Меню Рубрики

Признаки государства как политического института

Сегодня понятие государство трактуют в широком и узком смыслах. В широком смысле – это страна, политически организованный народ, представляемый и организуемый органом высшей власти и проживающий на определенной территории (российское государство, французское государство).

отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, наличие слоя профессионалов-управленцев;

территория, очерченная четкими границами;

суверенитет – верховная власть на данной территории;

монополия на легальное применение силы, физического принуждения (армия, милиция, суд, тюрьма);

право на взимание налогов и сборов с населения;

обязательность членства в государстве (гражданство);

претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество. Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

Государство в узком смысле – это центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на данной территории и имеющая право издавать законы, обязательные для всех граждан. В таком значении это политический институт, имеющий определенную структуру и выполняющий ряд важных внутренних и внешних функций.

источник

Билет №16. Государство как основной институт политической системы. Признаки государства.

Государство — это особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

1) Государство является единой территориальной организацией политической власти в масштабах всей страны.

2) Государство обладает системой органов управления обществом (институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти).

3) Государство применяет принуждение с помощью органов насилия: армии, служб охраны порядка и безопасности.

4) Государство организует общественную жизнь на основе права. Законы регулируют жизнь общества и имеют общеобязательный характер.

5) Государство обладает суверенитетом, который выражается в верховенстве и независимости государственной власти от других властей.

6) Государство обладает правом принудительного взимания налогов.

1) Территория — пространственная основа государства, определяемая границами.

2) Население — человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся государственной власти.

3) Власть — отношение господства и подчинения, существующее между элитой и остальной частью общества.

По критерию господствующий класс:

По критерию политический режим:

1). Теологическая — возникновение государства и каждый конкретный акт государственной власти объясняется санкциями божественной воли.

2). Патриархальная – государство возникает в процессе соединения родов в племена, племен – в большие целостности вплоть до государственных образований, при этом сохраняется принцип патриархальной (опекунской) власти государства по отношению к гражданам.

3). Теория общественного договора – государство – это результат своеобразного договора между суверенным властителем и подданными.

4). Теория насилия (Н. Макиавелли) – государство в первоначальной форме было организацией победителей над побежденными.

5). Марксистская – государство – результат деления общества на классы, выразитель интересов господствующего класса.

Правовое государство это государство, ограниченное в своих действиях правом. Его функции:

защита свободы и других прав личности;

подчинение власти воле суверенного народа;

борьба с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью.

Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества

первенство закона над государством

суверенитет народа (Конституция — правовая регламентация государственного суверенитета, это значит именно народ является конечным источником власти. Государственный суверенитет носит представительский характер, это проявляется в представлении права народу на участие в выборах в органы представительской власти, а в президентской республике – главы государства. в решении важных вопросов с помощью референдума)

взаимная ответственность государства и личности

незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства

наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан

приоритет международного права над национальным

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством и все достигается с помощью перераспределения дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развитие здравоохранения и образования.

Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т п, не порождать массовое социальное иждивенчество.

источник

Вопрос о происхождении государства в течении многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории. Одна из самых древних теорий происхождения государства – теократическая, то есть теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом.

Патриархальная теория обосновывала происхождение государства тем, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей, образование родов, племен приводит в конечном счете к особой форме патриархальной власти.

В ХУ11-ХУ111 в.в. оформляются договорныетеории происхождения государства (Дж. Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо и др.). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии. Но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты.

Социально-экономическаятеория объясняет происхождение государства такими социально-экономическими факторами как общественное разделение труда, экономическими интересами, социальными противоречиями и т.д. Основы этой теории заложил древнегреческий философ Платон, который выводил истоки государства из разделения труда и обособления деятельности по руководству обществом.

Но наиболее развитый характер социально-экономическая теория получила в марксизме. Идеологи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) возникновение государства рассматривали как следствие общественного разделения труда, появления частной собственности на средства производства, расслоения общества на классы. Государство, по их мнению, является орудием угнетения одного класса другим, и держит общество в границах порядка.

В конце Х1Х в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия).Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский и др.) причину происхождения государства видели не в божественном проведении или в общественном договоре, а в военно-политических факторах: насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство

В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и обязательной теории возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы. Государство в своем развитии прошло длительный исторический путь, на протяжении которого менялись как содержание, так и формы. Но на всех этапах развития государству присущ ряд признаков, свойственных только данному социальному институту.

