Меню Рубрики

Проводимые меры по повышению качества образования проблемы

Повышение качества образования – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыковю.

Пути повышения качества образования.

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Повышение качества образования – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно- эмоционального отношения к миру и друг другу.

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.

Из чего оно складывается?

  • Из высокого уровня профессионализма педагогов
  • Из создания комфортности в обучении школьников
  • Прочности знаний учащихся
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Основная цель- повышение качества знаний, формирование познавательной активности, кругозора.

Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

Одним из способов повышения качества знаний, обучающихся является организация учебного процесса.

Признавая урок в качестве основной формы обучения , мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.

К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. На образовательный результат деятельности обучающихся влияет: вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности.

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности, учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше?

И так, как повысить качество образования? Прежде всего — заинтересовать ребёнка в результатах учебы, помочь ему быть успешным.

Механизмом повышения мотивации является использовании различных педагогических приёмов и проведение нетрадиционных уроков.

Как правило, учитель в процессе подготовки ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание, но и объем работы для более сильных учащихся (например, усложнить задание. ).

В моем классе дети с разными способностями. В своей педагогической практике я использую различные технологии с целью повышения качества знаний. Использую т ехнологию развивающего обучения. Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании. Стараюсь строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений. Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Моя задача как учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Например,: урок русского языка тема «Сложные слова.» Открытие нового знания. в словах, записанных на доске выделить корень среди слов есть сложное слово . Возникает учебная проблема, два разных мнения. сколько корней в слове.

Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Одной из важнейших задач изучения русского языка является формирование у школьников прочных орфографических навыков, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание в письменном общении.

С чего же следует начать формирование прочных навыков грамотного письма?

Прежде всего, необходимо научить слышать звуки, в словах, различать их. (гласные и согласные, ударные и безударные, твёрдые и мягкие согласные.)

Необходимо систематически развивать орфографическую зоркость младших школьников, которая заключается в умении находить, видеть,( взаимопроверка)

Развивать оперативную память. В этом помогают зрительные диктанты.

На уроках математики ч тобы достичь хороших результатов, провожу обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. Использую задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы. Это очень важно для дальнейшего обучения и сдачи ВПР.

Особое место в уроке уделяю групповой и парной формам работы. Организовать мне их часто помогает учебник, где есть рекомендации для учащихся и учителя: «Обсуди с товарищем», «Поработайте в группе».

Очень часто на уроках применяю ИКТ , это позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей.

И так чтобы повысить качество образования следует:

1. улучшить процессы преподавания и обучения.

2. использовать разнообразные методики и технологии

3. применять информационно-коммуникативный подход в процессе обучения.

Хочу завершить свое выступление прекрасными словами Ш.Амонашвили.

Учитель, будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах!

Доклад «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий».

Основной целью модернизации всей системы образования в последнее десятилетие является повышение качества образования. Начальная школа должна отвечать актуальным и перспективным потре.

Почему мотивы у учеников начальной школы бывают не сформированы. Что надо сделать чтобы чтение доставляло удовольствие.

Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье .

В последнее десятилетие аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и пре.

Выступление на педсовете из личного опыта.

Методические рекомендации для повышения качества образования в начальной школе.

источник

Материал по теме:
«Повышение качества образования основные проблемы и перспективы развития» Педагогический совет

Педагогический совет проведен с целью: определения направления развития школы в соответствии с современными преобразованиями имеющимися в ОУ ресурсами.

Вложение Размер
povyshenie_kachestva_obrazovaniya_.docx 1.97 МБ
povyshenie_kachestva_obrazovaniya_.pptx 1.16 МБ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

«Повышение качества образования: основные проблемы и перспективы развития» Брезина Н.Н. 2018

Цель : определение направления развития школы в соответствии с современными преобразованиями имеющимися в ОУ ресурсами. Задачи : Провести анализ образовательной деятельности по конечным результатам. Определить пути повышения качества образования и перспективы развития МБОУ НШДС №13

Цель : Создание условий для самореализации всех субъектов образовательного процесса через обеспечение современного качества образования, обновление содержания и методов деятельности, как условие успешного освоения федеральных государственных образовательных стандартов. «Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда» (Марк Твен).

«Исход крупных дел часто зависит от анализа мелочей» ( Овидий) .

Пути решения Какие действия должен предпринять педагог, чтобы повысить качество знаний обучающихся? Роль родителей в образовательном процессе Планирование коррекционной помощи

внутренние внешние Дефекты здоровья ребенка Отрицательное влияние семьи, друзей, социальной сферы Низкий уровень интеллектуального развития Несовершенство организации учебного процесса Отсутствие положительной мотивации Слабо развитая волевая сфера Причины неуспеваемости Наличие пробелов в фактических знаниях Наличие пробелов в навыках учебного труда Недостаточный уровень воспитанности и развития личностных качеств Недостаток воспитательного влияния * школы *Семьи *сверстников

10 ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В УЧЕБНОМ 2018-2019 ГОДУ

Приоритетные цели образования на 2019 год 11 Создать систему образования, достойную войти в 10 лучших в мире. Построить систему воспитания, охватывающую подрастающее поколение от дошкольного возраста. Приоритетными на 2019 год признаны такие направления : интеграция новых методов обучения и воспитания; внедрение новых образовательных технологий; использование цифровых технологий в обучении.

