Меню Рубрики

Люди с ограниченными возможностями здоровья

Для этой «Виктории» никогда не стихают аплодисменты. Сегодня состоялся выездной межрегиональный фестиваль для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Фестиваль уникальный и уже давно вышел за пределы нашего региона. В частности, эта весенняя «Виктория» объединила участников из Костромской, Ивановской, Смоленской, Московской и Ярославской областей.

Здесь нет места конкуренции. Только творчество. Участники проявляют себя в хореографии, вокале, сценическом искусстве. И, несмотря на особенности здоровья, каждый уже нашел свой уникальный жанр. Артистам во всем помогают ярославские волонтеры. «Виктория» по-настоящему объединяет и учит дружить.

Уникальный опыт, которым готовы делиться

Танцевальная коляска и велосипед стали для Алексея Костюченко одновременно и ногами, и домом

Для него прогулка по улице — чудо

Урок от чемпионов. Особенные дети вышли на лед со звездами и сделали первые шаги под надзором хоккеистов.

Они из года в год доказывают, что ничем не отличаются от других. Они — люди с особенностями.

В домах Ярославля начали устанавливать электрические подъемники для инвалидов. Новая конструкция уже появилась в многоэтажке по проезду Доброхотова в Заволжском районе.

Они каждый день доказывают себе и окружающим, что невозможное все-таки возможно. Сегодня в планетарии в рамках празднования международного дня инвалидов состоялось награждение людей с ограниченными .

Ярославль продолжает подготовку к благотворительному проекту «Доброта в лицах». Сегодня прошла новогодняя фотосессия.

Слуховые аппараты для тех, кому они жизненно необходимы. Ярославское отделение всероссийского детского фонда передал слабослышащим детям слуховые аппараты.

Мастер-классы по флористике, лепке из глины и плетению, состязания по робототехнике, резьбе по дереву — и все это чемпионате профмастерства «Абилимпикс».

© 2013 — 2019, «Первый Ярославский областной телеканал»
Свидетельство о регистрации: Эл № ФС77-67781 от 28 ноября 2016 года,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Все права на любые материалы,опубликованные на сайте,
защищены в соответствии с российским и международным законодательством
об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио
и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя. Для детей старше 16 лет.

На сайте 1yar.tv в целях функционирования осуществляется сбор метаданных пользователей
(cookie, данные об IP — адресе и местоположении). Оставаясь на сайте, пользователь подтверждает
свое согласие на обработку этих персональных данных.
В случае своего несогласия, пользователь должен покинуть сайт.

Учредитель: ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга»
Главный редактор: Воронин С.М.

источник

На сегодняшний день каждый десятый человек на планете (в сумме это свыше 500 млн. людей) страдает от тех или иных ограничений в повседневной жизнедеятельности. Они могут касаться психических, физических нарушений и дефектов.

Несмотря на достижения современной науки и медицины, число лиц, страдающих этими расстройствами, растет. Это связано с некачественным питанием, нестабильной психологической средой (войнами, конфликтами, терактами), плохой экологией, вредными привычками и т. д. В нашей стране дети с нарушениями тоже не редкость.

Общество должно воспринимать их как равных и помочь адаптироваться к окружающей среде. Только в этом случае больной, пребывая среди других людей, сможет почувствовать себя полноценным членом общества.

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? На самом деле, это целая группа лиц, страдающих от тех или иных патологий. В различных источниках понятие “ОВЗ” трактуется неодинаково. В общем, оно означает определенные отклонения физического и психического здоровья от нормы.

Это комплекс врожденных и приобретенных дефектов, мешающих выполнять некоторые жизненно важные функции, влияющих на самооценку и социальную адаптацию. Многие люди с ОВЗ нуждаются в посторонней помощи даже в ходе выполнения простейших действий (одевание, мытье, чистка зубов, письмо и чтение).

Дети, страдающие от стойкого нарушения, воспринимаются обществом по-разному. Окружающие реагируют на их появление в социуме неодинаково: кто-то жалеет, кто-то презирает, кто-то помогает во всем.

Но времена меняются, и если лет 10 назад такие детки обществом недооценивались, не воспринимались как полноценные его члены, то сегодня люди реагируют на них вполне адекватно и помогают адаптироваться. Более того, для детей с нарушением функций организма и психики создаются необходимые условия, с помощью которых они могут обучаться, развлекаться, лечиться и т. д.

Но как ощущают себя сами дети, относящиеся к данной категории? Опытные специалисты в сфере психологии утверждают, что они сталкиваются с колоссальным психологическим барьером и могут считать себя ненужными даже в собственной семье.

