Меню Рубрики

Почему среда и пятница постные дни для православных

Пост в среду и в пятницу установлен в память о двух событиях: аресте и истязаниях Христа и казни Спасителя через распятие. Православные церковные посты – от Великого, самого длинного и трудного, до однодневных – прямо связаны с памятными событиями жизни Иисуса Христа. Поэтому их надлежит исполнять неукоснительно?

Каждому православному необходимо поститься два дня каждую неделю, за исключением сплошных (например, Светлой) седмиц или случаев, когда духовник разрешил послабление – либо в случае болезни, либо по иным обстоятельствам – например, длительная деловая поездка, в которой будет невозможно точно соблюсти христианские каноны.

Оба еженедельных постных дня были учреждены для почитания событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

В среду верующие вспоминают страшное событие ареста и истязаний (предание на мучения и казнь), а в пятницу почитают страсти (муки) и унизительную казнь Иисуса через распятие.

Следует отметить, что, хоть и максимально короткие (одни сутки) каждый из этих постов достаточно суров и обязателен к неукоснительному исполнению, о чём многократно напоминали подвижники всех веков христианства.

Например, Св. Афанасий Великий и Прп. Серафим Саровский утверждали, что человек, который позволяет себе непостную еду в скорбные дни, сильно грешит и грехами этими как бы присоединяется к палачам Христа и сегодня.

Пост в среду и пятницу всегда почитался судьбоносным для каждого: соблюдение принятого закона является шансом для каждого спасти свою душу. Соблюдение поста в эти дни признано настолько важным, что о нём даже учреждено отдельное (69-е) Апостольское правило, гласящее: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

О том, почему пост в среду и пятницу выдерживать верующим чрезвычайно значимо, священнослужители напоминали и разъясняли пастве все две тысячи лет. Так, сщмч. Петр Александрийский, составивший Правило покаяния, в его 15-м пункте напоминает: «Мы должны поститься в среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу — потому что в сей день Он пострадал за нас».

О необходимости подчиняться церковному установлению о соблюдении поста в эти дни напоминают слова Евангелия. Апостол Марк (14:1) повествует: «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить».

Святые подвижники разъясняли, что пост – это не столько ограничение себя в наборе продуктов и усиленное молитвенное правило, но и раздаяние милости беднякам, помощь всем окружающим и старание вести себя так, чтобы, по выражению святых отцов, «грехами своими не распинать Христа».

Следует помнить, что церковный день начинается не с полуночи, а с начала вечерни предыдущего дня. В разных храмах время может быть разным (в промежутке между 16 и 20 часами), но именно начало богослужения знаменует собой начало нового церковного дня.

Соответственно и пост следует начинать синхронно, в соответствии с расписанием служб своего приходского храма.

Православный, отправляясь на вечерню, принимает обычную, скоромную пищу, а вернувшись после богослужения вправе питаться лишь постными продуктами, пока не начнётся вечерняя служба следующего дня. То есть пост среды начинается в 17 часов вечера вторника и завершается в 17 часов среды. С момента окончания вечерни по церковному счислению начинается четверг, хотя до календарного наступления нового дня остаётся ещё несколько часов.

источник

Практика воздержания христианина от продуктов питания животного происхождения в среду и пятницу восходит еще к первым векам христианства. Необходимо понимать, что пост для православного включает в себя не только вкушение определенных продуктов, но и воспоминание о великих событиях новозаветной истории.

Так, в среду православные постятся в память о предательстве Иисуса Христа Иудой. Священное Писание Нового Завета возвещает о том, что именно в среду перед еврейской Пасхой Иуда Искариот продал Христа за тридцать сребренников фарисеям и законоучителям еврейским. В этот день православный человек постится в память об этом скорбном событии.

Библейская история обуславливает и то, почему православные постятся в пятницу. Именно в этот день недели произошла смерть Господа Иисуса. В пятницу Христа распяли. По учению Церкви именно в этот день Спаситель мира умер за грехи всего человечества. Благочестивый христианин должен помнить о той цене, которой ему досталось спасение. Поэтому пятница для православного — это время особого телесного и душевного воздержания.

Необходимо отметить, что церковный устав обуславливает разную степень воздержания в среды и пятницы года. Так, если эти дни приходятся на многодневные посты, то запрещается употребление в пищу рыбы. В среды и пятницы, приходящиеся не на пост, вкушение рыбы разрешено.

