Меню Рубрики

Жестов язык глухонемых самоучитель в картинках

Азбуку для глухонемых людей ещё называют дактильным алфавитом. Термин «дактилология» включает в себя два значения: алфавит и речь.

Алфавит глухонемых представлен на разных языках, в том числе на русском. Ниже показана азбука глухонемых для букв русского алфавита.

Скачать и распечатать
азбуку глухонемых:

Достоверно неизвестно, кто стал создателем алфавита для глухонемых, но есть свидетельства, что пальцевые буквы были изображены еще в латинской Библии. Это говорит об использовании языка глухонемых еще в древности. Есть мнение, что первым обратил внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями речи итальянский лекарь Д.Кардан. Его работа послужила толчком для развития дактильной речи, и к концу 17-го века был создан алфавит с использованием букв «на пальцах».

В России же первая школа с сурдопедагогическим уклоном был открыта в 1806 году под Санкт-Петербургом. В России и США была использована французская методика, которая наложила существенный след в их общем развитии. В Москве такая же школа открыла двери почти через 60 лет.

Много сил на развитие языка жестов было потрачено выдающимися личностями: ведущим специалистом по дефектологии Г.Л.Зайцевой и судрдопреподавателем И.Ф.Гейльманом, который открыл первый в России техникум для слабослышащих и глухонемых.

Жестовая речь со временем стала одним из международных языков и приобрела название Жестуно, которая пользуется актуальностью и по сей день.

В бывшем Союзе республик язык жестов централизованно преподавался в специальных учреждения, школах для плохослышащих, что и обусловило преобладание единого алфавита жестов на этой территории.

В 2012 году сурдоязык получил официальный статус, дающий возможность пройти подготовку или переподготовку преподавателям и просто заинтересованным лицам в спецобразовательных учреждениях. Получить необходимые знания и навыки для общения с людьми, которые плохо слышат или являются глухонемыми, можно в следующих местах:

  • бесплатные занятия может пройти любой желающий в сообществах глухонемых, что позволяет проверить свои знания тут же на практике;
  • многие образовательные учреждения имеют в своих программах и обучающие курсы по изучению языка жестов;
  • в спецшколах, методических центрах можно найти платные курсы, обеспечивающие знаниями и практическими навыками в области Жестино.

Для освоения языка жестов курсы предоставляют три уровня изучения:

  • первый — базовая основа для тех, кто только начинает изучение, даются знания лексических норм и общение вживую;
  • второй — дает более глубокие знания для тех, кто уже освоил базовый уровень;
  • третий — совершенствует навыки лингвистики и синхронного перевода.

По окончании курсов выдается свидетельство с указанием освоенного уровня. Данное свидетельство не является документом, удостоверяющим возможность работы переводчиком жестового языка. Для этого потребуется прохождение уполномоченной комиссии.

В первую очередь язык жестов необходим для людей, которые не могут в силу своих особенностей на равных общаться с членами окружающего их общества. Благодаря азбуке пальцев они имеют отличную возможность общаться друг с другом и близкими им людьми, получать желаемое образование и необходимую информацию.

Знание языка жестов позволяет педагогам обрести работу или дать образование тем, кто в нем нуждается. Зная алфавит глухонемых, можно поделиться секретной информацией в общественном месте. Когда необходимо соблюдать режим тишины, также может выручить пальцевой алфавит.

Алфавит глухонемых позволяет людям переживать все свойственные их сородичам эмоции: влюбленные могут объясниться в своих чувствах, дети поделиться с родными своими достижениями, родители рассказать детям о любви к ним. Язык жестов раскрывает широкие возможности в карьере.

источник

Как известно, изучение языка всегда начинается с теории. Поэтому на первых этапах изучения языка глухонемых вам нужно будет обзавестись самоучителями. С их помощью вы сможете изучить необходимые теоретические основы, которые нужны для владения языком на базовом, то есть начальном уровне. В языке глухонемых основами являются алфавит и собственно слова.

Если вы хотите научиться разговаривать на языке жестов, вам нужно владеть минимальным словарным запасом. На языке глухонемых почти любое слово можно выразить конкретным жестом. Изучите самые распространенные слова, которыми люди пользуются в повседневной жизни, а также научитесь произносить простые фразы.

Для этой цели отлично подойдут специальные онлайн-словари: диктор показывает жест, соответствующий слову, и правильную артикуляцию. Подобные словари можно найти на сайтах, посвященных изучению языка жестов. Но можно пользоваться и словарями книжного формата. Правда, там вы будете видеть жесты только на картинках, а это не настолько наглядный способ изучения слов.

Чтобы разговаривать на языке глухонемых, потребуется также выучить дактильную азбуку. Она состоит из 33 жестов, каждый из которых соответствует определенной букве алфавита. В разговоре дактильной азбукой пользуются не часто, но знать ее все равно нужно: буквенные жесты применяют при произношении новых слов, для которых еще нет специальных жестов, а также для имен собственных (имена, фамилии, названия населенных пунктов и т.п.).

Как только вы освоите теоретическую часть, то есть выучите алфавит глухонемых и будете владеть базовым словарным запасом, вам нужно будет найти способ общения с носителями языка, с помощью которого вы будете тренировать свои разговорные навыки.

Важно понимать, что научиться разговаривать на языке глухонемых без практики – задача невыполнимая. Только в процессе реального общения можно овладеть разговорными навыками на таком уровне, чтобы хорошо понимать язык жестов и уметь на нем объясняться.
Итак, где же можно разговаривать с носителями языка глухонемых? В первую очередь это всевозможные онлайн-ресурсы: социальные сети, тематические форумы и специализированные сайты, аудиторией которых являются слабослышащие или глухие люди. Современные средства связи позволят вам полноценно общаться с носителями языка, не выходя из дома.

