Меню Рубрики

Почему возникла необходимость в письменных законах

В первобытном обществе отношения между соплеменниками не отличались сложностью и разнообразием. И все же часто приходилось регулировать их, чтобы избегать конфликтов и недоразумений. Роль регулятора в этом случае играли обычаи, ограничения и запреты на те или иные действия.

Тот, кто нарушал установления рода, подвергался строгим мерам, вплоть до порицания, физического наказания или изгнания из общины.

Со временем общественные отношения существенно изменились. Усложнилась социальная структура общины, появилась частная собственность. Нередкими стали конфликты между членами общества. Это вызвало необходимость в появлении специальной структуры для управления и принуждения. Так возникло государство.

Одна из функций государства как раз и состояла в регулировании взаимоотношений между отдельными членами общества. Появилась потребность письменно закрепить правила поведения, ограничив свободу людей.

Во втором тысячелетии до нашей эры появляются первые писаные системы законов. Одним из старейших источников, позволявших говорить о появлении норм права, считаются законы вавилонского царя Хаммурапи. В его кодексе отчетливо определяются права личности и собственников имущества.

Вначале источником законов были высшие лица государства. Цари сами определяли, какие нормы поведения нуждаются в законодательном закреплении, сами же вершили суд и назначали наказание за нарушение закона. Впоследствии функции контроля перешли к специально выбираемым судьям. Появились специалисты в области права, которые изучали и толковали законы.

Во времена расцвета Древнего Рима законы получили новое содержание. Многие из принципов римского права в несколько измененном виде дошли до наших дней и нашли отражение в современном законодательстве. Позже человечество прошло через период средневековья, когда отношения между людьми чаще всего регулировались церковью, законы и установления которой именовались канонами.

С дальнейшим развитием гражданского общества усложнялась и система законодательства. После XII века на основе положений римского права во многих странах Европы стало развиваться гражданское, общее и международное право.

Постепенно законы стали регулировать и отношения между отдельными государствами.

За многовековую историю развития права законы существенно изменились. Они стали в большей степени учитывать особенности общественного устройства и хозяйственной деятельности. Современному юристу приходится иметь дело со сложными системами права. Знание законов и умение их применять на практике выделилось в особое направление, называемое юриспруденцией.

источник

В первобытном обществе отношения между людьми, которые жили в одной общине, не были сложными и разнообразными. Но все равно часто возникали конфликты и недоразумения между сородичами. Поэтому для нормального мирного существования потребовались конкретные правила, которых должны были придерживаться все члены общины, чтобы не было разногласий.

Самые первые законы уже формировались в первобытном обществе. Они представляли собой различные запреты (табу) и разрешения. Запреты охватывали все жизненные сферы первобытного человека — войну, быт и охоту. В древности существовали три самых важных табу, которые являются прототипами первых законов:

  1. запрещалось кровосмешение;
  2. запрещалось убивать своего сородича;
  3. нельзя было оставлять без помощи нетрудоспособных и слабых – стариков, детей и инвалидов.

Если человек нарушал эти правила, он подвергался строгому наказанию, вплоть до изгнания с общины. В дальнейшем общественные отношения менялись, социальная структура общины становилась сложнее и у людей появлялась своя собственность. Конфликты между людьми становились все чаще, и это послужило причиной для создания специальной структуры, чтобы управлять общиной. Так и возникло государство. А государство и должно регулировать отношения между людьми и решать все возникшие между ними споры. Поэтому все правила поведения в обществе стали записывать, это и были самые первые законы.

Самые первые написанные на бумаге системы законов появились очень давно. Их издал в древнем Вавилоне царь Хаммурали около 4 тысяч лет назад. Эти законы были направлены против воровства и другого недостойного поведения человека. В его своде древних законопроектов четко определялись права собственников имущества и права гражданина.

Сначала законы издавались царями. Цари сами решали, какие нормы поведения нужно закрепить на законодательном уровне и сами судили преступников. В 534 году император Византии Юстиниан создал свой известный Гражданский Кодекс. Потом этим стали заниматься судьи. Появились специалисты в правовой области, которые изучали законы и могли их растолковать людям.

В Древней Греции законы принимались волей всех граждан, а во времена расцвета Римской империи законы получили новое содержание. Многие из них в несколько измененном виде дошли и до наших дней и даже используются в современном законодательстве. Большой вклад в развитие правовой системы был сделан в средние века. После 12 века на основе положений римских законопроектов стало стремительно развиваться в странах Европы общее, гражданское и международное право.

