Меню Рубрики

Протест прокурора на решение суда

Статья 36. Опротестование судебных решений

1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

3. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 36. Опротестование судебных решений

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.И. Казимиров оспаривает конституционность пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Из положений Конституции Российской Федерации, гарантирующих каждому право на судебную защиту и обжалование в суд действий и решений государственных органов и должностных лиц (статья 46, части 1 и 2), а каждому осужденному за совершение преступления — право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (статья 50, часть 3), следует необходимость обеспечения каждому права на рассмотрение его дела как минимум двумя судебными инстанциями. При этом указанные нормы Конституции Российской Федерации, не исключая возможность создания дополнительного процессуального механизма для проверки вынесенных по уголовному делу судебных решений, не предусматривают ни определенный процессуальный порядок рассмотрения дел в судах различных инстанций, ни обязательность предоставления осужденному права на пересмотр вынесенного в отношении него приговора судом надзорной инстанции, — право принятия решений по данным вопросам предоставлено федеральному законодателю (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 УПК РСФСР и статьи 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, при вынесении судами решений об индексации заработной платы для исчисления ежемесячной страховой выплаты с применением вышеуказанных коэффициентов региональным отделениям Фонда рекомендуем обжаловать подобные решения в порядке, установленном Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, а также пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (в ред. от 22.08.2004) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений указывал, что данное конституционное право предполагает и право заинтересованных лиц добиваться исправления ошибок, допущенных в ходе производства по уголовным делам, путем процессуальной проверки вышестоящими судами законности и обоснованности приговоров, определений и постановлений, принимаемых нижестоящими судебными инстанциями (Постановления от 2 июля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 УПК РСФСР, от 17 июля 2002 года по делу о проверке конституционности положений статей 342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 УПК РСФСР, статьи 41 УК РСФСР, статьи 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и от 8 декабря 2003 года по делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 УПК Российской Федерации).

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений статей 342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 УПК РСФСР, статьи 41 УК РСФСР, а также пунктов 1 и 2 статьи 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.П. Петров оспаривает конституционность части третьей статьи 380 УПК РСФСР как позволяющей суду надзорной инстанции пересматривать оправдательный приговор, вступивший в законную силу; части первой и пункта 5 (в редакции от 7 августа 2000 года — пункт 1) части второй статьи 371 УПК РСФСР, а также пунктов 1 и 2 статьи 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющих прокурору право приносить протест в порядке надзора на вступивший в законную силу приговор суда, но не наделяющих таким же правом осужденного и его защитника.

источник

Опротестование про­тиворечащих закону актов относится к числу общих средств реагирования.

  • прокурор, осуществляя надзор за ис­полнением законов, от имени Российского государства ука­зывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требу­ет от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интере­сы государственных и иных органов.

Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт

    • в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо
    • в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо
    • обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, прокурору предоставлено право вы­бора. Однако при этом необходимо учитывать, что прокурорское реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов по сравнению с судебным обжалованием (учитывая большую загруженность судов разного рода делами). Кроме того, протест как акт реагирования воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болез­ненно, чем направляемые в суды заявления о признании со­ответствующих актов недействующими.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Протест подлежит обязательному рассмотрению:

    1. не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления — по общему правилу;
    2. на ближайшем заседании — в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме .

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Практикой и юридической наукой выработаны обяза­тельные реквизиты протеста:

    1. наименование органа или дол­жностного лица, которым вносится протест;
    2. название «про­тест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается; краткое изложение содержания неза­конного акта;
    3. изложение существа нарушений;
    4. ссылка на закон, который нарушен; предложение прокурора об отмене незаконного акта или приведение его в соответствие с зако­ном и др.;
    5. указание на необходимость рассмотрения протес­та и о незамедлительном сообщении об этом прокурору;
    6. должностное положение и классный чин прокурора, при­несшего протест, и его подпись.

Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются. Из смысла само­го опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с зако­ном незаконного акта . Кроме того, проку­рор обязан принимать все предусмотренные законом меры к устранению вредных последствий, вызванных действием незаконных актов. В связи с этим протест должен содержать конкретные требования прокурора по устранению допущен­ного нарушения закона, например,

    • устранить вредные последствия, вызванные изданием акта,
    • прекратить противоправную дея­тельность,
    • возвратить собственнику принадлежащие ему деньги и иные ценности и т.д.

В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если

    1. он отклонен должностным лицом, издав­шим незаконный акт;
    2. в протесте наряду с другими вопроса­ми ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответ­ственности должностного лица, издавшего незаконный акт;
    3. имеется необходимость об издании незаконного акта довес­ти до сведения других аналогичных и иных органов, а так­же,
    4. когда необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного наруше­ния закона.

В случаях, если имеются основания полагать, что

    • протест про­курора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или
    • по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или
    • протест останется неудовлетворенным и не имеется воз­можности перенести рассмотрение протеста в вышестоя­щий орган,

прокурорам следует обращаться с заявлениями в суды о признании незаконного акта недействительным.

Если протест

    1. не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо
    2. необос­нованно отклонен,

прокурор обращается с заявлением в со­ответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим.

К заявле­нию обычно прилагаются:

    • копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
    • копия протеста, вне­сенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
    • решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и
    • иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.

Заявления о признании полностью или частично недейству­ющими нормативных правовых актов и недействительными ненормативных правовых актов органов государственной влас­ти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в со­ответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российс­кой Федерации» и ст. 52 АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ направляются прокурором в арбитражный суд .

См. Приказ Генпрокуратуры России от 25.05.2012 N 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе»

Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о при­знании правового акта недействующим, может быть оспоре­но им в кассационном порядке.

Читайте также:  Как сушить банки в духовке

источник

Сроки и основания принесения протеста прокурором на решение суда по жалобе на административное постановление? Решение суда и адм. постановления вступили в законную силу. Как составить заявление в прокуратуру о вынесении протеста?

Здравствуйте, вы можете составить такое заявление в свободной форме. При этом, срок для обжалования постановления, вступившего в законную силу, КоАП не предусмотрен.

Удачи вам и всего наилучшего

Доброго день. Уважаемые Ирина в данном случае согласен со своим коллегой. Кроме того, вы можете обратиться к любому юристу на этом сайте для составления такого заявления.

Добрый день! Если постановление выносилось в отношении Вас, т.е. непосредственно Вас привлекли к административной ответственности или Вы потерпевший, то можете самостоятельно обжаловать решение суда в течение 10 дней. Прокуратура здесь не причем. Или уточните вопрос.

Ст. 30.9 — были изменения по сроку, он составляет 10 суток с момента получения решения.3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 — 30.8 настоящего Кодекса.

Прокуратура вообще то не имеет полномочий на принесение протеста в данном случае. За исключением ряда правонарушений. Так что заявление в прокуратуру не будет носить смысла. Тем более что есть вступившее в законную силу решение суда.

Протест на решение суда по нашей жалобе на постановление.

Вы обжаловали постановление и решение суда. Далее вы имеете право на обращение с жалобой на решение суда, вступившее в законную силу в вышестоящий суд. Поэтому Вам не нужен прокурор с протестом.

Согласно статьи 28 ФЗ «О прокуратуре», протесты вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьей 23 — то есть протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

Согласно частей 2-3 Статьи 36:

2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

3. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

источник

М-4037/2016 М-4037/2016 от 12 июля 2016 г. по делу № 2А-5013/2016

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2016 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Хромых Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-5013/2016 по административному исковому заявлению администрации Ангарского городского округа к первому заместителю прокурора . ФИО2, к прокуратуре . о признании незаконными действий по подготовке и внесению протеста, признании незаконным протеста,

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ** заместителем прокурора . ФИО2 в адрес главы администрации Ангарского городского округа ( далее администрация АГО) внесен протест на постановление администрации АГО от ** №-па «Об утверждении ориентировочной стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в границах Ангарского городского округа».

