Меню Рубрики

Легенды о богах древнего египта

Египетские мифы играли важную роль в жизни населения страны пирамид. Население страны искренне верило, что от героев легенд зависят их судьбы. Египетская мифология берет свое начало задолго до появления развитой цивилизации. Первые упоминания о легендах и богах датируются периодом в 5 тысяч лет до нашей эры.

Египетские мифы имеют черты, отличающие их от мифов других народов. Прежде всего это культ мертвых и потустороннего мира, а также обожествление животных. С течением времени мифология Египта изменялась в зависимости от желаний правящей династии. Фараон возводил в культ то божество, которое являлось покровителем его рода.

Изучение египетской мифологии затруднено тем, что источники, способные помочь в освещении этого вопроса, отличаются неполными данными и несистематичностью изложения. Периодически обнаруживаются новые документы и артефакты, и тексты легенд реконструируются на их основе. В основном древние египетские мифы изучаются по записям на стенах гробниц и храмов, по гимнам и молитвам.

Наиболее значимые памятники, отражающие воззрения древних египтян:

  • «Тексты пирамид» — письмена, вырезанные на стенах внутри пирамид. Они содержат заупокойные царские ритуалы. Письмена датируются XXVI-XXIII веками до нашей эры и относятся к V и VI династиям фараонов.
  • «Тексты саркофагов» — письмена на саркофагах. Они датируются XXI -XVIII веками до нашей эры.
  • «Книга мертвых» — сборник молитв и религиозных текстов, помещаемый в гроб каждого египтянина. Она датируется периодом с XVI века до нашей эры по окончании истории Египта.

Египет, мифология, боги – загадочные понятия, исследованием которых занимается множество ученых.

Амон – бог, особо почитаемый в городе Фивы. На древних изображениях он представлен в образе человека. Его голову венчают два длинных пера. Можно встретить его изображение с головой барана, священного животного. В XVIII веке он стал верховным богом. Амон покровительствовал царской власти и помогал одерживать победы в войнах.

Анубис — бог загробного мира в III тыс. до н. э. Затем его стали почитать как владыку мертвых. Он изображался в образе человека с головой черного шакала. Анубису особо поклонялись в городе Кинополь.

Апис – священное животное, бык. Считалось, что он является земным олицетворением бога плодородия. Бык содержался всю свою жизнь при храме в городе Мемфис, а после смерти погребался там же.

Атон – бог, культ которого появился во время правления Эхнатона. Он представлялся в образе солнца. Считалось, что он олицетворяет дух умершего фараона, отца Эхнатона.

Атум – бог, особо чтимый в городе Гелиополе. Он олицетворял вечное единство всего сущего. Считалось, что он является создателем мира. Во время правления V династии он стал символизировать бога Солнца.

Ба – божество, олицетворяющее человеческие чувства и эмоции. Оно имело изменчивый характер. Человек в мифологии тесто связан с этим божеством. Характер Ба мог меняться в зависимости от состояния физического тела человека. После его смерти оно оставалось около сердца умершего, а затем впадало в летаргический сон. Это божество можно сравнить с современным понятием «душа».

Геб – бог-покровитель земли. Также считалось, что он оберегает умерших. Мифы про египетских богов гласят, что он – отец Сета, Осириса, Нефтиды и Исиды. На рисунках он изображался как старец с бородой.

Ка символизирует образ человека. Это некий дух, сопровождающий его во время жизни и смерти. Считалось, что он проникает во все, связанное с человеком, во все предметы и существа. Мифология изображала его как поднятые вверх руки, согнутые в локтях.

Мин – бог, особо чтимый в городе Коптос. Он покровительствовал скотоводству и обеспечивал богатый урожай. Также Мин помогал караванам в пути.

Монту – бог, изображаемый с головой сокола. Он особо почитался в городах Фивы и Гермонт. Монту способствовал победам фараона в войнах.

Осирис – бог и владыка загробного мира. Центр его культа находился в городе Абидос.

