Меню Рубрики

Происхождение камней в природе для детей

Происхождение и характер камней весьма разнообразен. Они бывают различных размеров, от мелкой гальки до огромных валунов весом сотни и тысячи тонн. Камни окружают нас повсюду, в лесах и полях, на поверхности земли и глубоко под ней, в реках и крупных водоёмах.

Камень — это лучший строительный материал, используется для строительства дорог и домов, для отделки фасада и внутренних помещений.

Частицы осадочных пород образуют такие камни, как мрамор, известняк и песчаник. В результате кристаллизации растворов появляются сталактиты. Скелеты морских обитателей скрепляются илом и прессуется многими тысячелетиями, так образуется камень-ракушечник. Растительные смолы, перемешиваясь, с другими компонентами застывают и каменеют, превращаясь в каменный уголь и графит. Трованты — это удивительные камни, которые способны расти и размножаться. Внешне трованты напоминают валуны, они состоят из песчаника, но после дождя происходит процесс цементации и они увеличиваются. Космические осадки слой за слоем укладываются на больших глубинах океанов и морей, уплотняются и за миллионы лет образуют твёрдые горные породы. Обломки скал падают в бурлящие воды морей и океанов, омываются волнами, перекатываются и сглаживаются, так получаются округлые и гладкие камни или галька. На нашу планету падают метеориты, которые тоже являются камнями. Вулканические извержения образуют базальт или лавовый камень. Извергаясь, раскалённая и густая лава расплавляет горную породу, стекает по горе вниз и застывает.

На земле всегда кипит жизнь, она всегда находится в движении. Горы и горные хребты в прошлом были океаническим дном. Реки и сильные течения размывают твёрдые скалы и превращают их в груды обломков. Затем эти куски горных пород начинают своё самостоятельное движение по рекам, попадая в моря.

Люди тоже научились создавать камни. Обжигая в печах глиняные смеси, минералы, песок и известь, получается кирпич.

источник

Молодой, еще развивающийся мир, всегда состоит из камня, воды и огня. Именно так и выглядела планета миллиард лет назад. Небо, затянутое грозовыми тучами, в которых отражалось пламя извергающихся вулканов, и бушующее, вечно штормовое море.

В безумном хаосе молний, раскатах грома и реве вулканов зарождалась земля. Это сегодня она милая, уютная и зеленая, а тогда все выглядело совершенно иначе. Суша, нервно дрожащая в непрерывных землетрясениях, исторгала из себя то, что впоследствии станет базальтом и гнейсом.

Горы, наползая друг на друга, словно гигантские чудовища, грызли и калечили друг друга, роняя громадные глыбы гранита и габбро.

Лишь с течением времени земля понемногу избавлялась от родовых мук и успокаивалась, время от времени выбрасывая в понемногу очищающееся небо столбы вулканических извержений и вздрагивая каменистой поверхностью, кроша и перемалывая отдельные глыбы и скалы.

Климат становился постепенно все мягче. Теплые воды заполняли низины и впадины, в них зарождалась такая странная жизнь. Диковинные рачки и моллюски распространись в теплых морях на удивление обильно. Отмирая, они буквально устилали дно своими раковинами и панцирями. Все больше появлялось моллюсков в теплой солоноватой воде, все толще становился слой их останков на дне, все плотнее и тверже. Разрушаясь под собственным весом, панцири перемешивались, как бы срастались друг с другом, превращаясь в твердые каменные глыбы.

Те камни, что встречаются в повседневной жизни, в большинстве случаев остатки либо разрушенных осадочных пород, что составляет примерно 75% всего количества камней, либо метаморфические породы порядка 18–20%, то есть породы, изменившиеся внутри земли под действием давления и температуры. Все остальное это породы магматические, такие как граниты и базальты. Исходные породы из глубин планеты.

Свой нынешний вид все эти камни-валуны обрели главным образом в результате выветривания на суше и окатывания в воде рек и морей. Лишь незначительная часть камней-останцев на равнинах сохранила, если не первоначальный, то хотя бы достаточно древний облик, но и их коснулось выветривание, в особенности это заметно в случае, когда валун или останец сложен из осадочных пород, которые относительно легко разрушаются в результате атмосферных явлений. В качестве примера можно привести характерные фигуры выветривания, в долине привидений на Южной Демерджи в Крымских горах.

Шкала твердости была придумана в 1811 году ученым из Германии Фридриха Моосом. В ее основу был положен принцип сравнения разных по твердости пород. Самый твердый камень – алмаз.

Другая группа камней носит название поделочных. К ним относятся кристаллы, в том числе и непрозрачные, и камни с включениями и рисунками. Из них делают резные изделия, украшения, используют для отделочных работ.

Существует несколько видов драгоценных камней, профессионалы разделяют их на 3 группы, в зависимости от ценности. Эта классификация была предложена В. Я. Киевленко.

По классификации М. Бауэра все самоцветы делятся на драгоценные, поделочные и органогенные камни, к которым относятся янтарь, жемчуг и коралл. К самым дорогим относятся натуральные камни, очень редкие в природе.

Минералы, представленные в первой группе, называют ювелирными (драгоценными) и делят на 4 категории.

