имеет тысячи разнообразных оттенков — от добродетельного до злонамеренного.

Психофизиолог Юрий Щербатых в научно-популярной форме всесторонне анализирует природу обмана, его историю, классификацию и технологию. Обилие примеров и интересных фактов из реальной жизни превращает книгу из увлекательного чтения в практическое пособие повседневной психологической защиты.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Жизнь зрелого человека, наполненная энергией и радостными впечатлениями, — сегодня это не мечта, а достижимая реальность.

Автор этой книги издал уже более 20 книг общим тиражом полмиллиона экземпляров и заслужил международное признание. Его читают не только на русском, но и на китайском и на болгарском языках. Тот, кто прочитал книги Юрия Щербатых, понимает, как сохранить здоровье до самой глубокой старости, и с радостью выполняет простые рецепты.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Слово «грех» известно каждому человеку. Все знают, что это что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение. Однако, если попросить людей дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать. Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает, и что здесь истинно, а что — ложно?

Автор предлагает разобраться нам в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое — праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что — нет. Вы узнаете, как зарождается и развивается грех, у каких грехов биологические корни, способы избавления от грехов, как другие люди могут манипулировать вашими грехами, а также о том, что у некоторых грехов есть положительные стороны.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

источник

Щербатых, Юрий Викторович — доктор биологических наук.

1973—1977 годы — исследование нейронов зрительной коры с помощью микроэлектродного отведения. Фиксация потенциалов действия отдельный нейронов и фокальных потенциалов нейронных колонок под руководством кандидата медицинских наук Артура Эдуардовича Тамбиева в НИИ нейрокибернетики им. А. Б. Когана (Ростов-на-Дону). В результате были впервые описаны закономерности распределения потенциалов в зрительной коре. Результаты опубликованы в «Физиологическом журнале СССР им. И. М. Сеченова» в 1979 году.

1982—1985 годы — исследование влияния радиации на деятельность нейронов спинного мозга. Обнаружены две формы гибели нервных клеток под действием радиации — мгновенная (вызванная разрушением клеточных мембран) и отсроченная (вызванная нарушениями генетического аппарата нейронов). Результаты изложены в «Вестнике Академии Наук УССР» и журнале «Радиобиология».

1985 год — защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-функциональные изменения нейронов спинного мозга после локального и общего рентгеновского облучения» в Институте проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого (Киев).

1991—2001 годы — исследование психофизиологических феноменов стресса, вызванного эмоционально значимыми для человека событиями. Разработаны способы диагностики, прогнозирования и оптимизации психологического стресса. Результаты опубликованы в «Российском физиологическом журнале им. И. М. Сеченова», «Психологическом журнале» и «Журнале высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова».

C 2002 года — исследования психических состояний человека и способов управления ими.

C 2010 года — исследования психологических аспектов долголетия и способов продления активной жизни человека за счет комплексного подхода к психо-соматическому взаимодействияю сознательного и бессознательного начал психики.

Юрий Щербатых является автором комплексной методики саморегуляции психофизиологического состояния, основанной на комбинации аутотренинга, направленной визуализации и специальных дыхательных техник. Отдельные результаты, показывающие эффективность этой методики для регуляции состояния человека в сложных жизненных ситуациях (спортивные соревнования, экзамены и прочее) опубликованы в журнале «Физиология человека» [1] .

Юрий Щербатых — автор более ста тридцати печатных работ, в том числе — десяти книг по прикладной психологии. Две книги были изданы в в Болгарии, три — в Китае.

Научные статьи Ю. В. Щербатых выходили в следующих реферируемых научных изданиях: «Психологический журнал», «Физиология человека», «Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова», «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», «Радиационная биология. Радиоэкология», «Социальная и клиническая психиатрия», «Высшее образование в России» и других авторитетных научных периодических изданиях.

Ю. В. Щербатых автор книг — учебных пособий для студентов-психологов: «Психология предпринимательства и бизнеса», «Психология стресса и методы коррекции», «Анатомия ЦНС для психологов» и «Физиология ЦНС для психологов», «Общая психология», «Психология труда и кадрового менеджмента».

источник

Вас еще напрягают проблемы? Пора с этим кончать! Как избавиться от стресса, вызванного конфликтом на работе? Как научиться управлять своими эмоциями: контролировать тревогу и страх, раздражение и гнев, справляться с ревностью и обидами? Как уверенно вести себя и легко общаться с людьми?

ЩЕРБАТЫХ Юрий Викторович – заведующий кафедрой общей психологии воронежского филиала Московского Гуманитарно-Экономического института, доктор биологических наук. Ю. В. Щербатых – автор более ста двадцати научных работ, включая монографии, учебные пособия и книги по популярной психологии («Психология страха», «Психология стресса», «Психология успеха», «Психология любви и секса», «Искусство обмана», «Психология выборов» и др.), которые изданы в России, Китае и БолгарииПрактикующий психолог, доктор биологических наук, профессор Юрий Викторович Щербатых предлагает конкретные способы решения этих и многих других психологических проблем. В аудиокниге представлены сеансы психотренинга, упражнения и задания, рассматриваются разнообразные методики: аутогенная тренировка, визуализация, нейро-лингвистическое программирование, мышечная релаксация, дыхательные медитативные техники.Перед Вами практическое пособие, которое поможет сделать Вашу жизнь счастливой, здоровой и радостной!
Практикующий психолог, доктор биологических наук, профессор Юрий Викторович Щербатых предлагает конкретные способы решения этих и многих других психологических проблем. В аудиокниге представлены сеансы психотренинга, упражнения и задания, рассматриваются разнообразные методики: аутогенная тренировка, визуализация, нейро-лингвистическое программирование, мышечная релаксация, дыхательные медитативные техники.
Перед Вами практическое пособие, которое поможет сделать Вашу жизнь счастливой, здоровой и радостной!

источник

Щербатых Юрий Викторович — заведующий кафедрой общей и социальной психологии воронежского филиала Московского Гуманитарно-Экономического института, доктор биологических наук, профессор психологии МГЭИ, член-корреспондент Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности.