Можно пойти и по более сложному, но вместе с тем и более эффективному пути. Узнайте, есть ли в вашем городе специализированные школы для глухих или любые другие сообщества слабослышащих и глухих людей. Конечно, стать полноправным членом подобной организации слышащему человеку не удастся. Но это возможно, если вы учите язык глухонемых не ради удовольствия, а чтобы общаться на нем с кем-то из близких людей. Кроме того, можно записаться волонтером в школу-интернат для глухих детей. Там вы полностью погрузитесь в языковую среду, так как сможете по-настоящему тесно общаться с носителями языка жестов. А заодно и делать добрые дела – как правило, волонтеры в такие заведения нужны всегда.

При любой инвалидности в дело вступают компенсаторные механизмы: отсутствие или слабость одной функции компенсируется за счет других. Люди с тяжелыми нарушениями слуха пользуются средствами общения, обращенными к зрению. При этом задействован «инструмент», который всегда «при себе» – руки.

Глухонемые люди используют два вида знаковых систем – дактильную азбуку и жестовую речь.

Дактильная азбука – это система ручных знаков, соответствующих буквам. Рука, сжатая в кулак, обозначает букву «а», ладонь с выпрямленными сжатыми пальцами и отставленным в сторону большим – «в» и т.д. Такие азбуки различаются от языка к языку. В некоторых странах (например, в Великобритании) дактилируют двумя руками.

Русская дактильная азбука предполагает дактилирование одной рукой (чаще используется правая, но это принципиального значения не имеет). Рука согнута в локте, кисть находится перед грудью.

В жестовой речи жесты обозначают не отдельные буквы или звуки, а целые слова и понятия. Существуют жестовые языки, сложившиеся именно в общении глухих людей, которые по структуре отличаются от словесных языков, и калькирующая жестовая речь, воспроизводящая структуру словесной. Это своего рода «мост» между языком глухих и языком слышащих.

Обычно глухонемые используют жестовую речь как основную, а дактильную – как вспомогательную, обозначая ею имена, названия, специальные термины – словом, все то, для чего нет понятий-жестов.

Глухонемой человек не живет изолированно от «мира слышащих», и к интеграции в этот «мир» таких детей готовят еще до поступления в детский сад.

Глухота крайне редко бывает тотальной. В большинстве случаев у человека есть остаточный слух, который работает на определенных частотах и на очень большой громкости. Такие люди пользуются сверхмощными слуховыми аппаратами. Полноценно слышать при этом нельзя, но определенную долю слуховой информации человек все же получает. Во время занятий ребенку надевают наушники с мощным усилением звука.

Сурдопедагоги (учителя и воспитатели, работающие с глухими детьми) задействуют все доступные «информационные каналы», чтобы «достучаться» до мозга ребенка. Детей рано учат читать. В специализированных детских садах все действия сопровождаются демонстрацией табличек со словами и словосочетаниями. Явившись в детский сад, ребенок должен взять табличку «Привет», а уходя – «Пока», после еды – «Спасибо» и т.д. Демонстрация табличек сочетается с жестами, дактилированием. Обучая ребенка дактильной азбуке, педагог учит его складывать губы соответственно буквам, прикладывает его руку к щекам, горлу или носу, чтобы ребенок ощутил вибрацию.

Благодаря таким усилиям у большинства детей удается развить до известной степени даже звуковую речь. Говорят такие люди невнятно, их речь отличается по тембру, но при желании понять их можно. Такие люди умеют читать по губам, что позволяет им понимать слышащих. Общаясь с глухим или слабослышащим человеком, нельзя отворачиваться или прикрывать рот рукой.

Но все-таки общение глухонемых людей со слышащими остается затрудненным. В быту такие люди обычно пользуются записками. В ряде случаев глухонемым людям помогают сурдопереводчики. Потребность в их услугах возникает, когда глухие обращаются к врачу, дают показания в полиции или в суде, имеют дело с чиновниками. В настоящее время существуют даже православные храмы, где богослужения проходят с участием сурдопереводчика. К сожалению, количество сурдопереводчиков в Российской Федерации невелико: на 1000 глухих людей приходится всего лишь три сурдопереводчика. Решение этой проблемы – дело будущего.

источник

Сегодня в мире имеется много языков, однако особое место занимает язык жестов глухонемых. В XVIII веке, для общения между собой была придумана специальная азбука глухонемых, которая впоследствии трансформировалась из множества ответвлений и интерпретаций в международный язык жестуно. Он и его алфавит основаны на жестах, показываемых руками, мимикой и различными поворотами корпуса. Рассмотрим этот язык подробнее.

Жестуно в России не имело популярности и на 100 глухонемых в России приходилось лишь 3 сурдопереводчика, тогда как на Западе таких 30 человек. Внесенные в 2012 году поправки в закон о защите инвалидов помогли развитию языка жестов. Помимо получения официального статуса, началось обучение в соответствующих учреждениях для подготовки и переквалификации заинтересованных людей. В результате процент желающих учить жестуно резко возрос.

Есть немало способов изучить жестуно. Один из них состоит в том, что на специальных занятиях проводится обучение. Получить необходимые знания можно следующими способами:

  1. В сообществах глухонемых в вашем городе, где предоставляются бесплатные занятия для всех желающих. Несколько месяцев помогут изучить базовые аспекты жестологии и опробовать имеющиеся знания практическим методом.
  2. Институты и колледжи нередко имеют в своих образовательных программах предмет, касающийся жестового языка. Чаще всего это специальности лингвистика и социология. Тем, кто является или планирует быть студентом, можно бесплатно ознакомиться с жестуно.
  3. Если вы не смогли найти бесплатных курсов, то имеются профессиональные платные курсы, которые проводятся на базе институтов, медцентров и специальных школ для глухонемых.

Узнав о местах, где производят обучение жестуно, перейдем к структуре обучения языку глухонемых.

Читайте также:  Как ведет себя лев мужчина в начале отношений

Далее следует разобраться с тем, что представляют собой данные курсы и что приобретается по окончании обучения.

Выделяются 3 уровня освоения жестуно со следующими навыками:

  • На 1 уровне для всех начинающих разбираются азы, алфавит, нормы лексики с практическими занятиями;
  • 2 уровень подойдет для тех, кто уже имеет базовые навыки и желает приобрести умения по переводу с жестуно на обычный;
  • А уже 3-й уровень позволяет совершенствовать навыки в лингвистике и углубленно изучать перевод в синхронном и последовательном виде.