Считает, что протест является незаконным и необоснованным; по мнению прокуратуры . постановление администрации принято с превышением полномочий, поскольку установление органом местного самоуправления ориентировочной стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах законом не предусмотрено. С указанным доводом согласиться нельзя, поскольку постановление носит рекомендательный характер, направлено на ориентирование собственников жилых помещений в экономически обоснованных ценах (тарифах) на рынке жилищных услуг. То есть протест внесен на том основании, что органы местного самоуправления не вправе в своих правовых актах рекомендовать участникам жилищных отношений ориентироваться на средние рыночные цены. Между тем, в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 2 ст. 12 Устава АГО, органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами .

Постановление администрации АГО носит рекомендательный характер и применение его возможно в том случае, если собственники помещений не приняли решение об установлении размера платы.

На основании изложенного с учетом уточнения требований, административный истец просит признать действия заместителя прокурора . о подготовке и внесению протеста от ** исх. № незаконными; признать незаконным протест заместителя прокурора . от **, как решение должностного лица.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 поддержал требования административного иска, по существу дал объяснения, аналогичные изложенным в административном иске, дополнительно пояснил, что у прокурора не имелось оснований для внесения протеста, поскольку принятие постановления находится в пределах компетенции органа местного самоуправления. Протест нарушает права административного истца на нормотворчество; выводы, изложенные в протесте, противоречат положениям ст. ст. Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги > Статья 156. Размер платы за жилое помещение’ target=’_blank’>156, Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги > Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме’ target=’_blank’>158 ЖК РФ, ч. 2 ст. 12 Устава АГО. Администрация дала ответ прокурору о том, что не намерена отменять постановление, обратилась в суд с требованиями об оспаривании протеста.

Административный ответчик — первый заместитель прокурора . ФИО2 в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще.

Представитель административного ответчика ФИО2 – прокурор ФИО6, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, полагает, что протест прокурора по своей правовой природе не является решением должностного лица, подлежащим оспариванию в порядке главы 22 КАС РФ, поскольку протест является актом прокурорского реагирования; право прокурора внести протест, предусмотрено ст. (ред. от 27.12.2018) > «О прокуратуре Российской Федерации» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) > Раздел III. Прокурорский надзор > Глава 1. Надзор за исполнением законов > Статья 23. Протест прокурора’ target=’_blank’>23 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Протест внесен надлежащим должностным лицом, права административного истца не нарушает, поскольку протест носит рекомендательный характер, не возлагает на орган местного самоуправления безусловной обязанности его исполнения, в данном случае имеется лишь обязанность в 10-дневный срок дать ответ, эту обязанность администрация АГО выполнила. Фактически доводы административного иска сведены к обоснованию позиции административного истца о том, что принятый нормативно-правовой акт является законным. Между тем органы местного самоуправления не вправе определять размер платы за содержание жилья в нормативно-правовом акте.

Административный ответчик — прокуратура . о времени и месте и рассмотрения дела извещен надлежаще, представитель административного ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, направила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска. Выводы суда основаны на следующем.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что ** главой администрации Ангарского городского округа — мэром Ангарского городского округа, принято постановление №-па «Об утверждении ориентировочной стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в границах Ангарского городского округа» в соответствии с которым утверждена ориентировочная стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; участникам жилищных отношений рекомендовано при формировании договорных отношений, проверке отчетов, проведении общих собраний, ориентироваться по вопросу об уровне средних рыночных цен, исходя из приложения № к указанному постановлению.

Разрешая требования, суд принимает во внимание следующее.

Порядок установления размера платы за содержание жилого помещения урегулирован Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с ч.ч. 7, 8 ст. Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги > Статья 156. Размер платы за жилое помещение’ target=’_blank’>156 Жилищного кодекса РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ч.3 ст. Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги > Статья 156. Размер платы за жилое помещение’ target=’_blank’>156, ч.4 ст. Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги > Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме’ target=’_blank’>158 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления только для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, либо на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы.