В 2001 году в Санкт-Петербургском университете защитил докторскую диссертацию по теме стресса. В активе Ю. В. Щербатых более ста печатных работ, включая десять книг по психологии (в том числе таких широко известных в России, как «Психология успеха», «Психология выборов», «Искусство обмана», «Психология страха», «Психология стресса», «Психология личностных качеств» и др.). Три его книги были изданы в Китае, две — в Болгарии.

Научные статьи Ю. В. Щербатых выходили в таких известных реферируемых журналах, как «Психологический журнал», «Высшее образование в России», «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», «Физиология человека», «Высшее образование в России», «Радиационная биология. Радиоэкология», «Социальная и клиническая психиатрия», «Гигиена и санитария» и других академических изданиях.

Ю. В. Щербатых автор книг — учебных пособий для студентов-психологов: «Психология предпринимательства и бизнеса», «Психология стресса и методы коррекции», «Анатомия ЦНС для психологов» и «Физиология ЦНС для психологов», «Общая психология в схемах», изданных в центральных издательствах. В последнее время он осваивает новые прогрессивные методы преподавания: в московском издательстве АРДИС в 2007 году вышли его аудиокниги «Краткий курс лекций по общей психологии» и «Практикум по преодолению стрессов», записанные в формате МР3.

Профессор психологии МГЭИ Юрий Щербатых является автором новой концепции: «Системный подход к уровню продаж на предприятии», а также автором оригинальной русифицированной версии личностного теста Олдхэма-Морриса, позволяющего в короткий срок и с высокой точностью определить личностные качества кандидата на любую должность в организации.

Мыс страха (фильм, 1991) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мыс страха. Мыс страха. Cape Fear … Википедия

Семейство волчьи, или псовые — (Can >Жизнь животных

Список персонажей серии мультсериалов «Total Drama Series» — В этой статье содержится информация о персонажах серии мультипликационных сериалов «Total Drama Series». Содержание 1 Появившиеся в «Остров отчаянных героев» 1.1 Участники … Википедия

Пятый сезон мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны» — транслировался 13 апреля 2007(19 февраля 2007) по 13 октября 2008 года (19 июля 2009 года). Это последний сезон, состоящий из 20 эпизодов. # Дата выхода Название Краткое содержание 81 13 апреля, 2007 Friend or Foe (Друг или враг) Мистер Крабс… … Википедия

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Инвестор — (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

Читайте также:  Как избавиться от запаха духов в носу

Трейдер — (Trader) Трейдер это биржевой спекулянт Трейдер: торговля ценными бумагами, трейдинг (trading) Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Дзен-буддизм — Буддизм Культура История Люди Страны Школы Храмы Терминология Тексты Хронология Проект | Портал … Википедия

Дзен — Буддизм Культура История Люди Страны Школы Храмы Терминология Тексты Хронология Проект | Портал … Википедия

Дзэн-буддизм — Буддизм Культура История Люди Страны Школы Храмы Терминология Тексты Хронология Проект | Портал … Википедия

Цветочная проповедь Будды — Буддизм Культура История Люди Страны Школы Храмы Терминология Тексты Хронология Проект | Портал … Википедия

источник

Если вы побываете на моих тренингах и вебинарах по преодолению стрессов и страхов, и выполните все приведенные необходимые упражнения, то в результате вы избавитесь от большей части своих страхов, а оставшиеся станут намного слабее. Однако, прежде чем вы сделаете это, мне хотелось бы обратить ваше внимание на положительную роль страхов для человека.

На первый, поверхностный взгляд, страх несет мало приятного человеку — он приносит ему неприятные ощущения, лишает радости, не дает делать многие приятные вещи и может приводить к психосоматическим заболеваниям.

Но страх, как выясняется, может быть и полезным. Первоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции с целью защиты организма человека от всевозможных опасностей первобытной жизни. Но потом, когда человек изменил природу и построил вокруг себя новую среду обитания, реакция страха начала давать сбои и приводить ко всяческим неприятностям.

Страх, как и боль – это сторожевой пес организма, который предохраняет его от вредоносного воздействия извне, от рискованных поступков и опасности, тем самым, помогая сохранить здоровье и благосостояние. Разберем же ту пользу, которую организм должен был изначально извлечь из реакции страха, и посмотрим, в каких случаях страх полезен для человека, а в каких приносит ему вред.

Во-первых, страх спасает нам жизнь , останавливая перед опасной ситуацией. Мы не заплываем далеко в море, не суем пальцы в розетку и стараемся не ходить по темным переулкам в одиночку. Как гласит древняя сомалийская пословица «Мать труса сына не теряет» — и в этом плане страх полезен для жизни и здоровья человека.

Во-вторых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Страх резко увеличивает физические силы, повышает четкость и ясность мышления. В страхе человек способен предпринять то, что без страха ему кажется невозможным. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, улучшающего снабжение мышц кислородом и питательными веществами, что позволяет им развивать большую мощность.

Во-третьих, страх выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка . Страх перед наказанием сдерживает проявления первичной биологической агрессии, а также удерживает многих граждан в рамках закона. Страх перед наказанием является основной сдерживающей силой для людей, намеревающихся нанести вред чужому имуществу или здоровью. Примером тому являются вспышки мародерства и насилия, сопровождающие почти любые экстремальные события. Одна клиентка как-то призналась мне, что во время посещения блошиного рынка в Париже у ней вдруг возникло непреодолимое желание украсть с прилавка понравившуюся статуэтку — хотя она могла позволить ее купить. Продавщица на минуту отвернулась и….. Но потом она подумала о полиции, испугалась — и сохранила свое честное имя, а также избавилась от возможных неприятностей.

В-четвертых, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий . Страх активизирует работу памяти и делает ее следы особо прочными. Так, наши предки запоминали места, где они подвергались нападению диких зверей или людей из враждебного племени. Другой пример: ребенок, который обжегся один раз у открытого огня, долго помнит об этом.