Наличие особой публичной власти, которая, воплощается в государственных органах, выступает как государственн6ая власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения (это чиновники, армия, полиция).

Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства (или подданства, т.е. принадлежность лица к государству с монархической формой правления). Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

Организация общественной жизни на основе права.Только государство издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.

Государственный суверенитет,т. е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

Существование системы принудительного взимаемых налогов и иных платежей,которая обеспечивает экономическую самостоятельность государства.

Исходя из выше изложенного можно дать следующее определение: государство- это универсальная политическая организация, осуществляющая власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующая их взаимоотношения с помощью правовых норм.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние (см. схему).

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: обеспечением политической стабильности, регулированием национальных (межнациональных) отношений, взаимодействием с политическими партиями и другими общественными институтами. К политической функции относится и выработка программно-политических целей и задач развития общества.

Экономическая функция – на разных этапах развития общества ее объем и содержание могут существенно различаться. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики непосредственном влиянии на транспорт, энергетику и т.п.

источник

Государство как политический институт. Территория происхождения и основные признаки государства

Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.

2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.

3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

— суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;

— наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;

— исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;

Читайте также:  Телефон вызвать скорую в москве

— монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

— исключительное право государства эмиссии денежных знаков;

— монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

— монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;

— монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);

— обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.

Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоплеменных отношений и обособления определенной группы лиц (вождей, родовой аристократии, и тп.), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, концентрировали в своих руках управленческие функции.

Существует множество различных теорий, объясняющих происхождение государства:

– теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит из того, что не только природа, но и государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Фома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;

– антропологическая концепция основана на том, что государственная форма организации заложена в самой общественной природе человека (теория естественного происхождения государства Аристотеля). Причина этого кроется в социальной и биологической природе человека: потребность в совместной деятельности, в общении, прирожденное несовершенство человека, его агрессивность и конфликтность, невозможность индивидуального существования.

– патриархальная теория рассматривает государство как одну большую семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически переносилась на другие общности, в том числе и на государство. Государство является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;

– договорная концепция – государство есть результат соглашения народа с определенным лицом или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты граждан. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др). Только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;

– социально-экономическая концепция исходит из того, что государство возникло в результате развития общественного разделения труда между различными социальными слоями. Управленческий труд в целях повышения его эффективности также выделился в отдельную отрасль, что привело к образованию специального органа – государства. (Платон);

– марксистская концепция объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда, появление частной собственности и эксплуатации. Государство возникает как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и социальных слоев. Государство – это организованное насилие одного класса над другими.

– теория насилия (Л. Гумплович и др.) возникновение государства рассматривала как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство — это форма господства победителей над побежденными;

Таким образом, государство сформировалось как результат естественного развития общества на определенной ступени его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев и групп, отдельной личности.

источник

Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами. 2.

Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институты законодательной, исполнительной и судебной власти, особый

ІШ8&ММЙ — И ? ЯМВДОф* — слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений. 3.

Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие удругих организаций.

В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. 5.

Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти — это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может бьпь и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.

Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может бьпь легитимировано, т. е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям. 6.

Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство — единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка. 7.

Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение дім содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.

Таковы важнейшие признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность.

Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы — гимн, герб, флаг.

источник

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н. Макиавелли. Он трактовал его широко — как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов определяют, что государство — это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов, других социальных групп и слоев населения.

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев, что отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека (смертная казнь). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Законотворческая деятельность в демократическом государстве осуществляется органом законодательной власти (парламентом). Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).

6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и др.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от политической партии, пребывание в которой добровольно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

При характеристике государства отличительные признаки дополняются и его атрибутами – гербом, флагом и гимном.

Признаки и атрибуты позволяют не только отличать государство от других социальных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной цивилизации.

Основными теориями возникновения государства сегодня являются:

а) теологическая — государство возникло по воле Бога;

б) патриархальная (автор — английский ученый XVIII в. Роберт Филмер) — государство возникло в результате механического соединения родов в племена, а племен в большие целостности, вплоть до государственных образований;

Читайте также:  Умножение корней с одинаковыми показателями

в) теория общественного, договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищев) — государство — результат договора между суверенным властителем и подданными;

г) теория завоевания (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, К. Каутский, Е. Дюринг) — государство явилось организацией победителей над побежденными;

д) марксистско-ленинская теория, — государство возникло в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; органической частью этой теории является идея отмирания государства.

Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д. Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства, невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Функции государства. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям относятся:

— регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

— охрана общественного порядка;

— разработка законодательной базы для функционирования общественной системы;

— определение стратегии экономического развития;

— защита прав и свобод граждан;

— обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

— создание условий для развития науки, культуры, образования;

— деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

Государство обладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления — этомонархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства — монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств).

Парламентарная монархия — власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция).

Республика — известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (например, США). Министры несут ответственность перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.)

Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики — жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта — формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (Греция, Италия, ФРГ).

Смешанная,президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ.

Ее наиболее важные особенности:

— наличие всенародно избранного президента;

— президент назначает и смещает членов правительства;

— члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

— президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства — это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное — это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное — это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ранее существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства как конфедерация. Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же — более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств.

Каждый ее член, объединялся с другими в союз, в компетенцию которого передавалось ограниченное число вопросов (например, оборона и внешнее представительство) Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1848гг., США в 1776-1797гг., Германский союз в 1815- 1867гг. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

Территория — это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений.

Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела Другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

В современных условиях признак исключительного владения государством определенной территорией постепенно ослабевает, как бы размывается. Это проявляется прежде всего в том, что господство многих государств на своей собственной территории становится все более ограниченным за счет экономического, военного, политического и информационного проникновения других государств, образования межгосударственных объединений и блоков. Наличие данной тенденции развития государств вовсе не означает отмирания территории как конституирующего элемента государственности в современную эпоху. Государственно-территориальное деление остается реальностью сегодняшнего дня. Не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или за сохранение территориального единства.

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).

В научной литературе имеются различные интерпретации государственного народа. Одни авторы полагают, что «государственный народ» — общее понятие, которое охватывает разного рода крупные общности, возникающие преимущественно на этнической основе. Для народа характерна общность происхождения, языка и культуры.

Приведенная достаточно широко распространенная трактовка государственного народа не всегда отражает политические и исторические реальности. Так, США, Швейцария и некоторые другие страны сформировались как полиэтнические государства. Этническая общность далеко не всегда выступает государственнообразующим фактором. Учитывая это, некоторые ученые трактуют народ как общность хозяйственную и гражданскую, в отличие от нации как этнической группы.

Такая «деэтнизированная» трактовка народа как социальной основы государства отражает политические реальности современного мира точнее, нежели широкое, преимущественно этническое, понимание этой общности.

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства.

Суверенитет (лат. super — над) — не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса».

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и на все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

В отличие от коллективной власти родового общества государственная власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной власти требует определенной организации — формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии, судей и т.д.).

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения, выражающимися в законах и учреждениях, призванных гарантировать их исполнение. «Государство, — подчеркивал М. Вебер, — является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие. ».

Подчеркнем, что формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия.

Читайте также:  Как перевести формат nef в формат jpg

Сила, насилие и связанное с ним страдание — неизбежные спутники человеческой жизни. Но то страдание, которое человеку приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше страданий, которые выпали бы на его долю, не будь государства, не будь его сдерживающей зло силы, являющейся основой безопасности населения. Как образно заметил В.С. Соловьев, «государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. Государство — особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

источник

Центральным институтом политической системы является государство. Понятие государство употребляется в 2ух значениях:

В широком смысле государство понимается как общность людей представляемое и организуемое органом высшей власти и проживающее на определённой территории. В данном случае понятие государство тождественно понятию «Страна».

В узком смысле слова государство понимается как исторически сложившаяся политическая организация политической власти, контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями. В данном случае мы рассматриваем государство как машину осуществляющую власть общества.

Отделение публичной власти от общества, её несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов управленцев.

Суверенитет (верховная власть на определённой территории).

Монополия на легальное применение силы физического принуждения, диапазон которого простирается от ограничения свободы до физического уничтожения (смертной казни). Для выполнения этой функции у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы (армия, милиция, службы безопасности, суды, прокуратура).

Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы на работу всей социальной сферы.