С 1 сентября Рособрнадзор начал анализировать воспитательные программы в школах 12 Рабочая группа Рособрнадзора начнет проверки воспитательных программ в общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2018 года. Об этом сообщила уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова . Самое важное — чтобы воспитательные программы не были формальными, в частности, эксперты будут проверять, «насколько они на самом деле реализуемы и реализуются».

В Госдуме предлагают отказаться от домашних заданий в школах и заменить их прогулками 13 Заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Борис Чернышов заявил, что домашние задания негативно сказываются на здоровье школьников и полностью отбивают у них желание учиться . «Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — заявил Чернышов .

Пятибалльная система оценок в школах может быть отменена 14 Анзор Музаев (заместитель руководителя Рособрнадзора ) рассказал, что в ведомстве обсуждается вопрос отмены пятибалльной системы оценок в школе . «Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания» « Пятибалльная система — позавчерашняя. Безусловно, ее надо менять. Мы в свое время делали работы по переходу на многобалльные системы. Был большой проект по 12-балльной системе. В школе на самом деле сейчас четырехбалльная система — кол никому не ставят. При этом учитель ставит три с плюсом, четыре с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы » ( Виктор Болотов , руководитель Центра мониторинга качества образования)

Педагоги смогут получать премии по 200 тысяч рублей за достижения в образовании 15 Российские педагоги смогут получать премии в размере 200 тысяч рублей за выдающиеся результаты в образовании, говорится в проекте указа президента России Владимира Путина, который размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов . «В целях стимулирования преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развития их творческого и профессионального потенциала постановляю: выплачивать ежегодно, начиная с 2018 года, одну тысячу премий лучшим учителям за выдающиеся достижения в области образования (в педагогической деятельности) в размере 200 тысяч рублей каждая»

Решение Реализовать с неуспевающими планы коррекционной работы и проанализировать их эффективность на следующем педсовете. Апробировать в педагогической практике матрицу в работе с другими неуспевающими. Взять за основу предложенные педагогическим коллективом направления развития школы в соответствии с современными преобразованиями на уровне региона и имеющимися в ОУ ресурсами: Педагогам : Уроки и занятия внеурочной деятельности проводить с применением технологий деятельностного метода, способствующим повышению уровня знаний обучающихся и качества образования Заместителям директора по учебной и воспитательной работе: обеспечить организационно-методическое сопровождение инновационных процессов в ОУ, контроль выполнения требований ФГОС НОО и ФГОС ДО

источник

Педагогический совет Тема: Повышение качества образования: проблемы и пути решения.

1 Педагогический совет Тема: Повышение качества образования: проблемы и пути решения. Дата проведения: Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане качество образования это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования. Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы: уровень обученности учащихся; готовность их к продолжению образования; уровень воспитанности учащихся; состояние здоровья детей; уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе; уровень выполнения стандартов образования. 1

2 Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы. Проведем сравнительный анализ результативности обучения обучающихся школы за три последних года: (Вставить таблицу из результатов самообследования) Таким образом, наблюдается отрицательная динамика качества знаний на 1 ступени (4 класс), низкий рост качества на 2 ступени в бывшем 7 классе. Информация о качестве обученности учащихся в этих классах дает возможность сделать вывод о том, что успеваемость в них ниже, чем в среднем по классам. Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети приняли требования основной школы. Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Знание качества достигаемых результатов обучения непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. Обратите внимание на отсутствие у нас отличников. А ведь это важный показатель работы образовательного учреждения Наличие учащихся, имеющих одну «3», указывает на то, что мы недостаточно внимания уделяем реализации принципа личностно ориентированного подхода и работе по предупреждению низких показателей качества образования. Не смотря на то, что в последнее время в школе значительное внимание уделяется организации творческой, исследовательской работе со способными детьми и у нас есть победители различных конкурсов, однако число их недостаточно высокое даже для нашей школы, а это значит, что нам необходимо подумать, что мы должны изменить в системе работы с такими детьми. Таким образом, анализ основных показателей работы нашей школы в динамике за последние три года наглядно доказывает актуальность проблемы качества образования. Понимание термина «качество образования» — одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования. Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется 2

3 необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Качество образования это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата. Качество образования это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника. При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: образовательных результатов; организации образовательного процесса; квалификации педагогических работников. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования. В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социальноэкономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация ) заинтересован в обеспечении качества образования. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения: Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; 3

4 с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов. Для родителей: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом; Для учителей: с умением подготовить школьника к ГИА, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт Представления наших педагогов о качестве образования: Что вы понимаете под качеством образования? % Показатели качества знаний, успеваемости, поступаемости в Сузы выпускников. Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся. Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость. Показатели качества процесса образования