Пятое важное, значение страха — возможность действовать в условиях недостатка информации, когда ее не хватает для принятия всесторонне продуманного решения. Тогда стратегию поведения диктует страх. Если мозг не знает, что предпринять в критической ситуации, а у разума нет взвешенного и проверенного логикой рецепта, то организм предпочитает довериться вековому опыту инстинктов и эмоций.

Еще одна, шестая положительная роль страха — обострение под его действием всех органы чувств человека , что позволяет видеть или даже предчувствовать мельчайшие признаки опасности. Польский психотерапевт А. Кемпински писал по этому поводу: «Иногда у некоторых людей можно наблюдать способность предугадывать грозящую опасность: в картине действительности нет ничего, чтобы могло на нее указывать, а, тем не менее, появляется беспокойство, которому сопутствует во сне или наяву картины приближающегося несчастья. В этом случае подпороговые раздражители, не проникающие в сознание, могут сигнализировать об угрожающей опасности».

Еще одно, седьмое, положительное значение страха заключается в том, что через преодоление его может происходить совершенствование человека . Как писал Фриц Риман, «если мы наш мучительный страх будем понимать также как указание на необходимость поиска ошибок в собственном поведении или как боязнь новых требований жизни, вследствие которых мы не решаемся на новый шаг в своем развитии, мы должны принять и понять его как приглашение к выходу на новую ступень нашего развития, как призыв к новой свободе и, вместе с тем, к новому порядку и новой ответственности. В этом смысле мы должны рассматривать страх в его позитивном, творческом аспекте, как инициатора перемен». Я, например, с детства боялся высоты, так как залез однажды на высокий тополь и долго не мог слезть оттуда. А в результате — чтобы избавиться от этого страха я прыгнул с парашютом — после чего моя самооценка возросла.

Так что, дорогие подписчики, если вы намереваетесь совсем избавиться от своих страхов, подумайте – может быть, вы оставите себе небольшое количество этого верного сторожа, который охраняет вашу жизнь, здоровье и имущество? Ведь мы не будем убивать не к месту лающую собаку, которая виновата лишь в том, что слишком усердно охраняет хозяйское добро?

Хорошая статья, особенно понравилась идея о страхе, как о возможности самосовершенствования.

источник

Обучающий тренинг по НЛП и АТ в Воронеже — с 8 по 22 ноября 2018 г.

«Базовые техники нейролингвистического программирования (НЛП) и аутогенной тренировки (АТ)» (1 ступень)

Программа 1-й ступени включает в себя базовые навыки практикующего психолога: установление быстрого контакта с клиентом, выявление его проблем и запросов и калибровку его невербальных реакций, а также эффективные методы саморегуляции как психолога, так и его клиента (технику якорения ресурсных состояний), а также работа с негативными состояниями прошлого.

Продолжительность обучения на первой ступени НЛП+АТ: три аудиторных занятия (12 академических часов) + 12 часов самостоятельной работы + 2 часа дистанционных консультаций. Общая продолжительность — 26 часов.

Программа занятий тренинга «Базовые техники нейро-лингвистического программирования и аутогенной тренировки»

Тема 1 — Выстраивание стратегии успешной жизни. Правила постановки жизненных целей, с помощью которых вы сможете быстрее достигать того, чего захотели. Определение жизненных целей и ресурсов, необходимых для достижения успеха. Выявление подсознательных программ и внутренних принципов. Основные принципы психотерапии. Генератор нового поведения. Базовые постулаты НЛП. Основы аутогенной тренировки.

Тема 2 — Умение управлять своим эмоциональным состоянием – становиться уверенным при разговоре с важным человеком, спокойным на экзамене, и пр. Ресурсы подсознания. Получение доступа к внутренним ресурсам. Метод «якорения» для изменения функционального состояния. «Калибровка» – как способ распознать эмоции других людей. Техника прокачки жизненной энергии. «Аутогенное состояние». Работа с дыхательными техниками в рамках аутотренинга.

Тема 3 — Умение наладить психологический контакт с людьми и понимать механизмы их мышления (в том числе то, что люди обычно скрывают). Системы восприятия: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Совершенствование калибровки. Основы «подстройки» под собеседника. Подстройка под дыхание. Переход от «подстройки» к «ведению». Методы вербальной и невербальной подстройки. Раппорт. Работа с неприятными воспоминаниями – как изменить отношение к негативным событиям прошлого. Аутогенная тренировка – приемы мышечной релаксации.

Дополнительно: Раздаточный материал (описание техник) и кофе-брейк включены в базовый вариант. После завершения тренинга участники в течение 2 недель получают бесплатную консультацию по электронной почте по вопросам применения методик.

Ведущий: профессор психологии ВФ МГЭУ Юрий Щербатых, автор книг «Психология страха», «Психология успеха», «Стресс и счастье на одну букву», «Психология любви и секса» и др.

Заявку на участие в тренинге (бронирование места в группе) присылайте на почту rzbo@yandex.ru. Чтобы узнать подробности, звоните по тел. 8-920-214-1096

Мало кто из людей задумывается о том, что у него в голове есть самая настоящая «Машина времени», на которой можно путешествовать как в прошлое, так и будущее. Это устройство находится в нашем мозге и работает с помощью таких процессов, как Память, Представление, Воображение и Мышление. Давайте разберем риски и возможности таких путешествий по линии времени:

Благодаря особому устройству нашей психики мы можем мысленно отправиться в наше прошлое и заново испытать и пережить какие-то события своей жизни – причем порой так ярко, что способны не только увидеть мысленным взором все детали, но и пережить те же самые эмоции, что испытывали когда-то. Мне могут возразить, что прошлое уже завершено, и значит туда нет доступа. Физически так, но ментально, в своей памяти мы можем снова и снова переживать какие-то событие, особенно, если оно было наполнено сильными эмоциями. Ведь у нас в мозге осталась запись этих событий, которую мы, подобно видеофильму на диске, мы можем просматривать многократно. Такое свойство мозга может быть и благом и горем. Если мы вспоминаем приятные и волнительные события в нашей прошлой жизни – это доставляет нам удовольствие, но если в памяти с пугающей навязчивостью, раз за разом всплывает какой-то страшный или трагический эпизод, от которого мы не можем отделаться – то это может серьезно отравлять жизнь. Читать далее →

Фрагмент из книги Юрия Щербатых «Как работает наш мозг». (Популярная психология). — Воронеж. 2018.

