Меню Рубрики

Противоречит идеям педагогики сотрудничества идея

Родоначальником педагогики сотрудничества можно по праву считать Симона Львовича Соловейчика. В свое время он опубликовал несколько статей, в которых смог донести иной взгляд на проблему обучения и воспитания. Автор идеи считал, что современная педагогика должна объединять разносторонние подходы, но при этом придерживаться одного главного принципа — гуманизма.

Данный постулат получил отклик от большинства педагогов Советского Союза. Идею поддержали такие именитые педагоги, как Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов и Софья Лысенкова. 18 октября 1986 года прошла первая встреча педагогов-новаторов, где были сформулированы основные тезисы педагогики сотрудничества.

Основной идеей данного направление было учение без принуждения. Личностная мотивация школьника носила определяющий характер всего обучения. Лишь естественный интерес мог стать основой успешного обучения. Чтобы привлечь учащихся к активной работе на уроках, педагоги преследовали цель создания творческой атмосферы на каждом занятии. Ребенок, который превращался из объекта в субъект обучения, мог познавать новую информацию через собственные действия.

Немаловажную роль играла идея обучения ребенка в зоне его ближайшего развития. Учитывался потенциал детей, который может быть реализован с помощью непосредственной работы школьника с педагогом. При этом учителям необходимо было обеспечить для учащихся высокую степень уверенности в возможности достижения успеха. Демократический стиль общения и равное отношение организовывало отличные условиях для организации взаимопомощи.

Методы педагогики сотрудничества направлены в основном на развитие творческого мышления. Чаще всего педагогами применялись эвристические беседы. Учитель не давал обучающимся готовых знаний, школьники приходили к новой информации самостоятельно, находя ответы на заданные вопросы.

Особую роль в обучении играли творческие задания и самостоятельная работа учащихся. Только в ходе активного применения знаний на практике школьник мог раскрыть имеющийся потенциал.

Оценочная деятельность учащихся строилась как на объективном мнении учителя, так и на самокритике обучаемого. Широко применялся самоконтроль и самоанализ достижений школьников. Высокий уровень достижений поощрялся педагогами, для того чтобы не снизить уровень любознательности и мотивации учащихся.

источник

Симпатия. за компанию, как это?

Предельное число друзей?

Зачем пить чай и звать друзей?

Какие цвета мешают работать?

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

  • Амонашвили, Шалва Александрович
  • Шаталов, Виктор Федорович
  • Лысенкова, Софья Николаевна

и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребенка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:

  • была обоснована вариативность обучения
  • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • было предложено развивать у учеников творческие способности
  • обучение и воспитание ребенка в зоне ближайшего развития
  • организация детской половины дня
  • идея самоуважения школьника

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: биосоциои психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая .

Целевые ориентации:

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества:

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик — ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы .

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой .

Особенности содержания и методики:

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

• личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема — не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагностики личности ;

• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

• прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция — основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ;

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи тельной деятельности «В каждом ребенке — чудо; ожидай его!».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Йеменского и др.

Концепция воспитания:

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

— постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

— гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

— развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

— возрождение русских национальных и культурных традиций;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

— постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение . Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны.

Читайте также:  Как попасть в большой футбол

источник

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

  • Амонашвили, Шалва Александрович
  • Шаталов, Виктор Федорович
  • Лысенкова, Софья Николаевна

и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребенка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:

  • была обоснована вариативность обучения
  • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • было предложено развивать у учеников творческие способности
  • обучение и воспитание ребенка в зоне ближайшего развития
  • организация детской половины дня
  • идея самоуважения школьника

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: биосоциои психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая .

Целевые ориентации:

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества:

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик — ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы .

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой .

Особенности содержания и методики:

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

• личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема — не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагностики личности ;

• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

• прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция — основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ;

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи тельной деятельности «В каждом ребенке — чудо; ожидай его!».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Йеменского и др.

