Меню Рубрики

Придумать миф по литературе 6 класс

Наряду с мифами в древности были очень распространены легенды, тесно связанные с мифами, но отличающиеся от них. Я хочу напомнить тебе, что мы говорим с тобой о временах, когда не было не только печатного станка, но даже людей, умеющих читать и писать, было ничтожно мало.

А ведь в те времена происходили очень важные события и жили выдающиеся люди, но мало кто мог записать достоверные факты человеческой истории. Очевидцы передавали свои впечатления от увиденного устно, а те, на кого эти рассказы действовали особенно сильно, передавали рассказ дальше. Шло время, очевидцы событий умирали, а их рассказы продолжали жить, передаваясь от поколения к поколению.

Иногда несколько рассказов объединялись в один, а несколько деяний, совершенных разными людьми, приписывались одному, особенно любимому герою. И не было документов, по которым можно было проверить достоверность рассказа, обраставшего все новыми и новыми подробностями и деталями, нередко порожденными фантазией повествователя. Иногда рас– сказчик забывал какую-то важную подробность, без которой повествование становилось бессвязным, и тогда он сам придумывал недостающие эпизоды. Так рождались легенды.

Легенда – рассказ о подлинных событиях и о реальных людях из далекого прошлого, основанный на устном предании и переработанный фантазией рассказчика, нередко добавлявшего в легенду элементы мифа.

В период средневековья в Европе создавалось множество легенд. Особенно популярные легенды легли в основу народного героического эпоса.

Героический эпос, или эпопея, – поэтическое произведение, созданное на основе одной или нескольких легенд и представляющее собой завершенный художественный мир. Иногда ряд таких произведений оказывался посвященным одному герою или одному значительному событию, и таким образом возникал цикл эпических произведений. В героическом эпосе отразились важнейшие события из жизни всех народов.

Ты, конечно же, помнишь, что устное народное творчество опирается на общенародный идеал, а героический эпос был частью фольклора. Обрати внимание на такую особенность: среди многих героев, о которых слагались легенды, народные сказители выбирали тех, кто в наибольшей степени выражал народные представления об идеале, и именно им приписывали наиболее значительные подвиги, рассказанные в легендах.

Так, на Руси был создан Киевский цикл былин (об этом жанре мы поговорим с тобой чуть позже), в котором главными действующими лицами оказались три наиболее популярных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Во Франции очень популярным героем был Гильо?м Ора?нский, а в Испании – Родри?го Ди?ас. В Англии же выдающиеся деяния часто соотносили с королем Артуром и рыцарями Круглого стола[26].

Любовь к эпическим песням и уважение к их исполнителям были вызваны не только красотой и занимательностью этих произведений, но и очень важной ролью, которую они играли в жизни средневекового общества. Представь себе, ведь в то время не было современных государств. Каждый владелец земли, на которой жили зависящие от него люди, обладал полной властью над ними. Какой-нибудь барон, считавшийся подданным короля, на самом деле мог быть богаче, сильнее и свободнее его.

Законы мог придумывать любой феодал, но заставлял людей выполнять их только своим авторитетом или силой. Тогда ведь не было конституций, судов, полиции и всего того, что сегодня определяет права и обязанности человека. А в жизни людей возникают очень сложные ситуации, очень серьезные споры.

И вот тогда люди стали обращаться к эпическим песням, повествующим о героях, в которых воплощался народный идеал. Такие герои, по мнению людей, не могли совершать неверных поступков. Поэтому эпические поэмы пользовались непререкаемым авторитетом.

А теперь, если ты уже прочитал книгу «Мифы и легенды Древней Греции», постарайся ответить на вопрос: какие сказания в ней являются мифами, а какие – легендами? Вспомни, встречался ли ты уже с образцами народного героического эпоса.

источник

Итак, миром стали править новые человекообразные боги, главным из которых был в мифах Зевс, сын Крона; но прежние боги, олицетворенные силы природы, сохранили свою таинственную действенность, одолеть которую не может и всесильный Зевс. Как всемогущие цари подчинены законам нравственного мира, так Зевс и другие новые боги Древней Греции подчинены законам природы, судьбе.

Зевс, главный бог в мифах Древней Греции – собиратель облаков, сидящий на престоле в высоте эфира, потрясающий своим молниеносным щитом, Эгидою (грозовою тучей), животворящий и оплодотворяющий землю, с тем вместе и установитель, охранитель законного порядка. Под его охраною находятся все права и в особенности семейные права и обычай гостеприимства. Он велит правителям быть заботливыми о благе управляемых. Он дает благоденствие царям и народам, городам и семействам; он же и правосудие. Он источник всего доброго и благородного. Он отец богинь часов (Ор), олицетворяющих собою правильный ход годичных перемен природы и правильный порядок человеческой жизни; он отец Муз, дающих радость сердцу человека.