Задача современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять собственную важность в этом мире и приносить ему пользу, даже будучи физически и психически ограниченным. К группе ОВЗ относятся дети, которые имеют следующие дефекты:

  • проблемы со слухом (глухота, слабый слух);
  • трудности со зрением (слепота, недостаточно развитая зрительная функция);
  • нарушения речевой опции (афазия, выраженное заикание, алалия);
  • недоразвитый интеллект, умственная отсталость;
  • задержка психического развития;
  • нарушения опорно-двигательной системы, детский церебральный паралич;
  • трудности в эмоционально-волевой сфере;
  • наличие группы инвалидности;
  • множественные нарушения, представляющие собой сочетания нескольких патологий.

Если человек возрастом до 18 лет страдает от какой-либо из приведенных патологий, его можно относить к категории «дети с ОВЗ». Отметим, что к данной группе нельзя относить индивидуумов, которые плохо усваивают школьную программу и являются физически и психически здоровыми.

Диагноз “ОВЗ” порой вызывает у родителей и окружающих людей настоящую панику. Им на ум сразу приходит «овощ», который не в состоянии сам себя обслужить, не способный взаимодействовать с окружающей действительностью. Порой даже опытные педагоги отказываются от работы с такими «трудными» воспитанниками.

Но вопреки общераспространенному убеждению, наличие данного диагноза – не повод браться за голову и избегать общения с представителями той или иной категории детей с ОВЗ.

Классификация детей с ограниченными возможностями позволяет выделить следующие группы:

  • с нарушением слуховой функции;
  • с проблемами нарушения зрения;
  • с болезнями опорно-двигательного аппарата;
  • с трудностями в плане психического развития, умственной отсталости;
  • с поведенческими негативными реакциями;
  • с сочетанными патологиями.

Характеристики деток с ОВЗ во многом зависят от ряда показателей, из которых определяющую роль играет непосредственно сам дефект, ведь от него зависит дальнейшая жизнь больного. Для каждой из этих групп система предусматривает специальные обучающие схемы. В итоге, малыш может избавиться от дефекта или хотя бы уменьшить его проявления.

Зачастую детки, страдающие от подобных недугов, воспринимают информацию намного лучше, нежели их здоровые сверстники. Как показывает практика, умственные способности таких индивидуумов превосходят навыки и знания обычных школьников вдвое и более, ведь они много читают, стремятся развивать в себе таланты, а в связи с ограничением в одних сферах они концентрируются на других и добиваются в них колоссального результата.


Есть несколько групп причин, в связи с которыми на свет рождаются дети с ОВЗ:

Эндогенные (это категория внутренних факторов):

  • предварительные (связаны с наследственными факторами, нервными срывами, травматизмом);
  • натальные (если говорить о состояниях, которые возникли в момент родовой деятельности, к ним относятся осложненные или чрезмерно быстрые роды);
  • постнатальные, которые связаны с заболеваниями или последствиям травм, а порой заключаются в инфекционных поражениях.

Экзогенные (это внешние причины), которые зачастую носят социально-биологический характер и обусловлены состоянием экологии, наличием у родителей вредных привычек.

Врач должен определить, что именно поразило ребенка, чтобы принять соответствующие меры по лечению.

У представителей данной группы имеется определенная психолого-педагогическая характеристика. Она включает в себя следующие моменты:

  1. Недостаточно высокий уровень развития восприятия. Этот аспект состоит в необходимости более продолжительного времени для приема и переработки полученного материала. Дети имеют недостаточное количество знаний об окружающем мире, а также испытывают затруднения в процессе узнавания контурных и схематичных изображений объектов.
  2. Когда в детских садах даются определенные задания, обнаруживается, что у детей в ОВЗ наблюдаются недостаточное пространственное представление, невозможность проведения аналитических мероприятий, рассмотрения тождественности и симметричности, соединения нескольких фактов в единое целое.
  3. Важно понимать, что такие детки испытывают трудности в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. У них недостаточно организовано внимание, что вызвано недоразвитостью интеллектуальной активности, несовершенством навыка самоконтроля и самообладания, отсутствием чувства ответственности.
  4. Дефекты памяти. Они заключаются в том, что функция словесного запоминания работает плохо, а визуальная память над ней значительно преобладает.
  5. Особенности поведения больного состоят еще и в том, что у него снижен познавательный аспект. Он не интересуется окружающим миром, не умеет выстраивать гипотезы и теории, отчего знает меньше своих сверстников.
  6. Ребенок, у которого то или иное заболевание ограничивает возможности, страдает от отставания в наглядно-образном и наглядно-действенном мышлении.
  7. Если понаблюдать за здоровыми детками и представителями группы ОВЗ, можно заметить, что обычные дети имеют более выраженную тягу к общению со сверстниками и взрослыми, нежели больные (последние больше являются интровертами).
  8. Отсутствие игровой деятельности – еще один момент, характеризующий ребенка, ограниченного в функциях. Сюжеты игры примитивны и банальны, как и игровые роли, способы их обыгрывания.
  9. Нарушение языковой системы у нездорового дошкольника – норма для такого состояния. Воспитателям и медикам приходится проделать колоссальную работу, чтобы обеспечить такому малышу нормальную речевую функцию.
  10. Невысокая работоспособность, возникшая вследствие быстрой утомляемости по причинам плохого здоровья.