источник

Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят – в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» – тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда – постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», – гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей…

Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия,
клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска,
референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП

Пост среды и пятницы – одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник.

Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I – начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

Перед нами – традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота.

Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» – следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них – это наша сегодняшняя христианская традиция.

Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории?

В Евангелии мы неоднократно встречаем слово «лицемеры», грозно звучащее из уст Христа (Мф.6:2,5,16, 7:5, 15:7, 16:3 и др.). Он использует его, говоря о религиозных лидерах израильского народа той эпохи – фарисеях и книжниках: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф.23,13-15). Более того, Христос прямо осуждает их практику поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6,16).

В свою очередь, «Дидахи» – древний иудео-христианский памятник, отражающий литургическую практику раннехристианских общин, состоявших преимущественно из обратившихся ко Христу иудеев. Он открывается популярным иудейским «учением о двух путях», полемизирует с иудейскими предписаниями о ритуальных качествах воды, использует в качестве евхаристических молитв христианскую переработку традиционных иудейских благословений и т. д.

Очевидно, в предписании «Посты же ваши да не будут с лицемерами» не было бы нужды, если бы не существовало христиан (и, судя по всему, значительного числа), которые придерживались постной практики «лицемеров» – очевидно, продолжая следовать той самой традиции, которую они соблюдали до своего обращения ко Христу. Именно на нее обращен огонь христианской критики.

Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. Р. Х. был День Очищения (Йом Киппур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжелых бедствий – засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. – могли объявляться особые периоды поста. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшие как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий.

Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий – засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь – ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли – отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь – январь), однако теперь его должно были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом – как люди, на которых разгневался Вездесущий».

Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, – это раввины и книжники («те, кого можно поставить руководителями общины»), либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу.

Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…» (Лк.18,11-12). Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом.

Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) говорит, что в его время фарисеи «постились два дня, во второй и пятый день по субботе».

Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. д.

Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели.

Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон (пятницей и воскресеньем): во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения (оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года); во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.

Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день (т. е. в воскресенье), чтобы тем самым резко не переходить от отдыха и радости к труду и посту».

Иудейский пост той эпохи был очень строгим – он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени.

Читайте также:  Как выглядит 8 клапанный двигатель

Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.

Вопрос об обязательности ветхозаветного наследия стоял в ранней Церкви очень остро: для решения вопроса о том, нужно ли обрезывать принимающих христианство язычников, даже потребовался созыв Апостольского собора (Деян.15). Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3), а также опасности «наблюдения дней, месяцев, времен и годов» (Гал.4,10).

Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» – возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк.2:18). Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов – мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» (Мф.15:2). Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни.

Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19-20).

Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахи» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно они, однако текст ясно подчеркивает полемическую антииудейскую составляющую: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, которая, очевидно, сама по себе не плоха, но устанавливают свои дни, рассматривающиеся как характерная и отличительная особенность христианства по сравнению с иудаизмом.

В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.

Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в., с течением времени требовало переосмысления. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. «Сирийская дидаскалия» вкладывает в уста воскресшего Христа, обращающегося к апостолам, следующие слова: «Итак, не поститесь по обычаю прежнего народа, но согласно Завету, который Я заключил с вами… Вы должны поститься за них (т. е. за иудеев) в среду, ибо в этот день они начали губить души свои и решили схватить Меня… И вновь вы должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня».

Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» (очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу). В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» (IV в.): «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься – в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал».

Тертуллиан († после 220 г.) в своем труде «О посте» обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост». Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» (militia Christi). Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня (до 15 часов по нашему времяисчислению), и в эти дни происходили особые богослужения.

Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения – это время смерти Спасителя на Кресте (Мф.27,45-46), поэтому именно оно рассматривалось как наиболее подобающее для окончания поста. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. е. состоят в воздержании от того или иного вида пищи, пост Древней Церкви был количественным: верующие полностью отказывались от пищи и даже воды. Мы встречаем в описании мученичества испанского епископа Фруктуоза († 259 в Таррагоне) следующую деталь: «Когда некоторые по братской любви предложили ему для телесного облегчения принять чашу из вина, смешанного с травами, он сказал: «Еще не наступил час прекращения пост»… Ибо была пятница, и он стремился радостно и уверенно завершить statio с мучениками и пророками в раю, который Господь уготовал им».

Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы. Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты (1Цар.7,5-12, 14:24), говоря о том, что эти дни – период особой напряженной духовной борьбы, когда истинные воины, конечно, ничего не едят. У него же мы встречаем и «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывна связана с постом: «Молитва – крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон».

Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза (завтрак и обед), которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот.

Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. е. либо совершением Евхаристии, либо причащением Дарами, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного приобщения. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. е. очевидно совершать в эти дни Евхаристию. Хотя в других областях существовала и другая практика неевхаристических собраний, о которой говорит Евсевий Кесарийский († 339 г.): «В Александрии в среду и пятницу читается Писание и учителя истолковывают его, и здесь происходит все, что относится к собранию, за исключением приношения Тайн».

В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.

Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его (пост) по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.

Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» (IV в.) мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» (кон. IV – нач. V в.):

«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».

Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года.

Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы.

Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрем Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».

Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором – ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута.

Воспоминание в христианстве – это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни.

Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории – Распятию и Воскресению Христа.

И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» – семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.

источник

Двухдневный пост люди следовали еще с давних времен. Даже до появления христианства. Первые просветители прекрасно понимали, что искоренить эту привычку из жизни новых и только принявших христианскую веру людей не получится. Именно поэтому церковь решила не бороться с иудейскими традициями, а просто их модифицировать под православную веру.

Так появился пост в среду и пятницу для мирян. Он был приурочен очень трагическим дням в истории христианства.

Люди, которые держат пост в среду, отдают дань памяти тому дню, когда святого Иисуса предал Иуда. А вот постясь в пятницу, верующие отдают дань памяти дню, когда Иисус был распят и приговорен к крестной смерти. Но у многих людей все равно возникает вопрос: «зачем постится так часто»? Кроме траурного назначения, постный день несет в себе круглогодичную охрану души верующего человека.

Только так крестьянин может показать дьяволу, что он никогда не теряет бдительности, всегда соблюдает все правила, помнит Бога и в любое время готов к духовной борьбе с нечистыми силами. Об этом постоянно говорят святые отцы. Также люди, которые постоянно постятся, держат себя и свое тело в постоянном тонусе, ведь его можно сравнить с регулярной тренировкой.

Читайте также:  Как сделать сыворотку из молока в домашних условиях

Если следовать церковным канонам, каждый верующий обязан постится в среду и пятницу. Эти однодневные посты считаются очень строгими. В эти дни необходимо отказаться:

  • от яиц;
  • от мяса;
  • от рыбы;
  • от молока и кисломолочных продуктов.

Такой постный день также может предполагать сухоядение, когда человек не употребляет в пищу еду, которая была приготовлена горячим способом. В современном мире существует аналогичный способ питания. Его называют сыроедение. При сухоядении верующим разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи.

Как можно определить степень строгости воздержания во время однодневного поста? Она определяется вашим духовником (любым православным священником) и непосредственно вами. Степень строгости обязательно должна учитываться с образом жизни верующего и его состоянием здоровья.

Очень строго постится, не рекомендуется, а иногда и запрещено:

  • кормящим женщинам;
  • беременным;
  • спортсменам в период подготовки к соревнованиям;
  • работникам, которые трудятся на очень тяжелой и вредной работе (им, как правило, разрешаются рыба и молочные продукты);
  • детям до 7 лет.

Кроме того, на протяжении года есть недели, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Это:

  • Святки (период от Рождества к Крещению);
  • Неделя после Пасхи;
  • Неделя после Троицы;
  • Две недели до Великого поста;
  • Неделя во время Масленицы.

На сегодняшний день часто слышны вопросы: как держать пост в среду и пятницу, о том можно ли есть рыбу, что и как можно готовить, что есть нельзя и всякое другое про постные дни. Для того, чтобы дать полные ответы на эти вопросы, лучше всего обратится к авторитетным православным источникам.

Также у людей часто возникает вопрос, когда необходимо начинать пост. Многие говорят, что с вечера. Но это далеко не так. Постный день начинается, как и обычный, после 24:00.

Попытаемся открыть все секреты и предоставить лучшие постные рецепты, чтобы всегда кушать сытно и вкусно. Для вас подготовили два рецепта для постной среды или пятницы. Они очень просты, но сытные и питательные.