Его жена, Гера, в мифах Древней Греции – сварливая богиня атмосферы, имеющая служительницами своими радугу (Ириду) и облака (греческое название облака, nephele, слово женского рода), с тем вместе и установительница священного брачного союза, в честь которого греки совершали на празднике обильной цветами весны торжественные обряды. Богиня Гера – строгая охранительница святости брачного союза и под её защитой находится верная мужу домохозяйка; она благословляет, супружество детьми и охраняет детей. Гера облегчает женщинам страдания родов; ей помогает в этой заботе её дочь Илития (Eileithyia).

источник

02.10.2009, 13:54 #1

Skolopendra, че тока не придумают. у меня начальницы дочка во 2 классе, чуть не 1 сентября сказали считалочку сочинить, колыбельную..нормально так — дети еще не знают, что такое стих, а им — сочиняйте.
(в итоге я сочиняла))))))

а миф. возьмите за основу небольшой миф и переделайте его.

Миф (др.-греч. μῦθος ) в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

отталкиваясь от этого (я половину не поняла 0_о ) я чего-то сразу подумала об авгиевых конюшнях.
и миф.

По преданию, навоз годами не вывозился отсюда; очистка скотного двора Авгия за один день стала одним из подвигов Геракла [9] — Геракл перегородил плотиной реку Алфей и направил её воды на скотный двор.

Если переложить на современный лад.
Миф, как отличник Васечкин был наказан суровой учительницей Марьей Васильной за какую-нибудь маленькую провинность, получил ведро воды и тряпку и должен был отмыть кабинет истории за несколько часов. а он подумал-подумал. притащил пылесос, мистер пропер, комет-гель и враз кабинет очистил:)

я пошла врубаться в определение слова «миф». в каком классе-то такое задают? 0_о
сбегал домой, притащил пылесос-

источник

Конспект урока по литературе для 6 класса с применением учебных заданий на тему: «Что такое миф? Мифы Древней Греции».

Выбранный для просмотра документ Что такое миф.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Олимп — гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов

Все дошедшие до нас мифы древних греков в разных вариантах изложены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», у греческих драматургов: Софокла, Эсхила, Еврипида, живших в V веке до н.э., у римских поэтов I в.: Горация, Виргилия, Овидия и других.

Сюжеты мифов отражены в произведениях: художественной литературы живописи, балета скульптуры архитектуры

Приам, просящий вернуть ему тело Гектора. Александр Иванов, 1824 г. Москва, Третьяковская галерея

Похищение Европы Валентин Серов, 1910 г. Москва, Третьяковская галерея

Смерть Орфея Альбрехт Дюрер, 1494 г

Голова Медузы Караваджо, 1598-99 гг. Галерея Уффици, Флоренция.

Вакх. Леонардо да Винчи, 1510-15 гг. Париж, Лувр.

Кузница Вулкана Диего Веласкес, 1630 г. Мадрид, музей Прадо

Парнас Рафаэль Санти, 1509-10 г. Рим, музеи Ватикана

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой Никола Пуссен, 1648 гг. Париж, Лувр

КЛЮЧ СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ. Мифы – произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифология – совокупность мифов и мифических представлений. Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле. Люди смертны, зависят от богов.

Выбранный для просмотра документ раздаточный материал.docx

Выбранный для просмотра документ урок МИФЫ.docx

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Каминская Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ Дальнезакорской СОШ

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы в 6 классе по учебнику «Литература» под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2013. Тип — урок усвоения новых знаний. На уроке применяются технологии продуктивного (смыслового) чтения, компетентностно-ориентированные учебные задания (УЗ). Урок прошёл апробацию, все УЗ обучающимися выполнены; все вопросы, представленные в разработке, освещены.

Несмотря на то, что тема сформулирована обучающимися в середине урока, они работают над ней с самого начала. Ответов на вопросы нет, но в некоторых случаях они даны в скобках – это ответы детей или предполагаемые.

Тема урока: Что такое миф? Мифы Древней Греции.

Цель урока: знакомство с мировосприятием древних греков, с определением слова «миф». Понимание значения мифов в развитии мировой культуры.

Предметные : знать понятия «миф», «мифология», выявить особенности мифа, уметь составлять устные и письменные высказывания.