Концепция воспитания:

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

— постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

— гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

— развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

— возрождение русских национальных и культурных традиций;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

— постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение . Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны.

источник

За годы перестройки мне приходилось читать тысячи газет. Однако номер «Учительской газеты», увидевший свет 18 октября 1986 года, до сих пор в памяти. В нем было сенсационное сообщение о рождении новой педагогики – «педагогики сотрудничества». «Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества», — говорилось в нем [157] (Разве «старая педагогика» не делала упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей? — Ф.С.). И чуть ниже: «Мы за долгие годы выработали такую педагогику…» [157]

Под заголовком помещена фотография. На ней Ш. Амонашвили, И.Волков, Е.Ильин, Б.,Л. Никитины, В. Караковский, В. Шаталов — основоположники «новой педагогики».

В чем же новизна педагогики сотрудничества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала проанализируем ее основные идеи. По мнению авторов, они следующие: идея трудной цели; идея опоры; идея свободного выбора; идея опережения; идея крупных блоков; идея соответствующей формы; идея самоанализа и т.д.

1. Идея трудной цели. Учение всегда было, есть и будет самым трудным занятием. Педагогика издавна считает, что движущей силой процесса обучения является «противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Это противоречие становится источником развития процесса, если выдвигаемые требования соответствуют возможностям воспитуемых, и, наоборот, подобное противоречие не будет служить позитивному течению процесса, если требования оказываются чрезмерно трудными или легкими…» [154, c. З0].

Ученик в познавательной деятельности занимается решением этого противоречия. При этом, как правило, возникают различные конфликты: между незнанием и знанием; старыми и новыми взглядами обучаемого и т.д. Однако одним из авторов педагогики сотрудничества В. Шаталовым сегодня выдвигается принцип бесконфликтности обучения. Тем самым процесс обучения лишается естественных качеств, таких, как трудность, проблемность. Получается уникальная картина: авторами педагогики сотрудничества, с одной стороны, признается идея «старой педагогики» о трудной цели, с другой — отрицается.

Читайте также:  Как посчитать амортизацию оборудования пример

В этом, на наш взгляд, «новизна» педагогики сотрудничества.

2. Идея опоры. «Мы все, порознь экспериментируя, пришли к одной и той же идее опоры: опорный сигнал В.Ф. Шаталова, схемы у С.Н Лысенковой., зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П. Иванова, опорная деталь у Е.Н. Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е. Огороднова» [157].

Все то, что перечисляется в этой цитате, трудно назвать опорами. Настоящая опора открыта советским психологом Л.С. Выготским. Это — уровень актуального развития ученика. Знания, умения, навыки и другие элементы содержания ПП качественно усваиваются учащимися тогда, когда педагогический процесс организуется с учетом их наличного уровня развития.

А если опорами считать наглядные пособия, то о них науке известно еще несколько веков назад. В 1632 году в своей книге «Великая дидактика» Я.А. Коменский назвал наглядность «золотым правилом» дидактики. С тех пор учеными, учителями разрабатывались правила применения наглядных пособий. Опорные сигналы В. Шаталовым используются без учета этих правил. Не имея без объяснений учителя смыслового содержания, они не становятся источниками знаний. Воспроизведение опорных сигналов по памяти, постоянное использование их приводят к схематизации учебного процесса, зубрежке и бесконфликтности обучения.

