Меню Рубрики

Примеры анализа стихотворения по литературе

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

источник

Порой прочитать стихотворение не достаточно, чтобы понять мысль автора и прочувствовать его отношение к заданной теме. Для этого необходимо составить схему анализа стихотворения и по шагам изучить его. Это сложной процесс, его нужно творчески осмыслить, чтобы увидеть, что скрывается за строками, и понять, для чего это было написано.

Что такое анализ? Это рассмотрение, изучение чего-либо, расчленение предмета на составные части. Такой метод можно применить и к лирическому произведению, для начала составив схему или план, чтобы легче проходило исследование, особенно для 5 или 6 классов, когда школьники только учатся размышлять.

Нет жесткой схемы анализа стихотворения по литературе или изучению картины по русскому языку, так как это художественное произведение и восприятие его предельно субъективное. Каждое стихотворение уникально, в одних важен размер, в других необходимо знать о жизненном периоде автора, а в третьих поэта, возможно, сильно волновала политическая обстановка.

Схему анализа стихотворения можно сначала составить кратко, включив все необходимые пункты:

  1. История создания, время написания, обстоятельства жизни поэта и его общественное положение. Очень часто этот пункт может многое рассказать и задать направление.
  2. Тема произведения — лирика, политика, внутреннее переживание, философское размышление.
  3. Главная идея или мысль, которую поэт хотел донести до читателя.
  4. Разбор по строфам с цитатами.
  5. Образы и их описание.
  6. Использование художественных средств.
  7. Настроение лирического героя, отношение автора к происходящему.
  8. Впечатление и собственные чувства от прочитанного стихотворения

Приведенная выше краткая схема анализа стихотворения дает направление, с чего стоит начать и какие пункты нужно раскрыть.

Первое и очень важное — необходимо знать, когда было написано произведение и в какой период, какие известны факты биографии поэта и как это можно связать со стихотворением. Так А. С. Пушкин очень много писал о любви в разные периоды, когда впервые влюбился или когда встретил свою жену Наталью.

Ведущую тему, ее как правило сразу легко понять из первых строк, и всю лирику классифицируют на следующие темы: любовная лирика, пейзажная лирика, дружба, патриотическая лирика, философская и тема о поэтах и поэзии.

Понимание темы может служить отправной точкой в анализе, которая поможет в дальнейшем рассуждении. Например, строки И.А. Бунина «о счастье мы всегда лишь вспоминаем. » показывают то, что поэт задумался и стал размышлять на вечную тему о счастье, любви, а значит, здесь звучит философская лирика.

Идея, сюжет и проблема, заложенные в произведении, всегда связаны с каким-то событием, происходившим в личной жизни или в общественной.

Схема анализа лирического стихотворения включает и композицию, которая позволяет разделить его на части и проследить, как меняется настроение, как раскрывается тема, чтобы увидеть заложенный смысл и мысль поэта. Здесь могут помочь изобразительные средства, которые используются не просто так:

  • метафора или сравнение;
  • эпитет или образное определение предмета;
  • аллегория или иносказание;
  • ирония или противоположное значение;
  • гипербола или преувеличение.
Читайте также:  Как заменить оперативную память в компьютере

Существует достаточно много изобразительных средств, которые помогают добиться особого эффекта выразительности.

Упомянуть о лирическом герое стоит обязательно, хотя в некоторых стихотворениях сделать это сложно. Но именно это помогает понять поэта, раскрывая характер героя через его действия и поступки.

Помимо лирического героя, в произведении есть и образ как какое-то явление. Цель его может быть различной, с помощью него объясняются непонятные мысли или, наоборот, он может затруднить восприятие предмета, преобразить его или превратить в нечто сложное. Образы разделяют на несколько групп: образы мотивы (метель), образы-топосы (как какое-то общее место, например, дорога), образы-архетипы (устойчивая схема или формула человеческого воображения).