Птах – бог, который дал имена всему сущему и сотворил остальных богов. Особо почитался в городе Мемфис.

Ра – верховный бог солнца. Считалось, что он является отцом всех фараонов. Его культ находился в городе Гелиополь.

Себек – бог-хозяин вод и источник плодородия. Он изображался с головой крокодила. Особо его почитали в Фаюмском оазисе.

Сет – бог-покровитель бури и пустыни, защитник бога Ра. Также считалось, что он является олицетворением зла.

Тот – бог луны и мудрости. На рисунках его изображали с головой ибиса. Считалось, что он изобрел письменность и календарь. Его особо почитали в городе Гермополь.

Хапи – бог, изображаемый в виде полного человека с сосудом в руках, из которого льется вода. Он олицетворял разлив Нила.

Хнум – бог-хранитель Нила. Также считалось, что он создал человечество из глины. Его изображали с головой барана. Особо почитался в городе Эсне.

Хонсу – бог, изображаемый с головой сокола или в виде человека с лунным серпом на голове. Он почитался как целитель.

Хор – бог царственности. Считалось, что правящий фараон является его земным воплощением.

Шу – бог воздуха. Также его почитали, как покровителя полуденного солнца. Он был братом и мужем богини Тефнут.

Ях – бог-покровитель луны. Особо почитался в городе Гермополь.

Исида – богиня и супруга Осириса. Она представляла собой идеал женственности. Исида покровительствовала материнству и детям. Ее культ был широко распространен и за пределами Египта.

Богини Древнего Египта представляет Бастет – покровительница веселья и любви. Она изображалась с головой кошки. Бастет особо почиталась в городе Бубастисе.

Маат – богиня, символизирующая истину и справедливость. Ее изображали с пером, воткнутым в длинные волосы.

Мут – богиня и царица неба. Ее изображали с двумя коронами и грифом на голове. Мут, как и некоторые другие богини Древнего Египта, покровительствовала материнству. Ей поклонялись фараоны, ведь считалось, что она дает право на управление Египтом.

Нейт – богиня, создавшая мир. В городе Санс также считали, что она помогает в войне и охоте.

Нефтида, или Небетхет, – богиня смерти. Считалось, что она является автором многих скорбных гимнов и молитв. Несмотря на это, ее также почитали как богиню сексуальности. На рисунках она изображена как женщина с необычной конструкцией на голове, состоящей из дома, который венчает строительная корзина. Этот символ входит в иероглифы Древнего Египта.

Нехбет – богиня, помогающая при родах. Она изображалась как женщина с белой короной и коршуном на голове. Можно встретить рисунки, на которых она представлена в облике коршуна. Нехбет особо почиталась в городе Нехен, столице Верхнего Египта.

Нут или Ну – богиня неба. Она родила Исиду, Нефтиду, Осириса и Сета. На рисунках можно встретить два ее изображения: небесная корова и женщина, касающаяся земли кончиками рук и ног.

Сохмет – богиня и жена Птаха. Она считалась помощницей в войнах и олицетворяла жар солнца. Ее культ находился в городе Мемфис.

Таурт – богиня, помогающая при родах и олицетворяющая женскую плодовитость. На рисунках ее изображали в виде самки гиппопотама, стоящей на задних лапах. Ее изображения можно было встретить на амулетах, потому что она помогала отгонять злые духи.

Тефнут – богиня-покровительница жары и влаги. Ее рисовали с головой львицы. Ее культ находился в городе Тефнут.

Уаджит – богиня, изображаемая в виде кобры. Ее почитали в городе Пе-Деп. Уаджит была олицетворением мощи фараона.

Хатхор — богиня музыки и любви. На рисунках она предстает с рогами коровы на голове. Ее культ находился в городе Дендера.

Мифология Египта начала формироваться в VI-IV тыс. до н. э. В разных областях страны складывался свой пантеон богов и создавался культ своего божества. Земное пребывание богов воплощалось в животных, растениях, небесных светилах, природных явлениях.