А) регулятивные : овладевать способностями понимать учебные задачи урока, планировать учебную деятельность, самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока, оценивать свои достижения на уроке;

Б) познавательные : находить нужную информацию в учебнике, других источниках, ориентироваться в справочной литературе; сравнивать и делать выводы.

В) коммуникативные : владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные : осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира.

Организационный этап: приветствие, настрой на работу.

— Калим Э ра (Здравствуйте, добрый день, доброе утро) . « Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! » Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Отправляемся в путешествие. Закройте глаза, слушайте заклинание:

Мимо стран и городов

Понарошку, без обмана

Мы летим среди миров.

Тише, тише, раз, два, три:

Открывай глаза – смотри!

Демонстрация слайдов (1-3)

3.- Где мы? Как догадались?

-Действительно, мы в Древней Греции. (СЛАЙД № 5) Представьте, что вы – древние греки. Как вы жили? Во что верили?

Актуализация знаний. Постановка проблем. Работа в группах.

1. – О богах вы узнали на уроках истории. Вспомните, что вы об этом знаете.

2. Чтобы понимать и представлять себе, как было у богов всё устроено, выполним УЗ «ТРИ ПОКОЛЕНИЯ БОГОВ».

ТРИ ПОКОЛЕНИЯ БОГОВ . У богов первого поколения – богини земли Геи и бога неба Урана – было шесть сыновей-титанов и шесть дочерей-титанид. Они вступили в брак между собой и породили новое, второе поколение богов. Младший из титанов, Кронос, по наущению матери, Геи, поднял руку на отца, Урана, и занял место верховного бога. Воцарившись, Кронос со своей женой Реей имели шестерых детей: дочерей Гестию, Деметру и Геру и сыновей Аида, Посейдона и Зевса.

Читайте также:  Как сдать егэ если не учишься в школе

Проанализируйте данную информацию и продолжите составление родословного древа богов. Обсудите в паре, как нужно расположить персонажей. Внесите необходимую информацию в таблицу – условную родословную.

Богиня законного супружества

Сравните свой вариант с работой других групп. Представьте общий результат работы на доске с использованием раздаточного материала и магнитов.

*учебное задание на формирование навыков сотрудничества, коммуникации.

Обсуждение выполнения УЗ. Проблемы, трудности, понимание того, зачем это нужно.

-Зачем нужно это знать?

-Как современные люди узнали об этих и других богах? (из МИФОВ).

— Зачем древние греки придумывали мифы?

— Каковы причины возникновения мифов?

( МИФ – первое представление человека о мире. Объяснение мира — откуда всё взялось: земля, небо, солнце, растения, животные. Почему всё так интересно и разумно устроено. День и ночь. Смена времён года. Почему дождь, гром, а потом – молния. Почему человек умирает и что с ним бывает после смерти. — ответы детей)

Упражнение « закончи фразу » -Греки верили, что…

Души людей не умирают, а попадают в подземное царство;

Солнце – бог Гелиос едет по небу на золотой колеснице;

Небо – крышка, которую держит Атлант.

Этап формулирования темы, постановки цели и задач.

-Что вы хотите узнать?

-Сформулируйте тему урока: «Мифы. Мифы Древней Греции». Запишите тему.

-Какую цель на уроке вы перед собой ставите?

-Как будете осуществлять? (работать с различной информацией, выполнять задания, обсуждать, делать выводы)

Работа по теме урока.

Работа с ключевым словом: Что такое МИФ? (Обсуждение, запись на доске)

Учебное задание «ВЫСТУПЛЕНИЕ».

ВЫСТУПЛЕНИЕ. Представьте, что вас попросили подготовить выступление для школьной конференции на тему «Мифы», но у вас мало времени на подготовку, а в качестве материалов — только учебник «Литература» для 6 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Найдите необходимую информацию в учебнике и составьте план своего выступления, запишите план в тетрадь.

*учебное задание на формирование когнитивных навыков.

Обсуждение выполнения УЗ ВЫСТУПЛЕНИЕ и основных положений.

-Что не учли? Как нужно было построить выступление? (Сноски, Словарь).

4. – К акой информации нет? (Авторы записанных мифов –СЛАЙД № 6)

— Как до нас дошли мифы?

5. Что в нашей современной жизни напоминает о Древней Греции?

Названия планет и других космических объектов

Сюжеты произведений живописи, скульптуры и архитектуры

Речь (крылатые выражения)

Виртуальная экскурсия (СЛАЙДЫ № 7 – 17)

Упражнение «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ».