Из-за этих особенностей дети страдают от недостаточности психологических предпосылок к овладению навыками обучения. Их потребности заключаются в том, чтобы были созданы оптимальные условия в сфере образования.


Дети с ОВЗ обычно требуют особого подхода и должного внимания. На то, как будет развиваться больной ребенок, влияют вид и степень нарушения, а также время начала патологии, окружающая среда, условия жизни. При каждом из вариантов дефектов производится выбор индивидуальной программы. Но основные аспекты образовательной среды следующие:

  • мотивация, способствующая формированию у ребенка интереса к окружающей действительности и учебному процессу;
  • развитие – необходимо создание единого пространства сотрудничества и совместного творчества;
  • построение взаимодействия, способствующее развитию социальных навыков, а также оказание помощи в процессе адаптации к условиям окружающего мира;
  • формирование психологического комфорта и безопасности.

Именно такое сопровождение детей позволит добиться оптимального результата обучения на всех его стадиях и стабилизировать общее состояние здоровья.

Читайте также:  Как на р на французском

На начальных этапах немаловажную роль играет формирование интереса и готовности к сотрудничеству с воспитателем, преподавателем.

А школа для детей с подобными отклонениями затем обеспечит формирование нравственности, мировоззрения, гражданской позиции, творческих способностей.

Немаловажную роль играет и семейное воспитание деток с этим диагнозом. В семейной обстановке следует создать специальные условия, в которых малыш будет проводить большую часть своей жизни.

Посредством целенаправленных действий родители смогут оказать колоссальное влияние на жизнедеятельность ребенка и его социальную адаптацию, а также на подготовку к последующей профессиональной деятельности.

Задача родителей – показать крохе устройство мира и помочь ему понять свое место в нем. А далее будут применены соответствующие педагогические методики, способствующие ускорению этого процесса.

В отношении больных детей обычно используется единый подход в комплексе, который включает в себя следующие направления:

  • психолого-медико-педагогическое диагностирование;
  • работа коррекционного и развивающего характера;
  • обеспечение своевременного лечения и укрепления здоровья.

Только такой подход позволит ребенку найти свои лучшие способности, получить достойное образование и добиться колоссального успеха во взрослой жизни. К ключевым задачам комплексного подхода к детям с ОВЗ можно отнести следующие направления:

  • развитие психофизических опций до оптимального уровня, что обеспечит полную готовность к учебе (это касается нормализации слуха, оптико-пространственного ориентирования, зрительной функции, мышц);
  • расширение кругозора ребенка с многосторонними представлениями об окружающих явлениях (все это позволит сознательно и обдуманно воспринимать учебный материал);
  • создание определенного социально-нравственного поведения, что обеспечит успешную адаптацию и позволит решать различные ситуации в жизни;
  • создание навыков и умений, нужных для осуществления той или иной деятельности;
  • развитие различных направлений мышления, что позволит трезво анализировать и оценивать ситуацию и чувствовать себя уверенно;
  • охрана соматического и психоневрологического здоровья малыша, предотвращение срывов и стрессов, обеспечение психологически комфортной обстановки;
  • предоставление системного контроля с использованием услуг специалистов: с ребенком должны работать опытные педагоги, дефектологи, психологи;

при необходимости должна быть оказана своевременная и качественная медицинская помощь.
Таким образом, дети с ОВЗ – это не проблема, а возможность развить в человеке Личность с большой буквы.

