Меню Рубрики

Выдает ли украина преступников россии

Страны, не выдающие преступников России — список вариантов, где можно скрыться. Что нужно знать об экстрадиции в Россию?

Борьба с международной преступностью всегда была одним из самых важных вопросов на всех международных встречах. Однако, это на словах только все хорошо и правительства, и спецслужбы готовы сотрудничать друг с другом. На деле же все далеко не так гладко и, зачастую, подобные вопросы застревают в бюрократических неразберихах и простом нежелании сотрудничать друг с другом. Сегодня мы рассмотрим страны, не выдающие преступников России.

Перед тем, как рассматривать список стран, не выдающих преступников России, стоит разобраться, что из себя представляет данный процесс, как он происходит, а также затронуть некоторые законодательные нормы. Процесс передачи осужденных от одного государства называется экстрадицией. На бумаге этот механизм работает следующим образом. Человек, совершивший преступление у себя на родине и сбежавший на территорию другого государства должен быть задержан и в последствие выдан к себе на родину.

Но так это работает только на бумаге. Как уже говорилось выше существует огромное количество причин, по которым механизм выдачи преступников на родину просто не работает:

  • нежелание спецслужб сотрудничать друг с другом;
  • политические разногласия двух стран;
  • несовершенство самой системы экстрадиции;
  • размытые нормы законодательства.

Теперь давайте рассмотрим более детально, как происходит процесс передачи преступника в Россию. Следует сделать одно очень важное замечание: экстрадиция человека дело добровольное, если не подписан соответствующий, двухсторонний договор. В таком случае вопроса, выдавать или не выдавать, не стоит. Страны, заключившие подобное соглашение, должны в обязательном порядке выдать преступника, при этом должен выполняться ряд требований:

  • преступник является гражданином России;
  • преступление совершено на территории России;
  • преступление повлекло за собой ущерб государству или его гражданам.

Иными словами, четких рамок нет, в связи с этим процесс передачи может затянуться на долгие месяцы, а то и годы.

Но давайте вернемся к договору, сколько государств заключили с Россией подобное соглашение? На практике их оказывается не так много — всего 65, что меньше трети общей численности всех стран в мире.

Но не стоит делать ошибочных выводов о том, что остальные государства не выдают преступников России, это даже близко не является правдой. Всеми вопросами, связанными с международной преступностью, занимается международная организация — Интерпол. Она является мировым полицейским. Однако, данную силовую структуру очень тяжело назвать независимой, потому что каждое отделение фактически подчиняется своему собственному правительству. Известны случаи, когда отдельные подразделения действовали в нарушении принятого устава.

Сама процедура экстрадиции запускается по заявлению генерального прокурора или его заместителя. Составляется специальный запрос и отправляется в страну, где на данный момент находится преступник. После чего решается вопрос о его экстрадиции. Как правило, этим занимаются уголовные суды. В последние несколько лет Россия все больше и больше получает отказов об экстрадиции именно из-за возможных политических преследований. Фактически, список государств, не выдающих, России преступников постоянно расширяется из-за проводимой агрессивной политики.

А как вопрос решается в случае, если у преступника есть несколько паспортов. Дело в том, что Россия подписала конвенцию об экстрадиции с поправками, которые заключаются в следующем: люди, имеющие российский паспорт в случае возникновения вопросов об экстрадиции будут рассматриваться исключительно, как граждане России.

Это очень важная поправка, так как абсолютное большинство стран подписало эту конвенцию, фактически, наличие второго паспорта никак не убережет вас от преследования и дальнейшей выдачи.

Теперь давайте непосредственно рассмотрим страны, не выдающие преступников России, это не очень большой список, однако эти варианты действительно надежные. Мы не будем затрагивать непосредственно все государства, но выделим несколько наиболее интересных вариантов.

Среди общего списка выделяется шесть стран, которые не заключили с Россией дипломатические отношения, именно с них мы и начнем.

Северный Кипр является одним из государств, находящихся на одноименном острове. На данный момент дипломатические отношения заключены только с Турцией. История Кипрского конфликта достаточно долгая, однако, на данный момент активная фаза осталась далеко позади.