Египетские мифы гласят, что мир был бездонным водным пространством, которое носило имя Нун. Из хаоса появились божества и создали небо и землю, растения и животных, людей. Солнцем стал бог Ра, который появился из цветка лотоса. Если он гневался, то на земле наступала жара и засуха. Люди верили, что первые боги стали фараонами.

Но египетский миф о сотворении мира не является единым рассказом. Одни и те же события могут описываться по-разному, а божества представляться в разных обличьях.

В Египте было три основных религиозных центра – Мемфис, Гелиополис и Гермополис. В каждом из них существовала своя версия происхождения мира.

В Гелиополисе особо почитался бог Солнца. Египетский миф о сотворении мира для местных жрецов строился на его культе. Они верили, что бог Атум появился из водного пространства и силой своей воли заставил вырасти из вод священный камень, имя которому Бенбен. Взойдя на его вершину, бог Атум породил бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, которые потом произвели на свет бога земли Геба и богиню неба Нут. Эти божества являются основой творения. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила.

В Гермополисе считалось, что основателями мира стала восьмерка богов – оглоада. В нее входили четыре женских и четыре мужских божества. Наунет и Нун символизировали воду, Хаунет и Ху – пространство, Каунет и Кук – тьму, Амаунет и Амона – воздух. Восемь божеств стали родителями бога солнца, который подарил миру свет.

Легенда Мемфиса похожа на Гермополисную, но с одним отличием – бог Птах появился до бога солнца. Последний был создан сердцем и языком Птаха.

Герои египетских мифов в основном были богами, самый известный из них – Осирис. Он покровительствовал земледелию и виноделию.

Согласно легендам, он был правителем Египта. Во время его царствования страна процветала. У Осириса был младший брат, Сет, который захотел получить власть. Он задумал это осуществить через убийство.

Исида, сестра и жена Осириса, долгое время разыскивает тело супруга. Затем у нее рождается сын, которого она называет Гором. Возмужав, он одерживает победу над Сетом и оживляет Осириса. Но последний не хочет жить среди людей, он становится владыкой загробного мира.

Считалось, что если погребальный ритуал для умершего человека будет соблюден по всем правилам, то он сможет обрести вечную жизнь, подобно Осирису.

Мифология Египта не может существовать без легенд о реке Нил, сыгравшей большую роль в появлении древнейшей цивилизации.

Считалось, что этот священный водоем связывал мир людей, Небо и подземный мир. Река, протекающая по земле, олицетворяла бога Хапи. Когда последний пребывал в хорошем настроении, то выводил реку из берегов и насыщал почву влагой, что давало возможность выращивать овощи.

В Ниле жили различные духи, которые являлись людям в образе животных: лягушек, скорпионов, крокодилов, змей.

Многие египетские мифы рассказывают о боге Ра. Некоторые из них говорят, что люди возникли из слез этого бога. Его глаза были могущественным символом в искусстве Египта. Можно встретить их изображения на саркофагах, одеждах, амулетах. Глаза бога Ра жили отдельно от его тела. Правый глаз был способен рассеять противников, а левый – исцелить от болезней.

Мифы про египетских богов рассказывают невероятные истории, в которых глаз Осириса выступает отдельным героем или предметом.

Например, в одной легенде Ра создал вселенную, не похожую на наш мир, и поселил там богов и людей. Спустя некоторое время жители вселенной решили устроить про него заговор. Но Ра узнал об этом и решил наказать виновников. Собрав всех богов, он молвил им: «О боги! Я создал людей из моего глаза, а они замышляют против меня недоброе!» После этих слов Ра кинул людям свой глаз, который принял образ богини Хатор-Сехмет. Она расправилась с людьми, но интересен не этот момент, а то, как Ра мог кинуть свой глаз.

В другом мифе Ра отдает свой глаз богине Басти, чтобы он помог ей в борьбе со злым змеем. Существует легенда, в которой глаз Ра отождествляется с богиней Тефнут. Она обиделась на бога и ушла в пустыню в одиночестве. Есть сотни подобных мифов, в которых глаз Ра является отдельным предметом, что кажется чудным современным человеку.