Уверенность в себе – важная часть успешной и счастливой жизни человека. Отсутствие уверенности влечет за собой тревоги, страхи, зависимость от мнения окружающих, проблемы в личной жизни, замедление карьеры и финансовые проблемы.

Уверенность особенно нужна, когда у нас не хватает информации об исходе будущего дела, и этот недостаток информации должен быть заполнен верой в то, что у тебя все получится.

Всего насчитывается семь основных предпосылок уверенности, которые вы можете развить у себя:

1.Наличие навыков выполнения определенных действий. – Чем чаще мы делаем какое-то дело, тем больше у нас уверенности, что мы сделаем это хорошо в следующий раз. Поэтому в некоторых случаях нужно просто больше тренироваться и уверенность появиться и укрепится сама по себе. Например, мои первые публичные выступления были сущей пыткой, но сейчас, когда у меня накопился огромный опыт общения с людьми, я полностью уверен, что справлюсь с большой аудиторией.

3.Анализ ситуации и поиск факторов, повышающих вероятность успеха. – В случае возникновения тревоги и неуверенности, подумайте, какой информации и каких ресурсов вам не хватает, и позаботьтесь о восполнении недостающего. Просчитайте возможные неблагоприятные варианты и примите превентивные меры, которые позволят подстраховаться, если ситуация пойдет не так.;

4.Склонность к оптимизму. — Повторите про себя 50 раз мантру «Все будет хорошо!» с соответствующей интонацией – и вы убедите мир и самого себя, что все так и будет.

5.Высокая самооценка – прокачивайте свою самооценку с помощью упражнения «солнышко моей уверенности» (Упражнение №1);

Аннотация к книге Юрия Щербатых «Как работает наш мозг? Популярная психология»

Вы интересуетесь психологией и хотите лучше понимать себя и других людей? Вы хотите узнать, как устроен и работает ваш мозг, чтобы использовать его более эффективно? В новой книге профессора психологии Юрия Щербатых даны ответы на несколько десятков вопросов о роли мозга в психической жизни человека. Вы узнаете, чем похожи мозг и компьютер, что такое «шестое чувство», существует ли телепатия, что означают сновидения, откуда берутся фобии, зачем людям нужны эмоции и многое другое. В этой книге вы найдете полезные рекомендации о том, как стать более уверенным в себе человеком, как победить лень и как справляться со стрессами. Чтение книги расширит ваши знания о себе и своем мозге, и поможет сделать жизнь более успешной и счастливой. Книга состоит из 60 интригующих вопросов по психологии и нейрофизиологии, и ответов на них, а также содержит большое количество иллюстраций (более ста). Вот примеры вопросов, на которые отвечает книга: Читать далее →

Плохие воспоминания – неприятное явление, с которым сталкивался, наверное, каждый человек. При этом иногда люди говорят: «Хочу забыть прошлое!», и задают вопрос: «Как избавиться от воспоминаний?». Можно, в принципе, стереть нежелательные воспоминания или заблокировать их с помощью гипноза — но это не лучший вариант. В этом случае мы будем обречены повторять прошлые ошибки и наступать на те же грабли. Гораздо эффективней ослабить силу неприятных, тягостных, раздражающих воспоминаний, чтобы не повторять ошибок прошлого., а извлекать из них уроки.

Это можно сделать с помощью техник НЛП (нейролингвистического программирование). Одной из самых простых техник, позволяющих сделать это, является техника «диссоциирования» в совокупности с применением техникой изменения «субмодальностей», что позволяет так меняет плохие воспоминания, что они становятся слабыми и не могут мучить человека картинами прошлого. В отличие от многих техник НЛП, где обязательно требуется специалист-психолог, владеющий методами НЛП, данную технику (которая дается в видео в конце статьи) может сделать сам человек.

Читайте также:  Как избавится от заговора на разлуку

Поэтому, если у вас есть в прошлом то, что вы хотите забыть, но не можете, или не хотите повторять тех же ошибок — просто посмотрите это видео и выполните данное упражнение точно по алгоритму, который дан в конце видео. Три позиции восприятия помогут вам избавиться от плохих воспоминаний. Видео записал профессор психологии Юрий Щербатых. Все вопросы можете написать в YouTube под видео – и я на них обязательно отвечу.

Если у кого-то возникают проблемы перед ответственными событиями, неуверенность в своих силах и вы рисуете в голове мрачные картины провала — то эта техника для вас.

«Генератор нового поведения» – простая и эффективная технология НЛП, обращенная в будущее, и созданная Р. Бендлером в рамках нейролингвистического программирования. «Генератор» – это способ программировать себя на успех, способ создавать в мозге программу успешных действий, которую мы выстраиваем как режиссеры собственной жизни. Убежден, что программировать себя на успех можно и нужно, и данная методика — отличный способ научится это делать.

Посмотрите короткое видео с алгоритмом техники и обязательно сделайте ее перед ответственным событием. Вы удивитесь, насколько успешней будут ваши действия!

В этом видео дается иллюстрированное описание техники НЛП «Изменение личной истории», которая позволяет изменять воспоминания человека, если эти воспоминания мешают человеку быть счастливым и провоцируют его на повторение прошлых ошибок. Эта методика очень хорошо работает со слабыми или умеренно выраженными фобиями, с повторяющимися негативными эмоциями и т.д.

При выполнении техники постановки «якоря» (техники «ресурсного якорения», «интеграции якорей», «изменения личной истории» и пр.) необходимо придерживаться следующих правил:

  • Терапевт сидит сбоку от клиента.
  • Подстройка по позе, дыханию, темпу и тембру речи.
  • Понять карту клиента, войти в нее, и работать исходя из его модели мира.
  • Использовать слова и выражения клиента.

1. Перед началом техники обязательно предупреждаем клиента, что будем его касаться, и получаем соответствующее разрешение.