Каждый уровень длится 3 месяца или 50 академических учебных часов. В конце курсов вы будете иметь на руках специальное свидетельство, подтверждающее ваш уровень. Однако его не стоит расценивать как свидетельство о квалификации жестового переводчика, для которого нужно пройти специальную комиссию. Попробовать пройти это можно после второго курса.

Кроме перечисленных ранее методов, есть возможность для изучения жестуно с помощью самоучителя. Здесь помогут такие ресурсы:

  1. Вебсайты, помогающие в изучении жестуно, самый популярный «Город жестов». Немало полезной информации можно найти в соцсетях, где располагаются специализированные группы жестуно. С их помощью отрабатывается теория и практика совместно с единомышленниками.
  2. Специально для мобильных устройств создаются приложения с азбуками и картинками по жестовому языку. Достаточно скачать программу и в свободное время работать с необходимой информацией.
  3. Книги прекрасно помогают в изучении жестуно, но только тем, кто готов дополнительно приложить силы в учебе и терпеть. Ведь рядом не будет преподавателя, который даст подсказки. А значит, потребуется больше времени на разбор материала.
  4. Неплохой вариант в данном деле — видеоролики с речью преподавателей, однако никто вас не будет поправлять. Основное достоинство в том, что материал многообразен, понятен и наглядно объясняется.

Каждый человек самостоятельно выбирает тот или иной способ. Но большая часть людей, ввиду нехватки времени, предпочитает изучать жестовый язык самостоятельно.

Пример видеоурока по изучению языка жестов.

Есть одна особенность в изучении жестуно: ее нередко путаю с изображением отдельных букв руками. Дактилология применяется для собственных имен, например, городов, имен людей, местности, либо для слова без специального жеста. Это важно учесть при начале занятий.

После выбора определенного варианта самообучения, нужно отыскать информационные ресурсы и выбрать оптимальные для вашего уровня.

Первым делом необходимо изучить азбуку. Обретя уверенность в дактильной азбуке, можно переходить на невербальный язык жестов. Планируйте занятия на основе определенных уровней сложности. Постепенно вы усовершенствуете собственные навыки в жестуно.

Самый действенный вариант, который позволяет выучить язык, заключается в общении с носителем языка. Даже самостоятельное обучение подразумевает поиск собеседника. Благодаря этому вы сможете грамотно выражать свои мысли и начинать понимать мысли человека.

Жестуно отнюдь не самый простой язык в плане изучения. Кроме того, его легко спутать с дактильной азбукой. Но спустя определенное время вы сможете добиться значительных успехов. Главное, не забывать об обучении и дополнять теоретическими знаниями практику. Жестовый язык не труднее, чем иностранный. Желаем набраться сил и терпения, ведь после этого вы сможете получить необходимый результат!

Первый урок жестового языка вы найдете в этом видео.

источник

Всего материалов: 711

Видео­уро­ки, сай­ты с полез­ной инфор­ма­ци­ей и при­ло­же­ния – выучить язык жестов бла­го­да­ря Интер­не­ту ста­ло намно­го про­ще.

«Город Жестов» – это ресурс для обу­че­ния рус­ском язы­ку жестов в игро­вой фор­ме. На сай­те вы може­те най­ти тек­сты, кар­тин­ки, видео­сло­варь и видео­уро­ки, обу­ча­ю­щие язы­ку жестов. Кро­ме того, дан­ный ресурс помо­жет вам углу­бить пони­ма­ние тон­ко­стей жесто­во­го язы­ка и пси­хо­ло­гии глу­хих людей.

Груп­па Vkontakte – это сооб­ще­ство людей, кото­рые хотят выучить язык глу­хих. В груп­пе вы може­те задать вопрос и обсу­дить вол­ну­ю­щую вас тему, свя­зан­ную с изу­че­ни­ем язы­ка и дру­ги­ми аспек­та­ми жиз­ни сла­бо­слы­ша­щих и глу­хих людей.

Start ASL – это боль­шой ресурс для тех, кто хочет изу­чать аме­ри­кан­ский язык жестов. На сай­те вы най­де­те бес­плат­ные кур­сы, учеб­ни­ки, сло­ва­ри и видео, а так­же инфор­ма­цию об исто­рии язы­ка и куль­ту­ре глу­хих.

Курс рус­ско­го жесто­во­го язы­ка состо­ит из 33 уро­ков и помо­жет вам быст­ро выучить этот язык. Допол­ни­тель­но вы може­те выучить пса­ло­мы на рус­ском жесто­вом язы­ке.

Алфа­вит язы­ка жестов, под­го­тов­лен­ный ресур­сом «Город Жестов», помо­жет выучить все бук­вы рус­ско­го алфа­ви­та.

YouTube-стра­ни­ца Бил­ла Вика­са (Bill Vicars), экс­пер­та по рабо­те с глу­хи­ми и сла­бо­слы­ша­щи­ми, содер­жит мно­же­ство раз­ных уро­ков по изу­че­нию аме­ри­кан­ско­го язы­ка жестов.

Язык жестов (обу­че­ние дак­ти­лю) – это Andorid-при­ло­же­ние для детей с боль­ши­ми и понят­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми жестов. При­ло­же­ние содер­жит боль­шую базу слов и под­дер­жи­ва­ет укра­ин­ский и рус­ский язы­ки.

ASL American Sign Language – это еще одно Android-при­ло­же­ние. С помо­щью него вы смо­же­те выучить аме­ри­кан­ский язык жестов. При­ло­же­ние осно­ва­но на кар­точ­ках, каж­дая из кото­рых отве­ча­ет за одну из букв алфа­ви­та.

ASL Coach – “American Sign Language” – это при­ло­же­ние для обу­че­нию аме­ри­кан­ско­му язы­ку жестов, раз­ра­бо­тан­ное для iPhone и iPad.

Ста­тья обнов­ле­на в июле 2018 года.

источник

Как выучить язык жестов? Этот вопрос давно волновал людей, ведь глухие и немые были во все времена.