1. Самый дорогой камень – алмаз, за ним идут сапфир (синий), рубин и изумруд.
2. Оранжевый, зеленый и фиолетовый сапфиры дешевле синих, жадеит, александрит, жемчуг, черный опал.
3. Демантоид, топаз, аквамарин, красный турмалин, самые ценные среди опалов огненные и белые.
4. Бирюза, турмалин, аметист, берилл, хризолит, берилл (розовый, желтый), хризопраз.

Ювелирные украшения могут сильно различаться по стоимости, поскольку на цену камня влияют сразу несколько критериев. Четыре основных – это чистота, цвет, вес и огранка.

После огранки цвет готовой вставки оценивается по тону, насыщенности и оттенку. У изумрудов и рубинов есть один основной цвет, но его оттенков может быть несколько вариантов. Турмалины и топазы могут быть разного цвета, каждый из которых имеет определенную ценность. Ручная работа мастера, занимающегося огранкой, позволяет самоцвету заиграть и искриться при хорошем освещении, выявляя природную красоту минерала. Стоимость редко встречающихся крупных самоцветов может возрастать в геометрической прогрессии по отношению к их массе.

Ко 2 группе относят цветные и ювелирно-поделочные камни. Состоит она из двух групп.

1. Малахит, янтарь, дымчатый кварц, нефрит, гематит, жадеит, горный хрусталь.
2. Непрозрачные полевые шпаты, гелиотроп, агат, розовый кварц, обыкновенный опал, цветной халцедон.

Эти камни хорошо полируются и применяются в виде вставки в ювелирные украшения и идут на сувениры, фигурки.

Третья группы состоит из поделочных камней. К ним относятся: флюорит, селенит, цветной мрамор, гранит, яшма, обсидиан, гагат, авантюриновый кварцит. Из них вырезают крупные изделия, высота которых может достигать несколько десятков сантиметров.

Цены на минералы могут изменяться при открытии новых месторождений или под влиянием моды. Отличить синтетический камень от натурального могут только специалисты, поскольку по физико-химическим свойствам они аналогичны природным самоцветам.

источник

Мы с детьми побывали в удивительном месте «парке камней». Честно скажу, мы отправились туда не подготовленными, и еще не знали столько много о камнях, сколько мы знаем теперь, но, в таких внезапных прогулках есть своя прелесть – экспромт и полет фантазии для мамы, ну и для детей!

Обязательно скачайте данную презентацию. Переключаться между слайдами нужно в ручном режиме, поскольку информации на слайдах много, и скорость чтения у мам разная.

Видеоотчет о походе в парк вы можете посмотреть тут. После похода в парк, конечно же, на протяжении нескольких дней мы играли только в «камешки».

Пришлось на скорую руку выдумать несколько игр, чтобы развлечь детей:

-сначала мы, конечно же, насобирали целый мешок камней и принялись рассматривать эти камни. Из всех камней всего у трех мы обнаружили неоднородный цвет, зато у большинства камней разглядели слоистость

-мы очень часто оживляем камни и вообще, любые предметы. Они у нас ходят в гости друг к другу, пьют чаи и катаются на машинах. Это один из самых любимых сюжетов игр моих детей и по времени, на эту игру может уйти целый день. Даже в перерыв на обед, дети кричат, что они еще не доиграли. )))

-бросали камни с расстояния в ведерко. Дух соревнования мы пока не воспитываем, каждому давалось столько попыток, сколько нужно, чтобы все таки попасть, потому что ведер тоже было 2)))))))

— выкладывали из камней рисунок – цветок. На какой-то более масштабный рисунок у нас, пожалуй, и камней бы не хватило.

Еще я вспомнила игру-опыт из детства. Мы брали 2 камня (по одному камню в каждую руку) указательным и большим пальцами и стыковали эти камни друг с другом, причем давить нужно было довольно сильно.

Ведущий же, в это время, берет другой камень, и, как бы, опутывает им место стыка – 10 раз (забрасывает за сцепку и подставляет руку снизу, чтобы поймать камень). Потом 10 раз камень забрасывается (снизу ловится ладошкой и снова забрасывается) в образовавшиеся дырки-колечки между большим и указательным пальцами, сначала одной руки, потом другой. Когда все процедуры закончены, подопытному разрешают медленно попытаться оттянуть камни друг от друга. По ощущениям, кажется, что ты отсоединяешь железо от магнита. Свойства камней тут не при чем, я думаю, это просто руки затекают от сильного напряжения, вот и кажется, некое притяжение. Но все равно, эта игра с камнями тоже очень понравилась детям.

-взяли камень – мел, и порисовали им! Прямо на полу) каменная плитка позволяет нам и рисовать на ней и пластилиновые работы выполнять, и наклейки клеить. Все легко отмывается!

А вечером, я сидела и собирала в интернете весь полезный материал на тему «Камни», обрабатывала его и вуаля: презентация на тему «откуда берутся камни?».

Следующий день мы начали с просмотра презентации.

После просмотра и моих подробных рассказов о камнях, кристаллах и минералах мы принялись играть в игры по стопам изученного материала:

1) заглянули в папину коллекцию камней, обнаружили потрясающий камень (мы его и раньше уже обнаруживали, но рассматривали с другой точки зрения). Неказисты снаружи и весь слоистый изнутри. Явно образовался глубоко под водой, где слой за слоем каменели осадки. Это один из удивительных красивых камней коллекции. Его он нашел на Красном море в Эйлате.