Соотношения институтов законодательной, исполнительной и судебной властей в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе.

К функциям государства следует отнести:

Укрепление единства общества и сохранение в нём определённого порядка. Для этого государство использует как методы убеждения и воспитания, так и методы принуждения, для чего государство располагает аппаратом насилия.

Государство издаёт законы, взымает налоги. На ряду с властными функциями важное значение уделяется обще социальным функциям, к ним можно отнести:

Защита государственного строя

Предотвращение и устранение социально опасных конфликтов

Осуществление общей для всей страны политики в экономической, финансовой, научной, культурной и других сферах.

Все перечисленные функции – внутренние функции государства.

Кроме внутренних функций государство выполняет и внешние функции:

Обеспечение внешней безопасности

Забота о сохранении своей целостности и независимости

Развитие экономических, политических, культурных и других связей с другими государствами.

Структура государства Государство:

Президент — Глава государства.

Законодательная власть – парламент – национальное собрание республики Беларусь – Верховная палата – Совет республики (64 депутата) – нижняя палата – палата представителей (110 депутатов). Итого 174 депутата

Законодательная власть на местах (Депутаты местных советов(областные советы, городские советы, районные советы, сельские советы)).

Исполнительная власть – Правительство – Совет министров РБ(возглавляет правительство премьер министр) — исполнительный комитет (Областной, городской, )

Правоохранительные органы – милиция, прокуратура, суды. Суды (конституционный суд, верховный суд, высший хозяйственный суд, областной суд, городской суд, районный суд, военный суд)

Органы государственной безопасности – Комитет государственной безопасности (КГБ)

источник

52. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

В вопросе о сущности государства выделились две основные линии. Первая восходит к классической традиции в истории политической мысли и ее представляют политические теории Аристотеля Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса. Государство рассматривается как необходимая форма организации общества, его политического бытия. Вторая линия уделяет внимание институциональной стороне государства. Государство – политический институт, понимаемый как система норм, содержанием которых является определение поведения людей в обществе. Государство есть союз людей, политическая общность, подчиненная единой верховной власти. Оно представляет собой организацию, которая управляет обществом на основе системы норм. Они регулируют поведение людей и имеют своей целью обеспечение общих интересов, защиту прав и свобод человека.

Признаками государства как политического института являются:

• наличие группы людей, осуществляющей верховную власть от имени определенного класса или большинства общества и управляющей общими делами;

• монополия на принуждение в отношении членов общества в интересах господствующего меньшинства или большинства данной страны;

• право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

• исключительное право издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах данной территории, право взимания налогов для собственного содержания и общественных нужд.

Государство – политический институт особого рода, представляющий высшую ступень политического сообщества людей. Ему свойственны также другие социально-политические характеристики:

• наличие институтов, обеспечивающих права человека и систему социально-политических и правовых ценностей, единого языка как средства общения;

• наличие единого экономического и культурного пространства;

• материально-природной основой политического сообщества является территория. В соединении с государством она превращается в социально-политическое пространство. Ее социальное значение состоит в том, что она составляет среду для жизнедеятельности данного сообщества. Политическое значение ее в том, что она составляет пространственные границы действия государства;

• население также имеет значение для государства. Оно представляет собой социальную группу, которая под воздействием государства объединяется в народ, обретающий общие существенные черты образа жизни, общественного сознания и психологии.

Как субъект политической жизни государство отличается сложной структурой. В ее состав в зависимости от политического режима, исторических традиций и других факторов могут входить институт президентства, правительство, институты местной власти, институт судебной власти. Они выполняют законодательные, исполнительные и судебные функции.

источник

Государство как основной политический институт. Сущность, признаки и функции государства

Первым политическим институтом, который породил че­ловеческий разум, было государство. Государство является универсальной формой политической жизнедеятельности лю­дей, их бытия. Человечество не придумало пока ничего луч­шего для обеспечения общественного порядка и социального преуспевания граждан. «Хорошее государство не рос­кошь, а насущная необходимость для развития», — подчер­кивается в докладе Всемирного банка (1997 г.).

В настоящее время практически все человечество, за не­большим исключением, объединено в государства, и процесс образования новых государств продолжается. Вновь образо­вавшиеся государства подтверждают свое право на легитим­ность перед гражданами своей страны и мировым сообще­ством.