Таким людям сложнее адаптироваться в обществе, сложнее вести полноценную жизнь. В былые времена во многих странах Европы людей с нарушениями слуха и речи не считали нормальными. Их отправляли в психиатрические больницы на принудительное лечение. Общество относилось к ним отрицательно.

Перед тем как ответить на вопрос «как выучить язык жестов?», рассмотрим, как менялось положение дел с течением времени и узнаем предысторию появления сурдопедагогики и дактилологии.

Вскоре священник создал свою систему обучения для этого мальчика. Он придумал специальное обозначение для каждой буквы в алфавите. Вопрос, как выучить язык жестов, с этим глухонемым мальчиком даже не стоял, Боне с увлечением и большим энтузиазмом начал заниматься с ребенком.

Очень скоро мальчик выучил весь алфавит. После этого по Испании поползли слухи о системе Боне. Священник выпустил книгу, в которой подробно описал свой метод.

Томас Галлодет после посещения школы де Леппе вернулся в Штаты и открыл свое учебное заведение. Метод был заимствован у французского коллеги. В школе Томаса Галлодета проходили настоящие «лекции» о том, как выучить язык жестов, адаптированный на английский.

Против такой системы обучения выступали оралисты. Согласно их убеждениям, такая техника отделяет глухих людей от общества слышащих, и пользы от нее на самом деле нет.

В 1806 году в Павловске (недалеко от Санкт-Петербурга) была открыта первая школа сурдопедагогики. Преподавали здесь по французской системе.

В 1860 году такая школа открылась в Москве. В столице за основу обучения тому, как выучить язык жестов глухонемых, взяли немецкий метод.

Постепенно и в нашей стране стали появляться исследователи и ученые, которых заинтересовала такая система обучения.

Занимались исследованием работ Выготского. В своей работе о развитии речи они сделали вывод, что грамматика простого русского языка и языка жестов отличается.

Ошибочно считали, что глухие люди не могут выучить язык жестов самостоятельно, а также параллельно обучиться словесной речи.

Был педагогом, работал директором училища в Петербурге. Он провел глубокий анализ «глухонемой речи» и пришел к выводу, что язык жестов, русский, выучить под силу каждому человеку с нарушением слуха или речи. Кроме того, он заметил, что в оппределенных компаниях и обществах глухих язык жестов имеет свои особенности, отличия и еле уловимые закономерности, присущие конкретно этому обществу. Как в «нашей» (словесной речи) есть жаргон и специфические слова, так и в «речи» немой такое тоже присутствует.

Он написал книгу «Глухонемые». В этой работе педагог собрал все известные ему жесты и знаки.

Были и другие люди, которые внесли вклад в российскую сурдопедагогику: И. А. Соколянский, Л. В. Щерба, А. Я. Удаль.

Разберем этот вопрос детальнее. Ниже представлена пошаговая инструкция.

Для начала необходимо познакомиться с дактилологией. Так называется особая форма речи. Дактилология включает в себя дактильную азбуку. В ней каждая буква алфавита имеет свое обозначение — знак, сложенный из пальцев. Знаки эти называются дактилемы.

Еще есть маноральная речь. При такой форме общения слова читаются по губам, жестами лишь делается акцент на твердых и мягких, глухих и звонких согласных.

Изучая дактильную азбуку, не следует торопиться. Нужно хорошо запомнить и отработать технику постановки пальцев. Сначала рука будет уставать. Но через две-три тренировки пальцы начнуть привыкать, гнуться лучше.

Отточив технику образования дактилем, переходим к скорости постановки пальцев. Побуквенно в сурдопедагогике показываются имена собственные, фамилии, георгафические названия.

Дактильную азбуку можно найти в виде картинки или воспользоваться более наглядным видеопособием. К слову, язык жестов и дактилология в каждой стране свои. Единого языка глухонемых, к сожалению, не существует.

Освоив все дактилемы, следует попрактиковаться. Заучить основные слова, имена или названия. Помочь в этом могут видео, фильмы, есть даже специальное приложение для «Андроид».

Когда будет немного практики, стоит освоить счет. Желательно сразу же учиться показывать хотя бы самые простые числа. Это очень продвинет изучение языка жестов вперед.

Переходим к самому языку жестов. Он содержит в себе около 2000 разных обозначений. Как быстро выучить язык жестов при таком объеме знаков? На самом деле все не так сложно, как кажется.

И последняя рекомендация. Если вы всерьез задумались об изучении языка глухонемых, возможно, стоит поискать такие курсы в своем городе. Они не широко распространены, но найти все-таки можно. Такие курсы хороши тем, что здесь можно получить практику живого общения, отточить свои навыки и языковое мастерство.

источник

Сегодня, чтобы выучить язык, достаточно иметь доступ к сети с любого устройства. Паутина пестрит сайтами, помогающими познать тонкости иностранных языков, с помощью видеоуроков. А приложения для мобильных устройств предлагают осваивать программу в увлекательной форме, проходя интересные задания. Но существует один уникальный язык, отличающийся от других невербальным способом передачи информации. Это жестовый язык. Как выучить его с нуля? С чего начать и каковы его особенности, расскажет эта статья.

Дактильный алфавит являет собой набор из 33 букв, соответствующих русскому алфавиту и визуально воспроизведенных с помощью жестов руки. Поэтому общение по средствам дактиля считается вербальным. Для обозначения той или иной буквы изменяется положение пальцев.

Большее количество букв дактильного алфавита схожи с печатными, что облегчает изучение. С помощью «пальцевой азбуки» происходит общение между глухим и слышащим человеком.

Однако такой способ передачи информации второстепенен, чаще используется для слов или словосочетаний, у которых нет специальных жестов, например, для названия учреждений или имен собственных. Быстро выучить русский дактильный алфавит помогут видеоуроки, найти их можно на следующих ресурсах в интернете:

  • Youtube – популярнейший видеохостинг, на котором вы подберете удобные для вас видеокурсы по изучению дактиля;
  • «Город жестов» – удобный для изучения жестового языка ресурс, с простым интерфейсом видеословарем и постоянной поддержкой пользователей;
  • Группы в популярной социальной сети ВКонтакте – видеоуроки, знакомства, интересные истории от глухих и слабослышащих.