Как-то, этот камень (на фотографии он самый крупный) увидел один геолог и он сказал мужу, что там, внутри окаменели остатки какого-то морского животного, вероятнее всего, а дальше, слой за слоем накладывались и каменели осадки.

2) следующим шагом был, конечно же, запуск вулкана . У нас дома стоит наша модель, которую мы запускаем по разным случаям. Изучение камней – как раз подходящий случай. Запустили вулкан, посмотрели, как лава выплескивается из вулкана. Разложили внизу вулкана камешки, которые назвали базальт, пемза, андезит, обсидиан, а в жерло вулкана забросили другие камешки, с названиями гранит и кварц. Ну и пошла у нас игра в камешки ))) Камни ходили друг к другу в гости – внутривулканные приглашали к себе в домик, а вневулканные к себе. Потом мы еще долго катали камешки на машинах и рассказывали, как нам нравится извержение вулкана.

На этом первый день игр подошел к концу. дети, уставшие и довольные, мне кажется, даже во сне повторяли странные имена своих новых героев)))

3)Следующий день, по горячим следам мы начали с обсуждения второго способа образования камней – осадочного. Хотя, накануне, при изучении камня из Эйлата, мы его уже вскользь проговорили. Сделали себе слоистые бутерброды и съели их! Зато все понятно – хлеб-сыр, помидор, салат, лишь бы в рот теперь поместился))))

4)Потом мы перешли к обсуждению кристаллов. Я уже рассказывала Давиду, что все в нашем мире состоит из молекул, знает он и о том, что разным состояниям тел соответствует разное движение молекул, так что мы просто вспомнили, что молекулы твердых тел не движутся, а лишь колеблются, и имеют прочные связи друг с другом. Для наглядности и вообще для веселья встали мы все строем, взялись за руки и создали свою кристаллическую решетку. Дети тянули меня вправо и влево, но я стояла, не двигаясь, и из-за этого, не двигались и они. Вот так я им и объяснила взаимную связь между молекулами. Потом перешли к творческому занятию.

Читайте также:  Как понять пословицу хлеб всему голова

5)Взяли пластилин, трубочки для коктейлей, и стали творить кристаллические формы. Увы, особенно сложные фигуры у нас не получились, но алмаз нам удался на все 100! Конечно же, изучили мое кольцо (не с алмазом, а с цирконием, по качеству может и нет, а по виду очень похож ), сравнили камень с карандашным стержнем. Очень удивились, что оба камня состоят из одного и того же элемента, но, в них нет ничего общего на вид.

6) Ну а потом мы приступили к опытам:

Получение кристаллов воды

Налили воду в прозрачный стакан и сделали отметку уровня воды. Через некоторое время вытащили стакан и увидели, что лед в стакане находится выше водной отметки. «Почему?» задал резонный вопрос Давид. А вот почему, ответила я и нарисовала примерно такую вот схему:

На первом рисунке молекулы воды, по сути, они двигаются свободно, хотя и связаны друг с другом. А вот на второй схеме – молекулы той же воды, но в замороженном виде – они как солдаты выстраиваются в такие цветочные (Давид назвал их цветочки) фигуры. Такой порядок требует гораздо большего места, чем подвижным молекулам воды (даже простой подсчет покажет, что одинаковое место могут занимать 16 молекул воды и 13 молекул льда, посчитайте на картинке!).

Вот так мы получили водный кристалл.

выращивание соляного кристалла.

Сделали соленый раствор, завязали нитку на карандаш и опустили нитку в раствор. Ждем, когда кристаллическая рыбка попадется на наш крючок. Вода у нас немного подкрашена чаем, Давиду стало интересно, повлияет-ли это на цвет кристалла.

Важно в этом опыте! Используйте кипяченую воду, лучше, если нитка не будет касаться стенок стакана.

Опыт 3 Проверка на легкость

Из прочитанной литературы мы узнали, что единственным камнем, который не тонет в воде является пемза (напомнила детям о ее вулканическом происхождении). Пемзу дома я нашла в своем педикюрном наборе. Мы ее, вместе с другими камнями запустили в ведерко с водой. Опыт показал, что таки да! Пемза – не тонет!

Рассмотрели внимательно поры пемзы, обратили внимание, что если все таки окунуть пемзу под воду, то из нее начинают выпрыгивать пузырьки – воздух из пор выталкивается водой.

Последним нашим опытом стал опыт на оценку твердости камней.

Твёрдость – это свойство минерала оставлять или получать царапины.

Для этого опыта мы подобрали 2-3 камня из собранных экземпляров и как еще один образец взяли мел. Я выдала детям зубочистки и мы начали царапать. В нашем случае, самым мягким оказался мел.

Таки интересные игры получились у нас с камнями!

источник

Как появляются камни в природе?