источник

В современных условиях проблема трудоустройства стоит особенно остро перед людьми с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего это связывается с требованиями законодательства к трудоустройству инвалидов, с одной стороны, и нежеланием работодателей принимать их на работу — с другой. Городские центры занятости совместно с другими заинтересованными службами осуществляют поиск подходящей работы лицам с ограниченными возможностями, выполняя профреабилитационные рекомендации индивидуальных программ реабилитации. Сложившаяся ситуация на рынке труда позволяет судить о том, что людям с ограниченными возможностями здоровья приходится особенно сложно в процессе самостоятельного трудоустройства. В статье рассматриваются наиболее распространенные причины отказа в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями и возникающие впоследствии социально-психологические проблемы, а также преимущества работы инвалида в компании, возможность инклюзивного образования и дистанционная работа как вид трудоустройства человека с ограниченными возможностями.

В России люди с ограниченными возможностями здоровья определяются как инвалиды. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2014 г.), понятие «инвалид» трактуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности [5].

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности и составляется индивидуальная программа реабилитации.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11) [5].

Из определения следует, что ИПР предоставляет человеку с ограниченными возможностями здоровья в качестве реабилитационной меры право трудиться, а российское законодательство, в свою очередь, предоставляет гарантии трудовой занятости. Иными словами, человеке ограниченными возможностями здоровья имеет право трудиться в любой организации, независимо от ее организационноправовой формы.

С 1 января 2010 г. в постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. от 4 сентября 2012 г.) внесено изменение, которое отменило степени ограничения способности к трудовой деятельности. Таким образом, с 2010 г. не существует понятий «рабочие» и «нерабочие» группы — все категории людей с ограниченными возможностями здоровья имеют право обращаться в государственную службу занятости и работать в условиях, не противоречащих рекомендациям индивидуальной программы реабилитации.

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн инвалидов, или 8,8% населения страны, и более 40 млн маломобильных граждан, или 59% населения [4].

Это очень большой процент для экономического обеспечения государством данных граждан на достойном уровне жизни. Поэтому возможность трудоустройства людей с ограниченными возможностями является точкой соприкосновения государственных и общественных интересов.

Вопрос поиска работы для человека с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален не только в плане материального обеспечения, а прежде всего в плане социализации его в обществе. Поэтому данная проблема является одной из главных государственных проблем, обсуждаемых на заседаниях Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.

Трудоустройством этих граждан занимается государственная служба занятости. Практика совместной работы городского центра занятости с другими заинтересованными службами, основные направления деятельности которых связаны с профреабилитацией инвалидов (органы социальной защиты населения, бюро МСЭ, работодатели), позволила накопить заслуживающий внимания опыт в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации и дала возможность перейти от традиционных методов организации занятости инвалидов к новым, основанным на применении современных технологий по трудоустройству инвалидов [7]. Помимо этого, в рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011—2015 гг. для повышения эффективности трудоустройства этих граждан проводятся специализированные ярмарки вакансий.

Несмотря на осуществляемые государством мероприятия, анализ сложившейся на рынке труда ситуации позволяет судить о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в процессе самостоятельного трудоустройства и выявляет противоречие между требованиями законодательства к трудоустройству инвалидов и нежеланием работодателей принимать их на работу.

Эффективное трудоустройство человека с ограниченными возможностями напрямую зависит от его уровня конкурентоспособности. Иными словами, с позиции работодателей качество работы инвалида и уровень его компетенций должны быть на порядок выше, чем у других претендентов на вакантную должность. Такое преднамеренное завышение работодателями требований к инвалидам является нарушением принципа справедливого трудоустройства, который многие компании закладывают в основу своей трудовой этики. Более того, такое положение на рынке труда приводит к тому, что в процессе поиска работы люди с ограниченными возможностями сталкиваются с рядом психологических проблем.

Во-первых, это проблема необоснованного отказа в приеме на работу. Работодатели отказывают инвалидам I и II групп на основе нетрудоспособности этих групп инвалидности, проявляя тем самым собственную некомпетентность, и развивают у людей с ограниченными возможностями здоровья комплексы социализации. Российское законодательство предоставляет возможность обращения в государственную службу занятости инвалидам всех групп. Единственное условие труда этих людей — сокращение продолжительности рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты груда (ст. 23) [5].