Таким образом, право органов местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилья является исключением из общего правила, по которому таким правом наделены собственники помещений многоквартирного дома. Размер платы устанавливается органом местного самоуправления лишь в отношении многоквартирного дома, в котором собственники помещений, не приняли необходимых решений; при этом плата устанавливается с учетом характеристик конкретного многоквартирного дома.

** первым заместителем прокурора . ФИО2 на указанное постановление принесен протест. Требование прокурора об отмене постановления от ** мотивировано тем, что установление органом местного самоуправления ориентировочной стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах для собственников помещений законом не предусмотрено; случаи, предусматривающие право органов местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения являются исключением из общего законодательного подхода, возлагающего на собственников жилых помещений обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Прокурор указал, что постановление администрации Ангарского городского округа от ** №-па принято с превышением полномочий.

Читайте также:  Как покрасить в домашних условиях

Протест поступил в администрацию АГО **, что подтверждается штампом входящей корреспонденции; протест рассмотрен с соблюдением предусмотренного законом срока и ** прокурору . направлен ответ о рассмотрении протеста, по результатам которого принято решение о его обжаловании в судебном порядке.

В соответствии со ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению’ target=’_blank’>218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для удовлетворения требований о признании незаконными действий или решений должностных лиц необходима совокупность таких условий, как не соответствие требованиям закона принятого должностным лицом решения (совершение действий) и нарушение прав и свобод административного истца. Отсутствие одного их этих условий исключает возможность удовлетворения административного иска.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от ** №-О-ОВ в соответствии со статьей Раздел I > Глава 7. Судебная власть и прокуратура > Статья 129′ target=’_blank’>129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов ( статья 1).

Прокурор в целях реализации возложенных на него названным Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность, руководствуясь установленным порядком рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы т прокуратуры ( статья 10).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы ( пункт 2 статьи 21).

При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, прокурор вносит соответствующее представление или приносит протест ( пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 24).

Полномочиями на принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, наделен прокурор или его заместитель ( пункт 1 статьи 23).

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме ( пункт 2 статьи 23).

Основанием для внесения протеста послужила проведенная прокуратурой . проверка на основании поступившего ** обращения гр. ФИО8, полагавшего, что постановление администрации АГО от ** не соответствует интересам граждан .

Протест принесен уполномоченным на то должностным лицом – первым заместителем прокурора . ; протест адресован должностному лицу — главе администрации Ангарского городского округа, издавшему постановление.

Таким образом, нарушений закона, при принесении протеста, судом не установлено. В удовлетворении требований административного истца о признании незаконными действий заместителя прокурора . по подготовке и принесению протеста, надлежит отказать.

Необоснованными и не подлежащими удовлетворению являются также требования о признании незаконным протеста, как решения должностного лица.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от ** № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям должностных лиц относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Между тем, по смыслу взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре (статья 1, пункт 2 статьи 21, статья 23), сам по себе протест прокурора не является документом (решением) властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом и содержащим обязательные для исполнения индивидуально определенными субъектами правоотношений, предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера ( в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение), направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц. Таким образом, акт прокурорского реагирования в форме протеста не обладает признаками ненормативного правового акта, проверка законности которого может быть осуществлена в порядке главы 22 КАС РФ, так как не содержит распорядительно-властных предписаний, носит рекомендательный, информационный характер и не порождает обязанность администрации АГО по безусловному исполнению содержащегося в нем требования.

Протест прокурора по своей правовой природе не может быть исполнен принудительно, направлен на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.

Принесением протеста прокурора, на административного истца возлагается лишь обязанность рассмотреть протест в установленный срок. Однако неисполнение требования прокурора по отмене постановления администрации АГО от **, изложенное в протесте, не влечет для администрации АГО негативных последствий, следовательно, права административного истца не нарушает. Обязанность по рассмотрению протеста прокурора установлена законом, а потому, не может быть расценена как нарушение прав административного истца. При этом следует отметить, что вопрос о законности нормативно-правового акта, в отношении которого принесен протест, решается в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, не является предметом рассмотрения в рамках заявленных требований.