В первую очередь очередь это зависит от типа камней.Разные камни появляются по разному в природе многие камни образованы от жидкой лавы а вторые путем спрессовывания в толщах геологических отложений,а третие образуются путем кристаллизации

А вы процесс о кристаллизации и метаболизма слыхали? Именно при помощи этого процесса рождаются новые камни. Происходит это под различными внешними факторами. Какие-то частички в природе разрушаются, а какие-то взамен создаются, ну что-же это природа, у нее много чудес и порой простому человеку ее не понять.

Спасибо за такие интересные вопросы, которые дают шанс нам узнавать больше. Лично я очень люблю природные камни, но некогда не интересовалась каким путем они появляются, но теперь уже с помощью интернета знаю, и ниже прикрепила ссылки на сайты которые думаю будут ответом на ваш вопрос.

Насколько я знаю камни образуются от магмы. В свою очередь магму извергает вулкан.

Когда магма остывает то могут получится различные камни от самых обычных разных форм. А если температура высокая в течении продолжительного времени, то можем наблюдать драгоценные камни.

А как же можно объяснить детям? откуда берутся камни.

У меня племянница недавно спросила. Я ей придумала такую историю.

Что камни это звездочки, всем детям известно что звезды время от времени падают. Так давно давно столько нападало звезд, что образовались разные камни)

Вот так объяснила. Когда она вырастет все сама узнает)

Можно конечно что то еще придумать или просто рассказать правду)

Камни бывают разные и, естественно, природа их образования тоже разная. Например, бутовый камень, который в старину применялся для строительства крепостей, а сейчас его дробят и используют как основу при строительстве дорог, это просто слежавшийся и окаменелый известняк. А вот каменный уголь, образуется из древесины, находящейся под большим давлением в безвоздушном пространстве. Есть даже версия, что во время всемирного потопа, смытые мощными потоками воды деревья, были засыпаны грунтом, и через много лет, там появился уголь. У гранита свое происхождение, у мрамора свое. Есть камни и вулканического происхождения, так что однозначно ответить на вопрос: Как появляются камни в природе — невозможно.

subizkid а вам какой камень нужен?

-ах да вы сказали гравий, что ж . вс можно.

вот посмотрите =) только они не выращенны искуственно а созданы от природы.

ЭТО ВСЕ ПРОЦЕС МЕТАБОЛИЗМА И КРЕСТАЛИЗАЦИИ!ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ МЕЛКИЕ ЧАСТИЦЫРОЗРУШАЮТСЯ И КРЕСТАЛИЗИРУЮТСЯ ОБРАЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЧУДЕСА ПРИРОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И КАМНИ!

Каждый камень начинается с песчинки, происходит химический процесс кристаллизации и метаболизма. Свою форму они обретают благодаря ветру и воде (капля камень точит). Еще камни появляются из расплавленной магмы. Также камни могут расти даже в искусственных условиях и более того даже размножаться.

Песчинка до песчинки и уже получается песчинка чуть больше . Так вот с года в год все накапливается и превращается в камень. Ну это если совсем просто , а в науке эти процесы называются метаболизм и крестализация .

Камни появляются при разрушении осадочных пород либо из магмы. Свое состояние камни приобретают благодаря ветру и воде. Самый твердый камень — алмаз. Состав некоторых камней можно описать химической формулой (кварц это оксид кремния).

Камни бывают разного происхождения. Это могут быть камни, образованные осадочными породами, а могут быть камни, появившиеся в результате застывания магмы в более холодном слое земли (коре). А еще почему-то вспомнился янтарь — он вообще имеет органическое происхождение — застывшая смола.

Учеными установлено, что разные камни появляются по-разному. Например, минералы — это очень сложные камни, появились они очень давно. А вот из разных минералов уже образуются горные породы, некоторые горные породы состоят из 1 минерала.

источник

Галина Пономарёва
Конспект НОД в средней группе «Откуда берутся драгоценные камни?»

МАДОУ д/с №3 «Теремок» с. Языково Муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан

в средней группе

«Откуда берутся драгоценные камни

средней группы: Пономарева Г. А.

Конспект занятия

Откуда берутся драгоценные камни?

— дать представление о камнях;

— развивать у детей интерес к камням, умение называть свойства и их

— развивать стремление к исследовательской деятельности;

— познакомить с профессией: геолог;

— дать понятие новых слов: глобус, карта, полезные ископаемые,

— способствовать развитию любознательности;

— воспитывать умение работать в коллективе.

— обследование предметов (камней);

— наблюдение на прогулках;

Ребята посмотрите, что это? (Показ глобуса). Правильно, это глобус. Что такое глобус? Правильно, глобус – это модель земли. Какой он по форме, на что похоже? А как называется наша планета, на которой мы с вами живем? (Слайд. Карта мира). Давайте вспомним, какими цветами окрашена карта и что означает каждый цвет.

Голубой – моря, реки, океаны.

Что же окрашено всеми оттенками коричневого? Это горы. Чем темнее цвет, тем горы выше. Есть горы низкие, летом снег в таких горах тает. (Слайд) Но есть еще и высокие горы, на вершине этих гор никогда, даже летом не тает снег. (Слайд) В горах очень красиво, а еще они прячут много богатств. Под землей существует целый мир! Да еще какой. Посмотрите (слайды с изображением подземных пещер, сталактитов и сталагмитов). Как вы думаете откуда произошли пещеры, как они образовались. Эти пещеры сделала вода. Даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода, может быть такой сильной и могучей. Она может вымывать среди скал в горах целые залы пещер.