  • Для приготовления нужно: по стакану сахара, варенья, воды, 1 ч.л. соды, погашенной уксусом, и 2.5 ст. муки.
  • Все ингредиенты нужно смешать.
  • Форму смазываем и выкладываем на нее тесто. Выпекаем.
  • Сверху можно присыпать немного пудры или сделать какую-то глазурь.
  • Коврижку постную советуют есть в пятницу перед Успенским постом.
  • Для приготовления необходимы следующие компоненты: постный майонез, орехи, курага, чернослив, свекла.
  • Количество ингредиентов можно брать, как хотите или как любите.
  • Свеклу отвариваем и измельчаем на терке.
  • Чернослив и курагу заливаем кипятком, чтобы немного размочить.
  • Далее, жидкость сливаем, и фрукты нарезаем соломкой.
  • Орехи дробим. Все ингредиенты смешиваем и заправляем майонезом.

Постный ужин готов! Как видите можно вкусно питаться, соблюдая при этом традиции православия.

Великий Пост — один из самых строгих постов церковного календаря, он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из сорока дней (Четырехдесятницы) и недели перед Пасхой (Страстной седмицы). Четырехдесятница отмечается в честь того, что Иисус Христос постился в пустыне сорок дней, а Страстная седмица- память о жизни Христа в последние дни его жизни, о Его распятии и воскрешении.

1 седмица Великого поста: 11–17 марта – «Федорова неделя»

  • 11 марта: полное воздержание от пищи;
  • 12 марта: хлеб и вода;
  • 13 марта: сырая пища без масла;
  • 14 марта: полное воздержание от пищи;
  • 15 марта: сырая пища без масла;
  • 16 марта: горячая пища с растительным маслом;
  • 17 марта: горячая пища с растительным маслом + вино.

2 седмица Великого поста: 18 – 24 марта

  • 18 марта: сырая пища без масла;
  • 19 марта: горячая пища без масла;
  • 20 марта: сырая пища без масла;
  • 21 марта: горячая пища без масла;
  • 22 марта: сырая пища без масла;
  • 23 марта: горячая пища с маслом;
  • 24 марта: горячая пища с маслом + вино.

3 седмица Великого поста: 25 – 31 марта

  • 25 марта: сырая пища без масла;
  • 26 марта: горячая пища без масла;
  • 27 марта: сырая пища без масла;
  • 28 марта: горячая пища без масла;
  • 29 марта: сырая пища без масла;
  • 30 марта: горячая пища с маслом;
  • 31 марта: горячая пища с маслом + вино.

4 седмица Великого поста: 1 – 7 апреля

  • 1 апреля: разрешается сырая пища без масла;
  • 2 апреля: горячая пища без масла;
  • 3 апреля: сырая пища без масла;
  • 4 апреля: горячая пища без масла;
  • 5 апреля: сырая пища без масла;
  • 6 апреля: горячая пища с растительным маслом;
  • 7 апреля: горячая пища с растительным маслом + вино.

5 седмица Великого поста: 8 – 14 апреля

  • 8 апреля: сырая пища без масла;
  • 9 апреля: горячая пища без масла;
  • 10 апреля: сырая пища без масла;
  • 11 апреля: горячая пища без масла;
  • 12 апреля: сырая пища без масла;
  • 13 апреля: горячая пища с растительным маслом;
  • 14 апреля: горячая пища с растительным маслом + вино.

6 седмица Великого поста: 15 – 21 апреля

  • 15 апреля: сырая пища без масла;
  • 16 апреля: горячая пища без масла;
  • 17 апреля: сырая пища без масла;
  • 18 апреля: горячая пища без масла;
  • 19 апреля: сырая пища без масла;
  • 20 апреля: горячая пища с растительным маслом;
  • 21 апреля – Вербное воскресенье: горячая пища с растительным маслом, вино, рыба и морепродукты.