Читайте также:  Какие капли капать в ухо при отите

Вопрос о том, как строили пирамиды Древнего Египта, мучает исследователей и историков до сих пор. Выдвигались различные версии, но как обстояло дело на самом деле, не знает никто.

Существует множество мифов о появлении пирамид и их предназначении. Одна легенда гласит, что пирамиды были построены для хранения сокровищ. Но если это так, то современному человеку уже не удастся подтвердить ее истинность. Ведь сокровища могли быть украдены еще в древности.

Возвести подобные строения сложно даже с помощью современной техники. Как же это удалось древним египтянам? Пирамиды построены из обработанных блоков, уложенных аккуратно друг на друга. Их стороны ориентированы по звездам. Поэтому выдвигаются даже версии об инопланетном происхождении пирамид.

Также существуют мифы, что пирамиды строили атланты перед Великим потопом, чтобы сохранить знания о своей цивилизации. Но доказать это пока никому не удалось.

Совершенно ясно, что в те времена люди не могли создать подобные строения. Эту тайну будут пытаться разгадать еще долгое время. Неизвестно, удастся ли сделать это.

Иероглифы Древнего Египта крепко связаны с религией и мифологией. Люди обращались к божествам на особом языке. Который отражен в первых иероглифах. Они имели вид существ и предметов.

Согласно легенде, бог Тот в виде иероглифов изобразил основы мироздания и знания. Это считается возникновением египетской письменности.

Жрецы для изображения божественных истин рисовали фигуры животных и растений. В их понимании знания, которые давал Бог, должны выражаться в простой форме. Например, понятие времени можно охарактеризовать, как нечто поспешное, объединяющее начало с концом. Оно учит осмотрительности, создает события, а в итоге разрушает их. Иероглифы Древнего Египта изображали это понятие в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту – один образ для изображения сложного знания.

источник

Древний Египет – уникальная цивилизация, зародившаяся на берегах Нила. Интерес к нему не пропадает и сейчас, так как историков и исследователей продолжают манить многочисленные тайны и загадки, большинство из которых по-прежнему не раскрыто. Проблема кроется в сложности расшифровки. Чтобы лучше понять культуру древней цивилизации, ученым приходилось изучать и расшифровывать тысячи старинных рукописей, а также надписей на гробницах и саркофагах.

Мифы Древнего Египта

Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. Люди пытались найти ответы на извечные вопросы: как зарождается жизнь и что становится с человеком после смерти? Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов. Примечательно, что загробному миру отводилась важнейшая роль, а сами египтяне уделяли ему больше внимания, чем жизни. Это сказалось и на местной архитектуре – легендарных пирамидах, которые не только выступали в качестве усыпальниц правителей, но и несли серьезный сакральный и религиозный смысл.

В течение нескольких столетий историки исследовали и расшифровывали древнеегипетские письмена на папирусе, стенках гробниц и храмовых плитах.

Это помогло узнать и понять мифы Древнего Египта, где описывались деяния добрых и злых божеств.

Египтяне верили, что боги создали землю, небо, воду и людей, наделив их чувствами. Именно вера в сверхъестественные силы помогала им творить невероятные архитектурные шедевры. Что касается самих мифов и легенд, то их записывали на свитках папируса и высекали на стенах внутри ритуальных сооружений. Понять, расшифровать и прочитать египетские иероглифы удалось лишь в 1822 году французскому исследователю Жану-Франсуа Шампольону.

Боги относились к людям по-разному. Одни отличались жестокостью и внушали страх, другие – защищали и помогали простым смертным. Всего насчитывалось около 700 божеств, каждое из которых имело несколько имен (до пяти названий). Их изображали как животных или людей с головой или другой частью тела от животного. К примеру, правителя загробного мира Анубиса рисовали как человека с собачьей головой.