Следующие названия растений связаны с мифами:

Фауна, которая знакома вам по урокам биологии, — богиня цветов?

Все планеты солнечной системы названы именами богов и богинь, Кроме одной. Какой? Луна или Земля?

Имена Елена и Ирина ( кстати, греческого происхождения ) – имена богинь.

— Для проверки своих предположений используйте все предложенные энциклопедии и справочники по теме, Интернет. (ученики осуществляют поиск информации, обмениваются ею, вносят изменения в таблицу).

Выполнение УЗ «СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ»

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Мифы – произведения, созданные ………………………… народа, в которых передаются представления древних народов о ……………………………… мира, о явлениях …………………., о ……………. и легендарных героях.

Мифология – совокупность ……………….. и мифических представлений.

………………… могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.

………………… .. смертны, зависят от богов.

Проверьте выполнение задания по КЛЮЧУ .

1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель , что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат ?

3 . Что помогло или помешало выполнить задание правильно?

Сформулируйте вывод по результатам своей работы

*УЗ на формирование начальных форм рефлексии. КЛЮЧ – на СЛАЙДЕ № 18 . Обсуждение по АГОРИТМУ САМООЦЕНКИ.

Рефлексия. Подведение итогов.

По своему плану (цель, задачи – что осуществили, что не получилось, почему? Соотнесение ожидаемых результатов с реально достигнутыми)

Почему античные боги перестали существовать в сердцах людей?

Домашнее задание : ВЫБИРАЙ!

перечитайте материал учебного пособия, страницы 176-177;

подготовьте ответ на вопрос №3 (стр.177);

Прочитайте мифы в книге Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»;

Подготовьте сообщение на тему: «О каких мифах может рассказать карта звёздного неба?»

учебное задание ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ . Мифы создавались тысячи лет назад. Существует мнение, что всё «древнее» не очень интересно современному человеку, и в школьную программу по литературе изучение мифов включать не нужно. А как считаете вы?

Выразите своё мнение по этому вопросу. Подготовьте устное сообщение по плану:

С мнением « в школьную программу по литературе изучение мифов включать не нужно » я согласен/ не согласен.

В качестве аргументов, подтверждающих мою позицию, приведу примеры……. ( выберите варианты ответов )

Это мне в жизни пригодится (где именно?)/ не пригодится;

Изучение мифов помогает (в чём?)/ нигде не помогает.

Я считаю, что в современных учебниках литературы изучение мифов (необходимо/ не нужно).

*УЗ на формирование ценностно-смысловых установок, коммуникативное.

источник

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки

Цель урока – понять, что такое миф, чем отличается миф от сказки и познакомиться с мифами Древней Греции о происхождении мира.

Есть на свете прекрасная страна Греция. Но так называем её только мы. У самих греков она зовётся Элладой. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые греки построили прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть ещё одно наследие, пришедшее к нам от эллинов. Это мифы о богах и героях, о происхождении мира. Они открывают удивительные страницы жизни этого народа.

Рис. 1. Мифы Древней Греции. Герои Эллады (Источник)

Миф – произведение устного народного творчества, в котором рассказывается о происхождении мира, о деяниях богов и героев, а также объясняются явления природы.

Помните: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком. Их в течение многих веков создавал перерабатывал великий художник – греческий народ.

Что же заставляло греческого человека создавать мифы?

Он жил в постоянном общении с природой, отовсюду древним людям грозила опасность: в лесу – звери, с небес – молния, которая грозила пожаром, продолжительные дожди и засухи губили урожай, грозя голодом. Человек пытался приручить стихии, а для этого их нужно было объяснить. Он всегда хотел знать: почему день сменяется ночью, почему на смену теплу приходит холод, как появился огонь и почему человек смертен. Он пытался объяснить эти стихии, опираясь на свой жизненный опыт. Древний человек считал, что природа – это живое существо. Миф — это объяснение картины мира на основе знаний и опыта. Миф имеет форму фантастического рассказа. Научная ценность мифа постепенно утрачивалась по мере того, как человек получал новые знания об этом мире. Но поэтическая сторона мифа до сих пор имеет свою прелесть. Мифология Древней Греции нам известна лучше, чем мифология других народов, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом, древнегреческим поэтом, в поэме «Теогония. Родословная богов», а также в поэтическом цикле «Сказания о героях».

Как же древние греки объясняли происхождение всего живого на Земле? Послушайте.

Происхождение мира и богов

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

… Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи.

…Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу — и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, она не знает предела.