За свою длительную историю развития законы перетерпели множество изменений и сейчас они отличаются от древних. Хорошее знание законов и умение использовать их на практике выделилось в особое направление, которое в современной жизни называется юриспруденцией.

Читайте также:  Как отличить этил от метила

Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?
Кодификация законов в России началась еще в 18 веке. Процесс в действительности был очень серьезным. Но, несмотря на все попытки, кодифицированная работа была активно развита.

Как продать половину частного дома по законам?
У частного дома бывает не один, а несколько собственников. В этом случае две семьи проживают в одном доме, но по законам каждому собственнику принадлежит только половина.

Когда отменили сухой закон в СССР?
Нужно обратить ваше внимание на то, что «сухой закон» в действительности существовал. И его принятие приходится на 1985 год. Именно в данном году был опубликован.

Как правильно читать законы?
Каждый человек должен интересоваться законами, потому что некоторые проблемы можно решить самостоятельно, без помощи юристов. Но часто неопытный юрист или человек без.

источник

Законы – это перечень правил, которые защищают права гражданина и определяют его обязанности. Законопроекты регулируют жизнь людей в обществе и без них никак нельзя. Но не все еще знают как появились первые законы, и зачем они вообще были нужны древнему человеку? И как должнику получить помощь в получении кредита.

Почему возникла необходимость в законах?

В первобытном обществе отношения между людьми, которые жили в одной общине, не были сложными и разнообразными. Но все равно часто возникали конфликты и недоразумения между сородичами. Поэтому для нормального мирного существования потребовались конкретные правила, которых должны были придерживаться все члены общины, чтобы не было разногласий.

Самые первые законы уже формировались в первобытном обществе. Они представляли собой различные запреты (табу) и разрешения. Запреты охватывали все жизненные сферы первобытного человека — войну, быт и охоту. В древности существовали три самых важных табу, которые являются прототипами первых законов:

— запрещалось убивать своего сородича;

— нельзя было оставлять без помощи нетрудоспособных и слабых – стариков, детей и инвалидов.

Если человек нарушал эти правила, он подвергался строгому наказанию, вплоть до изгнания с общины. В дальнейшем общественные отношения менялись, социальная структура общины становилась сложнее и у людей появлялась своя собственность. Конфликты между людьми становились все чаще, и это послужило причиной для создания специальной структуры, чтобы управлять общиной. Так и возникло государство. А государство и должно регулировать отношения между людьми и решать все возникшие между ними споры. Поэтому все правила поведения в обществе стали записывать, это и были самые первые законы.
Когда появились самые первые законы?

Самые первые написанные на бумаге системы законов появились очень давно. Их издал в древнем Вавилоне царь Хаммурали около 4 тысяч лет назад. Эти законы были направлены против воровства и другого недостойного поведения человека. В его своде древних законопроектов четко определялись права собственников имущества и права гражданина.

источник

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, — это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, везде в те времена сохранился получивший силу закона древний первобытный обычай, согласно которому человеку, нанесшему кому-либо телесные

повреждения, следует отплатить тем же. Однако, если виновный занимал привилегированное положение в обществе, он просто выплачивал пострадавшему де­нежное вознаграждение.

Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему самому. Если он повре­дит глаз у чьего-нибудь раба или сломает кость у чьего-нибудь раба, то должен уплатить половину его стоимости.

Из законов царя Хаммурапи

Особенно четкими были такие различия в Индии. Человека, принадлежавшего к высшей касте жре­цов-брахманов, не казнили, даже если он «погряз во всяческих пороках». Такого брахмана согласно ин­дийским законам нужно было просто выслать из стра­ны, не нанося ему телесных повреждений, со всем его имуществом. Но если шудра (представитель низшей касты слуг) осмеливался оскорбить брахмана бранны­ми словами, ему отрезали язык.

Государство стояло на страже интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, совершал преступле­ния против жрецов и храмов, наносил вред или похи­щал имущество царя и его приближенных, укрывал беглых рабов и т. д.

Неравноправие, царившее в обществе, распростра­нялось и на семью. Во всех древних цивилизациях, кроме Египта, где сохранились остатки традиций матриархата, закон поддерживал патриархальное уст­ройство семьи. Это означало, что все имущество нахо­дилось в распоряжении главы семьи, которому при­надлежало право организовывать хозяйственную деятельность в своем маленьком «государстве», нака­зывать своих «подданных» (младших членов семьи: жену, детей, младших братьев и сестер). Деспотиче-1 ское устройство патриархальной семьи прекрасно ил-| люстрируется тем фактом, что по закону можно было продавать в рабство детей — как правило, за неуплату

Читайте также:  Как держать дисциплину на уроке

долгов. Женщина обычно занимала в семье весьма униженное положение. В законах Индии, например, специально подчеркивалось, что женщина «никогда не пригодна для самостоятельности». Исключением был Египет: там женщина, вступая в брак, имела пра­ва наравне с мужчиной. Она сохраняла свою собствен­ность и могла получить развод.