Боги сотворили мир и всячески его поддерживали, но делали это при условии, что люди им будут поклоняться. Древние египтяне ощущали себя уязвимыми и беззащитными перед Творцами. Поэтому старались показать свою покорность и преданность, строя храмы и другие архитектурные шедевры в честь покровителей.

Миллионы лет назад, когда нашего мира еще не существовало, был только бескрайний океан Хаоса, в котором и появилось первое божество – Атум. Он создал холм, водрузился на него и решил создать новый мир. Первый Бог понимает, что управлять всем в одиночку ему не удастся, поэтому создает бога ветра Шу и богиню воды Тефнут.

Всё это время во Вселенной властвует тьма. Атум, несмотря на свое могущество, теряет детей. Пытаясь отыскать их, он вырывает собственное око и бросает его в глубины Хаоса.

Не дожидаясь возвращения глаза, Бог создает новое.

Спустя время око вернулось с детьми. Оно понимает, что случилось, гневается на хозяина и в надежде отомстить превращается в кобру. Атум тут же хватает ядовитого гада и вешает себе на голову, чтобы тот видел всю прелесть сотворенного мира. Отметим, что отсюда и пошла традиция у египетских фараонов носить змеев-уреев на короне.

Атум любовался своим творением, пока не заметил лотос, появившийся из воды. Из цветка выбрался Ра – бог солнца. Он осветил мрачный мир, заметил Атума и его детей и расплакался от счастья. Каждая слезинка, упавшая на землю, превратилась в человека.

Легенды об Осирисе – погибающем и воскресающем божестве считаются важнейшими в египетской мифологии. Речь идет о боге, который занимал трон правителя Египта. Люди уважали его и поклонялись, ведь он давал им знания, обучал ремеслам, прививал любовь к культуре и музыке.

Осирис беспокоился не только о жителях Египта, он путешествовал по всему миру, образовывая и помогая простым смертным. Когда правитель отсутствовал, страной управляла его сестра и жена Исида. Она продолжала дело супруга, обучая людей земледелию и виноградарству.

Сет – злобный, хитрый и эгоистичный брат Осириса, ненавидевший и желавший тому смерти.

Он не понимал, почему Осирис любит и заботится о людях, втайне завидуя его славе. Сет долгие годы скрывал неприязнь и злобу, пока не придумал план мести. Вместе с помощниками он устроил пир, куда, разумеется, позвал наивного брата.

В разгар торжества Сет скомандовал принести роскошный сундук-саркофаг, изготовленный из сикиморы, отделанный серебром и алмазами. Он сообщил, что подарит его тому, для кого сундук окажется впору по размеру. Осирис, не догадываясь о злом умысле брата, полез в саркофаг, который оказался идеальным по его росту и комплекции. Правитель Египта не знал, что Сет заранее сговорился со слугой, тайком снявшим мерки с Осириса.

Заговорщики моментально захлопнули сундук, забили его гвоздями, запаяли раскаленным металлом и скинули в море. Супруга Осириса, узнав о предательстве, в ту же секунду помчалась на поиски. Ей удалось отыскать сундук вдалеке от Египта – там, куда его принесли морские волны. Но Сет вновь оказался быстрее и хитрее. До прибытия Исиды он выкрал тело Осириса, разрубил брата на 42 части и раскидал их по всему Египту.

Исиде потребовались годы, чтобы собрать их воедино. Боги Тот и Анубис забальзамировали тело, подготовив его для похоронных ритуалов. На время Исида оживила Осириса и зачала от него ребенка – Гора. Все мифы древнего Египта о богах гласят, что Гор воплощается во всех фараонах, правящих страной. Что касается самого Осириса, то он отправился в загробный мир, став его владыкой.

Египтяне верили, что Гор является одним из представителей солнечных богов. На рисунках его представляли как человека с головой сокола, а его символом считалось солнце с распахнутыми крыльями. Несмотря на доброе сердце, Гор с малых лет поклялся жестоко отомстить за отца. Когда он возмужал и подготовился к борьбе с Сетом за трон, к нему из загробного мира прибыл Осирис и задал два вопроса.