Страстная седмица: 22 – 27 апреля

  • 22 апреля: сырая пища без масла;
  • 23 апреля: горячая пища без масла;
  • 24 апреля сырая пища без масла;
  • 25 апреля: горячая пища без масла;
  • 26 апреля: полное воздержание от пищи;
  • 27 апреля: горячая пища с растительным маслом;
  • 28 апреля – Пасха, Светлое Христово Воскресение. Окончание Великого Поста. Можно употреблять любую пищу.
  • Цельнозерновые каши, приготовленные на воде и без масла, должны присутствовать на столе ежедневно. Чтобы сделать их вкусными, добавляйте в них поочередно варенье, мед, замороженные ягоды, фрукты. Постная каша может быть отличным гарниром к овощным котлетам.
  • Хлеб и выпечку кушать можно. Но не забывайте про состав: строго без молока и яиц.
  • Бобовые. Чтобы организм не пострадал от отсутствия в рационе мясных продуктов обязательно нужен растительный белок. Высокое его содержание отмечается в орехах, нуте, чечевице, фасоли, сое, горохе. Из бобовых можно приготовить вкусные супы, котлеты и даже паштет. Они надолго насыщают организм, восполняя временное отсутствие животных белков.
  • Сухофрукты. Если вы сладкоежка и жить не можете без сладостей, попробуйте заменить их вареньем, джемом, халвой или цукатами. В чай можно добавлять немного сахара.
  • Макаронные изделия. Макароны без яиц и молока в составе. Такие есть в продаже, но при желании можно приготовить их самим. Пресное тесто из воды, соли и муки делается быстро, а лапша получается нежной и вкусной.
  • Грибы. Соленые, тушеные, маринованные могут употребляться как самостоятельное блюдо, а можно добавлять их в супы, каши, вареники, пироги.
  • Растительные супы. Супы обязательно должны присутствовать в постном меню. Можно приготовить борщ, свекольник, щи, грибной, гороховый и картофельный супы. Жидкая пища защитит неподготовленный кишечник от расстройства.

Во время Великого поста в магазинах появляется большое количество товаров с пометкой «Постный продукт». Не доверяйте этой надписи и внимательно читайте состав, чтобы не попасться на удочку недобросовестных производителей.

Помните! Нужно ограничивать себя в количестве еды, переедание в пост недопустимо!

В Благовещение и Вербное воскресенье можно полакомиться рыбой и морепродуктами. В Лазареву субботу традиционно разрешается есть рыбную икру.

Понедельник первой недели (чистый понедельник) верующие совсем отказываются от употребления пищи.

В остальные недели по понедельникам, средам, пятницам — можно кушать холодную пищу без растительного масла один раз — вечером.

Вторник, четверг –разрешается вареная, тушеная, запечённая пища без масла, также один раз в вечернее время.

В субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина (кроме Страстной недели).

В Страстную неделю особое меню. С понедельника по среду можно кушать хлеб, сырые овощи, фрукты, орешки.

В четверг Страстной недели можно отведать один раз в день вареные овощи, кашу на воде с растительным маслом.

В пятницу Страстной недели на все продукты наложен запрет, кроме хлеба и воды.

Суббота Страстной недели – день без пищи.

Воскресенье – праздник Пасхи, уже не постный день. Постепенноможно вводить продукты животного происхождения.

Обратите внимание! Такую строгость поста по дням необходимо соблюдать только служителям церкви. Миряне имеют право есть несколько раз в день, добавлять в блюда масло и разогревать пищу.

Примерное меню (подходит для мирян со второй по шестую седмицу)

  • Завтрак – смузи из миндального молока и сухофруктов.
  • Обед — салат из овощей, ржаной хлеб, морс из свежих ягод.
  • Ужин – овощной смузи.
  • Завтрак – перловая каша, овощная нарезка, чай из шиповника.
  • Обед – плов с нутом, кисель.
  • Ужин – котлета из картофельного пюре, теплый компот.
  • Завтрак – смузи из миндального молока с грушей.
  • Обед – овощная нарезка, постное овсяное печенье, брусничный морс.
  • Ужин – компот с сухофруктами.
  • Завтрак – пшенная каша, или кукурузная каша, орехи, иван-чай.
  • Обед – вермишель с грибами, кабачковая икра, постная выпечка с мятным чаем.
  • Ужин – суп с нутом и лимоном, чай с шиповником.
  • Завтрак – мюсли с компотом.
  • Обед – овощная нарезка с ржаными бутербродами с хумусом
  • Ужин – смузи со шпинатом.
  • Завтрак – гречневая каша, цикорий.
  • Обед – картофель отварной с грибами, икра из свеклы, кисель
  • Ужин – фруктовый салат, постное печенье, чай каркаде.
  • Завтрак – ячневая каша с растительным маслом, смузи из яблока и сельдерея
  • Обед – овощной суп-пюре с сухариками, бутерброд с намазкой из авокадо, ромашковый чай с вареньем.
  • Ужин – иван чай, пресные блины из овсяной муки, мед.