3. Оценка работ. «Ш. Амонашвили вообще не ставит маленьким детям отметок, С.Н. Лысенкова не ставит двоек… В.Ф. Шаталов в случае невыполнения работы оставляет пустую клетку в ведомости ежедневного учета знаний. Формы разные, а суть одна — учение без принуждения», — говорится в книге В.Ф. Шаталова [216]

Внимательное изучение опыта представителей педагогики сотрудничества показывает обратное: наличие учения с принуждением. Например, в практике В. Шаталова учащимся «ежедневно выставляются оценки…» [216, c. 150]. К тому же все полученные отметки записываются и в журнале, и в «Листе учета знаний», который висит на стене для всеобщего обозрения. Таким образом, оценка В. Шаталова, несмотря на то, что она положительная, выполняет роль кнута, которым он заставляет школьников учиться. А ведь «настоящая педагогика» требует постепенного отказа от постоянной оценки учащихся по мере приобретения ими самостоятельности и сознательности. Это способствует формированию общественно-значимых мотивов учения, предупреждает учебу ради оценки.

4. Идея крупных блоков. Эта «идея» не содержит в себе закономерности. «Блоки» создаются только тогда, когда содержание педагогического процесса неоправданно детализировано. Если оно конструировано правильно на основе принципа универсальности, то не будет необходимости в укрупнении так называемых дидактических единиц – создания блоков.

Таким образом, идеи педагогики сотрудничества не новы. Они, в основном, заимствованы из «старой педагогики». Те, которые добавлены от себя, противоречивы, не убедительны. Поэтому «педагогика сотрудничества» не представляет стройной, целостной системы знаний. Значит, ее нет как науки. Но многие учителя считают, что педагогика сотрудничества существует. Они верят в то, чего нет. В этом, конечно, большую роль сыграла «Учительская газета». Особенно старался ее сотрудник С. Соловейчик, писатель, публицист. Беспощадно критикуя «традиционную педагогику», он при помощи всесоюзной газеты стал активно афишировать Ш. Амонашвили, И. Волкова, Б. и Л. Никитиных, И. Иванова, Е. Ильина, В.Ф. Шаталова и других, называя их основоположниками новой педагогики. На фоне общего нигилизма, неразберихи в стране статьи Соловейчика воспринимались учителями как содержательные и глубокие, хотя они были «полны нервозности и смятения, да и попросту плохо написаны. Восклицательных и вопросительных знаков в них больше, чем мыслей» [5]

Все это подтверждает актуальность цели, которую мы поставили перед собой: раскрыть несостоятельность педагогики сотрудничества. Несмотря на оптимистическое заявление авторов: «Кто будет хотя бы держать эту новую педагогику в уме, скоро заметит улучшение его работы» [216], положение в школах на самом деле ухудшается. В стране увеличивается число второгодников и малолетних преступников. В этом виновата и ложная вера учителей в педагогику сотрудничества.

1. Педагогика сотрудничества не представляет собой целостной системы знаний об обучении. В ней нет новизны, зато много противоречивых, ошибочных, вредных мнений. Несмотря на это «Учительская газета» педагогику сотрудничества называет «идеологией перестройки педагогической науки и практики» (УГ, 1988. — 16 февраля). От этого ложного убеждения не отказывается до сих пор. «Педагогика сотрудничества – это педагогика будущего», — считает она и сегодня [51].

2. Слепая вера в педагогику сотрудничества привела к отрицанию «старой педагогики». Учителя начали увлекаться только трудами основоположников «новой педагогики».

3. Беспощадная критика «традиционной педагогики», поддерживаемая «Учительской газетой», замкнула рты многим известным и уважаемым ученым-педагогам. Теперь разработкой проблем педагогической науки в нашей стране занимаются публицисты.

Все это дает мне право заменить первую букву «П» в названии «новой педагогики» на «Б». Получается, к сожалению, «бедагогика сотрудничества», что очень метко характеризует эту самую «новую педагогику».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Исторические и социально-педагогические основы педагогики сотрудничества. Гуманизм как ключевая позиция педагогического сотрудничества. Базовые педагогические идеи и опыт учителей новаторов. Педагогика сотрудничества: взгляд из будущего и в будущее.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.01.2017
Размер файла 87,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Идея крупных блоков. Сведение материала в крупные блоки дает возможность легче устанавливать логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Появляется возможность увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика.

Идея соответствующей формы. Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету.