5 Показатели социально-личностного развития и воспитанности школьников В целом учителя раскрыли показатели качества результата образования ученика того социального продукта, который школа выпускает в жизнь, в общество. Однако ответы учителей на анкету показали, что представление о качестве образования в основном сводятся к: качеству знаний, успеваемости, поступаемости в ОУ (81%), показатели же интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся, состояния здоровья школьника, его работоспособность и жизнестойкость 36%, показатели качества процесса образования, социально-личностного развития и воспитанности школьников не отметил ни один из опрошенных. Никто не написал, что характеристикой качества образовательного процесса в школе являются: профессионализм учителей, современные технологии и современное обеспечение образовательного процесса, гуманизация образования, комфортность существования учителя и ученика в школе. Современный ученый педагог Марк Поташник определяет: Качество образования это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты. Что это означает? Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития ученика, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах В идеале — каждый ученик движется по своему образовательному маршруту. Качество образования совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования, особенно качество школьного образования это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует 5

6 обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник От чего зависит качество образования: качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества средств образовательного процесса (материальнотехнической, лабораторно-экспериментальной базы, учебнометодического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.); качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании). Представления наших педагогов о задачах, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования: Задачи, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся. Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку, Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний(устные зачеты и регулярное тестирование) %

7 Абсолютное большинство учителей считают, что одной из основных задач, решение которых будет способствовать повышению качества образования, является формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности (95%), более половины решение задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ, укрепление материальной базы (54%). Лишь 18% назвали самообразование учителя, творческое отношение к уроку, и ни один не назвал задачу обеспечения глубокого анализа всей деятельности учителя, а ведь без этого трудно наметить пути решения поставленной задачи улучшения качества образования конкретному учителю и всему коллективу в целом. Как же повысить качество образования? Факторы, влияющие на качество школьного образования Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования Факторы, которые школа может изменять Степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.) Количество учителей, имеющих высокий профессиональный уровень Уровень дисциплины в образовательном учреждении Сформированность у учащихся общеучебных умений: умение организовать собственное познание, умение управлять познавательным процессом; умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для 7 Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях Перегруженность программ и учебников учебными материалами Введение в программы и учебники материалов практико ориентированного характера Тип, вид, статус образовательного учреждения, его имидж

8 получения ответа на поставленный вопрос; умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках Стратегии, используемые учащимися при овладении учебным материалом (активные, пассивные) Использование учителем методов, ориентированных на запоминание или на вовлечение учащихся в активное освоение) Диалогический характер образования Знакомство школьников с различными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства Частота общения родителей с детьми и характер обсуждаемых тем (например, беседы о прочитанных книгах) Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников. К современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного и модульно-блочного обучения; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Еще один верный способ улучшения качества образования — использование инновационных технологий, развивающих программ. 8

9 Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Многие учителя активно используют компьютерные технологии в учебном процессе, однако есть и такие, кто либо вообще не используют их в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности, не используя его при контроле знаний, при сборе и обработке определённой информации. Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя создание в классе такой среды. Характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды. К необходимым, можно отнести следующие: Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.). Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей). Осознанность цели работы и ответственность за результат. Реализация индивидуальных интересов учащихся. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов). Формирование понятий и организация своих действий на их основе. 9

10 Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.). Конкретизируя эти условия, можно определить возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды: Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих. Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю». В этой связи значительно возрастают функции системы повышения квалификации педагогических работников — как звена непрерывного образования и как средства достижения высокого профессионализма. Непрерывное образование — это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии, как в масштабе страны, так и всего мира. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его 10

11 активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют необходимость непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагога, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе Мы привыкли слышать, что качественное образование это будущее России. А может быть, качественное образование это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня тащат обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия. Мы понимаем, что качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного. Один из критериев современного качества образования аристократизм. Что понимают сегодня под этим понятием? Да то же, что и всегда. Простота и естественность в общении, искренность и добросердечие, подлинное чувство дистанции между людьми всегда отличают носителей высокой культуры. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и телевидения — к книге, от спешки к досугу и тишине, от рассеяния к концентрации, от сенсации к размышлению, от идеала попсы к искусству, от соблазна к скромности, от недостатка чувства меры к умеренности. И в этой связи замечу, что аристократизм педагога, вопреки всем обстоятельствам залог подлинного качества жизни и образования. Выдвижение аристократизма как критерия качества образования имеет непосредственное отношение к серьёзной проблеме выращивания элиты, путям и способам формирования будущих лидеров, способных адекватно отвечать на вызовы времени. Лидер — это, прежде всего, профессионал в конкретной области. Другая черта лидера — это умение увидеть проблему, а значит необходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу. Третья черта лидера — это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требуются от человека широкие 11