Во-вторых, работодатели отказывают в приеме людям с ограниченными возможностями, поскольку не имеют разработанных и сформированных характеристик содержания и условий труда, которые могли бы учитывать при трудоустройстве инвалидов. Готовность работодателей обеспечивать комфортные условия труда работников, не имеющих ограничений по состоянию здоровья, и неготовность принять меры по обеспечению рабочих мест инвалидов создают представление о том, что люди с ограниченными способностями работают хуже и менее эффективно. Опровергая данное представление, достаточно вспомнить результаты олимпийской сборной на Паралимпийских играх в 2014 г. в Сочи. Не каждый спортсмен с полноценным физическим здоровьем способен достичь таких высоких результатов. Кроме того, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья есть люди, получившие инвалидность вследствие аварии или травмы, но обладающие высокой профессиональной квалификацией. Вместе с тем в обществе бытует мнение, что они теряют свою профессиональную компетентность.

Тем не менее можно утверждать, что человек с ограниченными возможностями здоровья обладает более высоким уровнем мотивации труда уже потому, что имеет собственное рабочее место. Он чувствует себя составной частью большого трудового коллектива и полноценным сотрудником. Эти обстоятельства гарантируют повышенную работоспособность и интерес со стороны сотрудника.

К тому же, как показывает практика, настоящий профессионал, обладающий высокой квалификацией, умеет гибко перестроить технологию своей деятельности. Например, хороший танцор после получения травмы не может выступать на паркете, но может оказаться успешным в научной или педагогической деятельности.

Отсюда следует, что профессионализм теряется только в случае нарушения той функции жизнедеятельности организма, которая была необходима в работе: обоняние для парфюмера, слух для музыканта или двигательные функции рук для слесаря. В остальных случаях утрата физической мощи не отражается на умственных способностях. Ограничения в передвижении не влияют на качество труда бухгалтера или специалиста по управлению персоналом. Поэтому эффективность и результативность деятельности не может быть оценена относительно уровня физических возможностей.

Если посмотреть на проблему трудоустройства и обустройства рабочих мест со стороны работодателей, то экономическая целесообразность принятия на работу сотруд- ника-инвалида заключается в возможности получения субсидии на организацию специального рабочего места, получения квоты и других государственных льгот. Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22) [5]. Такие специальные рабочие места оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями, но основной процент денежных средств, необходимых для организации труда инвалида, предоставляет федеральный бюджет [2|.

Читайте также:  Как включить интернет на мтс

В-третьих, работодатели отказывают в трудоустройстве инвалидам на основании несоответствия уровня их профессионального образования требованиям должности. Это вполне законная причина в отличие от двух предыдущих.

Анализ содержания интернет-контента для инвалидов показывает, что наиболее заинтересованы в образовании и переподготовке именно люди с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в России внедряется во все образовательные организации, регулируется Конституцией Российской Федерации. В Законе от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» инклюзивное образование определяется как совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Такой вид образования позволяет всем людям реализовывать свой потенциал социального развития. Поэтому обучение и переподготовка инвалидов вполне доступна для любого работодателя, к тому же на это выделяются средства из федерального бюджета.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья для работодателя является, скорее, преимуществом, чем недостатком, кроме того, оно не обусловлено повышенными экономическими издержками.

Стремительно развивающиеся идеи гуманизации труда подразумевают совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работнику возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего интеллектуальные и психологические. В связи с этим особую значимость приобретает управление человеческими ресурсами.

Анализ научной и специальной литературы показал, что в основе инновационных методов управления персоналом лежат информационные технологии. Это открывает новые перспективы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья, которые стремятся к самореализации.

Данная сфера использует в своей деятельности специализированные программы, интернет-ресурсы и инновационно-коммуникационные технологии, позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья работать на территории работодателя или, как альтернативный вариант, дистанционно.

Преимуществом дистанционной работы является сглаживание социальных проблем. Отношения между работни- ком-инвалидом и трудовым коллективом осложняются психологическими барьерами. Зачастую сотрудникам сложно воспринимать инвалида как полноценного сотрудника и человека в целом, а дистанционная работа это скрывает.

Таким образом, при правильной организации труда человека с ограниченными возможностями может стать «незаменимым» специалистом, мозговым центром того или иного подразделения или даже бизнес-партнером.

Подводя итог, можно констатировать, что «доступная среда» должна быть создана не только в быту и образовании, но и в труде, стать ступенью развития общества, когда труд становится реальным правом для всех.