Государство — продукт внутренней эволюции общества. Существует несколько концепций происхождения государ­ства. Так, Аристотель в трактате «Политика» в стремлении людей к общению видит естественные причины образова­ния государства. «Люди общественные животные», — го­ворил Аристотель, постоянно нуждаются в общении и объе­динении с себе подобными. Государство у Аристотеля есть разросшаяся семья: вначале люди объединились в семьи, за­тем несколько семей образовали селение, а из нескольких се­лений возник полис (государство-город). Были времена, за­мечает Дж. Локк, «когда государства лишь немногим отли­чались от семей по количеству людей».

Патриархальная теория рассматривает государствен­ную власть как институт опеки, появившийся в результате естественного и органического соединения родов в племена, племен — в более крупные общности.

Теократическая концепция считает государство творени­ем Бога, божьим установлением, «божьим промыслом»: «Нет власти не от Бога, существующие власти от Бога уста­новлены». По утверждению Ф. Аквинского, процесс созда­ния государства похож на сотворение мира Богом.

Договорная концепция происхождения государства (Т.Гоббса, Дж. Локка)утверждает, что государство есть орган влас­ти и правопорядка, образованный путем заключения обще­ственного договора между людьми для регулирования их жизнедеятельности.

Согласно теории завоевания государство возникло как результат порабощения одних народов другими, более орга­низованными и сильными. Для управления побежденными завоеватели и создают государство. В свою очередь в целях собственной безопасности люди вынуждены самоорганизовываться в государство. Борьба за существование и есть при­чина возникновения государства.

Психологическая теория появление государства объяс­няет наличием вчеловеческой психике особых стремлений у одних людей к власти, у других — к подчинению. Государ­ство плод человеческого влечения и потребностей.

Марксизм объясняет появление государства социально-экономическими причинами: разделением труда, обособле­нием деятельности по руководству обществом, сосредоточе­нием управленческих функций, ресурсов власти и социаль­ных привилегийв руках отдельных людей, возникновением частной собственности и разделением общества на классы. «Государство есть политическая власть экономически гос­подствующего класса» (Б.И. Ленин).

Государство возникает и развивается под воздействием целого ряда других причин и факторов (географических, природных, демографических), среди которых вряд ли мож­но выделить один в качестве определяющего. Так что же та­кое государство?

Государство — исторически сложившийся политический институт, реализующий определенные властные полномочия по руководству и управлению основными сферами обществен­ной жизни в пределах четко обозначенной территории.

Государство как политический институт имеет характер­ные признаки. В современном международном праве выде­ляются три: территория, население и суверенитет. Террито­рия составляет физическую, материальную основу государ­ства и включает не только землю, но и недра, водное и воз­душное пространства. Территориальная целостность госу­дарств — незыблемый принцип международного права.

Государство не может быть без населения. Это демогра­фическое понятие приобретает политический аспект. Любой народ, осознающий себя как нацию, имеет право на полити­ческое самоопределение, образование государства. Это право признается мировым сообществом.

Обязательным признаком государства является и сувере­нитет. Он означает, что государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осу­ществляет внутреннюю и внешнюю политику. Принцип не­зыблемости суверенитета государств закреплен в уставе ООН.

Исследователи указывают и на другие не менее значимые признаки государства: наличие организованных институтов, осуществляющих различные функции политической власти и управления; исключительное право государства на изда­ние законов и норм, обязательных для всех; публичность го­сударственной власти; монополия государства на легальное применение силы и принуждения; наличие у государства ле­гитимности; право на взимание налогов, эмиссию денежных знаков, осуществление бюджетной политики; регулирова­ние социальной сферы; осуществление контроля над въездом и выездом из страны; определение гражданства. Именно эти признаки в значительной степени идентифицируют государ­ство .

В настоящее время лишь немногиегосударства обладают всеми названными признаками. Остальным предстоит их приобрести.

Деятельность государства по выполнению своего предна­значения выражается в его функциях, которые делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся политическая, пра­вовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная, экологическая, ин­формационная, идеологическая.

Внешние функции государства включают в себя обеспе­чение территориальной целостности, безопасности и сувере­нитета страны, защиту национальных интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотруд­ничества с другими странами, участие в решении глобаль­ных проблем человечества и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник