Меню Рубрики

Почему общество это открытая система

Понятие «общество» рассматривается в двух основных аспектах. Первый предполагает его философское объяснение. В этом аспекте общество называют обособившейся от природы частью материального мира, которая представляет форму исторического развития и жизнедеятельности людей.

В истории, культурологии и социологии обычно рассматривается общество как система, конкретный социальный организм (американское, английское, итальянское и т.д.) или определённый этап истории человечества (родовое, капиталистическое и т.д.).

Возникновение общества разными философами и учеными исторически трактовалось по-разному. Сегодня признается, что социум детерминируется и на уровне социальных общностей, и на уровне индивидов. Именно это и делает возможным говорить о понятии «общество как система», со своими подсистемами и составными, структурными элементами.

Основной элемент любого общества – личность (социально развитый человек). Подсистемы его жизни – это общественная, экономическая, политическая, социальная и духовная сферы, которые тесно переплетены между собой и находятся во взаимодействии. Общество как система может существовать как раз благодаря этому взаимодействию.

Помимо крупных подсистем в социуме выделяются и более мелкие звенья, например, различные общности. К ним можно отнести классы, этнические общности, семьи, социальные группы, различные коллективы и т.д., взаимодействие которых принято называть общественными отношениями.

Социально значимые группы с устойчивыми отношениями между ними складываются в общественную структуру. У их членов есть общие признаки. Это могут быть родственные отношения, общее происхождение, этнические признаки, общие мировоззренческие (религиозные) установки, социальный статус и другие. Социальная группа диктует человеку нормы поведения, прививает ценностные ориентации, воспитывает уровень соответствующих притязаний.

Система общества поддерживается с помощью социальных институтов — устойчивых способов удовлетворения социальных потребностей людей. Главный из них – государство, являющееся для человека гарантом законности, безопасности, порядка и защиты. В свою очередь человек для государства – один из участников общественного производства и налогоплательщик.

В ходе исторического развития общества происходят изменения в его структуре, принципах, на которых оно основано. Одни типы групп теряют значение, другие появляются. В результате поддерживается постоянная социальная целостность.

Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума – его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения.

Общество — это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям.

Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования.

Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.

источник

Общество как система.

Общество и природа.

Социальные институты.

Формы общественных изменений.

5. Революция как форма социальных изменений.

Общественный прогресс.

Традиционное общество и его особенности.

Информационное общество и его особенности.

Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.

Социально-демографические проблемы современности.

Процесс глобализации и его противоречия.

Общество как открытая система

«Общество как система»

1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.

2) Признаки общества как системы:

в) динамичная система;

г) саморегулирующаяся система.

3) Системное строение общества.

а) подсистемы и институты;

в) социальные коммуникации.

4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).

5) Специфика развития современного общества.

1) Общество и природа – органические части материального мира.

2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики;

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;

в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;

г) природные катаклизмы и их социальные последствия.

3) Воздействие общества на природную среду.

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;

б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;

в) использование флоры и фауны;

г) создание преобразованной человеком природной среды

4) Значение природы для человека и общества:

б) естественная среда обитания;

в) источник вдохновения и красоты.

5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

1) Социальные институты – элементы системного строения общества.

2) Основные функции социальных институтов:

а) служат удовлетворению общественных потребностей;

б) организуют совместную деятельность людей;

в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;

г) обеспечивают социализацию индивидов.

3) Важнейшие социальные институты:

а) институты воспроизводства человека – семья;

б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;

в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);

г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).

4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:

5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху

«Формы общественных изменений».

1) Многообразие форм общественных изменений.

2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений.

3) Признаки революционных изменений в обществе:

а) радикальный характер;

б) слом старых общественных структур;

в) рождение качественно новых социальных отношений;

г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;

д) рождение новой социальной реальности.

4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов:

а) эволюционный характер;

б) органичность сочетания старых и новых структур;

в) постепенная замена старого новым;

г) затрагивание части общественных структур;

д) осуществление по инициативе властей.

5) Преимущественный характер эволюционных изменений.

6) Специфика общественных изменений в современную эпоху.

«Революция как форма социальных изменений».

1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.