Казалось бы, как постные блюда могут быть аппетитные. Оказывается, в этом нет ничего удивительного. Рецепты настолько разнообразные и интересные, что удастся на собственной кухне творить чудеса.

Чтобы выдержать пост, и отказаться от любимых лакомств, придется приложить максимум усилий. Для начала необходимо разработать меню. В него можно включать не только первые и вторые блюда. Выпечка также может быть диетической. Почему бы не отбросить все сомнения, и не приготовить что-нибудь вкусное для всей семьи. Домочадцы от угощения точно не откажутся.

В составе ингредиентов: куриный суповой набор, картофель, лук, морковь, капуста, томатная паста, лавровый лист, перец…

Сложно представить меню на Великий пост 2019 года по дням на 40 дней без картофельных и грибных деликатесов. Запеканка не только выглядит аппетитно, она еще вкусная и сочная. Блюдо можно готовить на ужин, даже приглашенные гости оценят угощение по достоинству.

  • растительное масло – 50 мл;
  • лук – 2 шт.;
  • соль – щепотка;
  • шампиньоны – 500 г;
  • постный майонез – по вкусу;
  • помидоры – 2 шт.;
  • картофель – 1 кг;
  • перец – щепотка.
  • Картофель чистим, промываем, отвариваем. Грибы моем, мелко нарезаем. Лук очищаем и мелко нарезаем.
  • Ставим сковороду на плиту, наливаем растительное масло, выкладываем шампиньоны с луком. Обжариваем ингредиенты на небольшом огне.
  • Из картофеля делаем пюре. Не забываем его посолить и добавить специи.
  • Грибную зажарку измельчаем с помощью блендера.
  • Готовим форму для запекания, смазываем ее маслом. Выкладываем 1/3 часть картофеля, измельченные грибы. Делаем еще один картофельный слой.
  • Помидоры нарезаем тонкими кружочками, выкладываем в блюдо.
  • Сверху размещаем оставшуюся часть картофеля, смазываем майонезом.
  • Готовим запеканку в духовке при 180 градусах. На это уйдет не более 40 минут.
  • По окончании отведенного времени извлекаем форму с содержимым из духовки, нарезаем блюдо на порционные кусочки, подаем к столу.

Сложно поверить, что запеканка относится к постным блюдам. Ее аромат разнесется по дому еще в процессе готовки. Все домочадцы будут с нетерпением ждать ужина, чтобы полакомиться угощением.

Составляя меню на Великий пост 2019 года по дням для мирян, необходимо рассмотреть рецепты из фасоли. Рацион на 40 дней должен быть питательным и разнообразным. Лобио может выступать в качестве гарнира или заменить салат. Это отличный вариант для постного стола.

  • перец жгучий – 1 шт.;
  • черный молотый перец – щепотка;
  • чеснок – 1 зубчик;
  • болгарский перец – 1 шт.;
  • грецкие орехи – 40 г;
  • подсолнечное масло – 80 мл;
  • соль – щепотка;
  • специи – щепотка;
  • фасоль – 300 г;
  • лавровый лист – 1 шт.;
  • помидор – 1 шт.;
  • лук – 1 шт.;
  • кинза – пучок.
  1. Фасоль перебираем, промываем, замачиваем в холодной воде на несколько часов. По окончании отведенного времени жидкость сливаем, а фасоль отвариваем. На готовку уйдет не менее часа.
  2. Убираем кастрюлю с плиты, оставляем фасоль в воде до полного остывания.
  3. Подготовим овощи. Лук и перец нарезаем кубиками, обжариваем на сковороде. Не забываем посолить и добавить любимые специи.
  4. Помидор промываем, обдаем кипятком, снимаем кожицу. Нарезаем томат кубиками, забрасываем к обжаренным овощам. Сюда же отправляем измельченный чеснок, перец, лавровый лист. Тушим ингредиенты в течение нескольких минут.
  5. Грецкие орехи очищаем от скорлупы, измельчаем.
  6. Фасоль выкладываем на сковороду к остальным ингредиентам. Добавляем орехи и мелко рубленную зелень.
  7. Массу перемешиваем, тушим в течение нескольких минут.
Читайте также:  Как узнать номер своего лицевого счета карты сбербанка

Лобио готово, осталось лишь попробовать его на вкус. Такое блюдо не останется без внимания. Каждый из домочадцев с радостью попробует угощение.

Меню на Великий пост 2019 года для мирян на 40 дней должно быть разнообразным. Составлять его нужно по дням. Почему бы не включить в рацион постный кулеш. Для приготовления блюда не потребуются специальные знания и навыки. Достаточно подготовить компоненты и можно приступать к работе.

  • корень сельдерея – 1/3 шт.;
  • морковь – 1 шт.;
  • пшено – 100 г;
  • лавровый лист – 1 шт.;
  • корень петрушки – 1 шт.;
  • картофель – 5 шт.;
  • специи – щепотка;
  • вода – 2 л.
  1. Морковь очищаем, промываем, нарезаем мелкими кубиками.
  2. Корень сельдерея и петрушки измельчаем.
  3. Все подготовленные ингредиенты отправляем в кастрюлю с водой. Ставим емкость на плиту, варим на среднем огне.
  4. Как только вода закипит, убавляем газ до минимума. Варим кулеш в течение 20 минут.
  5. Отправляем в кастрюлю пшено. Готовим блюдо еще 10 минут.
  6. Картофель очищаем, нарезаем кубиками. Забрасываем к остальным ингредиентам.
  7. Лук обжариваем на сковороде, выкладываем в кастрюлю.
  8. Не забываем добавить лавровый лист, специи и приправы.
  9. Варим кулеш до готовности, убираем кастрюлю с плиты.

При желании в блюдо можно добавить свежие или сухие грибы. Они придадут угощению оригинальные нотки.

Кулеш – вкусное и сытное лакомство. Оно имеет аппетитный вид, и понравится даже ребенку. Если хочется обычное меню разнообразить, стоит обязательно это сделать. Кулеш станет отличным выбором, к тому же приготовить его очень просто.

Великий пост подразумевает отказ от некоторых продуктов. В определенные дни разрешены послабления, можно готовить горячие блюда. Почему бы не сделать лепешки с грибами. Их аромат разнесется по дому мгновенно, собирая всех домочадцев за одним столом.

  • растительное масло – 20 мл;
  • мука – 250 г;
  • соль – щепотка;
  • газированная минеральная вода – 150 мл;
  • сахар – щепотка.
  • соль – щепотка;
  • шампиньоны – 250 г;
  • растительное масло – 20 мл;
  • лук – 1 шт.;
  • черный перец – по вкусу.
  1. Подготовим глубокую миску, выливаем в нее минеральную воду. Сюда же отправляем масло, соль, сахар. Все перемешиваем.
  2. Просеянную муку засыпаем к остальным компонентам, замешиваем тесто. Убираем его в сторону на 20 минут.
  3. Лук измельчаем, высыпаем на разогретую сковороду. Обжариваем лук в течение нескольких минут.
  4. Отправляем на сковороду измельченные грибы, обжариваем их 5 минут. Добавляем соль, перец, все перемешиваем. Убираем сковороду в сторону, даем массе остыть.
  5. Тесто разрезаем на несколько частей, каждую раскатываем в виде круга, выкладываем начинку. Края защипываем, обжариваем лепешки на сковороде.
  6. Выкладываем блюдо на тарелку, подаем к столу.

Такое угощение не останется без внимания, его захотят попробовать все присутствующие в доме. Хороший вариант для постного стола. Лепешки сделать несложно, на готовку уйдет минимум свободного времени.

Противозачаточные таблетки после полового акта Таблетка следующего дня это народное название посткоитальной защиты от нежелательной…

Как правильно написать поминальные записки на Афон Что нужно учитывать при составлении записок «о здравии»…

Посещение церкви в первый разПравославная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь.…

Сон Пресвятой Богородицы (1) Крест – хранитель всей Вселенной. Крест – церковная красота. Крест –…

источник

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу — средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях. Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.

Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики — стремление любить Отца Небесного и всех его детей.

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение — пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком. Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.

На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению.

Некоторым людям, в силу привходящих обстоятельств и условий жизни, строгое следование пищевому воздержанию не рекомендуется, а иногда и вовсе запрещается.