Идея самоанализа. «Трудность школьного учения состоит в частности в том, что это единственный вид работы, который человек не может оценить. Он нуждается в оценке учителя. Между тем, лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работы, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность» (Ильин подводит учеников к размышлению о собственной жизни, в методике Шаталова развит коллективный анализ ответов учеников у доски, Амонашвили учит маленьких детей оценочным действиям и суждениям, его ученики проверяют и оценивают работу товарищей (естественно, не выставляя отметок), рецензируют письменные работы друг друга. При этом они пользуются эталонами, чтобы их суждения были содержательными.

Интеллектуальный фон класса. Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса сильно влияет его «интеллектуальный фон» (термин В.А.Сухомлинского). Чтобы создать обстановку сотрудничества, учитель старается усилить стремление к знаниям разного ряда, а не только к программным.

Коллективное творческое воспитание. Идея коллективною творческого воспитания И.П. Иванова, коммунарская методика используется в работе школ, педагогов. Смысл методики состоит в том, что ребят с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству — коллективным делам на пользу людям, для школы, для своего класса.

Творческий производительный труд. Производительный труд учеников в экспериментальных школах М.П.Щетинина.

Творческое самоуправление. «Самоуправление рассматривается не как управление без взрослых — наоборот, дух сотрудничества заставляет ребят искать помощи у старших друзей».

Сотрудничество с родителями. Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся к взрослым — в школе и в семье. Нельзя ссорить детей с родителями. Мы стараемся показать родителям, что их дети хорошо учатся, учим любить своих детей.

Личностный подход. «Весь этот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребенку вместо индивидуального. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.

Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процедура думанья — ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими и коммуникативными способностями, все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству, все обладают чувством социальной ответственности».

Содержание учителей. «Может показаться, что педагогика сотрудничества очень сложна, неприменима, непостижима. Но наш опыт говорит, что каждый учитель может осуществить её принцип.

Новая школа требует научно — методического обеспечения: нет современных пособий, учебников по дидактике, методикам, современной книги по теории воспитания. Для этого научные разработки должны сопровождаться разработками методическими, научные исследования должны постоянно опираться на практику и поиск учителей. Участники встречи подчеркнули, что новая школа должна быть построена на принципах сотрудничества, развития, демократизации.

Была провозглашена необходимость объединения учителей и учёных, так как педагогики сотрудничества — это и теория, и практика, что доказали труды педагогов- экспериментаторов.

Прошло 24 года со дня четвёртой встречи педагогов, провозгласивши идеи педагогики сотрудничества. Педагогика сотрудничества, провозглашённая и раскрытая на страницах « Учительской газеты» виде отчётов о встречах педагогов — новаторов, по их мнению, стала «идеология обновления школы». Идеи педагогики сотрудничества были приняты многими педагогами — практиками, управленцами, учёными. В издательство « Просвещение» выходили книги педагогов — экспериментаторов, вышли книги, посвященные педагогике сотрудничества.

Основные положения педагогики сотрудничества:

— отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и

— обучение без принуждения,

— идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении),

— идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки),

— использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.),

— самоанализ, (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся),

-свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала),

— интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика),

-творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Идеи педагогики сотрудничества, гуманно — личностные технологии нашли многих сторонников и преемников. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многим педагогам, инициировала деятельность авторских школ.

Однако, многие идеи педагогики сотрудничества и демократизации личности встретили в те годы мощное сопротивление со стороны управленцев, администраторов, учителей, представителей административного стиля отношений в школе, а также учёных.

Критический анализ «педагогики сотрудничества как идеологии обновления школы» был дан Б.Т. Лихачёвым в учебном пособии «Педагогика» Учёный высказал мысль о том, что «теоретики «педагогики сотрудничества» без достаточных научных обоснований идеализируют природу ребёнка как изначально совершенную, таящую в себе все силы добра и счастья; они отрицают возможность предъявления детям педагогических требований и применения педагогических мер воздействия; они проповедуют предоставление детей самим себе перед лицом негативных явлений и напора разлагающей массовой культуры, допустимость лишь бесконечного диалога с детьми, уговаривания даже нарушающих элементарные нормы поведения. Всё это, по мнению учёного, противоречит научно обоснованным принципам педагогики.