2. Предварительно проверяем место будущих касаний – убеждаемся, что там уже не стоят «якоря» из предыдущей жизни клиента.

3. Якорь ставится так, чтобы мы смогли его четко повторить (используем маркеры на одежде) – в том же месте и с той же силой прикосновения.

4.Для входа в нужное психическое состояние используем фразу: «Представьте себе эту ситуацию как можно более подробно: УВИДЬТЕ, — УСЛЫШЬТЕ, — ПОЧУВСТВУЙТЕ» то, что было с вами тогда» + Убедитесь, что человек ассоциирован, а не смотрит со стороны!

5 .Когда клиент входит в нужное состояние, мы обязательно калибруем его по невербальным признакам.

6. Длительность касания положительного якоря – 10-15 секунд, отрицательного – 5-7 секунд.

7. Между отдельными входами в различные психические состояния возвращаем клиента в текущую реальность. Предлагаем клиенту встать и подвигаться.

  1. Проверка якоря: «Теперь закройте глаза и прислушивайтесь к своим ощущениям (терапевт касается якоря). Это похожее чувство?»

23 января в Воронеже запускается традиционный ежегодный курс по НЛП.

Меня время от времени спрашивают: Почему я более 20 лет являюсь сторонником НЛП? И чем техники НЛП полезны в нашей жизни? Дело в том, что у большинства людей встречается набор типичных психологических проблем, отравляющих жизнь и лишающих их счастья, успеха и радости бытия.

Как узнать, пригодится ли вам НЛП? Посмотрите список внизу, и, отметьте для себя, если какие-то из перечисленных проблем имеют к вам отношение:

  1. Вы не раз ставили перед собой жизненные цели, но почему-то не смогли достичь большинства из них?
  2. Вы не всегда понимаете других людей, хотя очень хочется этому научиться? Порой люди скрывают от вас свои намерения, и вы хотели бы иметь инструменты для распознания скрытых мыслей собеседника?
  3. Иногда вам очень нужно установить психологический контакт с определенными людьми, но почему-то это не получается – хотя вы очень стараетесь?
  4. Бывают моменты, когда кто-то выводит вас из себя, и вы чувствует страх, раздражение, злость или беспомощность, а вам хотелось бы быть спокойным и уверенным в себе? Вы хотите научиться менять страх и раздражение на спокойную уверенность и смелость?
  5. В вашем прошлом есть несколько не лучших моментов, о которых хотелось бы забыть. Но прошлое не отпускает от себя и время от времени напоминает о себе неприятными воспоминаниями или плохими снами. Вы хотите научиться переписывать свое прошлое, меняя его с плохого на хорошее?
  6. Вам кажется, что вы способны на большее, чем имеете на настоящий момент? Вам не кажется, что ваше восприятие мира не совсем адекватно, и вы хотите, наконец, изменить свою жизнь к лучшему, избавившись от вредных ментальных вирусов, внедренных в ваш мозг другими людьми?
  7. У вас были в жизни моменты, когда вам одновременно хотелось двух вещей, когда вы не могли принять важное решение, и вас раздирал на две части внутренний конфликт? Вы хотите обрести внутреннюю гармонию и научиться разрешать внутренние противоречия?

Если вы положительно ответили, хотя бы на три из этих семи вопросов, то вам нужен этот тренинг по нейролингвистическому программированию (НЛП).

Подробности и программа обучающего курса — ЗДЕСЬ

Тренинг «Базовые техники нейролингвистического программирования (НЛП)»

Программа позволяет за два месяца освоить наиболее полезные техники НЛП, необходимые в качестве инструмента саморегуляции или для психологической помощи людям практикующими психологами.

Продолжительность: 6 недель аудиторных занятий + 2 недели дистанционных консультаций. Общая продолжительность — 48 часов. Аудиторные занятия проходят 1 раз в неделю + поддержка по E-Mail.

Программа занятий тренинга

Тема 1 — Выстраивание стратегии успешной жизни. Правила постановки жизненных целей, с помощью которых вы сможете быстрее достигать того, чего захотели. Определение жизненных целей и ресурсов, необходимых для достижения успеха. Выявление подсознательных программ и внутренних принципов. Работа с неадекватными и неэффективными установками личности. Преодоление ошибочных фильтров сознания и негативных установок личности. Основные принципы психотерапии. Аутогенное состояние и введении в транс.

Тема 2 — Умение управлять своим эмоциональным состоянием – становиться уверенным при разговоре с важным человеком, спокойным на экзамене, и пр. Ресурсы подсознания. Получение доступа к внутренним ресурсам. Метод «якорения» для изменения функционального состояния. Техника «интеграции якорей» как метод преодоления негативных состояний. Основы «подстройки» под собеседника. «Калибровка» – как способ распознать эмоции других людей. Техника прокачки жизненной энергии. Аутогенная тренировка (1).

Тема 3 — Умение наладить психологический контакт с людьми и понимать механизмы их мышления (в том числе то, что люди обычно скрывают). Системы восприятия: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Совершенствование калибровки. Подстройка под дыхание. Переход от «подстройки» к «ведению». Методы вербальной и невербальной подстройки. Раппорт. Работа с клиентом. Базовые приемы косвенного внушения. Аутогенная тренировка (2).

Тема 4 — Улучшение прошлого и моделирование желаемого будущего. «Переписывание» плохих событий в памяти. Работа с субъективной «линией времени». Методы воздействия на восприятие прошлых событий. Техника изменение личной истории. Техника «Генератор будущих событий» — построение программы желательной будущего. Аутогенная тренировка (3).

Тема 5 – Новые способы восприятия мира. Субмодальности восприятия и их использование. Техника «взмаха». Метод диссоциирования от психотравмирующих событий (быстрое лечение фобий). Базовые принципы эриксоновского гипноза. Виды косвенного внушения. Аутогенная тренировка (4).

Тема 6 – Способы решения внутренних конфликтов. Работа с субличностями. Техника «Интеграция конфликтных частей». Техника «Круг совершенства». Аутогенная тренировка (5).