  • Кормящие матери и беременные женщины должны получать большое количество белков и минералов, для формирования здорового плода и кормления новорожденного. Соблюдение ими поста в среду и пятницу может приносить большой вред.
  • Готовящиеся к соревнованиям спортсмены, которые могут не выдержать нагрузок без соответствующей пищи.
  • Соблюдать строгий пост не рекомендуется работникам тяжелого труда и вредных предприятий. Для них существуют поблажки в виде рыбы и молочной продукции.
  • Дети до 7 лет не должны нагружать себя подобным воздержанием.

В году существуют недели, которые не предполагают посты по средам и пятницам. К ним относят Святки, Недели после Великой Троицы, Пасхи и во время Масленицы.

На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца. Соблюдение поста в миру — добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

Хочу поститься по средам и пятницам. Я человек работающий,можно ли в эти дни есть каши и творог.

Добрый день. Мера православного поста — это очень важный вопрос духовной жизни каждого христианина. С одной стороны, посты чрезвычайно важны для борьбы со страстями, для общего духовного настроя человека. С другой — сегодняшний ритм жизни никак не способствует соблюдению поста по Уставу. Часто бывает, что чрезмерно ревностные христиане пытаются до последней буквы следовать пощению по Уставу, исключают растительное масло из рациона, устраивают дни сухо- или сыроядения. Все это заканчивается упадком сил, ухудшением здоровья, и человек решает, что пост ему не подходит. Это очень неверный подход.

Православный пост — это, прежде всего, навык самоограничения. Конечно, работающему мужчине совершенно не подходит питание одной сырой морковкой, он просто не сможет тогда работать. Поэтому мера поста должна быть строго индивидуальной, с учетом образа жизни каждого постящего человека. Понятно, что для женщины средних лет, сидящей дома с внуками, и молодого мужчины, занятого физическим трудом, мера поста будет принципиально отличаться.

Лучше всего с этим вопросом подойти к духовнику или опытному священнику, который поможет правильно выстроить рацион, исходя не из формальных правил, а из потребностей человека. К тому же, на послабление поста всегда желательно взять благословение. Но, если такой возможности у вас нет, не будет грехом и самолично определить свою меру.

Так, каши, о которых вы спрашиваете, сами по себе являются постной пищей, разрешенной в пост. Обычно в посты, а также дни среды и пятницы из рациона убираются все продукты животного происхождения — мясо, яйца, молочная продукция, иногда рыба. Если у вас повышена потребность в питательных веществах, то священник, вероятнее всего, может благословить вам и творог, и яйца, и рыбу в постный день. Решить этот вопрос можно только индивидуально с благословения священника.

Интересный ответ на подобный вопрос дал один священник молодой женщине ожидающей ребенка. Беременным крайне трудно соблюдать пищевой пост, поскольку питание должно быть разнообразным и полноценным. Батюшка ответил этой женщине так: «Вы можете кушать абсолютно все, что нужно для здоровья вас и вашего малыша. Только пусть ваша еда будет максимально простой — если это творог, то ешьте его чистым, а не делайте из него вкусную выпечку. Если это мясо — просто отварите кусочек в воде, а не готовьте изысканное блюдо. Ну и так дальше. Такой пост снабдит ваш организм всеми питательными веществами и, в то же время, вы будете ограничивать себя и не баловать кулинарными изысками».

Такой ответ можно взять за основу для понимания того, какие послабления поста выбрать для любого человека исходя из его потребностей.

Могу ли я принимать участие в Святом причастии, если уже более 10 лет назад был ходил в протестантскую церковь ? Я исповедовался об этом в православной церкви и мне временно было отказано в причастии.

Добрый день. Этот вопрос нужно решать лично со священником того храма, куда вы собираетесь ходить. Тут необходимо учитывать множество нюансов — были ли вы крещены в православии, а потом ушли к протестантам? Или же вы вообще не приняли Таинства Крещения? По какой именно причине вам было отказано в причащении? По вашему короткому вопросу этого понять нельзя. Если на вас была наложена епитимия, то решать вопрос о возможности причастия желательно со священником, который ее наложил. Если это невозможно — ищите другого батюшку, который вникнет во все ваши обстоятельства, в т.ч. и запрет на причастие, и примет решение о том, как вам дальше поступать.

В любом случае, православная церковь всегда с радостью принимает в свои ряды членов других христианских конфессий. Те разногласия, которые могут возникать в индивидуальных случаях, всегда решаемы при участии грамотного и опытного духовника. Помогай вам Господь!

источник