Чем старше становятся люди, тем больше жизненного опыта они накапливают, тем легче им понять различные произведение, в том числе и стихотворения. Но анализ произведений начинается в школьные годы, например, в 6 классе, что помогает привить любовь к стихотворениям и поэтический вкус. Это одна из главных задач, чтобы школьник смог «почувствовать» стихотворение, а не только умел находить изобразительные средства, определять тему и угадывать настроение автора.

Возможно, в 6 классе ученик не сможет выразить свое мнение или донести его до учителя, но он научиться определять художественные средства, а значит, увидеть настроение лирического героя и поэта.

Ученики 9 класса являются выпускниками, и за эти годы они изучили различные стихотворения и учились понимать их суть, а не только учить наизусть. Создать схему анализа стихотворения в 9 классе они могут самостоятельно и раскрыть произведение более подробно, ведь такая деятельность для старшеклассников — это уже сочинение, где они выражают собственные мысли и отношение к произведению.

Ученик уже способен не только увидеть тему стихотворения, выразительные средства, но и выразить свое отношение и впечатление от прочитанного. В 9 классе чаще затрагиваются философские темы, патриотические, отношение автора к поэзии.

Схема анализа стихотворения представляет собой несколько пунктов, по которым легче проводить исследование. Но на помощь могут также прийти слова-клише, которые сделают анализ более красивым, читаемым и более грамотным.

Например, при показе своего отношения можно использовать такие фразы, как «читая это произведение, я испытал. » или «стихотворение заставило меня подумать над тем. «.

Если брать пункт, который касается композиции, то можно сказать, что «начало стихотворения вызывает такие чувства. » или «эту часть произведения нужно читать так. «, или «в этой части с помощью выразительных средств автор передает такие чувства. » и т.д.

Там, где начинается разбор выразительных средств, можно также использовать красивые фразы, такие как «в основе этой части лежит прием. » или «в конце центральными образами являются. » или «с помощью этого приема поэт выражает. «.

источник

Схема анализа стихотворения

Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, посколь­ку художественное произведение — явление жи­вое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже при­коснувшись к тончайшей поэтической ткани стихо­творения, которое стремится запечатлеть «невырази­мое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по об­разному выражению А. А. Фета.

Восприятие лирики читателем предельно субъек­тивно, глубокий же анализ стихотворения сродни ис­кусству. Не случайно М. И. Цветаева, говоря о безза­щитности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворе­ние по-своему уникально: в одном случае размер сти­ха имеет содержательный смысл (так, хорей баллады В. А. Жуковского «Мщение» передает зловещий то­пот лошадиных копыт), в другом метр является фор­мальным элементом, безучастным к сокровенным смыслам художественного текста, в одном стихотво­рении разворачивается новеллистический сюжет (цикл стихотворений Н. А. Некрасова «На улице»), в другом — лирический сюжет свернут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения (А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. »). Главные за­дачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мыс­ли, создание музыки стиха. Так, важнейшая художе­ственная задача А. С. Пушкина в элегии «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла. » — передача тон­чайших изменений настроения лирического героя, тоскующего по возлюбленной, с которой он разлучен. Его душа рвется к ней, он мысленно созерцает ее об­раз и бесконечно страдает от невольных ревнивых по­дозрений, почти не выраженных в слове: об этой ду­шевной муке можно лишь догадаться по лавине то­чек, которые обрывают стихотворение:

Никто ее любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна. ты плачешь.

В апокалипсической зарисовке Ф. И. Тютчева «По­следний катаклизм» наиболее существенным оказы­вается философская мысль, которая утверждает су­ществование Бога и трагическую для человека невоз­можность его познать:

Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

Стихотворение А. А. Блока «В углу дивана», преж­де всего, завораживает своеобразной мелодией стиха, которая создается не только размером, но и своеобраз­ным синтаксическим членением стиха.

Но в камине дозвенели Угольки.

За окошком догорели Огоньки.

И на вьюжном море тонут Корабли.

И над южным морем стонут Журавли.