12 профессиональные знания и умения. И, наконец, четвертая характеристика лидера — это умение организовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер — это человек, который способен себя реализовать в любимом деле. Еще Киплинг писал: Образование величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно Качество образования задает качество жизни человека и общества. И наша с вами задача и совместно, и каждому — искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы. 12

13 Проект решения педсовета: 1. Принять к исполнению всем педагогам план работы школы по повышению качества образования в 2014/15 учебном году. 2. На заседаниях ШМО рассматривать вопросы, связанные с повышением качества образования».(руководители ШМО). 3. Учителям-предметникам и классным руководителям проводить мониторинговые исследования качества знаний учащихся по своим и основным предметам. 4. Провести в школе День проектов. (апрель-май, кл. руководители, учителя начальных классов, учителя-предметники) 5. Учителям-предметникам шире использовать в педагогической деятельности проектную деятельность, возможности интерактивной доски. 13

источник

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

1. Повышение качества образования как непрерывный процесс.

2. Что такое качество образования и как его оценивать?

3. Качество образования на уровне учителя и на уровне ученика.

4. Оценочные отношения в системе «Ученик – учитель».

1. «Повышение качества образования как непрерывный процесс».

Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой: это повышение качества и доступности обучения, соответствие программ и методик самым современным требованиям, тесная интеграция с наукой и рынком труда. Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования. Важное место качество образования и его повышение занимают в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, принятых Правительством РФ 09.12.2004 г. А ведь не так давно сам термин «качество образования» в нашей педагогике отсутствовал. Речь шла о проверке и учете знаний учащегося, некоторые пытались подсчитывать степень воспитанности. Сегодня о проблемах именно качественной стороны образования высказываются ученые, политики. Обсуждается само понятие и его показатели.

Педагоги школы тем более не могут оставаться в стороне. Выйдя на рынок образовательных услуг, учителя максимально ориентируются на образовательные потребности и запросы населения, то есть с самого начала использовали маркетинговый подход. А одним из важнейших доводов к его применению наряду с ограниченностью финансовых ресурсов и сокращением родившихся детей как раз и является повышение качества образования, создание системы управления в школе. Сейчас провозглашается подход, понимаемый как постоянный процесс совершенствования. А важнейшим параметром качества работы школы становится степень участия родителей и общественности в ее управлении. Родители учащихся, ученые, деятели культуры, представители бизнеса не просто помогают решать какие-то отдельные школьные проблемы, они вместе с педагогами соуправляют школой, принимая и согласуя все вопросы жизнедеятельности учебного заведения. Эта открытость рождает доверие – один из факторов повышения качества. Все хорошо знают, что доверие родителей – это признательность ребенка, который при этом условии быстрее адаптируется и раскрывается в школе. Такие родители всегда встанут на защиту школы в критических ситуациях взаимоотношений с внешним миром.

Маркетинг школы обязан не только обслуживать, но и создавать образовательный рынок сегодня и завтра. Родители учащихся пока еще не всегда готовы к диалогу в рыночном мире образовательных услуг. Педагоги должны помочь родителям научиться формулировать реальный заказ – это будет еще одним шагом к решению вопроса повышения качества. Активное участие в этом семьи важно, ибо повышение качества оправдано только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителями.

Поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: учителя, сотрудники школы, учащиеся, их родители, общественность. А педагоги должны им помочь в этом. Кроме того, работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности, во всех ее направлениях: в учебно-воспитательном процессе, в совершенствовании педагогического мастерства, во взаимодействии с семьей, в укреплении и развитии материально-технической базы школы.

Учителя часто задаются вопросом: в чем специфика качества в сфере образования? Необходимо выделение четких показателей качества в образовании и не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Таких однозначных сегодня нет. Выработка их требует большой осторожности и деликатности. В этой ситуации пытаются идти по единственно верному пути: сформировать свой неповторимый профиль. Изучение качества того, что делаем самим коллективом, позволяет нам четко видеть те элементы и направления работы, которые нуждаются в совершенствовании. Путь «обеспечения качества путем школьной программы» признается наиболее адекватным и перспективным в ряде европейских систем образования.

Педагоги школы определяют качество как: низкое, удовлетворительное или высокое. При этом, соотнося цену и качество, получаем: низкое – недорогое, удовлетворительное – приемлемое, высокое – дорогое. Соответственно и школу, и педагога можно тоже отнести к тем или другим по уровню качества.

Высокое качество образования это:

1) отличная материально-техническая база;

2) высококвалифицированные кадры;

3) результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс;

4) многообразные дополнительные образовательные и другие услуги;

5) успешность выпускников в жизни;

6) образование в полной мере отвечающее запросам потребителей, удовлетворяющее их.

2. «Что такое качество образования и как его оценивать»

Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Необходимо отметить, что качество образования есть не только качество конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Причем качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено. Незавершенность процесса – фактор, постоянно тревожащий педагога, который является и производителем «товара» и его «маркетологом».

Проблему повышения качества образования можно рассматривать как проблему: кадрового обеспечения образования; содержания и программно-методического обеспечения процесса обучения; организации обучения; недостаточную объективность оценок.

Что же считается качеством образования, какие показатели позволят его измерить, сравнить, оценить? Поскольку в связи с вариативностью образования существуют разные подходы, педагогические модели, которые различаются и по содержанию, и по целям, и по формам, методам обучения, и по представлению о результате, то соответственно в этих разных подходах будут различаться и представления о качестве образовательного процесса. Так, в традиционном подходе основным показателем качества будет уровень усвоения содержания образования, то есть наличие у учащихся знаний, сформированность умений и навыков. Именно этот показатель является определяющим при аттестации школ. А с позиций личностно ориентированного подхода показатели качества будут совершенно иные: в центре окажется личностное развитие. К сожалению, на сегодняшний день четких показателей оценки личностного развития в педагогической литературе нет. Закономерен вопрос: что же рассматривать как показатели качества образования? Проблема решается достаточно просто, если школа работает полностью в знаниевой модели. Иное положение возникает в школах, где педагогический коллектив использует элементы личностно ориентированного образования. В этом случае школа как бы «сидит на двух стульях»: определяются и качество усвоения содержания образования и элементы личностного развития (что пытаемся делать и мы с вами).

Поскольку чисто знаниевый подход противоречит концептуальным основам школы, ее основным педагогическим ценностям, поэтому необходимо четко обозначить показатели, отвечающие развивающей гуманистической ориентации школы: высокий уровень образования; развитая дифференциация и индивидуализация обучения; медико-психолого-логопедическое сопровождение учащихся; наличие разнообразных образовательных услуг; широкая сфера жизнедеятельности учащихся, причем эти показатели характеризуют образовательный процесс, а не его результат, то есть условия, которые создаются в школе.

В связи с этим возникает следующий вопрос: как оценить тот или иной показатель, что взять в качестве меры? Например, высокий уровень образования. Если представить из чего он складывается, то необходимо рассмотреть качество содержания образования, характер используемых в процессе обучения методов, форм и технологий, качество уроков, оборудование учебных кабинетов, профессиональное мастерство учителей. Но, анализируя в практической деятельности эти составляющие, педагоги не смогут дать однозначный ответ, насколько уровень образования в нашей школе приближается к нормативу, так как такой норматив не описан. Они лишь интуитивно смогут определить, что в одной школе он выше, а в другой – ниже. Но, анализируя уровень образования, они все-таки могут определить те звенья и этапы учебного процесса, которые необходимо совершенствовать: использование групповых, парных, игровых форм работы, современных компьютерных технологий.

Если попробовать оценить уровень образования в нашей школе через результат, то с каким эталоном его сравнить? Отличная успеваемость всех учеников по всем предметам невозможна по психофизическим показателям. Но главное, это и не нужно. Если идеал в школе – отличная успеваемость по всем предметам, то в школе не признается ценность одаренности школьников в отдельной области. Если рассматривать высокий уровень образования как оптимальность созданных для учащихся условий, предоставление возможностей развивать свои познавательные способности и склонности, тогда необходимо также иметь четкое описание этих условий, представив их идеальный вариант. Аналогичные вопросы могут возникнуть при рассмотрении и других показателей качества. Например, что такое развитая система дифференциации, насколько она должна быть развита? Для ответа на эти вопросы необходимо учесть следующие позиции: теоретическая обоснованность; целостность и преемственность; удовлетворенность практико-ориентированной потребности; профилизация; переход к индивидуальным учебным планам и срокам обучения. Первые две позиции выполняются, по остальным еще работать и работать. Значит, нельзя говорить о высоком уровне дифференциации обучения в школе. Следующий показатель качества – наличие разнообразных образовательных услуг. В школе имеется большой спектр услуг дополнительного образования, но в нем не представлена возможность для расширения образовательных запросов: не работают НОУ, курсы интенсивной подготовки (так как нет старшеклассников); проектная деятельность, элективные курсы пока только для 9 класса. Порой педагоги сознательно уходят от учебных дисциплин, чтобы разгрузить детей, а может это было бы востребовано. А может разгружать надо не отказом от этих услуг, а думая над разгрузкой домашних заданий?

Идеальный объем образовательных услуг стремится к бесконечности: можно создать кабинет психологической разгрузки для детей и их родителей; летние образовательные лагеря; расширить информационное пространство для учащихся (медиатека) и т. д. Следующий показатель – широкая сфера жизнедеятельности, удовлетворяющая потребностям детей – эта сфера также может расти безгранично. Но названные показатели характеризуют в большей степени сам образовательный процесс, чем его результат.

Соответственно, показателями качества образования в школе можно считать:

1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;

2) сформированность общеучебных умении и навыков;

3) удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом;

4) психологическое состояние учащихся в школе;

5) воспитанность учеников.

Показатель воспитанности учащихся по значимости должен быть вообще на первом месте.

Итак, попытка изучения качества образования приводит к определенным выводам:

1) необходимо выделить показатели, значимые для данной школы, а также искать способы их диагностики (в условиях
существования вариативности образования единых показателей качества не может быть);

2) изучение качества образования в конкретном учебном заведении не дает однозначного ответа низкое оно или высокое;

3) изучение качества образования самим педагогическим коллективом позволяет четко увидеть те элементы и направления образовательного процесса, которые необходимо совершенствовать.

На сегодняшний день существуют 3 формы или системы обеспечения качества:

1) инструкции, предписания и проверки;

2) исследования сравнительных достижений учащихся ТИММС и ПИЗА;

3) обеспечение развития качества через школьную программу. Последняя модель наиболее прогрессивная, ведь работая над качеством, мы двигаемся от фиксации наличного состояния к школьной программе, определяем конкретные шаги по ее реализации и поиску конкретных инструментов для данной работы. Ядро работы над качеством – работа над программой школы.

3. «Качество образования на уровне учителя и на уровне ученика» (зам. директора по УВР I ступени).

Качество образования должно осуществляться школьным сообществом: учителя, ученика, родителей. Говоря об успешной работе учителя можно говорить о двух различных источниках принятия этой успешности: субъективная (мнения, слухи; мнение администрации; мнение методистов; сложившееся представление среди коллег, учеников, родителей; показательная активность (желание выступать, умение быть в гуще событий) и относительная (результаты контрольных работ; количество поступивших; успешное проведение уроков; посещение школы выпускниками; результаты аттестации; обобщение своего опыта, использование новых педагогических технологий.

Система качества на уровне учителя предполагает представление им замысла предстоящей работы (курса, системы уроков по теме, предстоящего урока) на нескольких уровнях. Он должен решить, чего в принципе хочет добиться от детей; что они должны усвоить предполагаемой им предметной области; что они должны проделать, испытать, через что «пройти», чтобы у них это сформировалось как будет организована их деятельность. А также, потребуется ли ему для этого помощь коллег, родителей. Далее необходимо проанализировать педагогический ресурс: что именно он с помощью, имеющихся у него средств может внести в развитие организованности, компетентности учащихся как в достижение общешкольных целей. Особое внимание учителю необходимо обратить на определение того, как пройдут путь к предполагаемому результату учащиеся с различными уровнями учебной успешности, какие предвидятся них затруднения и как их можно будет преодолеть. Для того чтобы спроектировать это учитель должен решить, знание о каких моментах жизни и развития его учащихся ему понадобиться при построении проекта учебного процесса, что при этом дети сами должны узнать о себе, о причинах своих неудач. Учителю предстоит заранее продумать, какие элементы его проекта носят вероятностный характер и, скорее всего, потребуют доработки или видоизменения в ходе учебно-воспитательного процесса. При этом ему необходимо учитывать результаты деятельности его коллег, работающих в данном классе, реализовать межпредметные связи, а также различные формы профессионального сотрудничества.

Очень важно привлечь самих детей к созданию и корректировке проекта образовательного процесса, организовать совместную разработку критериев оценки и обсуждение результатов.

Качество учебной деятельности ученика. Самое главное для успеха этой деятельности – установка, принятие ее смысла. «Знания мне нужны потому, что я должен стать человеком. Гражданином своего отечества, отцом, матерью, культурной личностью». Представление о высоком смысле учебной деятельности является основанием личной учебной системы ученика, если он не осознает и не принимает подлинного смысла учения, никакая «система обеспечения качества» не обеспечит его!

Наивысшего качества учебная деятельность достигает тогда, когда оно выступает не средством достижения каких либо лежащих за ее пределами результатов, а выступает именно как самоцель, самоценность. Итак, первое, что необходимо для качества учебной деятельности, – это ее мотив, смысл, цель. Затем идет организация учебной деятельности – ее предмет и пространственно-временные характеристики. Все это в сознании ученика должно обрести форму специфических принципов, которыми он будет руководствоваться в своем учении. Изучение опыта работы многих учеников позволяет сформулировать специфические принципы, которые делают их учение успешным. Эти принципы, несмотря, на их вариативность, в общем, сводятся к следующим:

1. Стремление всегда и везде делать что-то полезное для своего развития. Это постоянное пребывание в собранном, организованном состоянии доставляет таким ученикам удовольствие.

2. Освоение предмета и любого дела «и вширь», и вглубь». Ученику хочется и обрести широкую эрудицию, и в чем-то превзойти своих одноклассников.

3. Четкое разбиение предстоящей работы «на порции» и безукоризненное выполнение плана. В этом один из рычагов системы успешного ученика. Он старается любой ценой, иногда даже сидя до глубокой ночи, выполнять намеченный план. Постепенно он сам понимает, что избавиться от перегрузок можно только благодаря четкой организации, планирование своих занятий, выполнение заданий заранее, а не накануне отчета. «Авральная работа» как раз характеристика слабых учеников.

4. Постоянное стремление проверить уровень своей подготовки, сравнить его со «знатоками». Последнее сказывается даже на выборе друзей. Сильный ученик всегда стремится, чтобы рядом с ним находились люди, которые в чем-то превосходят его, заставляют его расти.

5. Состязательность, самостоятельное создание для себя барьеров, получение удовольствия от преодоления трудностей. Это проявляется, прежде всего, в отсутствии у ученика боязни потратить время на интеллектуальные тренировки и упражнения, обнаружить свое незнание или неумение, желании «нагружать» себя, не теряя времени на развлечения.

6. Наличие «знания о знании» – о видах знания, их происхождении и функциях, о сути и природе научного познания. Речь идет о так называемой методологической культуре ученика. Таковая проявляется в понимании им природы и видов знания, умении различать факт, закон и теорию, обыденное и научное знание. Ученик знает, какую роль играет тот или иной вид знания и как обращаться с ним, где и для чего применять.

7. Использование рациональных способов учения. Хороший ученик обычно выполняет несколько простых правил. Любой материал надо конспектировать, пересказывать, применять! Готовясь к ответу или контрольной, он составляет развёрнутый план, продумывает развернутые вопросы, которые могут возникать у учителя или предполагаемого оппонента. Он предпочитает работать в библиотеке, а не дома. Дома больше «отвлечении».

8. Восприятие учебы как увлекательной игры. А в игре, как известно, надо выигрывать, победить, преодолеть сопротивление трудного материала, опередить воображаемых соперников. «Соперником», например, может быть работающий телевизор, по которому идет увлекательная программа, или разговор со сверстниками, приглашение в кино.

Но какой бы ни была система управления качеством образовательного учреждения, она не обеспечит эффективности, если «не дойдет» до каждого ученика. В конечном счете, все определяется тем, как он выполняет свои учебные функции, как относится к ним.

Сизова О. И. «Качество образования с точки зрения психологии»

Говоря о качестве образования, необходимо понять, что включает оно в себя. В психологии есть разные позиции. Это и уровень общего развития: сохранение психофизического здоровья; теоретическая база и навыки практического применения; сохранение, развитие интереса и стремления к познанию, обучению, саморазвитию, самообразованию. При этом важным условием качественного образования, с точки зрения психологии, является учет индивидуально-психических особенностей учащихся. Поэтому важно знать некоторые такие особенности с целью повышения качества обучения. Это составляющие обучаемости: а) познавательные, интеллектуальные особенности: память, внимание, воображение, мышление, речь; б) особенности развития мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Здесь важно не столько содержание обучения, сколько способы обучения я способы оценивания качества обучения учащихся.

Следующий важный момент – отзывчивость и эмоциональный контакт педагогов с детьми. И оценивание должно быть направлено на то, чтобы ребенок испытывал интерес к предмету обучения. Педагоги школы отмечали, что в процессе оценивания им не хватает твердости, строгости, справедливости, объективности, а также часто нет возможности оценивать качественно, а не отметочно. Учеба должна ассоциироваться не с насилием над волей, а с удовольствием.

Таким образом для повышения качества обучения необходимо создание правильных условий, таких как разумная организация умственного труда; отсутствие организационных недостатков учебного процесса (рационализация учебных нагрузок и внеучебных занятий); тесное сотрудничество педагогов, психолога, врача и родителей; развитие креативности, творческих способностей; оценивание превратить в ситуацию сотрудничества.

Всего этого можно добиться, если:

– давать возможность ученику побывать в роли педагога (самопроверка, взаимопроверка);

– демонстрировать ученику искреннюю заинтересованность в нем самом, а не только в его отметках;

– критерии оценки должны быть оговорены перед выполнением работы, а еще лучше совместно обсудить и выработать критерии оценки;

– помогать ученику в подборе материала, составлении плана ответа, алгоритма работы.

Доверие к миру возникает у того ребенка, с которым много занимаются, а не только требуют с него. Доверие к учителю еще больше, если реальная оценка достижения справедлива.

4. «Оценочные отношения в системе «Ученик – учитель»

Качество образования – многомерное понятие и лучше вообще говорить не о качестве, а о качествах. Качество образования, подготовки и совершенствования деятельности складывается из: качества преподавания, качества кадров, качества образовательных программ, качества ресурсов материально; технической базы, качества подготовки, качества учащихся, качества управлений. Качество достижения конечного результата у преподавателей зависит от физиологического, психического и нравственного здоровья, образованности, общекультурной грамотности, профессиональной подготовки. Качество достижения конечного результата определяется по итогам: медико-валеологического обследования, психологического тестирования, самооценки, олимпиад, конкурсов, итогового контроля. Сейчас изменился характер целей, главной задачи человека. Было: понимание сущности науки, производства с целью изменить мир для удовлетворения своих потребностей. Новый аспект: понимание своего места в мире (часть природы), ответственность за него. Главная задача образования: дать знания о мире, обеспечить профессиональную подготовку, вооружить методологией творчества, проектирования и предвидения возможных последствий будущей профессиональной деятельности. Качество образования закладывается качеством цели Стратегические цели должны быть направлены на решение глобальных проблем человечества.

5. Проблемы оценки качества образования

Качество – это совокупность характеристик продукта или услуги, это удовлетворение требований потребителя, соответствие результата труда некоторым заданным стандартам.

1) совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один объект от другого; придающих ему определенность;

2) соответствие результата образования поставленной цели;

Европейская концепция «Всеобщего управления качеством»

Основные положения этого документа изложены в виде принципов достижения качества. Применим их к внутришкольному управлению качеством образования:

1 .Ориентация на потребителя

«Потребителями» продукта образовательной деятельности школ являются общество в целом, сообщество родителей, сами учащиеся. С изучения их запросов начинается движение к качеству.

Деятельность каждого сотрудника школы должна быть подчинена общим целям образовательного учреждения, рефлексией своего места в нем.

3. Вовлечение персонала

Суть этого принципа – в распределении ответственности за результат между всеми работниками школы. В образовательном процессе нет второстепенных вопросов и ролей. Упущение какой-то детали, будь то доступность объяснения или освещенность рабочего места школьника, может сыграть существенную роль.

Каждое дело, каждая образовательная процедура, мероприятие органически связано с другими, переходят один в другой.

5. Системный подход к менеджменту

Управленческая команда держит в поле аналитического контроля всю ситуацию жизни школы. Приоритетным объектом внимания являются работающие в школе, их квалификация и мотивация труда.

6. Постоянное улучшение

Любой сотрудник, педагог, ученик должны быть заняты поиском путей постоянного улучшения качества своего труда, его эффективности и оптимальности, внедрением новых учебных, организационных и информационных технологий.

7. Принятие решений на основе фактов

Качественные управленческие решения могут быть приняты только на основе достоверной информации, полученной диагностическим путем.

8. Сотрудничество с клиентами

9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой

Педагогическая интерпретация данного принципа обращает внимание на необходимость не причинять ущерба знаниям, развитию, здоровью учащихся, стараться делать все с «первого предъявления», не теряя время потом на исправление упущений, тщательно продумывать ход и последствия всех проводимых в школе мероприятий.

Из статьи «Качество образования – процесс постоянного совершенствования»

Не секрет, что все, узнанное в школе, забывается к 30 годам. Поэтому надо рассматривать знания в контексте человеческой жизни, а, не как самоцель. Ученые сходятся на том, что существуют базовые или ключевые компетентности, на, которые следует ориентироваться, определяя качество образования. Например, ребенок может учиться чему-то, но сами желание и способность к учебе не зависят от области приложения. Удовольствие от учебы, установка на учение – вот базовая компетенция , о важности которой трудно поспорить. Тем не менее, желание и способность учиться на протяжении всей жизни – воодушевление и активный интерес к учению – редкое свойство выпускника современной школы. Почему?

Другая ключевая компетенция – способность видеть и решать проблемы. Причем это не означает только умение ученика справляться с предложенным ему тестом. Развитость данной компетенции означает, что человек любит решать проблемы, ему это нравится, делает он это охотно, а не только в момент экзамена. Именно этим ключевая компетенция и отличается от просто способности, здесь акцент делается на стабильной мотивации, на наличии определенной ценностной установки, которая работает в разных областях приложения.

Парадигма компетенций принимается сейчас во всех странах как основной вектор развития образования. Однако, встает вопрос, как можно «измерить» подобный подход? Как перевести его с языка целей на язык учебных заданий (тестов), которые покажут степень сформированности или несформированности отдельных компетенций, а не знаний, умений и навыков.

Именно такая цель – разработать систему заданий, измеряющих качество работы школы и сформированности отдельных компетенций у учащихся старшего звена (15 лет), и была поставлена разработчиками самого крупномасштабного международного сравнительного исследования учебных достижений учащихся разных стран, называемого ПИЗА («Programme for International Student Assesment»).

Итак. формирование или развитие компетенций должно являться целью любой современной школы и именно в этом следует видеть важнейший критерий качества образования . А вот представления о путях их достижения самые разные: от натаскивания (например, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию можно постоянно проводить тренинги общения и подобные мероприятия) до создания в школе действительно творческой и благоприятной атмосферы и тогда необходимые компетенции ученик получит без специальных тренингов, просто как «побочный эффект» целостного образования (учителя вальдорфской школы уверены, что когда ребенок занимается музыкой и театром, то это действует на целый ряд способностей, которые не имеют прямого отношения к этим видам деятельности. Повышается успеваемость, развиваются социальные качества, воспитывается воля.)

Понятно, что базовую, обязательную часть работы педагог выполняет безусловно, и это норма. Нас же должна интересовать качественная сторона обязательной деятельности и количественно-качественная сторона инициативной, общественной деятельности учителя.

Мы приходим к пониманию того, что портфолио – это не только документ, необходимый ученику, портфолио – документ необходимый учителю, для того чтобы планировать и отслеживать свой рост, развитие, педагогическую активность. Приведем пример формы листа педагогической активности и деятельности педагога.

Карта педагогической активности учителя

источник

Читайте также:  Шурыгина диана откуда она родом