Очень – очень давно люди научились добывать камни из под земли, обрабатывать их и делать из них красивые вещи: вазы, кольца, броши, подвески, ожерелья. (Слайд) Люди, которые изучают и находят полезные ископаемые – называют геологами. Ископаемые – потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят пользу людям. Посмотрите коллекцию камней. (Слайд) Как вы думаете, для чего нужны камни?

Из камня строят опоры мостов, а раньше выкладывали дороги из булыжника. Ими выложена Красная площадь.

Возьмите лупы и посмотрите, это известняк, он идет на изготовление цемента, бетона. Много лет назад, здания в Москве строили из белого известняка. (слайд. Большой театр). Известняк, это то, что отложилось на морском дне. (Ракушки, водоросли, скелеты морских обитателей). Все это спрессовывалось под слоем песка, отвердело, море отступило и в этих местах образовались залежи известняка.

Это – гранит, он залегает очень глубоко под землей, бывает разного цвета, его используют в строительстве фундамента домов, набережных, постаменты для памятников, он хорошо шлифуется, его используют для облицовки зданий станций метро. (Слайд)

Это медный колчедан, это серный колчедан, красный железняк, они используются для выплавки металла. (слайд) Есть даже камень который мы едим. Это каменная соль.

Воспитатель обращает внимание на бусы из натурального камня. (Слайд)

Посмотрите, какие красивые формы, переливы цвета, какие линии в рисунке, это матушка земля, с помощницей водой создали такие чудеса. Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней, камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, и поэтому называются драгоценными. Полюбуйтесь этим солнечным камнем (янтарь). Хотите потрогать и узнать его историю?

Янтарь – это окаменевшая смола, миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку. Как вы думаете, что произойдет, если какое — то насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (прилипнет, смола липкая, вязкая) В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто перышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя, что бы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землей под навалившимся тяжелым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарем. А как же янтарь попал в море?

Через лес протекала река, янтарь – камень легкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой, река впадает в море. И янтарный клад показывался в море, шторм и волны выносили камни на берег. Камни поражают нас безупречной красотой и таинственным блеском.

Жемчуг – единственный камень, который не требует обработки, но добыть его нелегко. Песчинка попадает в моллюск, но моллюск не сопротивляется плохому воздействию, а наоборот проявляет заботу и нежность, начинает обволакивать его кристаллическим веществом – перламутром. Проходят годы, прежде чем на свет появляется такое перламутровое чудо – как жемчужина. Сегодня ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы с вами будем исследовать камни, вы сегодня не просто дети, вы юные исследователи. Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать в лаборатории. (Работать аккуратно, не торопиться, не мешать друг другу). Ну, тогда одеваем халаты и садимся за столы.

Читайте также:  Третья планета от солнца планета солнечной системы

Опыт №1 «Определение цвета и формы»

Давайте рассмотрим камни, которые лежат на подносах у каждого из вас. Рассмотрите, какие бывают камни. Найдите самый большой и самый маленький, что у них общего. (гладкие) Какого цвета камни? (Серый, коричневый, белый, зеленый) Как вы думаете, есть ли одинаковые камни? (нет) На что похожи камни? (Овал)

Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные. Морские камни гладкие, без единого уголка, такими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода отбивает их края.

Опыт №2 «Рассматривание речных камней»

Рассмотрите внимательно камни под лупой, чем они отличаются от морских? (угловатые, шероховатые)

Вывод: Камни бывают разных размеров, цвета не такие яркие, они не гладкие.

Опыт №3 «Выберите самый красивый камень»

Рассмотрите камень через лупу, что интересного вы увидели. (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры)

Опыт №4 «Определение веса».

Возьмите большой и маленький камень, подержите в руке, какой самый тяжелый камень и легкий?

Вывод: Камни бывают разные: легкие и тяжелые.

Опыт №5 «Тонут ли камни в воде»

Опустите камни в емкость с водой. Наблюдают. Воспитатель обращает внимание, что цвет камня изменился, он стал более ярким.

Вывод: Камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

Мы с вами сегодня узнали, какая богатая жизнь у камней и сколько применений нашел ему человек. Может быть, когда вы вырастете и кто – нибудь из вас станет геологом и найдет такой драгоценный камень.

Конспект занятия «Откуда берутся болезни и как сберечь здоровье» Цель: продолжать формирование у детей представлений о здоровье, микроорганизмах, которые могут вызвать инфекции. Задачи: Образовательная.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Откуда пришло масло» Программное содержание Дать детям общие представления о происхождении масла: из чего делают масло; какие разновидности масел бывают. Познакомить.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» в младшей группе «Откуда берутся пирожки» «Откуда берутся пирожки?» Цель: сформировать у детей представление о происхождении хлеба. Задачи: формировать представление о разнообразии.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришёл?» Автор: Киреева Л. П., воспитатель 1 категории «Детский сад №37» МБДОУ. г. Морозовск, Ростовской обл. Цель: Обобщение и расширение знаний.

Конспект НОД в старшей дошкольной группе «Откуда пришла книга» Конспект НОД в старшей дошкольной группе Тема: «Откуда пришла книга» Задачи: дать представление о том, как, из какого материала изготавливается.

Конспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришел?». Познание (ФЦКМ) Цель: расширение знания детей о хлебе. Задачи: -уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба; -развивать умение называть.

Конспект открытой НОД «Камни» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 «Березка». Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Педагогический проект в средней группе «Удивительные камни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Ромашка» села Шедок Муниципального образования Мостовский.

Тема ООД: «Откуда берутся болезни?» Цель: создание социальной ситуации в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни. Задачи: • Способствовать расширению представлений.

Занятие для детей старшей группы «Откуда берутся правила дорожного движения» Программное содержание: вызвать интерес к проблеме; путем опытнической, исследовательской деятельности убедиться в необходимости соблюдения.

источник

Спасибо за такие интересные вопросы, которые дают шанс нам узнавать больше. Лично я очень люблю природные камни, но некогда не интересовалась каким путем они появляются, но теперь уже с помощью интернета знаю, и ниже прикрепила ссылки на сайты которые думаю будут ответом на ваш вопрос.

Насколько я знаю камни образуются от магмы. В свою очередь магму извергает вулкан.

Когда магма остывает то могут получится различные камни от самых обычных разных форм. А если температура высокая в течении продолжительного времени, то можем наблюдать драгоценные камни.

А как же можно объяснить детям? откуда берутся камни.

У меня племянница недавно спросила. Я ей придумала такую историю.

Что камни это звездочки, всем детям известно что звезды время от времени падают. Так давно давно столько нападало звезд, что образовались разные камни)

Вот так объяснила. Когда она вырастет все сама узнает)

Можно конечно что то еще придумать или просто рассказать правду)

Камни бывают разные и, естественно, природа их образования тоже разная. Например, бутовый камень, который в старину применялся для строительства крепостей, а сейчас его дробят и используют как основу при строительстве дорог, это просто слежавшийся и окаменелый известняк. А вот каменный уголь, образуется из древесины, находящейся под большим давлением в безвоздушном пространстве. Есть даже версия, что во время всемирного потопа, смытые мощными потоками воды деревья, были засыпаны грунтом, и через много лет, там появился уголь. У гранита свое происхождение, у мрамора свое. Есть камни и вулканического происхождения, так что однозначно ответить на вопрос: «Как появляются камни в природе» — невозможно.

источник

Чтобы ответить на этот вопрос, мы познакомимся с самыми основами науки геологии. Название «геология» произошло от двух латинских слов «гео» — «земля» и «логия» — «наука». То есть, ученые-геологи, которые занимаются геологией, изучают все, что связано со строением нашей Земли: что находится в ее недрах, из чего она состоит и какие процессы происходят в ее глубинах. Мы уже как-то в Клубе почемучек выясняли, как устроена наша планета. А узнали об этом геологи, в основном, изучая камни. Вот и мы сегодня, как настоящие геологи, будем изучать камни, чтобы ответить на вопрос, почему они разные. В моем ответе я намеренно использовала много «научных» слов, это мой метод знакомить ребенка с понятиями. Если вам это кажется слишком «заумным», просто пропускайте термины — от этого ничего не измениться 😉

Сравниваем мел, известняк и мраморизированный известняк

Мраморизированный известняк под микроскопом

Обычный известняк под микроскопом — отлично виден нуммулит
  • Цвет
  • Блеск
  • Твердость и хрупкость (оставляет ли на них следы другие камни или металл, легко ли их разбить)
  • Текстура (гладкость, зернистость, шероховатость)
  • Излом (как выглядит скол камня)
  • Наличие включений (кристаллов других минералов и т.п.)
  • Способность оставлять следы на бумаге или других предметах (черта)
  • Прочие особенности (проводит ли ток, имеет ли магнитные свойства, где используется и т.п.)

А еще молоток, гвоздь, лист бумаги и лупа.

Собранная нами с детьми коллекция камней, образцы из которой мы и стали изучать

Этот камень на изломе дает красивый цвет, края скола острые. Из такого первобытные люди
вполне могли изготавливать свои каменные орудия: ножи и наконечники стрел.
Глина оставляет на бумаге серую черту, состоящую из мельчайших крошечек этой горной породы..

Удачных вам экспериментов и веселого творчества!

На следующей неделе я буду отвечать на вопрос мамы Риты и ее дочки Ани » Как деревья взламывают асфальт?»

источник

Попробуйте представить жизнь без камня. Камень окружает нас повсюду и жизнь человека без него немыслима.

По мере того, как человечество развивалось, оно училось использовать камни и минералы, открывая все новые их свойства, придумывая способы обработки и облагораживания их.

Часто в обыденной жизни мы употребляем как синонимы слова: камень, минерал, самоцвет, а на самом деле, давайте разберемся — синонимы ли это?

Минерал – это химическое вещество одного вида, имеющее кристаллическую структуру. Если состав по химическим веществам незначительно различается, а структура схожая, то по цвету или другим особенностям, выделяют разновидности. Например, кварц, в зависимости от особенностей состава имеет виды: горный хрусталь, аметист, халцедон, цитрин.

Камень – более широкое понятие. По определению Википедии, это минерал или твердая горная порода природного происхождения, кроме песка и металлов.