Но даже при явном неравноправии, которое, впро­чем, считалось в те времена вполне естественным, го­сударство вовсе не лишало полностью своей защиты низшие слои общества.

Закон оберегал частную собственность и сурово ка­рал за кражу или порчу чужого имущества. Везде за­коны охраняли целостность семьи, наказывая за изме­ну и слишком жестокое обращение с домочадцами. За­щищались также права наследования.

Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. В Египте они могли искать убе­жища в храмах и жаловаться на жестокость своего господина. Домашним рабам, как правило, позволя­лось иметь семью и имущество, а иногда и свой дом. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи. Срок долгового рабства ограничи­вался тремя годами, дети рабынь, усыновленные сво­им отцом — свободным, тоже становились свободны­ми и могли наследовать имущество. Сурово наказыва­лись клеветники и лжесвидетели.

Это означает, что функции государства заключа­лись не только в подавлении и угнетении — они бы­ли гораздо шире и сложнее. Создавая законы, государ­ство обеспечивало все слои населения, хотя и не в рав­ной мере, определенными гарантиями. Без этого, собственно, невозможна была бы жизнь общества. За­коны упорядочивали отношения между людьми, воз­лагали на них ответственность за свои поступки, вну­шали, что у них есть права, пусть даже минимальные, реализации которых можно требовать. Особенно по­следовательно, как было сказано, права личности за­щищались в законах Хаммурапи.

Так постепенно начинал формироваться уровень цивилизованности общества. Конечно, этот уровень был еще довольно низким. Понятие справедливости имело совсем не тот смысл, который вкладывает в него современный человек. Различия в положении социальных слоев были невероятно велики. Но не будем забывать, что это была лишь первая ступень долгого пути человечества к пониманию того, что го­сударство должно отражать интересы всех в равной мере, и к попыткам реализовать такой принцип.

Вопросы и задания

1. Как регулировались отношения между людьми в эпоху первобытности?

2. Почему возникла необходимость в письменных законах? Кто был самым выдающимся законодателем на Древнем Восто­ке?

3. Можно ли назвать древние законы гуманными? Обоснуй­те свой ответ.

4. Приведите примеры неравенства людей, принадлежащих к разным социальным слоям, перед законом

5. Какими правами обладали низшие социальные слои? Приведите примеры.

источник

Во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в тра­дицию, которой должны были подчиняться все члены рода.

Когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право). Но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулиро­вать жизнь в государствах, где развивалось социаль­ное неравенство, где общество расслоилось на множе­ство групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.

Каким же образом все эти группы уживались вмес­те? Государство в древнейших цивилизациях мы уже определили как деспотию. Это слово у современного человека немедленно вызывает представление о произ­воле, неограниченных правах одних и полной подчи­ненности, бесправии и рабской забитости огромного числа других.

Но обратимся сначала к мнению самих законодате­лей древности.

В Древнем Египте считалось, что отношения людей в государстве строятся на основе маат, т. е. на основе божественной справедливости и порядка, истины. Ут­верждают ее боги и цари: благодаря законам преодоле­ваются хаос, дисгармония. В одном из древнеегипет­ских поучений в честь справедливости произносятся такие хвалебные слова: «Велика справедливость, и превосходство [ее] непоколебимо». В другом поуче­нии, написанном от имени одного из царей Египта, го­ворится о том, что царь должен заботиться обо всех подданных, а не только о вельможах, ибо все люди — «стадо бога», «подобия, вышедшие из его плоти».

В сборниках законов древней Индии написано, что если бы не были введены жесткие законы и наказания за их нарушения, то «более сильные изжарили бы сла­бых, как рыбу на вертеле».

Законы вавилонского царя Хаммурапи (годы прав­ления 1792—1750 до н. э.), одного из величайших за­конодателей древности, начинаются с того, что он воз­вещает: боги передали ему власть, чтобы он защищал слабых, вдов и сирот от притеснений.

Читайте также:  Нужна ли нумерация страниц в реферате

Итак, везде, во всех цивилизациях, понятия «за­кон» и «справедливость» отождествлялись, а задачи законодателей соответствовали, казалось бы, высшим проявлениям гуманизма.