источник

Люди с ограниченными возможностями здоровья трудоустраиваются при содействии органов службы занятости населения

В марте нынешнего года в Новочебоксарске при посещении детского парка «Дворик», расположенного в Торговом центре «Экспресс», девочку с ограниченными возможностями и ее маму не пустили в игровую зону этого детского парка. sovch.chuvashia.com »

Московский район г. Чебоксары: граждане с ограниченными возможностями здоровья переезжают в новые квартиры

В Чебоксарах прошел конкурс творчества юношей с ограниченными возможностями здоровья «Богатырская застава»

И добрый молодец, и артист В чебоксарском Дворце культуры «Салют» на днях прошел X Республиканский конкурс творчества юношей с ограниченными возможностями здоровья «Богатырская застава». Напомним, в этом конкурсе ежегодно участвуют юноши с проблемами слуха. sovch.chuvashia.com »

Чувашские полицейские организовали для детей с ограниченными возможностями хоккейный турнир «Горячий лед»

Мероприятие прошло с участием «Полицейского Деда Мороза». 21.mvd.ru »

15 июля каждый посетитель, от малышей до бабушек и дедушек приняли участие в интерактивных парковских программах. В этот день с самого утра в аттракционной зоне стартовала социальная Акция «Дорога в Изумрудный город». tvorite.ru »

Амбулифт для людей с ограниченными возможностями в Чебоксарском аэропорту появится к сентябрю 2017 года

В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями открылась выставка «Водные фантазии»

В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями открылась выставка работ учащихся Чебоксарской детской художественной школы 4 им. Э. М. Юрьева. Интересные работы для экспозиции на тему «Водные фантазии» представили учащиеся художественной школы. tvorite.ru »

Начиная с 1992 года, 3 декабря во всех странах мира отмечают День инвалидов. [vfoto=»Посмотреть фото»] [/vfoto] В настоящее время в мире насчитывается примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения нашей планеты). cheb.ru »

Фестиваль спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья «Спорт без границ» в Новочебоксарске

Юрий Степанов, как и другие спортсмены, имеющие инвалидность, принял участие в спортивном фестивале pg21.ru »

В Управлении Пенсионного фонда РФ в городе Чебоксары созданы необходимые условия для приема инвалидов в соответствии с государственной программой «Доступная среда». На парковке у здания Управления ПФР выделено место для стоянки автомобилей маломобильных групп населения, установлены специализированные дорожные знаки. cheboksarynews.ru »

В Чебоксарах за год в два раза сократилась очередь в детские сады для детей с ограниченными возможностями здоровья

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Чебоксары сделана ставка на внедрение инклюзивного обучения. Благодаря вниманию со стороны руководства города за последние годы в этой области достигнуты серьёзные успехи. cheboksarynews.ru »

В минувшие выходные, Дом культуры «Южный» Централизованной клубной системы города Чебоксары, совместно с общественной организацией «Свобода» организовал конкурс красоты «Мисс Свобода-2016» для девушек с ограниченными возможностями здоровья. tvorite.ru »

Все лето в БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии работают летние лагеря для детей с ограниченными возможностями. 8 июня преподаватели художественного отделения детской школы искусств 3 Н. tvorite.ru »

Чебоксарский опыт инклюзивного обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлен на международной конференции в городе Сочи

источник

Также, не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Ведь именно в области культуры, искусства результаты деятельности человека не связаны напрямую с состоянием его здоровья. В наше время люди с ограниченными возможностями все чаще заявляют о своем высоком духовном и культурном потенциале.

Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций, в том числе культурно-досуговых учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего, молодежи.

При организации досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

При этом важно учитывать, что молодые инвалиды существенно отличаются от инвалидов зрелого возраста, также как инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом, будучи уже взрослым.

Для молодых инвалидов культурно-досуговая деятельность выступает процессом формирования условий для организации свободного времени, связанного с реализацией их потребностей и интересов, обладающего личностно-развивающим характером, социальной ориентацией и самореализацией.

Итак, при организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, следует учитывать:

учет индивидуальных психофизиологических особенностей людей с ограниченными возможностями;

организация культурно-досугового пространства в процессе реабилитации людей с ограниченными возможностями;

Рассмотрим условия, которые способствуют восстановлению социальных и психологических и физических функций инвалидов посредством организации культурно-досуговой деятельности:

Создание щадящих условий (благоприятные условия труда, рациональный режим труда и отдыха; использовать гибкий режим рабочего времени), упрощенного режима;

Использование коррекционно-воспитательной направленности работы специалистов;

Использование методов, средств и приемов, с учетом возможностей молодых инвалидов;

Разделение требований и индивидуализирование обучения, то есть модифицирование рабочей программы (зависит от деятельности учреждения);

Создание особых кружков для молодых инвалидов, с целью повышения уровня развития инвалидов и побуждения интереса к совместной деятельности;

Учет особенностей психического развития, причины трудного поведения при организации коррекционно-воспитательной работы.