Учитывая изложенное, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, поскольку права административного истца не нарушены. Порядок принесения протеста соблюден; как было указано выше, протест принесен при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона, уполномоченным на то должностным лицом, адресован должностному лицу, издавшему постановление.

В удовлетворении административного иска администрации Ангарского городского округа к первому заместителю прокурора . ФИО2, к прокуратуре . о признании незаконными действий по подготовке и внесению протеста, признании незаконным протеста от ** № – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу будет изготовлено **.

источник

В соответствии с Приказом Генерального прокуратуры должны своевременно реагировать на допущенные судом ошибки п. 5 приказа Генерального прокурора №1 от 05.01.97 «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве». Незаконные и необоснованные судебные постановления по делам, рассмотренным с участием прокурора, опротестовываются в кассационном порядке, по основаниям, предусмотренным требованиями ст. 306-309 ГПК РСФСР. По другим делам необходимо использовать право принесения кассационных и частных протестов в первую очередь в интересах лиц, указанных в п. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Согласно п. 2 ст. 282 ГПК прокурор или заместитель прокурора приносит протест на незаконное или необоснованное решение суда, независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры отделов и управлений могут приносить протесты только по делам, в которых они принимали участие.

На решение суда не вступившее в законную силу приносится кассационный протест, а на определения — частный.

При пропуске кассационного срока по уважительной причине прокурор может обратиться в суд, постановивший решение, определение по делу, с ходатайством о восстановлении срока, указав причину пропуска и приобщить к ходатайству кассационный протест. На определение суда об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть принесен частный протест (ст. 105 ГПК).

Содержание кассационного (частного) протеста должно соответствовать требованиям ст. 286 ГПК. Ссылаться в протесте на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается лишь в случае обоснования невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Кассационный протест представляется в суд, вынесший решение по гражданскому делу, с копиями по числу лиц, участвующих в деле (ст. 287 ГПК). Кассационный (частный) протест может быть отозван до начала его рассмотрения прокурором, принесшим протест. Участвующий в суде кассационной инстанции прокурор может не поддерживать кассационный (частный) протест и высказать собственное мнение в отношении судебного постановления.

Решая вопрос о наличии оснований для принесения протеста на вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу, необходимо руководствоваться правилами, предусмотренными ст. 330 ГПК, согласно которой основанием к отмене судебных постановлений в надзорном порядке являются:

неправильное применение или толкование норм материального права,

cущественное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определения, постановления суда.

Не может быть отменено правильное по существу судебное постановление по формальным соображениям в случае нарушения процессуальных норм, за исключением указанных в ст. 308 ГПК. Следует иметь в виду, что законом не предусмотрено представления в надзорную инстанцию новых доказательств (ст. 327 ГПК). Прокуроры в пределах предоставленных им полномочий опротестовывают незаконные судебные решения и определения либо обращаются с представлениями к вышестоящему прокурору, имеющему право принесения протеста в порядке надзора (ст. 320 ГПК).

Читайте также:  Как можно записать разговор телефонный

В случае отказа в принесении протеста или внесения представления вышестоящему прокурору необходимо сообщать об этом лицам, подавшим жалобы. Учитывая, что внесенными изменениями в гражданское процессуальное законодательство реализован принцип состязательности и самостоятельности субъектов гражданских правоотношений, представление о принесении протеста в порядке надзора предполагает обязательное наличие жалобы стороны, не согласной с судебным постановлением.

источник

Порядок подачи протеста регламентируется ст. 23 Закона о прокуратуре. По закону прокурор либо его помощник подает заявление на возражающий законодательству акт в орган либо должностному лицу, которое выдало данный документ, или обращается в судовой орган.

Протест прокурора – это популярный вид реагирования на определенный акт, какой может противоречить закону. Он подается на законодательный акт, приказ в административный суд. Из-за их большого количества и реализации возложенных на них действий прокуратура каждый год выявляет много неправомерных актов. При этом они имеют право обжаловать данные постановления.