В общении глухих выделяются две речевые системы: КЖР (калькирующая жестовая речь) и РЖР (русская жестовая речь).

  • Русская жестовая речь используется для общения между глухими и слабослышащими людьми России. Она отличается от калькирующей жестовой речи тем, что не сопровождается устной речью, а используется для непринужденного общения.
  • Калькирующая жестовая речь применяется в деловом общении и сопровождается устной речью.
Читайте также:  Как понять что человек влюблен по глазам

Интересно, что КЖР состоит не только из жестов, напрямую обозначающих слово, в нее входят слова, состоящие из комбинаций лексических единиц с жестами, например, слово «кабинет» будет представлено так: к+а+б (буквы дактильного алфавита) + жест, означающий слово «комната». Так же в КЖР присутствуют слова, полностью состоящие из дактилем – дактильные слова, пример: к+о+н+с+е+р+в+а+т+о+р – «консерватор».

Чтобы овладеть жестовой речью, свободно общаться на языке глухих, используйте все источники информации – видеоуроки, видеословари, тесты, смотрите фильмы на языке жестов и, конечно, практикуйте общение.

Список полезных сервисов, литературы, курсов и мероприятий для изучения языка жестов:

  • Сурдосервер – простой помощник для изучения языка жестов, включающий дактильные азбуки на разных языках, разговорник, тесты, а также ребусы. Имеет мобильную версию.
  • Г.Л. Зайцева «Дактилология. Жестовая речь», «Русский жестовый язык. Курс для начинающих» — среди обучающей литературы выделены работы Зайцевой. Из её книг вы узнаете историю формирования жестового языка, его особенности, поймете язык на структурном уровне и освоите множество жестов.
  • А.А. Игнатенко «Сборник упражнений и тестов по жестовой речи».
  • «Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой» проводит курсы освоения жестового языка по трем уровням: базовый курс; курс, для имеющих первичные навыки общения на ЯЖ; углубленный курс. Первые два курса рассчитаны на срок в 3 месяца, после которых вы сумеете излагать свои мысли глухим.

Помимо обучающих занятий, для закрепления своих знаний просматривайте фильмы для глухих.

  • Санкт-Петербургская кинокомпания «Ковчег» снимает видео и фильмы для глухих, а также выпускает видеословарь христианских жестов. Отдельные фильмы для глухих ищите на Youtube.
  • Посетите «Театр мимики и Жеста» в Москве, в котором спектакли играются глухими актерами, а для слышащих людей на протяжении программы ведется перевод. Актеры играют выразительно, живость выступлений заряжает энергией, показывает богатство жестового языка, а главное – такой спектакль будет одинаково приятно смотреть как глухим, так и слышащим людям.

Неважно, какова причина изучения языка жестов, предайте обучению увлекательную игровую форму, тем самым облегчая, а также ускоряя процесс. Глухие люди, будь то ваши родственники, друзья или коллеги, любят общаться так же, как вы. Овладев русской жестовой речью, вы расширите круг общения и поможете людям с ограниченным слухом.
‘ alt=»»>

источник

Меня зовут Алексей Знаменский, я буду Вашим куратором по самостоятельному изучению русского жестового языка — РЖЯ. Мне 32 лет, я актер, режиссер. Закончил два института ГСИИ и ВГИК и теперь работаю в театре и кино. С хореографом Еленой поставил в театральном проекте «Недослов» пластические спектакли «Без права на ангела» и «Той, которая впервые узнала, что такое дождь». Кино – на стадии сценариев. (Мне их присылать не нужно, я работаю с одним сценаристом 🙂
Жестовый язык знаю с детства. Ходил на кружок жестовой песни, а потом дополнял его в театральном институте. Первое время я буду говорить голосом, а потом резко пересяду на ЖЯ. Поэтому, если вы не поняли, что я сказал на ЖЯ, не стесняйтесь, пишите громко и быстро – а я озвучу тихо и помедленее.

Первое время – старайтесь запасаться словами-жестами. Старайтесь видеть и мыслить образами, логически для себя их обосновывать, связывать ассоциациями. Например: птица (значит машем руками крыльями, плюс дополняем жестом «клюв»)

Жестовый язык – язык, в котором все строится на образах, даже если некоторые жесты совершенно не образны. Есть устоявшиеся, есть логически обоснованные. Это можно почитать в теориях ЖЯ.

Затыкать пробками уши тоже не нужно, просто смотрите и видьте. Будьте водителем в машине. В машине вы же не слышите, что говорят пешеходы, вы обычно лишь догадываетесь. Не старайтесь сразу все понимать – иначе мозг взбунтуется, и у вас пропадет всякое желание учиться. Всего понемножку и по шажочку.

Не расстраивайтесь, если к пятой неделе вы ничего не будете понимать. Вполне вероятно, что на восьмой неделе вам вдруг станет легко понятно. У каждого свои часы.

В этой статье вы сможете найти различные ознакомительные ссылки, чтобы выбрать для себя удобный инструмент изучения ЖЯ.


1. Онлайн-словари (для меня лично удобно пользоваться такими словарями, конкретное слово можно набрать в поисковике)
http://signlang.ru/
http://www.spreadthesign.com
http://surdoserver.ru/
http://www.digitgestus.com

2. Курсы

  • Книга Фрадкина «Говорящие руки» (рекомендуется) — можно найти и скачать в интернете или приобрести в местных обществах глухих или букинистических магазинах.
  • Курс жестового языка https://www.youtube.com/playlist?list=PLA357506657984F1A
  • Видеословари (для меня лично не удобно тем, что надо прокручивать и искать определенные слова, но если вам такой вариант удобен – ради бога!)
    https://www.youtube.com/watch?v=i0CwMj-HVnQ Видеословарь Ч.1.
    https://www.youtube.com/watch?v=QT5KlNnwyc8 Видеословарь Ч.2.
    https://www.youtube.com/watch?v=S0F-QrE4EF8 Видеословарь Ч.3.
    https://www.youtube.com/watch?v=CFYkQ9Pynv0 Видеословарь Ч.4.
    https://www.youtube.com/watch?v=9uSCmlVb3Wg Давай знакомиться! Видеоурок русского жестового языка для начинающих (2015)

Разминку пальцев и рук надо делать каждый день по 15 минут.