Целевая группа: студенты психологи и медики старших курсов; психологи; преподаватели (психологи и педагоги); врачи (терапевты и неврологи); бизнес-тренеры, спортивные тренеры.

Продолжительность: Общая продолжительность тренинга — два месяца: 6 недель обучения + 2 недели сопровождения. Аудиторная работа – 24 часа. Самостоятельная работа – 24 часов. Общая продолжительность курса – 48 часов.

Дополнительные условия: — Раздаточный материал (описание техник) и кофе-брейк включены в базовый вариант. — После завершения тренинга участники в течение 2 недель получают бесплатную консультацию по электронной почте по вопросам применения методик.

Ведущий: профессор психологии ВФ МГЭУ Юрий Щербатых, автор книг «Психология страха», «Психология успеха», «Стресс и счастье на одну букву», «Психология любви и секса» и др.

Время занятий: Тренинг начинается 23 января (вт). Занятия проводятся один раз в неделю в вечернее время.

Заявку на участие в тренинге (бронирование места в группе) присылайте на почту rzbo@yandex.ru. Тел. для справок – 8-920-214-1096


Зарегистрируйся на сайте
и получи книгу в подарок


«Аптечка скорой помощи
при стрессе»

источник

2.3.1 Общее описание социальных страхов

Замещение биологических страхов на социальные происходит достаточно постепенно, но необратимо. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых халатах, причиняющих боль. Вместе с поступлением в школу возникают страхи учителей, не выученных уроков и опозданий, а так как пчелы или огонь «кусают» реже, чем ругает строгий учитель или суровый отец, то и боятся последних сильнее. И, со временем, социальные страхи выходят на первое место, как об этом точно писали братья Вайнеры в замечательном романе «Лекарство против страха»:

«А чего именно мы все люди, страшимся? В чем гнездится и как проникает в нас микроб Страха? Пугают волки из сказки и живые крысы. Сдвинутые брови учителя и его карандаш, ползущий по классному журналу в поисках твоей фамилии, когда не выучен урок. Исчезает в прошлом классный журнал, но остаются сдвинутые брови и желваки на щеках начальства. Сколь многого еще боятся люди! Драчливых ребят во дворе, а потом хулиганов на улице. Насмешки соседской девчонки, которые потом перерастут в боязнь, всегдашний страх перед женщиной. Пугают болезни, неудачи, неприятности на службе, страшит хамство швейцаров и дерзость таксистов, сивушная потная вонь насильника и светлый талант ученого коллеги — соперника, ужасает мысль о смерти, стараешься не думать о старости и бессилии, прошибает холодный пот от ночных телефонных звонков и телеграмм на рассвете. »

Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи и типа общества. Например, в XVIII веке страх прослыть трусом у дворянина, получившего вызов на дуэль, был сильнее страха вероятной смерти, почти неизбежной, если противник был заведомо сильнее. И человек выходил под выстрел пистолета или удар шпагой, и погибал с мыслью, что его не назовут трусом.

Возвращаясь к разделению страхов на «биологические» и «социальные», следует отметить, что специфика последних заключается, во-первых, в их опосредованном характере (когда объекты, вызывающие страх не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку), а во-вторых, в их чрезвычайной распространенности. Все люди, в большей или меньшей степени, боятся болезней и смерти, страшатся бедности и возможности возникновения войны.

Для исследования структуры страхов, существующих у людей, в Воронежской медицинской академии была разработана специальная анкета, которая охватывала 24 темы, из числа наиболее часто вызывающих у людей тревогу и беспокойство. Всего было обследовано несколько сот человек разного пола, возраста и социального положения, что позволило получить широкую и точно выверенную картину страхов, существующих в современном обществе.

В результате было установлено, что наиболее актуальным страхом в обследуемой популяции был страх за здоровье своих близких. На втором месте стоял страх возможной войны, на третьем — страх перед преступностью. Затем последовательно на 4, 5, 6 и 7-м местах стояли страх бедности, страх некоторых животных (пауков, змей и т. д.), страх возможных неблагоприятных изменений в личной жизни, страх перед начальством. Оказалось, что людей по-прежнему пугает кладбище (8-е место), они испытывают страх перед болезнями (9-е место) и перед публичными выступлениями (10-е место). Это, конечно же, усредненные данные по всем обследованным группам, и для каждого возраста, для мужчин и женщин существуют «свои страхи», но подробный анализ этого явления выходит за рамки данной книги.

Среди множества социальных страхов можно выделить восемь главнейших разновидностей, образующих четыре пары страхов.

2.3.2 Страхи руководства и подчинения.
Страх начальника.
Страх перед начальником, боссом, шефом, командиром, учителем и т. д. является типичной разновидностью социальных страхов. Человеческое общество носит иерархический характер: кто-то командует, а кто-то вынужден подчиняться. Степень власти начальника постепенно менялась в процессе истории, и сейчас начальник не может казнить раба, как это было в эпоху античности, не имеет права применять телесные наказания, но он может лишить премии, уволить или просто повысить голос. Казалось бы, что тут страшного: не нравится начальник — поменяй работу и найди себе другого, но для многих неуверенных в себе людей такой вариант кажется неприемлемым. Вот и приходится им терпеть и бояться своих начальников, а те прекрасно чувствуют это и пользуются своей властью. Таким образом, у некоторых людей создается и закрепляется ложное ощущение, что их начальник обладает властью казнить и миловать, может ругать и наказывать, и от него зависит жизнь и благополучие работника. Людям, для которых характерен страх начальника, можно посоветовать попробовать различные способы его преодоления

Читайте также:  Как избавиться от сыпи на теле ребенка

Страх ответственности.
Он может принимать форму страха ответственности за порученное дело, организацию, спортивную команду, семью, своих подчиненных. Медицинские исследования показывают, что страх ответственности оказывает существенное влияние на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. По подсчетам специалистов, этот страх, послуживший отправной точкой миллионов случаев гипертонии, атеросклероза, язвы желудка, инфарктов и инсультов, унес больше человеческих жизней, чем все войны на Земле. Страх ответственности практически, не имеет под собой биологических корней, а обусловливается почти исключительно социальными механизмами. Сущность этого страха заключается в том, что, принимая какое-то важное решение, человек берет на себя ответственность за его последствия, а в случае неудачи ему не только грозит осуждение или наказание со стороны социума, но, что еще хуже, зачастую он обречен на длительные самообвинения, способные отравить всю последующую жизнь. Именно поэтому многие люди не любят принимать ответственных решений, предпочитая, чтобы за них это делали другие.