Обжалование подается от имени заявителя, действующего в границах собственной компетенции. Это значит, что подписывает обжалование должностное лицо нужного района, города, субъекта РФ либо приравненные к нему лица, Генеральный прокурор России либо его заместитель.

Особенностью кассационного производства есть то, что предметом его проверки является постановление правосудия – приговор, определение и решение судебного органа, которые должны быть законченными, аргументированными и справедливыми. Нужно понимать, что не на все постановления суда могут подаваться возражения, а только на те, которые прописаны в ч. 1 и 2 ст. 331 и в постановлении конституционного суда РФ.

В ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прописывается ряд лиц, которые могут подать обжалование и по каким причинам его можно подавать. Оно будет подлежать рассмотрению не позже чем в десятидневный период с момента его подачи либо на заседании исполнительного органа.

В отдельных ситуациях, которые требуют быстрой ликвидации нарушения законов, может быть определен сжатый период производства. Так говорится в ст. 23 «О прокуратуре». Об итогах анализа обжалования немедленно извещается заявителю в письменном виде. Об окончании анализа коллегиальным органом и о дате рассмотрения дела извещается лицу, которое подало заявление об обжаловании.

Причинами для подачи протеста являются положения, противоречащие законодательству, необходимость приведения акта к норме соответственно с действующими законами или его ликвидации.

В постановлении должны содержаться такие реквизиты:

  • название акта, дата и место его подачи;
  • должность и ФИО заявителя, условия нарушения со ссылками на закон, нормы какого были нарушены;
  • указание лица, которым было нарушено законодательство, предложение заявителя о предоставлении взыскания;
  • название органа, куда отправляется обжалование для выполнения;
  • объяснение о праве обжалования;
  • период анализа обжалования и сообщения о его разборе;
  • должность, чин заявителя, либо того, кто будет его представлять, подпись.

Образец протеста прокуратуры

Правила подачи заявления:

  • право на подачу данного ходатайства имеют лишь прокурор и его помощник. Остальные приближенные лица могут только написать документ, но подавать его от собственного имени они не могут;
  • при определенных обстоятельствах, которые требуют быстрой ликвидации нарушений, заявитель может определить и уменьшенный период анализа документа. Ходатайство должно подаваться в определенном виде. Должно указываться, какое определение признается спорным согласно закону;
  • в документе приводятся аргументы с указанием, каким законам возражает определенный акт, и правовое основание подачи документа, а также должность лица и его чин. В документе прописывается также время его анализа;
  • ответ должен отправляться в соответственный орган в письменном виде. Подача возражения задерживает выполнение законодательного акта, постановления либо действия суда или должностного лица;
  • при анализе обжалования судебных решений заявителю заблаговременно извещается о дате и месте заседания. Заявитель имеет право участвовать в анализе обжалования;
  • документ до его анализа может отзываться тем, кто его подал, или генпрокурором. При отклонении документа или оставлении его без анализа в определенное время можно подавать в мировой суд;
  • если документ не отменят постановлением либо действием за десять дней, то заявитель может подать ходатайство в суд об отмене противоречащего законодательству акта либо постановления.

Подача ходатайства в суд останавливает действие неправомерного акта либо постановления. Анализ и решение ходатайства совершается в последовательности, какая предусматривается процессуальным законодательством. Представление обычно подается тогда, когда заявитель, проводя обследования соблюдения законодательных норм, определяет неоднократные нарушения законов Гражданского кодекса, неправомерных действий либо бездействий должностных лиц, компаний и считает нужным пересмотр дела.

Подаваться заявление может на действия либо бездействия судебного органа или руководителя в вышестоящую инстанцию. Куда подать заявление, решает прокурор, должностное лицо Генпрокуратуры, в зависимости от материалов дела, оснований нарушений.

Важно! В представлении заявитель может поставить вопрос об аннулировании определенных законодательных постановлений и о привлечении к ответственности некоторых граждан.

При обнаружении в ходе совершения наблюдения за выполнением законов примет правонарушений, предусмотренных УК, должностное лицо должно ответить возбуждением уголовного дела, которое оформляется по нормам, прописанным УПК. При обнаружении незаконно задержанных лиц прокурор принимает меры к их освобождению с помощью аргументированного решения.