– Какой поступок ты считаешь достойным? – спросил Осирис.
– Помощь родителям, – не раздумывая выпалил Гор.

Тогда Осирис поинтересовался, от кого больше пользы – от лошади или боевого льва. Гор посчитал, что от лошади, аргументируя тем, что лев подходит для обороны, а на лошади можно преследовать противника. Осирису понравились ответы, поэтому он благословил сына на сражение с Сетом.

Отметим, что в Древнем Египте Сета называли покровителем чужеземных захватчиков и преступников, богом грозы и пустыни, выжигающей всё живое. Его представляли в виде человека с ослиной головой.

Существуют разные мифы и легенды Древнего Египта, посвященные тому, чем все-таки завершилось противостояние Сета и Гора. По одной из версий враждующие стороны примирились, чему поспособствовал мудрый бог Геб. Он разделил власть: назначил Гора правителем Нижнего Египта, а Сета – Верхнего.

По другой версии они вели бесконечную и непримиримую борьбу, которая продолжалась до вмешательства самого Ра. Ему надоело это противостояние, поэтому он призвал трибунал, где собрались все Боги Египта. Именно они и постановили, что править Египтом должен Гор.

Ра взял Сета в свою ладью, на которой он плавает по небу днем – с востока на запад, а ночью — с запада на восток (в загробном мире Осириса). Сет должен всегда стоять на носу лодки и поражать копьем змея Апопа – главного врага Ра. Египтяне верили, если змей проглатывал лодку, то наступало солнечное затмение.

Египтяне считали, что со смертью заканчивается только земной путь человека. Если мумифицировать и сберечь тело, то оно воскреснет, словно Осирис, в загробном мире Дуат.

Мифы подробно описывают маршрут, который предстояло пройти каждому умершему человеку. Ладья приплывала к вратам в царство Осириса. Двигаясь с запада на восток, она проходила двенадцать ворот, которые охранялись страшными чудовищами. В конце пути умерших ждал Чертог Двух Истин, где вершился суд путем взвешивания их сердец. Грешников ждала страшная участь – их пожирало чудовище с львиной головой, а праведники отправлялись в поля Иару, где жили вечно и счастливо.

Мифы Древнего Египта, смотреть видео:

источник

Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Прошлое и настоящее этого государства переплетены воедино нитями исторических событий и удивительных историй. Древнеегипетские мифы – это по-настоящему ценный дар, который помогает современным историкам разгадать многие тайны прошлого этой страны. Именно в них заложен смысл существования древних египтян и взаимодействие их с окружающим миром.

Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа. Древняя мифология Египта обладает удивительными особенностями, которые заключены в многочисленных символах, скрывающихся за обыденными событиями. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд? Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой, ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества.

Первые мифы в Египте были написаны, точнее сказать, рассказаны, ещё до возведения знаменитых пирамид. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. В отличие от многих восточных народов, египтяне не любили включать в мифы обычных людей, поэтому главными их героями всегда были многочисленные боги. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. В то же время население Древнего Египта считалось приближённым к божественному началу, ведь, согласно всё тем же мифам, боги в давние времена проживали среди людей, а их прямые потомки становились царями и заботились о своём народе.

О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта? Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. И древнеегипетская не является исключением. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология.

Читайте также:  Конвертировать отсканированный документ в word

Верховных богов в Египте было несколько, зависело это в первую очередь от районов данного государства. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. В Гелиополе, находящемся в Нижнем Египте, главным божеством был признан Геб, бог земли, а в Мемфисе – Птах. Вот такое вот разнообразие. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. В те времена египтяне превозносили не только само светило, но и стадии его существования на земле: утреннее и вечернее солнце. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон.

Кроме выше описанных созданий, мифы о древних богах Египта упоминали и других, не менее важных и влиятельных сущностей. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Кроме того, нередко с положительной стороны в мифах упоминались Анубис, Исида, Осирис и Птах. Жестокими, и, следовательно, нелюбимыми высшими сущностями в Египте считались следующие: Себек – бог озёр и рек, умилостивить которого можно было только принесением ему больших жертв, Сет – владыка ветров и пустыни, Сехмет – богиня войны, жестокая и беспощадная ко всем людям.

Особенно интересны древнеегипетские мифы о сотворении людей, неба и земли, то есть мира. В разных центрах Египта главная роль отводилась какому-то одному божеству, а другие были ему либо помощниками, либо сопротивлялись и строили козни. Существовала только одна точка соприкосновения этих космогонистических направлений – божество Нун, символизирующее Изначальный Хаос.

Население египетского города Гелиополь и его окрестностей верило в то, что сотворение мира, а точнее сказать, всего сущего на земле, состоялось благодаря Атуму. По их мнению, именно этот бог был самым первым существом, возникшим в глубинах Нун – безбрежной, холодной и тёмной субстанции. Не найдя твёрдого места, с которого он мог бы попытаться сотворить свет и тепло, Атум создал Бен-Бен — холм, возвышающийся посреди холодного безжизненного океана.

После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана, и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Атум послал на их поиски своё Око, которое в скором времени привело его детей к прародителю. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей.

Шу и Тефнут тем временем родили Геба и Нут, которые в скором времени стали жить как муж и жена. В скором времени богиня небосвода Нут родила Осириса, Сета и Хора, Исиду и Нефтиду. Всё божественное семейство, согласно этому мифу, составляет Великую Девятку богов Египта. Но это далеко не единственная версия порядка появления высших существ, а значит, и их главенства. Древняя мифология Египта содержит ещё несколько историй на эту тему.

Согласно версии сотворения мира, изложенной в свитках, которые были найдены в Мемфисе, первым богом, возникшим в глубинах Нуна, был Птах, представляющий собой земную твердь. Усилием воли он исторг из земли сам себя и обрёл тело. Птах решил создать себе верных помощников из того же материала, из которого возник сам, то есть из земли. Первым на свет появился Атум, который по воле отца воссоздал из тьмы Нуна Великую Девятку богов Египта. Птаху оставалось только наделить их мудростью и могуществом.

В Фивах история происхождения мира несколько отличается от тех, которым следовали в других областях Древнего Египта. Первое и самое существенное отличие — это количество богов: если в других версиях это была Великая Девятка, то Фиванская предполагает наличие трёх верховных существ: Мина — бога плодородия, Амона — бога солнца, и бога войны Монту. Творцом всего мира считался Мин. Несколько позже Мин и Амон уже представлялись как единое божество, символизирующее солнце, которое дарит свет, тепло и богатые урожаи.

Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт — богов ночи и тьмы. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Это так называемая Великая Восьмёрка. Плавая долгое время в водах океана, они создали яйцо и поместили его на единственное место над водой – Огненный холм. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Так богов стало девять, и они смогли заняться сотворением людей.

Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. В египетской мифологии загробный мир представлял собой большую полноводную реку, между берегами которой сновали лодки. Души умерших людей, согласно мифам, после угасания тела оказывались в такой лодке и совершали длительное путешествие между миром живых и мёртвых. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. Успешность этого путешествия обеспечивали боги: Анубис отвечал за сохранность тела до погребения и после него, Селкет оберегала души мёртвых, Сокар охранял врата загробного мира, Упуат сопровождал души во время путешествия по Реке Мёртвых.

Огромное значение также играло сохранение тела покойного, для чего его мумифицировали, сохраняя внутренние органы в отдельных сосудах. Согласно преданиям, человек мог возродиться в том случае, если все ритуалы будут проведены в точности, как предписывает великий мудрый закон.

Не обошла древняя мифология Египта и такую тему, как борьба добра со злом. На сегодняшний день переведено множество историй о том, как боги Египта сражались со злыми божественными существами, которые чаще всего представлялись в виде крокодилов и гиппопотамов. Главным борцом с ними являлся, конечно же, бог Солнца, а главными помощниками в восстановлении порядка были изначальные боги — Шу, Монту, Нут и другие. Согласно мифологии, битвы Ра со злом происходят каждый день, и не только в мире живых, но и в царстве мёртвых.