Для тех, кто никогда не говорил на ЖЯ – первое время будут видны деревянные жесты. Ничего страшного, все приобретается за счет упражнений и разминок.

Разминка рук – на всю жизнь! Она полезна для всех начинающих, как слышащим, так и неслышащим. Вот отличное видео: https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=lRWU-DTzLlI

Дактилология – ручной алфавит. Надо хорошо его выучить, так как многие жесты начинаются с какой-нибудь буквы. Например: надо – буква Н, чай – буква Ч. Скачать ручную азбуку РЖЯ

Подсказка: Имена людей и названия городов, фирм, марки – всегда дактилируется.

После изучения ручного алфавита первое упражнение — проговорить «дактилем» слова:

веселый человек, веселый конь, веселый день, веселый клоун
школьный урок, школьный день, школьный клоун, школьный обед
красный цветок, красный мопед, красный апельсин, красный стул и т.д.

Подсказка: возьмите любое короткое стихотворение и продактилируйте. Пальцы должны запомнить буквы. Не путать и обращать внимание на «Е, О и С», «Т и М», «У и Ы», «Р и Н», «Ж и Ф», «Е и Ж»

Лексика:

Дружба, Знакомство(Знакомиться), Имя, Здравствуйте, Пока, До свидания, Как дела, Я работаю, Я учусь, Жестовый язык, Друг, Подруга, Интересно, Спасибо, Пожалуйста (просьба), Делать (делаю, сделал), Изучать(изучаю)

Вопросительные:
Кто, Что, Где, Куда, Откуда, Когда, Зачем, Почему, Сколько, Как, Какой, Чей,

Местоимения:
Я, Ты, Вы, Он, Она, Они, Мы, вы(мн.ч) Мой, Твой, Его (Ее), Свой

Попробуйте самостоятельно сказать:

Меня зовут …, я работаю\учусь в …
Мой друг, моя подруга, Где познакомились? Где работает? Где учится?
Какой он? Какая она? Когда он работает? Когда она учится?
Как дела? Я учу жестовый язык, Мне интересен жестовый язык,
Откуда ты\вы? Почему этот язык?

Подсказка: Если вам трудно учить, вы можете под каждый словом рисовать жест или описать словами значение жеста. Все на своих ассоциациях.

Извините, простите, пожалуйста (ответ на благодарность), Понятно, Не понятно, Сам, Есть(имеется), Быть(был), Будет, Поэтому, Потому что, Жить(живу), Город, Хотеть(хочу).

(для тех, кто оплачивал эту опцию в рамках сбора на Planeta.ru, действительно в период с 31 октября по 25 января 2016 года, пока мы проводим онлай-курс, потом уже вы можете выполнять его самостоятельно :))

Пришлите мне в пятницу, субботу, воскресенье приветственное видео: нужно рассказать о себе в двух словах, где и кем работаете или учитесь, объяснить мотивацию изучения ЖЯ (с какой целью и как его будете применять), что понятно вам в уроках, что не понятно в них. Старайтесь уже на ЖЯ сказать, не знаете как — поищите. Можете отрепетировать, можете наложить субтитры. Не бойтесь! Я помогу.

источник

В мире много языков, но особое место среди них занимает жестовый. С целью общения глухонемых людей, в XVIII веке был разработан первый язык жестов, получивший название Амслен. Впоследствии ближе к XX веку, он имел много ответвлений и интерпретаций. В середине XX века для стандартизации языка глухонемых была разработана международная жестовая речь — Жестуно, которая до сих пор актуальна. Главным образом она основывается на жестах, которые говорящий показывает руками, с помощью мимики и за счет различных поворотов корпуса.

В нашей стране Жестуно не имеет популярности. Если в странах Европы на сто глухонемых людей приходится 300 сурдопереводчиков, то у нас всего лишь 3. В 2012 году в законопроект «О социальной защите инвалидов» были введены поправки, касающиеся языка жестов. Язык получил официальный статус, были созданы специальные образовательные учреждения для подготовки и переподготовки заинтересованных людей, преподавателей, инвалидов. Это положительно сказалось на проценте желающих учить Жестуно.

Способов самостоятельно выучить данный язык огромное количество. Один из них — специальные занятия, на которых профессиональные педагоги готовы поделиться с вами необходимыми знаниями. Давайте же разберемся где вы сможете их получить:

  • Местные сообщества глухонемых предоставляют специальные бесплатные занятия, на которые может записаться любой желающий. За несколько месяцев вы выучите базовые аспекты Жестуно и, конечно же, опробуете полученные знания на практике.
  • Образовательные площадки – институты и колледжи, часто включают в свои программы предмет «жестовый язык». В большей мере это относится к социальным и лингвистическим специальностям. Так что если вы еще студент или планируете им стать, то у вас есть возможность бесплатно познакомиться с этим предметом.
  • В том случае, когда вы не можете найти бесплатные курсы, есть специализированные платные занятия на базе исследовательских институтов, методических центров, специализированных школ для глухонемых.

Давайте подробнее разберемся, что же из себя представляют эти специальные курсы и что по окончании обучения вы получите.

Отметим, что выделяют 3 уровня освоения Жестуно, которые включают в себя следующие навыки:

  • Уровень 1 – базовый курс для начинающих, на котором разбирают основные лексические нормы и практикуют живое общение.
  • Уровень 2 – курс для тех, кто уже знаком с базой. Он рассчитан на начальное знакомство с навыками перевода с Жестуно.
  • Уровень 3 – включает в себя совершенствование лингвистических навыков и углубленное обучение синхронного и последовательного перевода.