Задача формирования читательской культуры пред­полагает знание о наиболее общих возможных ас­пектах анализа стихотворения, умение его интерпре­тировать. Предложенная в схеме последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает опре­деленной логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария сти­хотворения или строго исследовательского текста о нем можно начинать с любого из предложенных в схеме на­правлений анализа. При этом отправной пункт анали­за, как и логику дальнейших рассуждений, следует ис­кать в самом художественном тексте.

1. Историко-биографический материал

Глубокое понимание стихотворения порой требует знания даты его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лириче­ским сюжетом или имеют отношение к истории созда­ния художественного текста. Так, при анализе «Эле­гии» (1874) Н. А. Некрасова важно помнить, что в стихотворении поэт спорит с известным филологом О. Ф. Миллером, который, читая лекцию о нем, за­явил, что Некрасов повторяется, постоянно обра­щаясь к одной и той же теме народных страданий. Важным представляется и некрасовская оценка собственного стихотворения, прозвучавшая в письме к А. Н. Еракову: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то и посвящаю их тебе, само­му дорогому моему другу». Биографический контекст поможет понять и полемическую заостренность «Эле­гии», и ее программный характер. Однако подобного рода сведения о стихотворении часто отсутствуют или не имеют принципиального значения для анализа текста. В этом случае историко-биографический ком­ментарий не является обязательным.

2. Место стихотворения в творчестве поэта

При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколь­ко характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. Так, написанное А. С. Пушкиным в 1821 г. послание «В. Л. Давыдову» отражает бунтарский на­строй поэта, особенно ясно выразившийся в финале стихотворения:

И долго их ярем не треснет.

Ужель надежды луч исчез?

Но нет! — мы счастьем насладимся,

Кровавой чаши причастимся —

И я скажу: Христос воскрес.

Однако это стихотворение начала южной ссылки не является характерным для творчества поэта в це­лом, в отличие от других произведений на созвуч­ные темы («Пир Петра Первого», «Из Пиндемонти» и др.). При определении места стихотворения в твор­честве поэта важно понять, носит ли оно програм­мный характер, т. е. является ли оно таким произве­дением, в котором выявились важнейшие цели и принципы творчества художника (к программным пушкинским стихотворениям относятся «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт» и др.)

Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического).

Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традици­онные для лирики темы: интимная (любовная) лири­ка (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою. », Б. Л. Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лири­ка (А. А. Фет «Чудная картина. », С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц. »), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю. »), философская (медитативная) лирика (Ф. И. Тютчев «Последний катаклизм», И. А. Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е. А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок. », М. И. Цветаева «Роландов Рог»). Выделение этих групп в большой степени ус­ловно, однако позволяет начать разговор о стихотво­рении, т.е. может служить отправной точкой анализа произведения. К примеру, отнесение стихотворения И. А. Бунина «Вечер» к философской лирике пред­ставляется бесспорным. Поэт задается вопросами: по­чему «о счастье мы всегда лишь вспоминаем. », что дарует человеку ощущение счастья, что мешает осоз­нать в настоящую минуту полноту и гармонию бытия. Но это стихотворение по праву может быть отнесено и к пейзажной лирике, поскольку Бунин не просто го­ворит о красоте мира, но и пластично ее изображает, описывая вечереющий день, «чистый воздух, лью­щийся в окно», «бездонное небо», в котором «легким белым краем встает, сияет облако».

Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классифи­кацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст пред­ставляет собой сложное сплетение тем и мотивов. В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте и является устой­чивым формально-содержательным компонентом произведения. Мотив изгнанничества, характерный для лирики М. Ю. Лермонтова, дает о себе знать в конкретном лексическом выражении в стихотворе­нии «Нет, я не Байрон, я другой. »: «изгнанник», «гонимый миром странник». Тот же мотив присут­ствует в стихотворении «Тучи» и также находит в нем словесное выражение: «Мчитесь вы, будто как

я же, изгнанники». Выявление мотива помогает понять подтекст произведения. Традиционны в лири­ке мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества, встречи, пути и др. Для обозначения ведущего мотива в одном или во многих произведениях используется понятие «лейтмотив». Например, тоска одиночества являет­ся лейтмотивом ранней лирики В. В. Маяковского. В стихотворении «Несколько слов о себе самом» поэт создает трагический образ, который мог бы стать эпиграфом к значительной части его лирики: «Я оди­нок, как последний глаз / У идущего к слепым чело­века!»

Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспо­минание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к ли­рическому переживанию, порождают особое эмоцио­нальное состояние героя.

Наличие в стихотворении развернутого сюжета пе­реводит произведение в лироэпический жанр. Сюжет лирического произведения может быть ослаблен, как в стихотворении А. А. Фета:

источник

Пример анализа стихотворения. План анализа стихотворения: тема, сюжет и композиция, основная мысль

Пример анализа стихотворения может пригодиться школьникам в качестве образца для выполнения соответствующего задания на уроках литературы. Как правило, такая работа вызывает у учащихся серьезные затруднения. Этому можно найти несколько причин: небольшой объем лирических произведений требует особенно тщательно и вдумчивого прочтения для понимания основной мысли и задумки автора. Кроме того, ученики часто не могут определить композицию стиха, его идею и главную мысль. Поэтому необходимо подробно объяснить учащимся алгоритм выполнения этого непростого задания.

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

Читайте также:  Можно ли заразиться венерологическими заболеваниями в быту

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения данного произведения. Всего лишь несколько строчек поэт посвящает счастливым дням любви. Все произведение построена на контрасте между счастливым прошлым и роковым настоящим. Поэт противопоставляет внешность своей возлюбленной, ее радость и искренность чувств ее нынешнему горю от гонений света. Почти каждое четверостишие представляет собой сравнение прошлого счастья, которое поэт называет сном, и тяжелого настоящего. Данный анализ стихотворения Тютчева отражает особенности его лирики, которая отличается страстностью в выражении автором своих эмоций, огромной экспрессией, и неподдельными переживаниями.

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой. Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета. В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная. Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь. Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.

Проблема того, как сделать анализ стихотворения, должна быть в центре внимания учителя и школьника, поскольку лирическое произведение в силу его специфики разбирать часто оказывается гораздо сложнее, чем прозу.

Если, например, в крупном романе или даже небольшой повести автор подробно раскрывает характер и внешность свои персонажей, то в стихе поэт ограничивается лишь отдельными штриховыми зарисовками. Образ Елены Денисьевой представлен всего лишь несколькими эпитетами, которые тем не менее позволяют увидеть в ней страдающую женщину. Поэт подчеркивает, что ее былая красота исчезла из-за переживаний. Автор акцентирует внимание на том, что слезы иссушили в ней ее женскую прелесть. И в качестве контраста он вспоминает, что в период их счастливой любви она была настоящей красавицей: веселой, молодой, жизнерадостной.

Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.

Один из последних пунктов плана анализа стихотворения – это обзор средств художественной выразительности, с помощью которых автор доносит свою мысль до читателей. Как правило, наиболее распространенными приемами являются использование эпитетов, сравнений, метафор. Поэтическая лексика позволяет лучше проанализировать структуру и композицию стихотворений. Поэтому учениками следует обратить внимание на данный пункт изучения лирического произведения. В рассматриваемом произведении следует указать на обилие эпитетов, которыми Тютчев характеризует образ своей возлюбленной. Почти в каждом четверостишии имеется пара прилагательных, которыми поэт обрисовывает образ Денисьевой в начале счастливого романа и после разразившегося скандала.

В качестве других образцов лирических произведений можно назвать те, которые посвящены наиболее распространенным темам в лирике: природе, дружбе, Родине. А. Пушкину принадлежит ряд прекрасных сочинений-обращений к друзьям.

Все они при всем своем многообразии отличаются одной главной идеей, которую следует назвать в анализе: мысль о неизменности этого чувства, проходящего через всю человеческую жизнь. Известно, что поэт придавал большое значение дружбе со своими университетскими товарищами и поэтому его лирика является лучшим образцом описания данной темы. Ученики могут выбрать одно из его произведений для анализа на школьном уроке по литературе.

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина. При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве.