При выявлении военнослужащих, которые неправомерно арестованы, они освобождаются. Решение о возбуждении дисциплинарного производства подлежит выполнению соответственным органом на протяжении 10 дней с периода его подачи. Другие решения рассматриваются в течение времени, установленного прокурором.

Обратите внимание! Об итогах анализа заявления в письменном виде извещают заявителя. Протест прокуратуры до его выполнения может отзываться вынесшим его органом.

Протест ФЗ о прокуратуре рассматривается не позже десяти дней с периода подачи – это стандартный период, какой чаще всего реализуется в ходе дела. О результатах анализа документа исполнительный орган обязан немедленно известить заявителя.

Законодательство предусматривает и сокращенный период для рассмотрения протеста прокурора в связи с обстоятельствами, требующими быстрой ликвидации нарушений закона. К таким обстоятельствам относят те, которые приводят к основательным, тяжелым последствиям, например, работа несовершеннолетних с правонарушением ТК, нарушение правил техники безопасности и т. д.

Сокращенный период нигде не устанавливается. Обычно он составляет не менее трех дней. Если нужно вмешаться немедленно, то вызывается руководитель организации и ему объявляется предупреждение, в случае неудачи предпринимается обращение в вышестоящий орган.

Обратите внимание! Должностные лица должны извещать заявителя о дате анализа обжалования. В данной ситуации нужно руководствоваться ст. 7 ФЗ о Прокуратуре.

Образец представления прокурора

Протест и представление прокурора отличия заключаются в том, что протест действует лишь на законодательный акт, который нарушает законодательство России, а представление – это письменный юридический вид документа-реагирования на нарушения законов. Предполагается присутствие нарушений другого характера. Представление не применяется для правовых актов.

При выдаче неправомерных актов прокурор либо его помощник может подать протест на них. Если говорится о законодательных актах, которые нарушают права ИП и юр. лиц, прокурор идет с соответственным ходатайством в арбитражный суд. Обращение прокурора в судовой орган общей юрисдикции совершается соответственно со ст. 45 ГПК, в арбитражный суд – соответственно со ст. 52 АПК.

источник

#1 Алиса76 Алиса76 —>

Кто знает, в какие сроки прокурор должен рассмотреть ходатайство о принесении протеста на решение суда и принести протест?

Да что Вы говорите

У нас что ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ» кто-то отменял?
В законе о прокуратуре расписаны полномочия прокурора по принесению протестов, а что касается сроков рассмотрения ходатайства, то он такой же как при рассмотрении всех жалоб и обращений граждан — месячный..
Нормативка:
Общая: законодательство о порядке разрешения огбращений граждан в госорганах
Специальная: Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генпрокурора РФ от 15.01.2003).

#4 Filaret Filaret —>

ursula
В соответствии с федеральным законом «О введении в действие ГПК» нормы иных законов должны быть приведены в соответствие с ГПК. ГПК принесения протестов не предусматривает.

Есть случай поинтереснее.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

Статья 29.
1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

Сообщение отредактировал Filaret: 16 Март 2006 — 00:40

Монстр Разума (c) Ивановский Перц

  • Модераторы
  • 58 422 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    У нас что ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ» кто-то отменял?

    Нет, но Вы ее невнимательно читали, не говоря уже о том, что она противоречит более позднему НПА — ГПК РФ.

    Статья 36. Опротестование судебных решений

    1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

    Поскольку сейчас ГПК не предусматривает возможности пересмотра судебных актов по протестам прокуроров, то в компетенцию прокурора принесение протестов на решения судов по гражданским делам не входит.

    ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 20 января 2003 г. N 2

    О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
    ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ
    В ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    С 1 февраля 2003 г. принесение кассационных протестов и протестов в порядке надзора должностными лицами, указанными в статьях 282 и 320 ГПК РСФСР, не допускается.

    в РФ нет уже опротестования судебных решений

    источник