Мифология античности – это прежде всего Олимп – гора богов. Эллины поклонялись богам, они создавали их по образу и подобию человека, наделив их красотой, волшебной силой, умением принимать различные образы, а также, самое главное, бессмертием. Они были подобны людям: могли быть добрыми, милостивыми, милосердными, а также коварными, злыми и мстительными.

Рис. 2. Рождение Зевса (Источник)

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.

…Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, … прекрасное лицо Зевса….

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть — все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Рис. 3. Дж. Романо Олимпийские Боги. Роспись плафона в зале Гигантов (Источник)

В чём же сходство мифа и сказки?

Миф — (от греч. mythos — предание — сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. (Энциклопедический словарь).

Сказка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Энциклопедический словарь).

Читайте также:  Чем декоративные кролики отличаются от обычных

Вымысел — то, что создано, создается воображением, фантазией. (Энциклопедический словарь).

Миф и сказка – это произведения устного народного творчества, созданные фантазией народа.

Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.

Сказка это, прежде всего, интересная история, волшебная или бытовая. А миф это системообразующий вымысел, который призван объяснить что-то глобальное — создание мира, происхождение народа, основы религии.

И главное, в миф люди верили, а сказка для них всегда оставалась вымыслом.

Итак, мы познакомились определением мифа и сказки. Выяснили, чем отличается миф от сказки, а также познакомились с представлениями древних греков о происхождении мира.

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

2. Энциклопедия «Мифы народов мира». – М., 1980—1981, 1987—1988.

3. Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. — М.: Материк-Альфа, 2006.

Рекомендованные ссылки на интернет-источники

1. Все толковые словари Русского языка в едином рубрикаторе (Источник).

2. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Рассказы для детей о Древней Греции (Источник).

3. Легенды и мифы народов мира (Источник).

4. Мифологическая энциклопедия (Источник).

5. Энциклопедия «Кругосвет». Мифология классическая (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

Сколько веков минуло, а в жизни людей происходят те же события, что и в древности: рождаются люди и звери, дует ветер и льёт дождь, сменяются времена года…

Наступила долгожданная перемена: февраль на календаре сменился первым весенним месяцем – мартом. А это значит, что пришёл конец снежным и суровым бурям, скоро можно будет забыть о морозах и порадоваться наступающей весне.

Улица ещё полна сугробов, но это ненадолго. Робкие поначалу лучики солнца скоро войдут в полную силу и растопят снег. По улицам, звеня, побегут весёлые ручьи, предвестники пробуждения природы.

Очнётся ото сна лес, расправят свои ветви деревья. Белое снежное покрывало, которым зима укрыла природу, исчезнет под жаркими солнечными лучами. Дольше всего снег сохранится в низинах и оврагах, однако и туда рано или поздно доберётся солнышко. Совсем немного времени пройдёт — а от зимы не останется и следа (Источник).

Для современного человека такое описание природного явления – приход весны – понятно и привычно. Но древние люди описали бы его по-другому: с помощью мифа. А потом на основании мифа придумали бы волшебную сказку.

Задание. Представьте себе, что вы древний человек (и неважно, славянин, эллин, индиец или викинг). Опишите приход весны с помощью мифа, а потом придумайте волшебную сказку. Персонажи и мифа, и сказки могут быть как уже существующими (взятыми из прочитанных мифов и сказок), так и придуманными лично вами.

Подсказка. Вспомните определение терминов «миф» и «сказка», а также в чём заключается сходство и различие мифа и сказки.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Урок по литературе для 6 класса « Легенда как древний жанр устного народного творчества. Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии.»

Методическая разработка нетрадиционного урока по литературе с использованием материала об Угличе в 6 классе.

Тема: Легенда как древний жанр устного народного творчества.

Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии.

1. Дать определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы.

2. Познакомить с некоторыми легендам, возникшими на Угличской земле, которые сложились ещё в далёком прошлом.

3. Познакомить учащихся с легендой об Арионе.

4. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Арионе.

5. Дать представление учащимся о созданных на основе легенд произведений поэтов и писателей.

1. Развивать память учеников.

2. Развивать логически связную речь при ответе учеников.

3. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.

4. Развивать навык работы с легендами.

1. Воспитывать любовь к родному краю.

2. Воспитывать коммуникативные умения учеников.

3. Воспитывать дисциплинированного ученика.

Оборудование: карточки с текстами легенд об Угличе, стихотворений об Угличе, учебник «Литература. 7 класс» автор Коровина В.Я.