К наиболее распространенным формам организации культурно-досуговой деятельности относят:

1. Создание кружков и клубов. Наличие на территории муниципального образования людей с ограниченными способностями объединенных общностью интересов и способных к самостоятельному передвижению или с незначительной посторонней помощью.

2. Кружки прикладного творчества.

3.Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.

4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.

5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей людей с ограниченными возможностями).

6. Организация праздников, концертов.

8. Организация информационно-просветительских программ.

9. Проведение различных реабилитационных программ, например, арт-терапия, которая включает в себя группу лечебных и коррекционных методов, применяемых специалистами с соответствующей профессиональной подготовкой, на основе одной из экспрессивных модальностей – визуальных искусств, музыки, искусства театра и танца.

Таким образом, организация культурно-досуговой деятельности с инвалидами является важной, но одновременно и трудной задачей современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Люди с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают организации клубного типа нуждаются во временной или постоянной посторонней помощи в связи с полной или частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные, жизненные потребности, так как имеются ограничения способности к самообслуживанию. Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности, посредством организации культурно-досуговой деятельности.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.

Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством .

За словами Г.П. Щедровицкого, клуб создается для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами.

Одним из направлений деятельности клубов для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация – процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

Читайте также:  Вот как мужа с работы встречать надо

Примером клубной работы могут служить клубы – «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», «Тестопластика», «Вышивание», эффективной может быть деятельность клубных объединений, развивающих техническое творчество, а также вокальные, хореографические, театральные способности инвалидов.

Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ.

Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

Отдых, досуг и восстановление душевных сил, наряду с производственной деятельностью – важные составляющие в жизни каждого человека. Люди с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции инвалида в общество.

Наиболее прогрессивным методом социокультурной реабилитации инвалидов, естественной формой изменения эмоционального состояния, является арт-терапия. Арт-терапия – это метод психотерапии, использующий для лечения художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт — терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также, творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества инвалид гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.

Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате инвалид правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.

Итак, мы приводем примеры форм работы для лиц с ограниченными возможностями, которые могут быть использованы как в клубе, так и поза его пределами, как арт-терапия.

Чтение книг помогает человеку с ограниченными возможностями лучше любого психолога. Ведь с помощью литературы можно не спеша рассмотреть и понять сложную жизнь человека, а на художественных примерах найти то, что способно сделать ее интересной, яркой и радостной. Зачастую прочтение биографии известной личности с непростой судьбой возвращает инвалиду веру в свои возможности. А специально подобранная литература помогает снять напряжение и получить удовольствие от жизни.

Изотерапия – это уникальный инструмент, применяемый в психотерапии, педагогике, медицине, культуре, социальной работе и психологии. Рисование помогает инвалидам справиться со своими личностными и психологическими проблемами, а также способствует гармоничному развитию всех человеческих функций.

Рисуя свою проблему, человек оставляет на бумаге все негативные эмоции. Занятие искусством всегда приносит творческое удовлетворение.

Очень распространена в использовании фототерапия – художественное фотографирование.

Созерцание произведений живописи, скульптуры, архитектуры вызывает не только эстетические и познавательные импульсы, но и исцеляющие: возрастает энергетический тонус, улучшается самочувствие, происходит самовосстановление.

Прослушивание спокойных и гармоничных музыкальных произведений способствует снятию напряжения и устранению негативных эмоций у лиц с ограниченными возможностями. Применяться они могут, в качестве самостоятельного средства реабилитации, или как дополнение к другому виду деятельности, например к лепке, рисованию и т.д.

Не менее значимо для инвалидов пение. Оно помогает обогатить их новыми впечатлениями, развить инициативу, самостоятельность и одновременно с этим корректирует имеющиеся недостатки.

Проводя мероприятия, каждый человек имеет возможность взять участие, то есть показать свои способности или просто продемонстрировать стремление к жизни, почувствовать ощущение нужности в социуме.

4. Игровая деятельность с элементами театрализации

Участие в фольклорном фестивале для инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества. Используемые здесь игровые элементы социокультурных технологий имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение.

Хорошие возможности для социальной реабилитации инвалидов дают методики игротерапии, особенно с элементами театрализации: используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы.

В досуговой работе целесообразно использовать тематически выдержанный игровой комплекс, состоящий из конкурсной деятельности. При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах.

Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Игра позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру. Нередко зрители становятся актерами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли.

Полученные инвалидом положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.

Глинотерапия – эффективный способ реабилитации, сочетающий комплекс медицинских, валеологических, культуроориентированных комплексов, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами. Издавна известно о лечебных свойствах глины, обладающей антисептическими, абсорбирующими свойствами.

Практические занятия по изготовлению глиняной игрушки, сочетаются с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и технике изготовления. Лепка способствует развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений рук. Роспись изделия вырабатывает пластичные движения, формирует чувство ритма, объема, пропорций, цвета, воспитывает художественный вкус.

Творческая работа с природными материалами – это важный фактор формирования трудовых навыков, аккуратности, планирования, способствующий развитию воображения, пространственного мышления.

Во время занятий прикладным творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья получают массу впечатлений, заряд положительной энергии, делают шаг навстречу самостоятельной и независимой жизни, интеграции в общество. Порой почувствовать себя нужным можно просто создавая что-нибудь собственными руками.

Паркотерапия – одна из инновационных здоровьесберегающих технологий социально-культурной деятельности. В современных условиях на парки культуры ложится не только культурно-досуговая нагрузка, но и весомая рекреативно-оздоровительная нагрузка.

Основываясь на исследованиях современных ученых, выделяют следующие направления этой технологии:

1) Ландшафтотерапия – исцеление происходит благодаря воздействию природной красоты (природы). Неоценимо положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке естественной природы осуществляется ее комплексное воздействие через все органы чувств. Зеленые насаждения способствуют оздоровлению организма человека. Человек невольно видит в растении, животном или камне «нечто человеческое», и возникает чувство единения с природой, придающее новые творческие и физические силы.

2) Акватерапия, фонтанотерапия – перенос театрализованных программ на водные просторы добавляет зрелищности. Во всех культурах вода почиталась как источник и символ жизни, как носитель информации. Издревле было известно успокаивающее и релаксирующее воздействие неторопливого течения проточной воды.

3) Садовая терапия – один из старейших видов активной терапии, которая практикует физическое и психологическое исцеление человека через общение с растениями. Садовая терапия основывается на взаимодействие человека с природой, специалисты рассматривают этот процесс не только как положительную физическую нагрузку, но и как возможность постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.

7. Ручная работа (вышивание, вязание на спицах или крючком, бисероплетение, собирание пазлов) – это отличный вариант досуга для лежачих инвалидов, при условии, что они на нее способны. Подобное времяпровождение помогает снять стресс, нервное перенапряжение, раздражительность и вместе с этим развить мелкую моторику.

Потребность в собственном печатном органе возникла давно. Поэтому ребятам очень интересно выпускать небольшими тиражами информационные листки. Например, можно выпустить издание «Наша газета». Также они могут брать участие в различных областных конкурсах. Давно известно, что многие инвалиды даже были победителями. А это стимул для них, который приносит огромный результат.

9. Мастерская тестопластики «Волшебный мир».

Тестопластика сейчас необычайно популярна как вид прикладного искусства. Для инвалидов это еще и способ развития мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

Культурно-массовая работа – это деятельность, направленная на проведение досуга инвалидов и организацию их отдыха. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых – инвалиды. Под руководством педагогов готовятся к культурно-досуговым и развлекательным мероприятиям: конкурсам, концертам, вечерам.

Без реализации права на отдых и досуг, жизнь человека с ограниченными возможностями нельзя назвать полноценной. Именно поэтому в последние годы разрабатываются новые методы в социокультурной реабилитации, которые позволяют этой категории людей адаптироваться в обществе.

Таким образом, использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Специфические формы культурного досуга, определяемые существующими социокультурными условиями, оптимизируют процесс профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Список использованных источников

1.Верещак, В.В. Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. –http://folkro.ru/userfiles/application_vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document/54ef1b477f0a8.docx

2.Григорьева, О.Е. Люди с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – https://www.coe.int/ru/web/portal/people-with-disabilities

3.Концепция о социокультурной политике в отношении инвалидов в РФ [Электронный ресурс]. – http://docs.cntd.ru/document/902110985

4. Нагорнова, А.Ю. Организация досуговой деятельности с инвалидами [Электронный ресурс]. –http://studopedia.su/9_63990_organizatsiya-dosugovoy-deyatelnosti-s-invalidami.html

5.Плохова, И.А. Социальная реадаптация людей-инвалидов посредством арт-терапии [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2014. – 69 с.

источник