Насколько гуманным было государство в древнос­ти на самом деле?

Человек перед лицом закона

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, — это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, везде в те времена сохранился получивший силу закона древний первобытный обычай, согласно которому человеку, нанесшему кому-либо телесные

повреждения, следует отплатить тем же. Однако, если виновный занимал привилегированное положение в обществе, он просто выплачивал пострадавшему де­нежное вознаграждение.

Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему самому. Если он повре­дит глаз у чьего-нибудь раба или сломает кость у чьего-нибудь раба, то должен уплатить половину его стоимости.

Из законов царя Хаммурапи

Особенно четкими были такие различия в Индии. Человека, принадлежавшего к высшей касте жре­цов-брахманов, не казнили, даже если он «погряз во всяческих пороках». Такого брахмана согласно ин­дийским законам нужно было просто выслать из стра­ны, не нанося ему телесных повреждений, со всем его имуществом. Но если шудра (представитель низшей касты слуг) осмеливался оскорбить брахмана бранны­ми словами, ему отрезали язык.

Государство стояло на страже интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, совершал преступле­ния против жрецов и храмов, наносил вред или похи­щал имущество царя и его приближенных, укрывал беглых рабов и т. д.

Неравноправие, царившее в обществе, распростра­нялось и на семью. Во всех древних цивилизациях, кроме Египта, где сохранились остатки традиций матриархата, закон поддерживал патриархальное уст­ройство семьи. Это означало, что все имущество нахо­дилось в распоряжении главы семьи, которому при­надлежало право организовывать хозяйственную деятельность в своем маленьком «государстве», нака­зывать своих «подданных» (младших членов семьи: жену, детей, младших братьев и сестер). Деспотиче-1 ское устройство патриархальной семьи прекрасно ил-| люстрируется тем фактом, что по закону можно было продавать в рабство детей — как правило, за неуплату

долгов. Женщина обычно занимала в семье весьма униженное положение. В законах Индии, например, специально подчеркивалось, что женщина «никогда не пригодна для самостоятельности». Исключением был Египет: там женщина, вступая в брак, имела пра­ва наравне с мужчиной. Она сохраняла свою собствен­ность и могла получить развод.

Но даже при явном неравноправии, которое, впро­чем, считалось в те времена вполне естественным, го­сударство вовсе не лишало полностью своей защиты низшие слои общества.

Закон оберегал частную собственность и сурово ка­рал за кражу или порчу чужого имущества. Везде за­коны охраняли целостность семьи, наказывая за изме­ну и слишком жестокое обращение с домочадцами. За­щищались также права наследования.

Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. В Египте они могли искать убе­жища в храмах и жаловаться на жестокость своего господина. Домашним рабам, как правило, позволя­лось иметь семью и имущество, а иногда и свой дом. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи. Срок долгового рабства ограничи­вался тремя годами, дети рабынь, усыновленные сво­им отцом — свободным, тоже становились свободны­ми и могли наследовать имущество. Сурово наказыва­лись клеветники и лжесвидетели.

Это означает, что функции государства заключа­лись не только в подавлении и угнетении — они бы­ли гораздо шире и сложнее. Создавая законы, государ­ство обеспечивало все слои населения, хотя и не в рав­ной мере, определенными гарантиями. Без этого, собственно, невозможна была бы жизнь общества. За­коны упорядочивали отношения между людьми, воз­лагали на них ответственность за свои поступки, вну­шали, что у них есть права, пусть даже минимальные, реализации которых можно требовать. Особенно по­следовательно, как было сказано, права личности за­щищались в законах Хаммурапи.

Так постепенно начинал формироваться уровень цивилизованности общества. Конечно, этот уровень был еще довольно низким. Понятие справедливости имело совсем не тот смысл, который вкладывает в него современный человек. Различия в положении социальных слоев были невероятно велики. Но не будем забывать, что это была лишь первая ступень долгого пути человечества к пониманию того, что го­сударство должно отражать интересы всех в равной мере, и к попыткам реализовать такой принцип.

1. Как регулировались отношения между людьми в эпоху первобытности?

2. Почему возникла необходимость в письменных законах? Кто был самым выдающимся законодателем на Древнем Восто­ке?

3. Можно ли назвать древние законы гуманными? Обоснуй­те свой ответ.

4. Приведите примеры неравенства людей, принадлежащих к разным социальным слоям, перед законом

5. Какими правами обладали низшие социальные слои? Приведите примеры.

источник