2) Основные признаки революционных изменений в обществе:

а) имеет радикальный характер;

б) сопровождается сломом старых общественных структур;

в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;

г) имеет катастрофический характер;

д) сопровождается значительными социальными издержками;

е) рождение новой социальной реальности.

3) Предпосылки социальных революций:

а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;

б) нежелание народа подчиняться существующим властям;

в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.

4) Разновидности социальных революций в истории:

5) Специфика революционных процессов в современную эпоху

1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе.

2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия.

3) Характерные признаки общественного прогресса:

а) совокупность поступательных изменений;

б) противоречивость и сложность изменений;

в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;

г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;

д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.

4) Критерии общественного прогресса:

а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;

б) гуманизация отношений между людьми;

в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;

г) расширение спектра прав и свобод человека;

д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.

5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

«Традиционное общество и его особенности».

1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.

2) Характерные признаки традиционных обществ:

а) аграрный характер экономики;

б) сращивание власти и собственности;

в) патриархальный характер общества и государства;

г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;

д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.

3) Основные разновидности традиционных обществ:

а) общества древнего средневекового Востока;

б) античные общества Греции и Рима;

в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;

г) древнерусское и средневековое российское общество.

4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ:

а) кастовый или сословный строй;

б) преобладание предписанных статусов;

в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;

г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.

5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

«Общество как открытая система»

1. Понятие открытой системы, как системы

связанной с внешним миром.

2. Открытость общества: влияние природы на общество.

а) Природа — естественная среда обитания человека.

б) Влияние природных условий на разделение труда.

в) Роль природных факторов в жизни людей

3. Общество как открытая система в контексте соц. исследований характеризуется:

а) Высокой соц. мобильностью

б) Способностью к инновациям

в) Динамичной соц. структурой

4. Состояние непрерывного обмена с окруж. средой и эколог. проблемы современности:

в) Загрязнение атмосферы, почвы, морей и океанов.

«Информационное общество и его особенности»

1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества.

2) Предпосылки рождения информационного общества:

а) научно-техническая революция;

б) формирование новой научной картины мира;

в) микропроцессорная революция.

3) Характерные признаки информационного общества:

а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;

б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;

в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;

г) признание приоритетности прав и свобод человека.

д) изменение социальной структуры общества.

4) Противоречивый характер информационной цивилизации:

а) вытеснение человека из целого ряда сфер;

б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;

в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;

г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.

5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

«Социально-демографические проблемы современности».

1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества.

2) Причины возникновения социально-демографических проблем:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху;

в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке.

3) Основные проявления глобальных проблем:

а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей;

б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости;

в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни.

4) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев;

б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах;

в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами;

г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения..

5) Специфика социально-демографических проблем в РФ.

«Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Причины возникновения международного терроризма:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;

в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.

4) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;

в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;

г) использование религиозных и социокультурных программных установок.

5) Основные направления деятельности международных террористов:

а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;

б) подготовка и проведение террористических актов;

в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.

6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.

«Процесс глобализации и его противоречия».

1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества.

2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:

а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));

Читайте также:  Отбеливание зубов перекисью водорода в домашних условиях

б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);

в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);

г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).

3) Основные положительные последствия глобализации:

а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;

б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;

в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;

г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.

4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:

а) угроза ряду отраслей национальных экономик;

б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;

в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;

г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.

источник

Человек как духовное существо

1) Ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка: зна­ния, вера, чув­ства, стрем­ле­ния.

2) Мо­раль, цен­но­сти, иде­а­лы че­ло­ве­ка:

а) «зо­ло­тое пра­ви­ло» нрав­ствен­но­сти;

б) ка­те­го­ри­че­ский им­пе­ра­тив И. Канта;

в) со­весть, пат­ри­о­тизм, граж­дан­ствен­ность.

3) Ми­ро­воз­зре­ние и его роль в жизни че­ло­ве­ка:

а) типы ми­ро­воз­зре­ния;

б) ми­ро­воз­зре­ние как ори­ен­тир и цели де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

1)Со­вре­мен­ная наука – не­по­сред­ствен­ная про­из­во­ди­тель­ная сила об­ще­ства.

2)Спе­ци­фи­ка со­вре­мен­ной науки:

а) воз­рос­шие воз­мож­но­сти воз­дей­ствия на при­ро­ду и об­ще­ства;

б) слож­ный тех­ни­че­ский и тех­но­ло­ги­че­ский по­тен­ци­ал;

в) не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на образ жизни и ха­рак­тер труда

г) воз­мож­ность изу­че­ния микро- и мак­ро­ми­ров.

3)Ос­нов­ные на­прав­ле­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са:

а) ис­сле­до­ва­ние кос­ми­че­ско­го про­стран­ства;

б) ген­ная ин­же­не­рия и био­тех­но­ло­гии (со­зда­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ с за­ра­нее за­дан­ны­ми свой­ства­ми);

в) ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти со­зда­ния новых видов топ­ли­ва и энер­гии;

г) изу­че­ние воз­мож­но­стей и пер­спек­тив ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та.

4) Фак­то­ры воз­рас­та­ния от­вет­ствен­но­сти уче­ных за про­во­ди­мые ими ис­сле­до­ва­ния:

а) двой­ное на­зна­че­ние ряда изоб­ре­те­ний (со­зда­ние новых видов ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния);

б) нрав­ствен­ная не­од­но­знач­ность ряда ис­сле­до­ва­ний (кло­ни­ро­ва­ние живых ор­га­низ­мов);

в) не­га­тив­ное, па­губ­ное воз­дей­ствие ряда на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний на при­ро­ду;

5) Не­об­хо­ди­мость со­хра­не­ния гу­ма­ни­сти­че­ской сущ­но­сти науки.

1) По­ня­тие о по­зна­нии. По­зна­ние – про­цесс по­сти­же­ния че­ло­ве­ком пред­ме­тов и яв­ле­ний ма­те­ри­аль­но­го мира.

б) прак­ти­че­ская поль­за.

3) Струк­ту­ра про­цес­са по­зна­ния:

а) чув­ствен­ное по­зна­ние (ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние);

б) ло­ги­че­ское по­зна­ние (по­ня­тие, суж­де­ние, умо­за­клю­че­ние).

4) Вза­и­мо­дей­ствие по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та и по­зна­ва­е­мо­го объ­ек­та в про­цес­се по­зна­ния.

5) Зна­ние как ре­зуль­тат по­зна­ния.

1.По­ня­тие от­кры­той си­сте­мы как си­сте­мы, ко­то­рая свя­за­на с внеш­ним миром («об­ме­ни­ва­ет­ся с ним ве­ще­ством и энер­ги­ей»).

2.Об­ще­ство как от­кры­тая си­сте­ма в кон­тек­сте со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

а)ди­на­мич­ной со­ци­аль­ной струк­ту­рой;

б)вы­со­кой мо­биль­но­стью (члены об­ще­ства могут ме­нять свой ста­тус от­но­си­тель­но легко);

в)спо­соб­но­стью к ин­но­ва­ци­ям;

г)де­мо­кра­ти­че­ской плю­ра­ли­сти­че­ской идео­ло­ги­ей.

3.От­кры­тость об­ще­ства: вли­я­ние при­ро­ды на об­ще­ство:

а)при­род­ные усло­вия ока­зы­ва­ют зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на об­ще­ствен­ное раз­де­ле­ние труда;

б)при­род­ные фак­то­ры иг­ра­ют важ­ную роль в жизни людей (гео­гра­фи­че­ский де­тер­ми­низм);

в)при­ро­да об­ра­зу­ет есте­ствен­ную среду оби­та­ния че­ло­ве­ка.

4.Со­сто­я­ние не­пре­рыв­но­го об­ме­на с окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­дой и эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти:

в)за­гряз­не­ние морей и оке­а­нов;

е)со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства воды, при­год­ной для питья.

1. Об­ще­ство и при­ро­да – ор­га­ни­че­ские части ма­те­ри­аль­но­го мира.

2. Че­ло­век — эле­мент био­сфе­ры.