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания. Поэтому педагогика сотрудничества вызвала большую полемику.

Время — хороший судья. Осмысливая идеи педагогики сотрудничества, учёные, методисты, учителя реализовывали их в своей деятельности, выявляя сильные стороны и западающие элементы. Так, например, Г.К Селевко в пособии «Современные образовательные технологии» отмечал, что педагогика сотрудничества, как целостная технология, « пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно — исполнительского инструментария». Он же указывал, что педагогика сотрудничества « рассыпана» по сотням статей и книг, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую технологию», являющуюся воплощением нового педагогического мышления. Источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть» [18].

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности

Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее Место в нём занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное Обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика -Объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это Положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей Небной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более Старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости), ни один из них не должен стоять над другим.

Читайте также:  Как варить геркулес на молоке

Сотрудничество в отношениях « ученик — ученик» реализуется в Общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, самоуправления). В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями. Принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьёй, общественными и трудовыми организациями).

Анализ истоков педагогики сотрудничества, содержание её основных идей позволяет сделать вывод о том, что педагогика сотрудничества предстаёт как единство воззрений, идей и деятельности учащихся и учащих в известной диаде «учитель — ученик». Её целевые ориентации отражают преемственность традиций гуманной педагогики на современном уровне её развития.

В педагогике сотрудничества заключены личностные ценности образования, целью которого является самоценность каждого человека. В разработанной учёными теории и практике личностно ориентированного образования (Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Фоменко В.Т., Шубинский B.C., Якиманская И.С. и др.) мы находим идеи, созвучные с концепцией педагогики сотрудничества:

— «целью личностно ориентированного образования является становление личностного образа человека и его индивидуально — личностное развитие как субъекта жизни, культуры, социума»;

— «личностно ориентированный тип образования предполагает развёртывание всех его компонентов в направлении личностно — смыслово сущности ребенка, его интересов, желаний, чувств, мотивов деятельности»;

— «содержание личностно ориентированного образования должно включать, по крайней мере, следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно — творческий и личностный»;

— «личностно ориентированная технология обучения: «педагогическая помощь и поддержка — это — ключевые слова в характеристике личности ориентированного образования», поддержка выражает существ гуманистической позиции педагогов по отношению к детям. Это ответ н естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты. Это* понимание их беззащитности и осознание собственной ответственности щ детскую жизнь, здоровье, эмоциональное сочувствие, развитие;

— «учитель, в котором нуждается личностно ориентированная школа, удовлетворяет следующим требованиям: имеет ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству, проявляет гуманную педагогическую позицию, заботится об экологии детского здоровья, умеет создавать и постоянно обогащать культурно — информационную и предметно -развивающую образовательную среду, умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно, — смысловую направленность, владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно — развивающую направленность, проявляет заботу о развитии, поддержке индивидуальности каждого ребёнка».

Идеи педагогики сотрудничества в постсоветский период получили своё развитие в идеях педагогической поддержки растущего человека. Сегодня к нам снова возвращается мысль о том, что дать человеку образование — это помочь ему в становлении личности. Образование обращается к идеям гуманной педагогики, личностно-ориентированного образования, которое включает в себя кроме обучения, так же и процесс воспитания.

В современной науке существует несколько концепций личностно-ориентированного образования, общей чертой в этих концепциях является то, что под образованием понимается целостный педагогический и культурный процесс, в центре которого находится человек. Основным методом личностно-ориентированного образования является педагогическая поддержка.