Данное положение можно проиллюстрировать на примере показателей сердечно-сосудистых реакций у участников космических программ. В июле 1969 года человек с Земли впервые вступил на поверхность другого космического тела. Понятно, какая ответственность легла на плечи астронавтов, участвующих в этом историческом полете. Приборы, регистрировавшие показатели здоровья пилотов, показали, что в момент посадки на Луну пульс у астронавта Армстронга достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Можно было бы предположить, что таким образом сердечно-сосудистая система реагирует на опасность, связанную с процедурой космического полета. Но это не совсем так, поскольку во время спуска советского лунохода с посадочной площадки частота пульса у членов наземного экипажа также резко повысилась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было — они сидели в мягких креслах Центра управления космическими полетами за сотни тысяч километров от лунохода.

Как показали наши исследования, «страх принятия ответственных решений» в большей степени выражен у женщин, чем у мужчин и постепенно уменьшался с возрастом. Компьютерный анализ показал, что люди, для которых характерен этот вид страха, также страдают страхом перед публичными выступлениями и страхом перед начальником.

2.3.3 Страхи успехов и неудач.
Страх неудачи
Этот страх связан с опасением претерпеть неудачу на каком-то поприще будь то карьера, бизнес, учеба или личная жизнь. К этой группе относится широко распространенный среди студентов страх перед экзаменами, о котором мы подробно расскажем дальше. Как писал американский психотерапевт Д. Бернс, «мысль о том, что приложение усилий не приведет ни к какому результату, довлеет над личностью, заставляя отказаться даже от попыток». Стойкий страх провала может быть связан с различными факторами, главными из которых являются:
· тенденция делать общие выводы из единичных фактов («Если у меня это не получилось, то я не справлюсь уже ни с чем»),
· оценка по конечному результату, когда не учитывается индивидуальные особенности человека, а ярлык «успеха» или «поражения» наклеивается вне зависимости от затраченных усилий.

В группу страхов перед неудачами как отдельная разновидность входит страх начинания. Этот весьма распространенный страх, по-видимому, испытывали все люди и не один раз, только не все в нем признавались. Даже знаменитый Юлий Цезарь, согласно преданию, долго стоял в раздумьях перед маленькой речкой под названием Рубикон. Переправа через нее с легионами означала войну с Римом, результатом которой была альтернатива: победа и слава или смерть и позор. Так как никто на тот момент не гарантировал Юлию Цезарю победу, то можно предположить, что он испытывал определенный страх перед своим будущим поступком.

У нас, в отличие от этого легендарного императора, поводы для страха перед каким-то новым дело не столь масштабны: первый урок молодого учителя, первое свидание юной девушки, первые шаги в собственном бизнесе, устройство на работу, выступление с презентацией, свадьба, ответственное соревнование и т. д. Все эти события объединяет то, что они являются новыми для человека, важными для него, а значит — пугающими. Страх услужливо подбрасывает сознанию разные варианты провала, и напуганное сознание послушно просматривает один вариант фиаско за другим.
Приносит ли это пользу человеку, собирающемуся совершить нечто новое? Конечно, нет! Может ли подобный мысленный перебор пугающих вариантов привести к реальному провалу? Конечно, да! Поэтому перед началом нового дела попробуйте применить следующий принцип действия.

Рекомендация:
Разделите весь период подготовки к новому событию на три части во временном соотношении 40% : 20% : 40%. Сначала сосредоточьтесь на своих сильных сторонах, которые могут помочь вам справиться с поставленной задачей. Подумайте, какими качествами, свойствами и ресурсами обладаете? Какой опыт прошлой жизни можете использовать в предстоящем деле? Какие факторы повышают ваши шансы на успех?
Следующий период времени посвятите разбору возможных нештатных ситуаций и способов их устранения. Помните, что всего на свете предусмотреть невозможно, поэтому ограничьтесь тремя-четырьмя наиболее вероятными препятствиями на вашем пути. Прикиньте реальные шансы на возникновение неблагоприятных событий (обычно они составляют не более 5-10%). Продумайте вашу реакцию на эти ситуации.
Так как вероятность успеха вашего начинания достаточно велика (иначе вы бы не начинали дело), то последний период времени вы должны посвятить мысленному представлению о вашем успехе. Подумайте, каким уверенным вы можете быть, как убедительно будете говорить, как будете излучать дружелюбие и оптимизм. В последний период времени нужно думать исключительно об успехе, а если вы и представите себе 1-2 раза нежелательный вариант развития событий, то тут же вы должны мысленно отработать удачный ответ на нештатную ситуацию, который вы придумали на втором этапе подготовки.

Разновидностями страха перед неудачами являются:
а) Страх получить отказ , из-за которого некоторые люди не просят других людей им помочь, а те, порой, и не догадываются о желаниях подобных «стеснительных» людей, хотя вполне могли бы сделать для них какое-то доброе дело.
б) Страх бедности , из-за которого люди копят деньги, отказывая себе во всем, а когда решаются тратить, то время уже упущено.
в) Страх не суметь заплатить долги , из-за которого люди не берут кредит, упуская выгодные возможности, в то время как накопленные сбережения «съедает» инфляция.
Со всеми этими страхами можно бороться сходным образом: концентрируясь на своих сильных сторонах и рисуя в сознании оптимистичные варианты развития событий. Если же вы хотите обезопасить себя он возможных неприятностей, то неблагоприятные варианты следует рассматривать как бы со стороны, отключая на это время эмоциональную половину мозга.