Что на практике это означает? Поскольку никаких дипломатических отношений нет, а на территории государства не действует никаких международных организаций, то фактически в этой стране вы будете недосягаемы для Российского законодательства. Выдача любых преступников возможна только при содействии турецких властей. А в связи с недавним обострением отношений между Россией и Турцией это практически невозможно.

Помимо того, что Северный Кипр возглавляет страны, не выдающие России преступников, это государство примечательно еще несколькими особенностями:

  • Легкое получение вида на жительство. Для того, чтобы оформить все необходимые документы на проживание в этой республике, достаточно приобрести любую недвижимость, стоимость значения не имеет.

источник

Нередко для преступника остаётся только один способ скрыться от правосудия – нелегально эмигрировать в другую страну. Естественно, такие люди стараются выбрать страны, у которых нет дипломатических и иных связей с их Родиной. Но главное, что им приходится выяснить – каково в этих странах законодательство об экстрадиции и выдадут ли их по запросу правоохранителей.

Суть экстрадиции в выдачи одним государством другому человека, который признан виновным в нарушении законов страны, запросившей выдачу. Государство, производящее экстрадицию, также должно признать этого человека виновным.

Основные виды экстрадиции выделяют на основании субъектного признака:

  • Выдача граждан России;
  • Подданных других государств;
  • Граждан нескольких стран (обладателей нескольких гражданств);
  • Лиц, не имеющих гражданства.

Также выделяют виды экстрадиции в зависимости от её цели:

  • Для уголовного преследования;
  • В целях свершения правосудия;
  • Для исполнения приговора.

Третья классификация видов экстрадиции касается прав сторон, участвующих в процедуре выдаче гражданина:

  • По запросу России к другой стране;
  • По запросу другой страны к правоохранительным органам России.

Поскольку дела о выдаче требуют учёта множества нюансов, связанных с правами человека, то процедура экстрадиции должна учитывать несколько важных принципов. Все эти правила преследуют цель соблюдения закона и прав людей, экстрадиции которых требует другое государство. Главные принципы экстрадиции:

  • Любое государство стремится соблюсти законы и сохранить порядок в собственной стране. То есть интересы этого государства важнее законов и порядка другого, в том числе и запросившего экстрадицию.
  • Подданных любой страны можно привлекать к ответственности только по законам их страны;
  • Нельзя наказывать граждан за совершённое вне территории страны. Это задача страны, на территории которой они совершили преступление;
  • Государство обязано защищать собственных граждан;
  • Государство противится выдаче своих граждан, так как это ослабляет страну.

Все эти принципы ограничивают возможности неправомерной выдачи и пресекают требования других государств, противоречащие интересам и законам России.

Вопросами выдачи граждан занимаются Генпрокурор и МИД. Генпрокурор лично рассматривает все запросы об экстрадиции, и принимает решение об их отклонении или удовлетворении. Но при этом он консультируется с работниками МИД.

Первый этап процедуры экстрадиции связан со сбором необходимых документов. Эти документы должны доказывать обоснованность запроса на выдачу. Собирает такие документы страна, запросившая экстрадицию.

Все собранные документы, как и сам запрос не должны нарушать требования Минской конвенции и других международных договоров в области экстрадиции.

Следующий этап – изучение правомерности выдачи. Сторона, которая будет принимать решение о выдаче человека, рассматривает все доказательства и оценивает основания запроса.

Если запрос одобрен, то переходят к самому процессу выдачи. На этом этапе определяют дату и порядок передачи, а также обеспечение конвоя для экстрадируемого.

Помимо общих принципов, которыми государства руководствуются при выдаче в целом, есть ряд конкретных условий, без соблюдения которых экстрадиция в Россию невозможна, как и выдача из России:

  • Необходимо наличие договора между Россией и страной заявителем (ответчиком). При этом, помимо наличия договора, должны соответствовать все остальные требования;
  • Человек, выдачу которого запрашивают, не является гражданином России. Граждан Россия не выдаёт согласно 61-й статье Конституции;
  • Необходимы доказательства того, что преступник совершил именно уголовное преступление. Все остальные виды преступлений не являются основанием для выдачи;
  • Преступник должен быть подданным страны, которая запросила экстрадицию;
  • Правонарушение должно быть таковым и по законам запрашивающей страны и по законам страны выдающей;
  • Также необходимо, чтобы условия содержания выдаваемого гражданина не ущемляли его достоинство и права. На основании неисполнения этого условия или отсутствия доказательств, что ему будут обеспечены требуемые условия, экстрадиция может быть отменена.
Читайте также:  Как сделать картинку из документа