1. Организационный момент, сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое легенда, предание, когда и как они создавались, познакомимся с некоторыми из легенд о городе Угличе, так же прочитаем легенду об Арионе и проанализируем её особенности.

-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

Легенда (в переводе с латинского языка — то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики (Записываем в тетради).

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.

3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).

-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии

— легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.

Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд. Несравненный кефаред (тот, кто играет на кифаре, разновидности лиры) Арион – исторически реальное лицо, он, как и правитель Коринфа, тиран (единоличный правитель) Периандр, жил в 7 веке до нашей эры. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».

4. Беседа по вопросам.

Когда и где происходит действие легенды об Арионе?

Почему Арион оказался именно на этом корабле?

Как изображены мореходы? Почему они пытались убить Ариона?

Каким показан Периандр?

Что вас особенно привлекает в образе Ариона?

Почему это произведение называется легендой? Докажите.

Что главное мы узнаём из легенды?

6. Работа над стихотворением А.С.Пушкина.

-Легенда об Арионе, как и многие мифологические образы и произведения, вошла в мировую культуру. Сюжет стихотворения А.С.Пушкина «Арион» относит нас к этой легенде.

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

В грудь мощны вёслы. В тишине

На руль, склоняясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный чёлн;

А я – беспечной веры полн –

Пловцам я пел…Вдруг лоно волн

Измял с налёту вихорь шумный…

Погиб и кормщик, и пловец!

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Сушу на солнце под скалою.

— Как использует Пушкин сюжет древней легенды?

7. Легенды города Углича (слово учителя).

— В каждом городе, районе, деревне, у каждого народа, есть свои легенды. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них, которые связаны с нашей Угличской землёй, и дошедшие до наших времён. Мы много говорили об истории происхождения города Углича, о названии города. Есть в Угличе легенды, которые жители города словно бы оставили «для внутреннего употребления» и рассказывают далеко не каждому. Впрочем, не исключено, что пройдёт немного времени, и эти предания будут столь же популярны, как и сказ о царевиче Димитрии.

( Учитель знакомит с некоторыми легендами).

На левом берегу Волги, на ручье Кука, до сих пор сохранился межевой камень, которым обычно отделялись владения одного рода от соседской земли, на этом камне отчётливо виден отпечаток огромной петушиной лапы. Такой же камень стоял в деревне Петухово у разрушенной Петуховой церкви. Легенда гласит, что перед польским нашествием и в дни смуты на угличскую землю из глухого леса прилетел огромный петух. Он садился на один из камней и громким криком возвещал о приближающейся беде. В 1917 году, когда церкви сметали с лица земли, снесли и Петухову церковь. Камни из её фундамента и тот самый межевой камень были расколоты и пущены на строительство дорог. А второй камень сохранился. Предание это ещё не исследовано. Но некоторые краеведы считают, что петух тут вовсе не при чём, ведь племена Верхневолжья не поклонялись этой птице. Просто трезубец был одним из охранительных знаков рун, который означал мир и спокойствие. Да-да, он очень похож на известную нам пацифистскую « курью ножку», из-за этого эту легенду так и называют.

Ещё говорят, это вторая легенда, что на речке Карёге появляется русалка. Садится она на камень, который торчит из обмелевшей речки, и плачет. Предание гласит, что в русалку превратилась девушка, утопившаяся в этой речке из-за несчастной любви много лет тому назад.

И по сей день краеведы и археологи находят на волжских берегах Углича, рядом с достижениями цивилизации, следы древних захоронений. Кто знает, может быть, эти поиски обогатят историю новыми сказаниями.

Самое знаменитое предание, которое знает почти каждый угличанин, о нескольких «воскресших» царевичах Димитриях. Легенда об убиенном сыне Ивана Грозного стала достоянием истории, и рассказывается она на разные лады. Существует несколько версий о том, как погиб Дмитрий. Одна из них гласит о том, что у Димитрия, когда он играл в ножички, случился приступ аппилепсии, и он нечаянно наткнулся на нож и погиб. А ещё говорят о том, что Дмитрия убили по приказанию Бориса Годунова, который хотел попасть на престол.

Московские историки оказались более жестокими и склонны верить в версию об убийстве. Угличане же считают, что царевич на самом деле уцелел и воспитывался затем на польской границе образованным поляком. Вторую версию подтверждает и поведение его матери, Марии Нагой, которой на опознание представляли каждого из самозванцев (а их было не менее семи!) и каждый раз она говорила: « Похож», — словно ждала возвращения сына.