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

источник

Этот план можно использовать как раздаточный материал на уроках литературы.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. История создания произведения:

— факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения;

— место произведения в творчестве автора;

— кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

— год написания стихотворения

2. Жанр стихотворения:

а) ода – произведение, воспевающее какое-либо важное историческое событие, лицо или явление ( Пушкин ода «Вольность»);

б) песня – эпический или лирический жанр. В основе лирической песни лежат переживания главного героя. В основу эпической песни положен сюжет (Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»).

в) элегия – жанр романтической поэзии. Автор размышляет о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (Пушкин «Погасло дневное светило»).

г) послание – обращенность к конкретному лицу ( Пушкин «Пущину»).

д) сонет – 14 строк с особым способом рифмовки.

е) эпиграмма – короткое стихотворение, высмеивающее конкретное лицо (Пушкин «На Воронцова»)

ж) сатира- более развернутое по объему и по масштабу изображаемого стихотворение по сравнению с эпиграммой. Она высмеивает не недостатки какого-либо конкретного лица, а социальные пороки. (Пушкин «Румяный критик мой, насмешник толстопузый….»).

В чистом виде перечисленные жанры встречаются редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров ( «К морю» Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

— ведущая тема ( о чем стихотворение: о Родине, свободе, о дружбе, философское, любовное…);

— идея (основная мысль) произведения

— развитие мысли автора (лирического героя)

— эмоциональная окраска чувств, выраженная в динамике или статике;

— внешнее впечатление и внутренняя реакция на него;

— преобладание общественных или личных интонаций

6. Художественные особенности:

— изобразительные средства ( эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы,

— поэтический синтаксис ( стилистические фигуры, обращения, восклицания.)

— лексика стихотворения (многозначность слова, синонимы, омонимы, архаизмы,

историзмы, неологизмы, иноязычные слова).

— ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;

а) аллитерация – обилие согласных,

б) ассонанс – обилие гласных.

Благозвучие – обилие гласных,

Неблагозвучие – обилие шипящих, дрожащих.

— наличие/отсутствие деления на строфы;

— особенности ритмики стихотворения:

а) стихотворный размер:

— мужские (ударение падает на последний слог в строке),

-женские (последний слог безударный).

в) типы рифмующихся строк:

— перекрестная рифмовка (АБАБ)

Вывод: связь художественных особенностей стихотворения с идейным замыслом автора

7. Ваше читательское восприятие произведения.

источник

Шаблон позволяет учащимся подготовить анализ лирического стихотворения

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:

Создается такое настроение ———————

В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как —————

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

Читайте также:  За месяц набрал 3 кг

2. Тема и идея. Заглавие.

Это стихотворение (о чем стихотворение?)

Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …

Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Стихотворение названо так потому, что…

В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (. каких именно. );

Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (. ).

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….

Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль

Мысль первой строфы такова….

Во второй строфе автор говорит о….

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

образы событий (. каких именно. );

Образ лирического героя, авторское «Я» (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы . отмечает (что?) . описывает (что?) . касается (чего?) . обращает внимание (на что?) . напоминает (о чем?)

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

Мужская — рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская — с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая — с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля — -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма основана на созвучии одного, реже — двух з

Эпитет — художественное определение

Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» — вместо «лев»

Ирония — скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота — художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок»

Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

«реки крови», «море смеха»

Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

душа поёт, река играет

Овеществление — уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…

Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит» — подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) — неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

эпифора — единство концовок

градация — своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис — пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие — увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение предложений

молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет.

Инверсия — нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

Изумительный наш народ.

Шел дождь и два студента.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

источник

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

План анализа стихотворения:

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство.
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
— определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная);
— определить организацию (композицию) лирического произведения;
— определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое);
— определить лексический рисунок (просторечие, книжно-литературная лексика. );
— определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение);
— определить звуковой рисунок;
— определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
— повторы/рефрен;
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
— аллитерация — повторение одинаковых согласных;
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
— ассонанс — повторение гласных;
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д

1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).

источник