Соблюдение всех вышеперечисленных условий защищает многих граждан России от выдачи в другие страны.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33 +7 (812) 648-23-57

Как уже отмечалось выше, согласно Конституции РФ, выдача граждан страны не производится.

Важно, что это касается и обладателей двойного гражданства, одно из которых российское.

Если запрос об экстрадиции в Россию или из России будет оформлен с учётом всех требований законодательства (в том числе и международного), то выдача, скорее всего, будет произведена. В таких случаях, когда нет оснований для отказа, очень редко отклоняют запросы других стран.

Запрос должен быть составлен с учётом ряда данных. Они должны быть в обязательном порядке указаны в запросе. Это:

  • Данные организации, запрашивающей экстрадицию (название, адрес и т.д.);
  • Максимально полные данные гражданина, выдачу которого запрашивают (ФИО, адрес регистрации и фактического проживания, фото и т.д.);
  • Официально заверенные копии приговора и других документов, доказывающих совершение преступления данным гражданином на территории страны, запросившей экстрадицию.

Запрос является главным документом, на основании которого полномочные органы решают, выдать человека или нет.

Запрос нужно составлять в прокуратуру страны ответчика. Решение будет выносить лично Генпрокурор.

В выдаче могут отказать, если:

  • Нарушена процедура подачи запроса;
  • Отсутствуют доказательства вины человека, экстрадицию которого запрашивают;
  • Человек не является подданным страны, которая запросила его выдачу;
  • Нарушены обязательные условия, при соблюдении которых производится выдача.

Стран, в которых нет строгого законодательства об экстрадиции, довольно много. Это, главным образом, страны Азии и Латинской Америки. Среди них Камбоджа, Белиз, Гайана, Тринидад и Тобаго и тому подобные. Многие из них – оффшорные зоны. То есть отсутствие выдачи связано ещё и с желанием привлечь в страну максимум денег, даже заработанных не всегда законным путём. Многие из них принимаются решения об экстрадиции индивидуально, руководствуясь соображения правоохранительных органов и МИД.

Сегодня 132 страны, где нет экстрадиции в Россию. Список весьма обширный. При этом данный список увеличивается, по причинам международной обстановки и внешней политики России и других стран.

Некоторые страны не выдают граждан России, так как считают, что запросы об экстрадиции мотивированы политическими причинами. Другие сомневаются в гуманности условий содержания в российских тюрьмах. А это также может быть основанием для отказа в выдаче. Третьи просто не подписали с Россией договор об экстрадиции. Среди последних даже такие страны, как Беларусь и Китай.

Из крупных стран Запада, Великобритания, Швеция и США не экстрадируют преступников в Россию, а также Япония, с которой РФ до сих пор не заключила договор. Многие арабские страны, в частности Катар и ОАЭ, также редко выдают преступников в Россию. Исключение касается только лидеров ОПГ и виновных в торговле наркотиками.

Но есть также ряд ещё более экзотических стран, которые очень удобны для скрывающихся от правосудия, так как из этих стран нет экстрадиции в Россию. Это Бутан, Соломоновы острова, Косово и Северный Кипр. Некоторые из этих государств просто не имеют дипломатических отношений с Россией (как Бутан). Другие же (Косово и Северный Кипр) вообще не признаны Россией, а значит, никаких международных связей между этими государствами нет. В случае с Кипром, он вообще мало кем признан, поэтому идеально подходит для эмиграции и тихой жизни тех, кто прячется от закона.

Соломоновы острова подписали договор о дипломатических отношениях с Украиной, и поэтому экстрадиции в Россию из этого страны нет, как и из самой Украины.

Кстати, Россия сама не часто выдаёт людей по запросам об экстрадиции. Если за прошлый год России выдали 1000 человек, то сама Россия выдала всего 80 человек.

источник

Преступность – явление не только национального, но и международного характера. Для повышения эффективности борьбы с ней взаимодействие правоохранительных органов осуществляется на межгосударственном уровне. Одним из инструментов такого международного взаимодействия является экстрадиция, но есть и страны, не выдающие России преступников. Российские власти постоянно проводят переговоры, но далеко не все международные игроки готовы к сотрудничеству. Обо всем этом идет речь в нашей статье.

Экстрадиция – форма межгосударственного взаимодействия в рамках борьбы с преступностью. Ее суть в розыске, аресте и передаче лица, обвиняемого в преступлении (или приговоренного к наказанию) одной страной в пользу и по запросу другой страны. Как правило, она касается лишь иностранных граждан: в соответствии с Основным законом большинства стран мира свой гражданин не может быть выдан на родине иностранному государству (не является исключением и Россия).

Так как экстрадиция – это предмет межгосударственных договоренностей, она осуществляется на основании подписанных властями международных договоров или конвенций. Яркий пример – Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года. Таким документом должны быть установлены преступления, по которым допустима экстрадиция или их признаки, и основания для отклонения запроса.

Традиционное условие – признание деяния в качестве уголовного преступления обеими сторонами экстрадиции.

Типичными условиями для отклонения запроса является факт политических преследований или угроза применения пыток / смертной казни.

Перейдем к тому, какие страны не выдают преступников России. Как уже сказано, для того чтобы экстрадиция как инструмент межгосударственного взаимодействия работала, необходимо соблюдение ряда условий. А потому, выдать в пользу РФ лицо, подозреваемое, обвиняемое или приговоренное за совершение преступления, не может любая страна, которая:

  • не участвует в международных конвенциях по взаимной выдаче, участницей которых является РФ;
  • не имеет с РФ договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам;
  • не признает нормами общенационального уголовного права деяния лица в качестве преступления;

Но даже если формальные и теоретические условия для выдачи соблюдены, это отнюдь не значит, что ходатайство об экстрадиции будет удовлетворено. Многие страны позволяют преступникам уходить от российского правосудия за рубежом в силу множества неформальных, в том числе геополитических причин. Что же это за страны?

Чаще всего в список в 2019 году включают страны Евросоюза.

Прежде всего, это Великобритания. Несмотря на наличие Меморандума о взаимопонимании в вопросах сотрудничества, подписанного прокуратурами Соединенного Королевства и Российской Федерации, в современной истории можно вспомнить лишь один случай реальной выдачи России преступника (экстрадиция Максима Винцкевича, обвиняемого в убийстве). Принимались и другие решения, однако до реальной выдачи дело дошло лишь единожды, и это было в далеком 2003 году. Сегодня, по советам экспертов, Англия – лучшее убежище для преступника, даже если у него есть дом в Германии или ВНЖ в Дании.

Второе место по количеству отказов в экстрадиции занимает Австрия. Австрийские суды и правительство склонны не доверять российским правоохранителям, что по большей части связано с условиями содержания задержанных, которые австрийцы считают «нечеловеческими». Для отклонения ходатайства достаточно, например, доказать давление со стороны властей с целью «отжать бизнес».

С не меньшей предвзятостью рассматривают экстрадиционные запросы и шведы. Считается, что здесь легче всего доказать политические мотивы преследования со стороны РФ. Последняя уже успела прозвать Швецию «тихим пристанищем террористов».

Кроме них, в число европейских стран, которые чаще всего не экстрадируют в Россию, можно назвать Польшу и Францию, где действует двойная система одобрения: сначала решение о выдаче принимает суд, после чего оно должно быть одобрено главой МВД / правительства. Неохотно также выдают России преступников Чехия, Италия, Испания, Германия, Болгария, Дания и ряд других стран. Впрочем, все зависит скорее не от страны, а от наличия реальных доказательств преступной деятельности. Например, тот же Кипр только в 2017 году трижды выдавал России обвиняемых в преступлениях лиц, еще по четверым вопрос предстоит решить.

Таким образом, единственной страной, которая действительно не выдает российской правоохранительной системе беглецов, является Великобритания, все остальные готовы, но при этом довольно придирчиво рассматривают вопрос.

Кстати, мифом является суждение о том, что Украина не выдает преступников России. По информации украинской прокуратуры, несмотря на натянутые между странами отношения, за последние полтора года из Украины в РФ было передано более 30 преступников.

Северная Америка – не менее «дружелюбно» относится к российским правоохранительным органам, чем европейские страны.

Передовиком являются Соединенные Штаты Америки: случаи, когда США выдала преступника в Россию, исключительны. Состоятельные россияне, укрывающиеся от уголовного преследования на родине, обычно выбирают как раз между США и Англией. Более того, в стране даже действуют специальные службы для социальной адаптации российских беглецов. Если речь идет об известном человеке, американцы часто декларируют отказ от экстрадиции в РФ еще даже до того, как такой запрос поступает к ним.

Учитывая геополитические разногласия, Канада не является более лояльной к РФ в вопросах экстрадиции. Российские запросы рассматриваются канадскими судами, но они глубоко вникают в суть рассматриваемых вопросов. Дело может рассматриваться несколько лет и в итоге запрос, вероятнее, всего будет отклонен.

Азиатские страны традиционно входят в число тех, кто крайне редко выдает кого-либо кому-либо. Например, единственный известный случай экстрадиции из Китая в РФ произошел в 2006 году.

Аналогичным образом отказывают в выдаче и японские правоохранители, правительство Южной Кореи, Сингапура Лаоса, Мьянмы и других стран. Показательным с этой точки зрения является, например, и Бутан, который попросту не имеет дипломатических отношений с Россией, и, таким образом, экстрадиция исключена. Впрочем, большинство азиатских стран попросту не способны обеспечить экстрадицию из-за несовершенства правоохранительной системы.

Что касается стран Ближнего Востока, здесь выделяются Объединенные Арабские Эмираты. Долгое время РФ жаловалась, что ОАЭ выдает преступников другим странам, но не России. Предполагалось, что ситуация изменится после подписания в 2014 году Договора о выдаче . Однако на данный момент в ОАЭ, как и раньше, шансов скрыться от российского правосудия гораздо больше, чем, например, в Восточной Европе. Более того, существуют и уловки, например, когда правоохранители одного из Эмиратов арестовывают россиянина за просрочку по кредиту (что является преступлением), после чего он уже не может быть экстрадирован.

Актуальным также остается и вопрос, выдает ли Грузия преступников России. Последние 10 лет между странами отсутствуют дипломатические отношения, что максимально затрудняет экстрадицию. Более того, двусторонний Договор о взаимной правовой помощи так и не вступил в силу, а в 2015 году был разорван Договор о выдаче преступников. Впрочем, это лишь общая тенденция и геополитические взаимоотношения между странами – выдача откровенных криминальных элементов вполне реальна.

Когда речь заходит о странах, которые участвуют в международных отношениях по взаимной выдаче преступников, причинами отклонения ходатайств в экстрадиции в пользу РФ, как правило, становятся:

  • отсутствие или недостаточность доказательств, предоставленных стране-адресату со стороны российских правоохранителей;
  • выявление политических мотивов уголовного преследования со стороны РФ в отношении конкретных лиц;
  • предоставление запрашиваемому преступнику политического или иного убежища на территории страны их пребывания;
  • отсутствие полноценных контактов по линии правоохранительных органов;
  • истечение срока давности, наличие уже вынесенного приговора, прекращение производства по делу;
  • совершение преступления за пределами России;
  • непризнание действий, с которыми связана экстрадиция, в качестве уголовных преступлений и иные законные основания, если они предусмотрены законодательством запрашиваемой страны или международным договором.

Наряду со странами, которые против экстрадиции, есть и государства, которые выдают России преступников. Соглашение о выдаче преступников между Россией и другими странами работает, по понятным причинам, далеко не всегда: из свыше 300 ежегодных прокурорских запросов удовлетворяются не более 40%.

Чаще всего преступники стараются скрыться в ближнем зарубежье, и это их ошибка: именно эти страны чаще всего экстрадируют в Россию беглецов; в числе самых «отзывчивых» Белоруссия, Казахстан, Украина и Черногория.

Параллельно налаживается сотрудничество в вопросах выдачи с экзотическими странами, куда все чаще стремятся беглецы. Как правило, это Чили, Марокко, Перу, Камбоджа, Эквадор и Аргентина. Налаживаются отношения и с руководством стран Ближнего Востока.

Одна из самых популярных стран среди российских преступников – Израиль, там, по данным Генеральной прокуратуры РФ, скрывается не менее полусотни россиян. Но Земля обетованная часто является неправильным выбором, потому что Израиль выдает преступников России, особенно если они привлекаются за преступления против жизни и здоровья. Исключения составляют лишь граждане самого Израиля, которых хватает среди тех, кто скрывается от российского правосудия в стране. Иногда израильские суды выдают и своих граждан, но лишь под обязательство, что они будут отбывать наказание в самом Израиле. Кроме того, выдаче часто подвергаются те, кто прибыл в страну, чтоб скрыться от преследований.

Договор о выдаче преступников между СССР и Ираком действует с 1973 года, но реальное сотрудничество удалось наладить лишь сейчас. Первая экстрадиция произошла в 2016 году, но российская правоохранительная система возлагает на это сотрудничество большие надежды.

Помимо вышеуказанной информации, стоит отметить, что соответствующий Договор о выдаче преступников действует и с Ираном. Все необходимые процедуры налажены, Иран без проблем выдает России преступников.

Когда речь заходит об азиатских странах, в первую очередь необходимо упомянуть о том, что Таиланд выдает преступников России чаще других. В период с 2011 года Королевство выдало РФ более 40 беглецов, и это при том, что какого-либо соглашения о взаимной выдаче между странами вообще нет. Так что отсутствие у России международного договора совсем не является гарантией невозможности экстрадиции.

Показательными примерами также являются страны Центральной Азии, в частности, дружественные России, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и другие. Наряду с Россией, они являются членами Конвенции о правовой помощи по гражданским семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. Согласно этой Конвенции, экстрадиция преступников – прямая обязанность стран-подписантов.

Нет проблем у России с выдачей преступников с территории непризнанных республик. К ним в том числе относится Южная Осетия и Абхазия, откуда беглецы могут быть выданы в руки российским следователям прямо на территории этих территориальных образований.

Несмотря на то, что экстрадиция – вопрос исключительной компетенции правоохранительной системы государства, на территории которого находится запрашиваемый преступник, без привлечения международных инстанций его выдача, как правило, не осуществляется.

Процедура экстрадиции включает такие этапы:

  1. Прокуратура России подает запрос на розыск в Интерпол. Эта организация рассматривает материалы дела и, если они не несут политического подтекста, выдает согласие на розыск и арест.
  2. После поимки преступника суд арестовывает его по запросу Интерпола. Готовится его выдача.
  3. Однако экстрадиция возможна лишь по решению суда страны, в которой он был пойман. И на это решение ни Интерпол, ни какие-либо другие международные организации и институты официального повлиять не могут.
  4. Суд рассматривает решение в установленные внутренним законодательством страны сроки – от нескольких месяцев до нескольких лет.
  5. Если вынесен отрицательный вердикт, право на его обжалование в международные органы и суды не предоставляется. Единственное, что в таком случае может РФ – оказывать политическое давление на руководство страны и подавать повторные экстрадиционные запросы.

Экстрадиция – инструмент международной борьбы с преступностью, предполагающий выдачу одной страной в пользу другой преступника, укрывающегося на территории первой. Решение о выдаче принимается судом, который рассматривает все обстоятельства дела и представленные доказательства. Как правило, решения принимаются на основании международных договоров, хотя их наличие не гарантирует положительного результата. В число стран, которые не выдают России преступников, входит Великобритания, США, Канада, Австрия, Южная Корея, Япония и ряд других государств.

источник

Правоохранительные органы Украины и России продолжают сотрудничать несмотря на политический кризис, выяснила «Газета.Ru». На основании межгосударственных договоров, заключенных в 2000-х годах, российские полицейские задерживают преступников по запросам украинских силовиков. В сети попадаются даже незаконопослушные украинцы, ставшие ополченцами ДНР и ЛНР. При этом официально главы МВД России и МВД Украины не контактируют.

28-летнего уроженца Украины Виталия Величко, воевавшего год на стороне ДНР под позывным Баламут, задержали в конце мая на автовокзале Краснодара. Во время проверки документов полицейские выяснили, что еще десять лет назад МВД Украины объявило Баламута в розыск за совершение разбоя: вместе с друзьями в Киеве он отобрал у прохожего телефон. Полицейские тут же решили отправить его на родину, так как по действующему соглашению «О сотрудничестве между МВД России и МВД Украины» правоохранители двух стран должны оказывать друг другу содействие в розыске лиц, скрывающихся от уголовного преследования. В случае задержания они должны быть экстрадированы для отбытия наказания.

«Для меня выдача Украине означала бы неминуемую гибель, — заявил «Газете.Ru» Виталий Величко. —

В Киеве бы меня уже судили не за разбой, а за терроризм. И вообще я, возможно, и не дожил бы до суда. Вы же знаете, как там относятся к ополченцам. А я участвовал в обороне Славянска под командованием Игоря Стрелкова, а потом воевал в отряде Боцмана».

По словам ополченца, он не отрицал своей вины и изъявил готовность нести наказание за «ошибки молодости», но только на территории России. Однако полицейские были неумолимы.

«Они заявили, что у них есть четкие инструкции задерживать тех, кого Украина объявила в розыск, и передавать их разыскные дела в прокуратуру для выдачи, — вспоминает Величко. —

Их старший прямо сказал: «Война войною, а закон никто не отменял, Украина отдает нам наших преступников, а мы им — их».

Впрочем, Баламуту повезло. Знакомые, с которыми он был на вокзале, связались с руководством ДНР. И тем по своим каналам удалось воспрепятствовать экстрадиции. Причем на вполне официальных основаниях: согласно Европейской конвенции об экстрадиции от 1957 года, выдача может быть приостановлена, если запрашиваемая сторона полагает, что экстрадированному может угрожать опасность в связи с его политическими убеждениями.

Экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков говорит, что случай Баламута не единичный.

«Я бы не сказал, что на приграничных территориях с Украиной полицейские массово отлавливают ополченцев с украинским гражданством. Но случаи, когда полицейские формально относились к своим обязанностям — задерживали бойцов, у которых были нелады с украинским законодательством, и пытались их выдать своим коллегам-украинцам, — уже были», — пояснил он «Газете.Ru».

К счастью, по словам Стрелкова, пока все попытки выдачи удавалось пресечь.

Но у полицейских на этот счет есть свое мнение. «Договоры о правоохранительном сотрудничестве с Украиной никто не отменял, а значит, они должны выполняться, — рассказал действующий сотрудник одного из областных УВД, граничащих с Украиной. — У нас и своих «баламутов» полно, а тут еще и чужие будут бегать».

Первые соглашения о сотрудничестве между Украиной и Россией в правоохранительной сфере были заключены еще в начале 1990-х, сразу после развала СССР. При этом, по воспоминаниям бывших сотрудников МВД, с украинскими коллегами изначально сложились самые конструктивные отношения.

«Мы взаимодействовали с украинцами в вопросах по борьбе с организованной преступностью, — вспоминает генерал-лейтенант МВД Александр Гуров. — У них были очень хорошие специалисты, и я не помню, чтобы они хотя бы раз не откликнулись на нашу просьбу».

Сейчас на сайте МВД России опубликовано четыре договора о правовом взаимодействии с Украиной. Так, в ноябре 1998 года между правительством России и кабмином Украины было заключено соглашение «О сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств».

В его рамках между собой должны сотрудничать с российской стороны МИД РФ, МВД России, Минздрав, ФСБ, Генпрокуратура и таможенная и пограничная службы, а с украинской — МИД Украины, МВД, минздрав, генпрокуратура, СБУ и таможенная служба.

Стороны должны обмениваться информацией о появлении новых наркотиков, проводить совместные исследования, контролировать легальный оборот наркотических средств.

В 1998 году МВД России и МВД Украины подписали соглашение о сотрудничестве между органами внутренних дел на приграничных территориях. Ведомства обязуются обмениваться оперативно-разыскной и криминалистической информацией о нарушителях закона и ОПГ, действующих в приграничных регионах.