Читайте также:  Что означает в кулинарии слово бланшировать

Царевича Димитрия называют «человек-легенда», и он причислен к разряду святых, так как, по убеждению многих:

— было убито безгрешное невинное дитя,

— мощи его после вскрытия гроба остались нетленными,

— те, кто прикасался к его мощам, исцелялся от недугов, болезней.

8. Чтение и анализ отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».

-И не виноват Углич, что на его долю выпало нести через века кровавую историю о гибели Царевича. А она живёт-бытует словно уже сама по себе, вроде тех сказок, что ветер по свету носит. И, конечно, любой человек творческий просто не может не коснуться её как-либо в своих произведениях.

-Эта тема нашла своё отражение и в поэме А.С.Пушкина «Борис Годунов», в которой он отразил основные моменты этого события. ( Чтение и анализ отрывков)

Учащимся на карточках выданы отрывки из поэмы:

1) «Тогда я в дальний Углич 3) «- Димитрий жив.

На некое был послан послушанье; — Вот-на! Какая весть!

Пришёл я в ночь. Наутро час обедни Царевич жив! Ну подлинно чудесно.

Вдруг слышу звон, ударили в набат, И только-то?

Крик, шум. Бегут во двор царицы. Я — Послушай до конца.

Спешу туда ж – а там уже весь город. Кот б ни был он, спасённый ли царевич,

Гляжу: лежит зарезанный царевич; Иль некий дух во образе его,

Царица мать в беспамятстве над ним, Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,

Кормилица в отчаянье рыдает…» Но только там Димитрий появился».

2) «Тут народ 4) « Три дня

Вслед бросился бежавшим трём убийцам; Я труп его в соборе посещал,

Укрывшихся злодеев захватили Всем Угличем туда сопровождённый.

И привели пред тёплый труп младенца, Вокруг его тринадцать тел лежало,

И чудо – вдруг мертвец затрепетал – Растерзанных народом, и по ним

«Покайтеся!» — народ им завопил: Уж тление приметно проступало,

И в ужасе под топором злодеи Но детский лик царевича был ясен

Покаялись – и назвали Бориса». И свеж и тих, как будто усыплённый;

Глубокая не запекалась язва,

Черты ж лица совсем не изменились.

Нет, государь, сомненья нет: Димитрий

5) « В вечерний час ко мне пришёл однажды Вот Углича достиг я, прихожу

Простой пастух, уже маститый старец, В святой собор, и слушаю обедню,

И чудную поведал он мне тайну. И, разгорясь душой усердной, плачу

« В младых летах, — сказал он, — я ослеп Так сладостно, как будто слепота

И с той поры не знал ни дня, ни ночи Из глаз моих слезами вытекала.

До старости…» Когда народ стал выходить, я внуку

« Раз, Сказал: — Иван, веди меня на гроб

В глубоком сне, я слышу, детский голос Царевича Димитрия. – И мальчик

Мне говорит: — Встань, дедушка, поди Повёл меня – и только перед гробом

Ты в Углич-град, в собор Преображенья; Я тихую молитву сотворил,

Там помолись ты над моей могилкой, Глаза мои прозрели; я увидел

Бог милостлив – и я тебя прощу. И божий свет, и внука, и могилку».

— Но кто ж ты? – спросил я детский голос. Вот, государь, что мне поведал старец.

— Царевич я Димитрий. Царь небесный Я посылал тогда нарочно в Углич,

Приял меня в лик ангелов своих, И сведано, что многие страдальцы

И я теперь великий чудотворец! Спасение подобно обретали

Иди, старик. – Проснулся я и думал: У гробовой царевича доски».

Что ж? может быть, и самом деле бог

Мне позднее дарует исцеленье.

Пойду — и в путь отправился далёкий.

-На основе этой легенды создано немало стихотворений, в которых показано отношение угличан к событию, ставшему образом и символом города.

9. Чтение и анализ стихотворений.

В древнем Угличе тайн немерено. Город на высоком волжском берегу,

Не смотри, что все на виду. Куполами храмов озарённый,

Быль теперь уже далью времени В незапамятные времена

В небыль прячется на ходу. Угличем он наречён был.

За грехи, за ту кровь безвинную, Много повидал он на своём веку

Что отец так безбожно лил, Жизнь его была не гладкой.

Пролил Дмитрий здесь кровь невинную, В нём Димитрй_царевич зарезан был,

Волей Божией искупил. Его смерть до сих пор – загадка.