В толковом словаре СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы находим следующее определение глаголу «поддержать»: «1. Поддержав, не дать упасть. 2. Оказать кому-нибудь помощь, содействие. 3. Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-чего-нибудь 4. Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь». То есть это действие, которое не дает прекратиться процессу. Поддерживается то, что уже имеется в наличии, возможно не на достаточном уровне. Поддерживается «самость»: самодвижение, развитие, самостоятельность человека, осуществляется саморазвитие личности.

О.С. Газман определял педагогическую поддержку как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».

Педагогическая поддержка — это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты. Чтобы поддерживать ребенка, надо вести с ним диалог, обмениваться смыслами, но не в коем случае не навязывать свою собственную точку зрения. Создание ситуаций успеха, условий для самореализации личности, не ломая индивидуальность ребенка, а только направляя ее развитие. Педагогическая поддержка нужна ребенку для того, чтобы он смог осваивать нормы, культуру поведения, чтобы сам смог выбрать свой дальнейший путь, познавать и развивать свой внутренний мир, учиться, осваивать внешний. Учителю не надо стремиться навязать ему свои ценности, а лучше помочь ребенку самому сделать выбор между добром и злом.

Педагогика поддержки подразумевает общение между учителем и учащимися, не как наставника и подчиненных, а как людей, которым есть что сказать друг другу. Суть общения состоит не в том, чтобы задать учащимся вопрос, а в том, чтобы стимулировать и подкрепить философское размышление ребенка, по поводу ситуации, в которой он изменяет свои взгляды. Такая педагогическая технология, которая и является мягкой по характеру, является очень сложной и требует от педагога большой душевной отдачи и сил, чем жесткая авторитарная форма воздействия. Поэтому педагогу, использующему эту технологию, требуется серьезно работать над собой, над своими качествами, быть примером для учеников во всем: в деле, слове, помышлении. Педагоги, использующие мягкие технологии оставляют нам описание своего опыта общения с детьми, но никогда нам не встретится похожая ситуация, каждый случай нам приходится заново решать, каждый человек, и учащийся и учитель — индивидуален и неповторим. Методику проведения беседы невозможно описать, искусство поддержки состоит в том, что в ней нет ничего заранее предугаданного, каждый ее момент не предсказуем. Если вы и найдете методику беседы с ребенком, разговор может не получиться, здесь могут помочь только опыт и работа сердца. Помогая другой личности развиваться, педагогу нельзя забывать, что он несет ответственность за жизнь ребенка, за моральное и физическое здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Иными словами, чтобы поддержать ребенка на личностном уровне, учителю нужно большое значение уделять развитию своей личности, тех нравственных качеств, которые помогут понять ребенка.

Школьный учитель имеет дело с детьми. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении.

В центре внимания образования — уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Традиционный взгляд на ребенка как объекта воздействий взрослых (родителей, педагогов, наставников), на ученика как объекта педагогического процесса заменяется представлениями о ребенке как субъекте жизнетворчества, об ученике как субъекте своей учебной деятельности. Новое педагогическое мышление даёт возможность строить воспитательный процесс в системе не традиционных «субъект — объектных» отношений, а на основе «субъект — субъектных» отношений в диаде «учитель — ученик».

Такой подход обращает школу, учителя к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, духовно-нравственные потенции. Гуманно-личностный подход к ребенку актуализировал на новом витке развития педагогической теории и практики обращенность к личности учителя, к российскому учительству как к феномену культуры.

За прошедшие годы, опираясь на научные факты, данные экспериментов, используя богатый личный опыт, педагоги экспериментаторы продолжают свою творческую педагогическую деятельность.

Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду, и особенно духовная радость которую испытывает учитель в своей деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания будущего учителя.

Проверку временем выдерживают не все идеи, не все новации. Но многие идеи, которые были провозглашены педагогами -экспериментаторами, вошли в педагогическую реальность. В духовном оздоровлении общества и человека они стимулируют инновационную деятельность учителя новой школы.