2.3.4 Страхи близких социальных контактов.
Страх одиночества
Немецкий ученый Фриц Риман считает, что каждого человека характерны две противоположные тенденции. Первая тенденция связана с желанием индивидуума отграничить себя от остальной человеческой массы и реализовать себя как отдельную личность, что в итоге неизбежно вызывает страх изоляции и одиночества . Вторая тенденция подразумевает самоотречение и самоотдачу, слияние с окружающими людьми . Как пишет Ф.Риман, с этими понятиями связаны все страхи, заключающиеся в боязни утраты собственного «Я», которые возникают при необходимости самоотдачи. Страх одиночества особенно остро испытывают люди, которым психологически трудно быть одним. Сюда же относится страх потери близкого человека . Данный вид страха может испытывать девушка, влюбленная в своего парня и опасающаяся, что он может бросить ее, родители, которые боятся, что их взрослеющие дети уедут учиться в другой город и т. д.

Подобные страхи характерны для личностей, которые изначально стремятся к самоотдаче, доверительным близким контактам, и у которых присутствует страстное желание любить и быть любимым. Ф. Риман относил таких людей к «депрессивным» личностям, указывая, что подобные люди легко соскальзывают в депрессию, если им отказывают в любви. Он писал: «Депрессивные личности стремятся достичь максимальной близости и, по возможности, удержать ее. У них так мало развиты эгоистические стремления, направленные на обеспечение «Я», что любая дистанция, любое отдаление и разъединенность с партнером вызывают у них страх, и они делают попытки уменьшить расстояние. Отдаление от партнера означает для них оставленность, покинутость и заброшенность, что может привести к глубокой депрессии вплоть до отчаяния». Причиной страха одиночества является сепарационная тревога .

Страх одиночества, понимаемый в глобальном плане, может принимать различные формы: страха критиковать другого человека, боязни конфликтов, страха проявления своих чувств, страха перед разводом и т. д.
Некоторые виды страха, которые носят комплексный характер, также включают в себя элементы этого переживания. Например, страх потерять работу вызван, с одной стороны — неуверенностью в себе, с другой — опасением за свое материальное положение, а с третьей — опасением потери социальных контактов, то есть — одной из разновидностей страха одиночества.

Страх негативной оценки (застенчивость)
Одним из вариантов поведения, сопряженного со страхом перед оценкой другими людьми, является застенчивость. В какой-то мере застенчивость можно отнести к предыдущим страхам перед социальными контактами, но для такого человека его оценка со стороны окружающих играет важнейшую роль. Любопытный способ работы по преодолению застенчивости предложил Ф. Перлз.

Как писал в своей монографии главный эксперт в этой области Филип Зимбардо, «быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их неизвестности и неопределенности; начальства, наделенного властью; представителей другого пола из-за потенциальной возможности интимного контакта». Он также обращает внимание на то, что причиной застенчивости может быть сильный страх, испытанный в детстве ребенком, страх, заставляющий его впоследствии избегать инициативы в контактах с другими людьми. В подтверждении этому Ф.Зимбардо приводит свидетельство одного из участников его семинара по исследованию застенчивости: «Причина моей застенчивости — в моем отце, человеке необузданного нрава, который не принимал ничего, что мы старались сделать для его удовольствия; он всегда говорил так властно, что никто не решался его ослушаться. Так что на многие годы я стал застенчивым просто от страха!».

Другие специалисты полагают, что застенчивость и страх — явления разного порядка, например, толковый словарь русского языка С.Ожегова и Н.Шведовой определяет застенчивого человека как «стыдливо-робкого, смущающегося», что, хотя и не эквивалентно «трусливому», однако достаточно близко к нему. Сам Ф.Зимбардо отмечает, что застенчивость может проявляться в различных формах — от легкого дискомфорта до необъяснимого страха.

По данным американских психологов, около 40% американцев считают себя в той или иной мере застенчивыми, а 4% испытывают достаточно выраженный страх в «критических» для них ситуациях. Это люди, которые испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-нибудь публично. Они столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них — убежать и спрятаться. Этим людям свойственен страх публичных выступлений .

Застенчивость следует с одной стороны отделять от скромности, а с другой — от замкнутости:

Не требует внимания к себе, не напрашивается на социальные контакты
Боится социальных контактов Не нуждается в социальных контактах При необходимости может высказать свое мнение, но редко хочет этого
Не решается высказать свое мнение, даже когда хочет этого Скрывает свое мнение от окружающих, а также игнорирует мнение других о себе Может быть спокоен среди большого скопления народа Всегда напряжен среди большого скопления народа, хотя подсознательно и стремится к нему Избегает большого скопления народа, так как не любит людей

Близким к этому страху является боязнь осуждения со стороны окружающих , где на первый план в сознании выходит не конечный результат его деятельности, а реакция ближайшего социального окружения. В этом случае, по мнению человека, попытка сделать что-то новое, оказавшаяся ошибочной, будет встречена с осуждением. Как отмечает Д. Бернс, риск отвержения кажется настолько реальным, что неуверенный в себе человек принимает такой низкий уровень притязаний и деятельности, какой только возможен. Лозунг «Кто не играет, тот не проигрывает» становится ведущим, в то время как задачей психолога, занимающегося с таким человеком, является его замена на утверждение: «Тот, кто ползет — не падает, падает тот, кто бежит». Такой поворот мысли должен дать почувствовать пациенту, что при прежней стратегии поведения у него нет никаких шансов добиться успеха в жизни.

К этой же группе страхов относится боязнь говорить в обществе малознакомых людей , из-за которой многие, в общем-то, неглупые люди обрекают себя на тягостное молчание в обстановке, где вполне могли бы блеснуть знаниями или свежим анекдотом.

Для некоторых людей характерен страх выглядеть хуже других из-за старой или немодной одежды, отсутствия украшений (у девушек). По этому поводу вспоминается героиня одного из романов Ремарка. Когда ее друг поинтересовался, как ей удается при недостатке средств приобретать столь элегантную и стильную одежду, та призналась, что ее платья на самом деле стоят копейки, хотя и кажутся дорогими. Она раскрыла ему секрет своей элегантности, который стоит запомнить людям, страдающим из-за своих комплексов: «Дешево выглядит лишь то, что носишь без чувства собственного достоинства».

источник