Большинство драгоценных камней – это минералы.

Магма (от греческого «месиво», «огненно-жидкий расплав») — имеет температуру около 1500 градусов Цельсия. В процессе остывания магмы образуются породы и минералы. Если остывание происходит на глубине, то говорят о плутонических (от Плутона – Бога земных недр), а если на поверхности земной коры – о вулканитах (от Вулкана – Бога огня и кузнечного искусства).

Лавы и магмы могут быть различными по химическому составу и вязкости, что также влияет на создание (кристаллизацию) минералов и их классификацию в дальнейшем – по времени образования, по глубине, по «кислоте» магмы и т.д.

Кристаллы различных минералов образуются не в самом процессе остывания (разные минералы «мешали» бы друг другу), а в ходе так называемых постмагматических процессов. В пустотах пород растут кристаллы и тогда образуются изумруды, сапфиры, топазы, кварцы, рубины, александриты – типичные представители постмагматического процесса минерализации.

Если у поверхности температуры низкие, то образуются не прозрачные, а «узорчатые» минералы, такие, как опал, агат, малахит, например.

Халцедон (на фото представлена его разновидность – агат) формируется в приповерхностных условиях.

Особняком от всех стоит «царь» алмаз. Он может быть ровесником Земли. У него особые условия образования – в мантии на глубине более 100 км при высочайших давлении и температуре. На поверхность земли он «доставляется» кимберлитовыми трубками.

Осадочное происхождение – это другой длительный процесс образования горных пород и минералов. В его основе – внешние воздействия атмосферы и вод. Осадками или реками породы переносятся с поверхности, при этом происходит их выветривание и вымывание. Непосредственно осадочное происхождение имеют янтарь, гагаты, коралл и жемчуг.

Метаморфоза означает полное изменение или преображение (от древнегреческого «превращение»).

Горные породы магматического и осадочного происхождения в зависимости от физико-химических условий, таких как: температура, давление, газы, химическое влияние магмы и катализирующих веществ, полностью изменяются.

Ученые выделяют следующие виды метаморфизма: погружения (увеличение давления и циркуляции водных растворов); нагревания; гидратации (горные породы взаимодействуют с водными растворами); дислокационный метаморфизм (тектонические сдвиги); импактный (падение метеоритов, взрывы).

Примеры камней метаморфического происхождения: гранаты, мрамор, кварциты, полевой шпат.

Аммолит, гагат, жемчуг, коралл, окаменелое дерево, перламутр, чертов палец, янтарь – все это камни, причина возникновения которых – окаменелости различных видов органики: смолы деревьев, моллюсков, морских беспозвоночных.

Аммолит – часть окаменелости слоя раковины (в отличие от аммонита – окаменевшего моллюска).

Гагат – разновидность твердого черного угля, из частей древних растений.

Жемчуг – образуется в раковине как перламутровые слои, покрывающие инородные тела, попавшие в моллюск.

Коралл – древовидные образования, имеющие известковую структуру, обитают в теплых морях.

Перламутр – радужный слой некоторых видов моллюсков, название означает «мать жемчуга» в переводе с немецкого.

Чертов палец – это раковины древних головоногих моллюсков белемнитов, которые существовали примерно 185 миллионов лет назад.

Янтарь – окаменелая смола деревьев, росших более 40 млн. лет назад.

Каждый из этих камней имеет уникальную историю происхождения и свойства, но все вместе они образуют группу камней органического происхождения.

Таким образом, все камни (и не только драгоценные, т.к. классификация камней и минералов до сих пор продолжает совершенствоваться), могут быть минерального или органического происхождения.

Минеральное происхождение — это три вида процессов, в результате которых образовывались горные породы и минералы:

  • магматическое;
  • осадочное и
  • метаморфическое.

Органическое происхождение имеют: аммолит, буранит, гагат, жемчуг, коралл, окаменелое дерево, перламутр, чертов палец и янтарь.

источник

Разделы: География

Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки Суры и озера Нават, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Читайте также:  Как обнаружить рак в организме

Цель и задачи:

  1. Изучить камни, которые нас окружают.
  2. Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).
  3. Собрать коллекцию камней на улицах города и дома.
  4. Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
  5. Провести опыт (вырастить кристаллы соли на веточке).

Время проведения исследования: 2007–2008 года.

Методика проведения исследования.

  • Просмотр литературы по данной теме;
  • Экскурсии по городу и за его пределами;
  • Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);
  • Составление описания коллекции;
  • Фотографирование интересных объектов;
  • Создание авторской презентации.

Актуальность исследования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.

1. Основная часть

Все камни, которые нас окружают, называются горными породами. Горные породы состоят из отдельных минералов иногда одного, но чаще сразу из нескольких минералов.

У каждого минерала есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Минерал в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

1.1. Камень первый

Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.

Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!

1.2. Камень второй

Есть такая загадка: “В воде родится, а воды боится”. Этот удивительный камень я нашла у себя дома в солонке. Попыталась взять его в руки, но он рассыпался на мелкие крупинки. Я расстроилась, но мама успокоила, и сказала, что это самый настоящий камень. Конечно же, это была обычная соль – минерал называется галит.