Обучение на уровнях длится 3 месяца и состоит из 44–50 академических учебных часов. По окончании курсов вы получите специальное свидетельство, в котором будет отмечен ваш уровень. Но не приравнивайте эту бумажку к свидетельству переводчика жестового языка. Для получения такой корочки потребуется пройти специальную комиссию. Пробовать свои силы в этом можно уже после 2-го уровня.

Помимо способов, которые перечислены выше, жестам глухонемых можно научиться самостоятельно с помощью следующих ресурсов:

  • На просторах интернета вы найдете вебсайты, которые помогут вам выучить язык глухих. Самый популярный из них – это «Город жестов». Также много полезной информации вы найдете в социальных сетях, в специализированных группах по Жестуно. В них вы отработаете как теоретическую часть, так и практическую составляющую с единомышленниками.
  • Поскольку прогресс не стоит на месте, для мобильных устройств были созданы специальные приложения, представляющие собой азбуки и учебники по жестовому языку. Скачайте программу на телефон и в свободное время учите или повторяйте нужную для вас информацию.
  • Книги – универсальный вариант для получения знаний в данной сфере. Однако такой способ подходит только для тех, кто терпелив и готов вкладывать дополнительные усилия в обучение. Это связано с тем фактором, что рядом не будет преподавателя, который вам сможет все наглядно объяснить, а, следовательно, вам потребуется больше времени чтобы разобрать материал.
  • Видеоуроки — приближенный к специальным курсам способ научиться жестовому языку, однако с той оговоркой, что вас никто не будет поправлять в случае ошибок. Главное преимущество видеороликов – многообразие и понятное, наглядное объяснение материала.
Читайте также:  Можно ли вернуть отношения после долгого расставания

Перед тем как разобраться с чего же стоит начать, отметим такую особенность:

Жестуно путают с дактилированием букв т. е. изображением отдельных букв руками. Дактилология отличается от жестов глухонемых тем, что её используют, чтобы сказать имена собственные: города, имена людей, географические названия и т. д., или чтобы сказать слово, для которого еще не придумали специальный жест. Так что имейте это в виду, когда приступите к занятиям.

Итак, выбрав один из вариантов для самообучения, найдите информационные ресурсы и выберете те, который будут понятными и интересными.

  • Чтобы научиться свободно разговаривать на языке жестов, сначала следует учить азбуку. После того как вы почувствуете, что уверены в своих навыках дактильной азбуки, переходите к изучению невербального языка жестов. Постройте план своих занятий на основе уровней сложности, которые описаны выше. Так, постепенно вы сможете выучить язык в совершенстве.

Не забывайте, что действенный и быстрый способ выучить язык – это общаться на нем. Так что, даже если вы занимаетесь одни, вам все равно нужно найти себе собеседника. Так вы сможете научиться правильно выражать мысли и понимать, о чем думает единомышленник.

Учить Жестуно самостоятельно трудно, но через некоторое время вы добьетесь видимых результатов. Главное – это не забрасывать обучение и подкреплять теоретические знания практикой. Язык жестов не труднее иностранного, поэтому наберитесь сил, терпения и вскоре получите желаемый результат.
‘ alt=»»>

источник

Азбуку для глухонемых людей ещё называют дактильным алфавитом.

Азбуку для глухонемых людей ещё называют дактильным алфавитом. Термин «дактилология» включает в себя два значения: алфавит и речь.

Алфавит глухонемых представлен на разных языках, в том числе на русском. Ниже показана азбука глухонемых для букв русского алфавита.

Достоверно неизвестно, кто стал создателем алфавита для глухонемых, но есть свидетельства, что пальцевые буквы были изображены еще в латинской Библии. Это говорит об использовании языка глухонемых еще в древности. Есть мнение, что первым обратил внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями речи итальянский лекарь Д.Кардан. Его работа послужила толчком для развития дактильной речи, и к концу 17-го века был создан алфавит с использованием букв «на пальцах».

В России же первая школа с сурдопедагогическим уклоном был открыта в 1806 году под Санкт-Петербургом. В России и США была использована французская методика, которая наложила существенный след в их общем развитии. В Москве такая же школа открыла двери почти через 60 лет.

Много сил на развитие языка жестов было потрачено выдающимися личностями: ведущим специалистом по дефектологии Г.Л.Зайцевой и судрдопреподавателем И.Ф.Гейльманом, который открыл первый в России техникум для слабослышащих и глухонемых.

Жестовая речь со временем стала одним из международных языков и приобрела название Жестуно, которая пользуется актуальностью и по сей день.

В бывшем Союзе республик язык жестов централизованно преподавался в специальных учреждения, школах для плохослышащих, что и обусловило преобладание единого алфавита жестов на этой территории.

В 2012 году сурдоязык получил официальный статус, дающий возможность пройти подготовку или переподготовку преподавателям и просто заинтересованным лицам в спецобразовательных учреждениях. Получить необходимые знания и навыки для общения с людьми, которые плохо слышат или являются глухонемыми, можно в следующих местах:

  • бесплатные занятия может пройти любой желающий в сообществах глухонемых, что позволяет проверить свои знания тут же на практике;
  • многие образовательные учреждения имеют в своих программах и обучающие курсы по изучению языка жестов;
  • в спецшколах, методических центрах можно найти платные курсы, обеспечивающие знаниями и практическими навыками в области Жестино.

Для освоения языка жестов курсы предоставляют три уровня изучения:

  • первый — базовая основа для тех, кто только начинает изучение, даются знания лексических норм и общение вживую;
  • второй — дает более глубокие знания для тех, кто уже освоил базовый уровень;
  • третий — совершенствует навыки лингвистики и синхронного перевода.

По окончании курсов выдается свидетельство с указанием освоенного уровня. Данное свидетельство не является документом, удостоверяющим возможность работы переводчиком жестового языка. Для этого потребуется прохождение уполномоченной комиссии.

В первую очередь язык жестов необходим для людей, которые не могут в силу своих особенностей на равных общаться с членами окружающего их общества. Благодаря азбуке пальцев они имеют отличную возможность общаться друг с другом и близкими им людьми, получать желаемое образование и необходимую информацию.