3. Вли­я­ние при­род­ных фак­то­ров на про­цесс ан­тро­по­ге­не­за:

а) вы­де­ле­ние че­ло­ве­ка из мира жи­вот­ных;

в) фор­ми­ро­ва­ние язы­ков;

г) осо­бен­но­сти мен­таль­но­сти и ха­рак­те­ра;

3. Вли­я­ние при­ро­ды (окру­жа­ю­щей среды) на об­ще­ствен­ные про­цес­сы:

а) темпы и ка­че­ство со­ци­аль­ной ди­на­ми­ки;

б) раз­ме­ще­ние про­из­во­ди­тель­ных сил и хо­зяй­ствен­ная спе­ци­а­ли­за­ция;

в) при­род­ные ка­та­клиз­мы и их со­ци­аль­ные по­след­ствия.

4. Этапы вза­и­мо­дей­ствия при­ро­ды и об­ще­ства:

а) при­сво­е­ние го­то­вых про­дук­тов;

б) рост про­из­во­до­ди­тель­ных сил;

в) пе­ре­ход от сти­хий­но­го по­треб­ле­ния при­род­ных ре­сур­сов к ор­га­ни­за­ции це­ле­на­прав­лен­но­го хода при­род­ных про­цес­сов;

5. Зна­че­ние при­ро­ды для че­ло­ве­ка и об­ще­ства:

б) есте­ствен­ная среда оби­та­ния;

в) ис­точ­ник вдох­но­ве­ния и кра­со­ты.

Дата добавления: 2015-05-07 ; Просмотров: 2944 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Социальная система это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы:

Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

· как взаимодействие индивидов;

· как групповое взаимодействие;

· как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);

· как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Общество — открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность.

В качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 700 | Нарушение авторских прав

источник

Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Закрытое Общество — система, когда человек получает основные ценностные ориентации от какого-либо авторитета (религия, партия, вождь), и где эти ценности получают статус официальной идеологии. Появляются политические институты государства, которые воплощают эту идеологию в жизнь и осуществляют контроль над общественным сознанием.

Формально Закрытое Общество — государственная идеология и её институты остаются, но общество в большинстве своём равнодушно к официальным идеям или даже не принимает их. (Обычно быстро теряет контроль над системой.) (УТОЧНИТЬ. )

Фактически Закрытое Общество— имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество. (Восхищение и любовь к власти, с другой стороны— страх.)

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг»— заботиться о других, а частная собственность— дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Открытое Общество — здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности.
Отсутствует государственная идеология (ГОС ИДЕОЛОГИЯ ЕСТЬ – не навязываемая, но определяющая стиль поведения гос власти), а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы.

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. (Почему!?)

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

· Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства (НЕТ. ).

Группа – закрытая или открытая – такое и (со)общество

источник

Общество как система – узловая категория социологии, совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей. В них выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. В течение долгого времени в западной социальной мысли общество практически отождествлялось с государством.

У Конта общество – это функциональная система, включающая государство, классы и семьи. Базируется на двух главных идеях: прогресса и социального порядка. Основной регулятор общественной жизни по Конту – моральный фактор.

Органический подход к обществу у Спенсера. Аналогия общество – организм проводится у него последовательно, детально и с учетом новейших достижений биологии. Эволюцию общества он рассматривает как естественный процесс роста и дифференциации его частей и функций, а удовлетворение индивидуальной потребности в счастье утверждается как естественное право каждого человека. Характерно, что Конт и Спенсер изменения в обществе объясняли, опираясь на естественные науки. Отсюда, их функциональная концепция общества.

Первым обосновал общество как социальную систему, исходя из него самого, Маркс. Суть марксового подхода к обществу в материалистическом понимании истории.

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. Разделение труда – это выражение общественной солидарности, оно обеспечивает свое уникальное место каждой личной индивидуальности в общественном целом.

По Веберу общество – это взаимодействие людей, продукт социальных, т.е. ориентированных на других действий.

Само понятие общества в новейшей социологии стало толковаться все более абстрактно, как любая социальная связь. Связь – это зависимость, реализованная через социальное действие.

Читайте также:  Как зайти в компьютер под администратором

Основными элементами социальных связей являются:

1) субъекты связи (их может быть единицы или десятки тысяч людей). Изменение их числа сказывается на характере связи;

2) предмет связи – по поводу чего она осуществляется.

Социальная связь может быть представлена как социальный контакт, или социальное взаимодействие. Социальные контакты постоянны. Контакты могут быть единичными и регулярными, но это все же единичные акты.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других, обмениваются действиями. От единичного акта (контакта) взаимодействие отличается сопряженностью, возобновляемостью, заинтересованностью в другом. Социальные взаимодействия выступают в виде социальных отношений, социальных институтов, социальных общностей.

Социальные отношения – это устойчивая система отношений, взаимодействия между партнерами. Они отличаются множеством предметов связи; их длительным, систематическим, самовозобновляющимся характером; опосредованным взаимодействием.

Каждый включается в систему общественных связей лишь на основе единых критериев, стандартов поведения по отношению друг к другу. Данные стандарты объединяют людей, делают возможным взаимодействие независимо от того, кто есть кто. Парсонс к таким стандартам отнес систему ценностей (добро и зло, честь и совесть, деньги и власть (закон)).

Словом, общество можно представить как систему общения индивидов. Как правило, социология ограничивается анализом общества в границах от традиционно малой группы (семьи) до большой системы (человечество), но чаще в пределах государства. Скажем, российское, немецкое, американское общество. При этом выделяется его структура, подсистемы.

Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Общество, как система, должно обладать способностями:

1) приспосабливаться к изменяющимся условиям и потребностям людей;

2) ставить цели, задачи и достигать их;

3) интегрировать в себя новые поколения.

Современному обществу, как системе, присущи целостность, сбалансированность, динамичность, открытость, самоорганизация и пространственно-временное бытие. При этом целостность общества обеспечивается взаимодействием его элементов.

Каждая социальная система (или подсистема) по-своему уникальна и в известных пределах консервативна, инерционна. Нововведения в перспективе могут ее укрепить, но на первых порах способны нарушить равновесие элементов. Сопротивление системы нововведениям не столько аномалия, сколько способ существования. Устойчивость позволяет социальной системе избегать резких колебаний, которые бы вели к утрате системных качеств.

Стабильность – состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохранять устойчивость своей структуры и функций при сильных воздействиях извне.

Нестабильность, неустойчивость – это ситуация, когда воздействие (внутреннее) превышает некоторые критические значения. При этом требуются либо экстраординарные действия для сохранения системы; либо ее переход в качественно новое состояние.

Сохранение стабильности обеспечивают:

во-первых, достижение и поддержание баланса интересов социальных субъектов;

во-вторых, самоокупаемость, эффективность, рентабельность;

в-третьих, поддержание человеческого потенциала (здоровья, образования, квалификации и т.п.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8963 — | 7158 — или читать все.

176.59.98.28 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1.Понятие открытой системы.

2. Характеристики общества как системы:

а) динамичной со­ци­аль­ной структурой;

3.Открытость общества, вли­я­ние природы на общество:

а) природные усло­вия оказывают зна­чи­тель­ное воздействие на об­ще­ствен­ное разделение труда;

б) природные фак­то­ры играют важ­ную роль в жизни людей (географический детерминизм);

в) природа об­ра­зу­ет естественную среду оби­та­ния человека.

4.Состояние не­пре­рыв­но­го обмена с окру­жа­ю­щей природной сре­дой и эко­ло­ги­че­ские проблемы современности:

в) загрязнение морей и океанов;

г) загрязнение атмосферы;

е) сокращение ко­ли­че­ства воды, при­год­ной для питья.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

источник

В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.

Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.

Структура общества состоит из четырех подсистем, которые являются основными сферами деятельности человека – политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, политическая сфера является системой, включающей огромное количество составляющих — партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.

Каждая сфера общества является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама — довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество — это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.

Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.

Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это – человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.

Жизнь общества как социальной системы постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.

Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.

Общество как динамическая система характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.

источник

Со времени возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

Читайте также:  Размер шапки как определить ребенку

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Общество — открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Например, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синергетика — новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы. Данный переход называется фазой становления, которая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и этот выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в соответствии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом.

Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.

Общество с точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят в своих детях недостаток образования и свои трудовые навыки.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет действовать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система сословного общества не могла сохранять внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

источник