В 2003 году между МВД России и государственным комитетом Украины по делам национальности было заключено соглашение о взаимодействии в миграционной сфере.

А в 2009 году между МВД России и МВД Украины был заключен еще один договор о сотрудничестве, фактически «пролонгировавший» самый первый договор от 1992 года. Согласно этому договору, стороны должны оказывать взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии всех видов преступлений, включая терроризм, торговлю людьми, незаконный оборот наркотиков и оружия и т.д. Правоохранители должны обмениваться оперативной информацией, проводить оперативно-разыскные мероприятия по запросам сторон, вести розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также без вести пропавших лиц, пробивать задержанных и оружие по имеющимся базам данных.

«Газета.Ru» направила официальный запрос в МВД России с просьбой предоставить информацию о том, как складывается взаимодействие с украинскими коллегами в рамках заключенных договоров. Однако представители МВД от разговора на эту тему уклонились.

«Взаимодействие продолжается в тех объемах, насколько это возможно в связи со складывающейся ситуацией», — заявили в пресс-центре МВД России, отказавшись рассказать более подробно о деталях сотрудничества.

Однако источник «Газеты.Ru» в полицейском ведомстве рассказал, что сотрудничество с коллегами продолжается, хотя, конечно, и не в том объеме, как раньше.

«До всех этих «майданов» мы задерживали ежегодно до 400 человек, объявленных МВД Украиной в розыск, а они, в свою очередь, не менее 200, — рассказывает офицер. —

Сейчас эти цифры на порядок ниже. Ведь взаимодействие в основном идет на низовом уровне, официально главы МВД и их заместители друг с другом не контактируют».

Так, по словам собеседника, полицейское сотрудничество между ведомствами двух стран с российской стороны велось по линии главного управления уголовного розыска по межгосударственному розыску, а также через отдел международного розыска.

Кроме того, Украина и Россия взаимодействовали в рамках работы Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств, которое было создано в 1993 году.

«Ежегодно по линии бюро проходят встречи на уровне министров внутренних дел, — рассказывает собеседник. — На прошлогоднюю встречу был приглашен Аваков, но он проигнорировал это мероприятие».

До 2014 года при посольстве Украины всегда был полицейский атташе, который координировал действия украинских коллег с МВД России. Но в прошлом году офицер был отозван, нового сотрудника украинцы так и не прислали. В свою очередь, российское МВД также отозвало с Украины своего представителя.

«Так что, с одной стороны, официально вроде бы отношения не поддерживаются, но с другой стороны, и украинские коллеги присылают запросы на розыск лиц, ну и мы тоже запрашиваем нужную информацию, — поясняет полицейский. — Вот только надо понимать, что они отвечают нам гораздо реже. У них же там постоянно идет охота на ведьм, могут обвинить в пособничестве москалям».

Между тем если полицейские ловят разыскиваемых преступников, то подготовкой к выдаче разыскиваемых лиц занимается Генеральная прокуратура.

Генпрокурор России Юрий Чайка заявил в январе 2015 года, что после смены власти в Киеве между его ведомством и генеральной прокуратурой Украины сохраняются необходимые контакты. По словам Чайки, российская сторона регулярно направляет запросы о правовой помощи российским следственным органам и рассматривает аналогичные запросы украинской стороны.

Также он отмечал, что с марта по декабрь 2014 года украинская сторона выдала России 20 человек, разыскиваемых за различные преступления.

В свою очередь, Россия также удовлетворяет запросы украинской стороны на экстрадицию. Так, например, 28 января этого года Верховный суд РФ отклонил жалобу разыскиваемого за убийство в Днепропетровской области гражданина Украины Николая Виданова, и теперь по решению Генпрокуратуры он будет выдан этой стране.

При этом надо отметить, что между генпрокуратурами России и Украины также заключены договоры о сотрудничестве, как и между МВД России и Украины.

«Газета.Ru» направила официальный запрос в Генпрокуратуру России с просьбой рассказать о взаимодействии с коллегами. Однако надзорное ведомство не смогло оперативно ответить на письмо.

источник