Человек не может жить без соли. Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. Как хочешь, а наш организм должен получать в день около двадцати граммов соли. Не обязательно, конечно, в чистом виде. Можно с водой или пищей. Без соли человек может погибнуть.

С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого раскрасавца-самоцвета. Без драгоценной безделушки прожить можно, а без соли нет. И плитка соли считалась настоящей драгоценностью. В Китае, например, плитки соли ходили как деньги.

О том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам и хорошо знакомое слово “солдат”. В звучании слова, действительно есть, что-то соленое. Оказывается, солдаты охраняли соль, когда ее надо было перевозить из одной страны в другую. И платили охране ни чем иным как солью. Солдатами называли в старину военных, которые служили за соляную плату.

О ценности соли говорит нам и известная поговорка “Не солоно хлебавши”. Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили только самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили – “Не солоно хлебавши”.

Мы сегодня даже не задумываемся о соли. Людям удалось обнаружить огромные природные соляные кладовые. Ее теперь хватает и для еды, и для прочих важных дел.

Соли на Земле огромное количество. Но на то она и сокровище, чтобы скрываться от человека. Соль и впрямь сокрыта и в земле (целые соляные горы), и в воде (озерах и морях).

1.3. Камень третий

Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит.

Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” — так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”.

Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый…

Гранит – это могучий строительный материал.

1.4. Камень четвертый

На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.

Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.

И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка.

На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.

1.5. Камень пятый

И эта красочная игрушка в школьной мастерской, и дом, в котором я живу, и теплая деревенская печка, и редкая по красоте посуда – все эти “пироги”, испеченные из одного каменного теста. Удивительное тесто!

Оно одинаково любит и огонь и воду. На воде замечательно замешивается, становится мягким и податливым. Можно из него и простой кирпич сделать, и фигурку затейливую, и посуду изящную – такой вот мягкий камень.

Но положи изделие из этого теста в огонь – оно не сгорит, не рассыплется, а, наоборот, только крепче станет. Этот камень зовется – глина. А еще глину используют в медицине и косметологии.

Выводы.

Я узнала много нового и интересного о чудесном и загадочном мире камня. Совершила пять увлекательных путешествий (побывала в древнем могучем лесу, на дне древнего моря), узнала, откуда берутся камни, как они называются и как выглядят, какую пользу приносят людям. Собрала коллекцию камней, которые встретила в городе, в школе, дама, на речке. Некоторым из них дала описание. Одни камни родились, как и я в Чувашской Республике (торф, глина, песок), а другие пришли к нам из других районов России (гранит, мел, соль, каменный уголь). Я много путешествовала и фотографировала. Поделилась своими открытиями с одноклассниками и подружками. На следующем этапе своей работы я продолжу собирать коллекцию камней, но разделю камни на две группы: камни Чувашской Республики и камни, привезенные к нам из других мест.

Библиографический список

  1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО “Мир книги”, 2004.
  2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: “Педагогика- Пресс”, 1996.
  3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1997.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.

Приложение № 1. Описание коллекции горных пород и минералов

План описания горной породы:

  1. Какого цвета горная порода?
  2. Есть ли в породе отдельные слои?
  3. Имеются ли там окаменелости?
  4. На ощупь порода шершавая или гладкая?
  5. Состоит ли она из мелких зернышек?
  6. Насколько порода прочная и твердая?
  7. Как используется человеком?

Порода темно-коричневого цвета, рыхлая, видны остатки растений.

Используется как топливо и удобрение на огородах и полях.

Белого цвета, гладкая на ощупь, однородная, непрочная, быстро ломается.

Используется для письма на школьной доске, в строительстве, а еще весной им белят стволы деревьев.

Порода черного цвета, с блеском, шершавая на ощупь, твердая, прочная.

Используется как топливо. А еще из него делают: пластмасс, шины, краски, лаки…

Светлая порода, очень хорошо видны окаменелости (раковины малюсков), твердая, но не прочная, шершавая.

Используется в строительстве.

Черная, с блеском порода, гладкая, прочная и твердая, гладкая на ощупь, легче, чем каменный уголь, однородная.

Используется как топливо.

Бывает разных цветов от темных до светлых, гладкая, сухая твердая, а в воде становится мягкой, однородная.

Используется в строительстве, а еще из глины можно лепить что угодно: фигурки, посуду, свистульки…

Минерал белого цвета, но бывает разноцветной, кристаллик на ощупь гладкий, имеет форму квадрата, очень не прочный, а в воде растворяется.

Мы каждый день едим соль, а еще она убивает вредные микробы.

Сыпучая горная порода, бывает разных цветов, у нас на Суре желтоватого цвета, состоит из мелких зернышек круглой формы.

Используется в строительстве, мы любим летом позагорать у реки на песочке.

Зернистая порода, красноватого или серого цветов, очень твердая и прочная, шершавая на ощупь.

Используется как строительный материал: им отделывают дороги, набережные, здания. А еще делают памятники.

Порода черного цвета, мягкая, непрочная, гладкая, хорошо пишет на бумаге, однородная.

Им мы пишем и рисуем, из него делают огнеупорные сосуды. А порошок из графита – прекрасная мягкая смазка для трущихся поверхностей.

Приложение № 2. Сравнительный анализ минералов и горных пород

источник