Знание языка жестов позволяет педагогам обрести работу или дать образование тем, кто в нем нуждается. Зная алфавит глухонемых, можно поделиться секретной информацией в общественном месте. Когда необходимо соблюдать режим тишины, также может выручить пальцевой алфавит.

Алфавит глухонемых позволяет людям переживать все свойственные их сородичам эмоции: влюбленные могут объясниться в своих чувствах, дети поделиться с родными своими достижениями, родители рассказать детям о любви к ним. Язык жестов раскрывает широкие возможности в карьере.

источник

Этот пост назревал чуть более полугода. И вот, наконец, у меня дошли руки его закончить и просуммировать.

В России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей. Рождение ребёнка с нарушениями слуха в семье — тяжёлое испытание как для родителей, так и для самого ребёнка, которому необходимы специальные средства обучения и, что немаловажно, общение со сверстниками и родными. К радости, Российское Общество Глухих активно работает на этом фронте. Благодаря деятельности его филиалов люди с нарушениями слуха объединяются и общаются между собой, не чувствуя себя исключёнными из социального процесса.
Есть и проблемы : нехватка учебных заведений, где принимают на обучение людей с нарушениями слуха, нехватка сурдопереводчиков и учебных пособий, позволяющих освоить жестуно — жестовый язык.

Идея выучить русский жестовый язык и помогать в качестве сурдопереводчика пришла ко мне давно. Но с тех пор и по сей день мне никак не удаётся найти время. Уже найдены материалы, раздобыта вся необходимая информация, а времени всё нет. Ну да ладно, начнём с малого — с первичного ликбеза, так сказать.

Русский жестовый язык — самостоятельная языковая единица, которую используют для коммуникации люди с нарушениями слуха.
Жестовый язык не состоит только из статичной фигуры, показанной руками — он содержит также динамическую компоненту (руки движутся определённом образом и находятся в определённом положении относительно лица) и мимическую компоненту (выражение лица говорящего иллюстрирует жест). Также во время разговора на жестуно принято «проговаривать» губами слова.
В дополнение к этому в общении с людьми с нарушениями слуха стоит быть крайне внимательными к своей позе и непроизвольным жестам руками — они могут быть истолкованы неверно.
Основой жестового языка является дактильная (пальцевая) азбука. Каждой букве русского языка соотвествует определённый жест (см картинку).

Знание этого алфавита поможет на первых порах преодолеть «языковой барьер» между вами и человеком с нарушениями слуха. Но Дактилирование (произнесение по буквам) редко используется глухими в повседневной речи. Его основное назначение — произнесение имён собственных, а также терминов, для которых пока не сформировался собственный жест.
Для большинства слов в русском жестовом языке существует жест, обозначающий слово целиком. При этом, хочу заметить, что практически все жесты интуитивно понятные и очень логичные. Например:

«Писать» — мы как бы берём ручку и пишем на ладони. «Считать» — начинаем загибать пальцы. «Дедушка» — очень напоминает бороду, правда? Иногда в жестах для сложных понятий просто диву даёшься — как точно подмечена суть предмета.
Структура жестового языка совсем не сложная. Порядок слов соотвествует обычным предложениям русского языка. Для предлогов и союзов из одной буквы используется их дактильный жест (буква из алфавита). Глаголы не спрягаются и не склоняются. Для обозначения времени достаточно давать слово-маркер (Вчера, Завтра, 2 дня назад) или поставить перед глаголом жест «было».
Как и любой другой язык, русский жестовый очень живой, всё время меняется и серьёзно разнится от региона к региону. Пособия и учебные материалы обновляются просто черепашьими темпами. Потому недавняя публикация букваря для детей с нарушениями слуха стала настоящим событием.
Основные жесты, с помощию которых можно общаться с глухими людьми, достаточно элементарные :

Уж простите за кустарное исполнение, табличка мною изготовлена буквально «на колене» по материалам учебника 1980 года. Замечу, что слово «я» ещё часто показывают буквой Я из алфавита.
Но главная сложность состоит даже не в основоении жестов, а в том, чтобы научиться их «читать» с рук. Мне уже на первых порах пришлось столкнуться с тем, что жесты бывают сложными — состоят из нескольких положений кисти, следующих друг за другом. И с непривычки чертовски сложно разделить окончание одного жеста и начало другого. Потому обучение жестуно, на мой взгляд, займёт не меньше времени, чем изучение любого иностранного языка, а может — и больше.
Материалы по изучению жестуно, которые мне удалось найти в сети, достаточно скудны. Тем не менее:
1. Учебник «Изучаем жестуно» 1980 года издания
2. Словарь жестов, приблизительно ровесник учебника
3. Тренировалка на знание букв — вам показывают жест, вы вводите букву. Ввели неверно — рожица огорчается.
5. Относительно новое видеопособие по русскому жестовому. Заархивировано в многотомный архив из пяти частей. Пароль архивов (был поставлен, видимо, ещё автором пособия) чудный — Balrog. Внимание: пособие не открывается на 64-битной винде =(
Кусок 1
Кусок 2
Кусок 3
Кусок 4
Кусок 5
6. Переводная обзорная литература про значение жестов и мимики

Все материалы для сохранности перезалиты мною на яндекс и ещё продублированы на жёсткий диск. В сети никогда не знаешь, сможешь ли найти ту или иную книгу снова.
Ну и в заключение, хочу сказать ещё кое-что. Я часто вижу людей с нарушениями слуха в метро и на улице, в кафе. Это весёлые сияющие люди, совершенно обычные, просто имеющие другие способы общения. Глухота не мешает им быть счастливыми — иметь друзей, любимую работу и семью. Они даже могут петь на жестуно и танцевать — да, да, люди с нарушениями слуха всё равно слышат музыку, воспринимая её волновые колебания .
Но при этом меня не покидает мысль о том, что просто освоив пару-тройку жестов общество может сделать их жизнь куда проще и удобнее. я подумаю, если я всё-таки возьмусь за изучение жестуно и это не будет сильно раздражать френдов, постепенно публиковать простые фразы на жестуно для повседневного использования — чтобы их можно было изучить и применить в случае необходимости.

источник