Так ли было, иль показалося, Как крепкий гранит,

Кто же сможет решить сейчас? История эту тайну хранит…

Слишком мало следов осталося Надежда Муравьёва

Как, наверное, и от нас, (из поэмы «Углич – частичка России»)

Как бы ни было-исцеление

Отрок людям несёт святой.

Для душевного очищения

Ты его для себя открой…

Какие легенды города Углича вы узнали?

С какой легендой мы с вами познакомились?

Что интересного узнали?

Какие признаки легенды мы нашли в легенде об Арионе?

Какие ещё легенды вам известны? Постарайтесь узнать новые легенды.

1.Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. В.П. Полухина. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.

2.Егорова Н. В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.

3. А.С.Пушкин « Борис Годунов» (отрывки из поэмы).

4. Вся Ярославская область. «Юность». /Авт.-сост. Светлана Кулакова. – М.: № 39. – 2002.

5. Углече Поле. Историко-краеведческий и литературный журнал. №2, 2006г.

Предполагаемые результаты урока.

Этот урок проводится с целью познакомить детей с новым жанром устного народного творчества — легендой, расширить знания о легендах, существующих на Угличской земле, а так же познакомить учащихся с легендой греческой мифологии — об Арионе, показать, какое отражение нашли легенды в творчестве многих людей, а также писателей и поэтов. Таким образом, мы предполагаем, обогатить знания учащихся в области истории родного края. Так же мы вводим новые литературные понятия, которые необходимы ученикам при изучении данной темы и последующих. Урок преследует и такую цель, как привлечь учащихся к дальнейшему изучению своей Угличской земли.

источник

Онлайн тесты и шпаргалки по истории Казахстана

Онлайн тесты и шпаргалки по Всемирной истории.

Онлайн тесты и шпаргалки по математике.

Онлайн тесты и шпаргалки по химии.

Онлайн тесты и шпаргалки по физике.

Онлайн тесты и шпаргалки по биологии.

Онлайн тесты и шпаргалки по географии.

Онлайн тесты и шпаргалки по русскому языку.

Многое уже позади и теперь ты — выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь — такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта — и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

Курсовой проект — это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата — магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

источник

Издательство: Речь Серия: Книга с автографом Книга «Умная собачка Соня» А. Усачев

Сегодня на пресс-конференции в Уфе обнародован список финалистов крупнейшего российского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру». В финал этого престижного соревнования вышли 15 текстов семнадцати авторов. Через несколько дней произведения будут опубликованы в открытом доступе на сайте kniguru.info. Одновременно начнёт работу детское жюри; его участником может стать любой школьник 10-16 лет, зарегистрировавшийся на этом сайте. Подростковое жюри определит троих победителей. «Книгуру» — единственный в мире конкурс, где окончательное решение принимают юные читатели. Как свидетельствует статистика сайта, они.

«Неправильные пчелы делают неправильный мед». Так и неправильные книги прививают неправильное отношение ребенка к чтению. А что такое «неправильные книги»? Только мама ребенка может индивидуально ответить на этот вопрос, посидеть, подумать, проанализировать, сделать выводы и ответить. «Неправильные» книги в нашем случае — неправильно подобранные. Из существующего ныне ассортимента можно легко и без труда подобрать литературу, которая заинтересует любого малыша: с окошками, с клапанами, с трафаретами, с отверстиями, вертикальные, горизонтальные, огромные и малюсенькие, и тематика… А вот таких я еще не.

«Неправильные пчелы делают неправильный мед». Так и неправильные книги прививают неправильное отношение ребенка к чтению. А что такое «неправильные книги»? Только мама ребенка может индивидуально ответить на этот вопрос, посидеть, подумать, проанализировать, сделать выводы и ответить. «Неправильные» книги в нашем случае — неправильно подобранные. Из существующего ныне ассортимента можно легко и без труда подобрать литературу, которая заинтересует любого малыша: с окошками, с клапанами, с трафаретами, с отверстиями, вертикальные, горизонтальные, огромные и малюсенькие, и тематика… А вот таких я еще не.

«Неправильные пчелы делают неправильный мед». Так и неправильные книги прививают неправильное отношение ребенка к чтению. А что такое «неправильные книги»? Только мама ребенка может индивидуально ответить на этот вопрос, посидеть, подумать, проанализировать, сделать выводы и ответить. «Неправильные» книги в нашем случае — неправильно подобранные. Из существующего ныне ассортимента можно легко и без труда подобрать литературу, которая заинтересует любого малыша: с окошками, с клапанами, с трафаретами, с отверстиями, вертикальные, горизонтальные, огромные и малюсенькие, и тематика… А вот таких я еще не.

источник