Педагоги — экспериментаторы явились «пассионарными» личностями, которые смогли отрефлексировать свой богатый педагогический опыт, найти друг друга, создать союз единомышленников, провозгласивших идеи концептуальной основы педагогики сотрудничества.

Учитель-гуманист во все времена и у всех народов предстает перед своими учениками «разумной очевидностью» (Ильин И.А), убеждает своим примером, восходит со своими учениками к ценностям Добра, Истины, Красоты.

Истоки идеи педагогики сотрудничества лежат в бесценном даре педагогического наследия отечественных и зарубежных педагогов, психологов, которые заложили основы гуманной педагогики. Не ставя пред собой задачу исторического анализа феномена гуманной педагогики, остановимся, тем не менее, на некоторых персоналиях педагогов-гуманистов, их идеях, что позволит глубже проникнуть в суть идей педагогики сотрудничества, связанных с гуманистическими традициями.

Педагогика сотрудничества является воплощением гуманистических идей философии, психологии и педагогики. На основе этих идей ключевой позицией нового педагогического мышления становится гуманизм. В центре внимания образования — уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Традиционный взгляд на ребенка как объекта воздействий взрослых (родителей, педагогов, наставников) на ученика как объекта педагогического процесса заменяется представлениями о ребенке как субъекте жизнетворчества, об ученике как субъекте своей учебной деятельности. Новое педагогическое мышление давало возможность строить образовательный процесс в системе не традиционных «субъект-объектных» отношений, а на основе «субъект — субъектных» отношений в диаде «учитель — ученик».

Многие воспитатели, учителя разных регионов, ведущие разные предметы, реализовывали идеи сотворчества и сотрудничества со своими учениками, выстраивая взаимодействие со своими учениками как систему «субъект — субъектных» отношений. Но не всем удавалось проанализировать свой опыт, высказать идеи, которыми они руководствовались в педагогическом процессе. Это сделали педагоги, которые объединились мод «знаменем» идей «педагогики сотрудничества».

Среди авторов педагогики сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы педагогики сотрудничества имели большой опыт работы в школе (свыше 25 лет). Они разработали оригинальные концепции обучения и воспитания.

Идеи педагогики сотрудничества, гуманно — личностные технологии нашли многих сторонников и преемников. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многим педагогам, инициировала деятельность авторских школ.

Однако, многие идеи педагогики сотрудничества и демократизации личности встретили в те годы мощное сопротивление со стороны управленцев, администраторов, учителей, представителей административного стиля отношений в школе, а также учёных.

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М.: Просвещение, 1990.

2. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? — М: Просвещение, 1992.

3. Амонашвили Ш.А. «Кит, на котором держится воспитание». // «Учительская газета» 4 февраля 1984.

4. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. Умом и сердцем: мысли о воспитании. М. 1986.

5. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика, № 2, 1997.

6. ВентцельК.Н. Антология гуманной педагогики. М., 1999.

7. Волков И.П. Учим творчеству. Педагогический поиск. М., 1988

8. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвещение, 1990.

9. Ильин Е.Н. Путь к ученику.- М.: Просвещение, 1988. Ю.Ильин Е.Н Искусство общения. М., 1988.

10. Н.Кампанелла Т. Город Солнца. М 1971

11. Кан — Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1986.

12. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Умом и сердцем: мысли о воспитании. М., 1986

13. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. М., 1999.

14. Концепция общего среднего образования. М.: ВНИК «Школа», 1988.

15. Корнетов Г. Феномен «свободного воспитания». ПУТ. № 37, 1993

16. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. Перевод о польского. М., 1990.

17. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. М., 1999.

18. Лесгафт Г.П. Собр.пед.соч. 1951, т.З

19. Лихачёв Д.С, Благово Н.В., Белодубровский Е.Б. Школа нп Васильевском. — М., 1990.

20. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студен urn педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1999.

источник