источник

Древний Египет — великая цивилизация ушедших эпох, зародившаяся на берегах реки Нил. Эта страна до сих пор будоражит умы многих исследователей древности своими загадками и тайнами, многие из которых остаются не раскрытыми.

Мифология древних египтян создавалась под влиянием религии. Поклонение богам являлось основой возникновения мифов, а загробному миру была отведена ключевая роль. Граждане древней страны уделяли жизни после смерти даже большее внимание, чем земному существованию. Все это отразилось в грандиозной архитектуре Египта — известных пирамидах, которые были не просто усыпальницами царей, а несли в себе более глубокий религиозный и сакральный смысл.
Ученым удалось расшифровать древнеегипетские письмена, записанные на папирусе, храмовых камнях и стенах гробниц. Благодаря этому получилось воссоздать верования, легенды и мифы Древнего Египта, в которых описываются деяния злых и добрых божеств.


Боги Древнего Египта: мифы

Некоторые божества вызывали у древних египтян страх, так как были злы и жестоки к людям. Другие же добрые божества, напротив, даровали защиту и помощь. Боги изображались египтянами как животные или люди, имеющие голову либо другую часть тела от животного. Например, Анубиса-бога загробного мира, рисовали как человека с головой шакала или собаки.
Особенность мифологических верований Древнего Египта состоит в том, что в разных культовых центрах страны верховными божествами признавались различные фигуры. В частности, в храмах Гелиополя главным провозглашали Ра — бога восходящего солнца, у него были еще две ипостаси, а именно Атум — бог заходящего солнца и Хепри — созидатель в виде скарабея. От Ра произошли бог ветра Шу и богиня влаги Тефнут, от которых родились божества земли и неба — Геб и Нут. Земным властителем стал Осирис — сын Ра и Нут, у него была жена Исида — богиня любви и семьи. Главным соперником Осириса выступал злобный бог пустынь Сет.
В храмах Мемфиса верили, что главным создателем этого мира являлся бог Пта. У него была супруга Сехмет — богиня войны и целительства, ее изображали как женщину с головой львицы. Солнечным богом — покровителем и защитником фараонов считался Гор с головой сокола. Лунный бог Тот олицетворял мудрость и письменность, он был судьей в конфликтах между божествами.

Миф о сотворении мира
Когда-то очень давно не было ничего, кроме громадного океана Хаоса — Нун. Но свершилось чудо и из воды явился первый бог Атум. Он делает холм, и садится на него, раздумывая о сотворении мира. Атум создает бога ветра — Шу и богиню дождя и воды — Тефнут, что смогла бы управлять океаном. Но в темноте, которая тогда властвовала во Вселенной, он теряет своих детей. В надежде отыскать пропажу Атум вырывает свой глаз и отправляет его в глубины Нуна. Не дождавшись возвращения своего ока, бог делает себе другое.

Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но,увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Потом из воды появился белый лотос, из цветка вышел Ра. Солнечный бог осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. После падения на землю слезинки превратились в людей.

Гробницы Древнего Египта. Культ Нут

Царствование Осириса и заговор Сета
Нут за пять дней, выигранных Тотом у Луны, рожает пять детей. Самым первым был Осирис-главный властитель, а вслед за ним рождается его брат Гор. Третьим же раньше положенного срока из бока богини неба появляется злобный Сет — бог войн, природных катастроф и пустыни. У него была звериная голова и страшные красноватые глаза и волосы. Четвертой Нут родила Исиду — богиню любви и семьи, полюбившую своего супруга и брата Осириса еще до рождения. Последней у матери родилась Нефтида — покровительница душ загробного мира, ставшая женой Сета.
На земном престоле воссел Осирис. В то время жители Египта были варварами, но Осирис вместе с Тотом обучили людей письменности, языкам, строительству, искусству и различным ремеслам. При правлении мудрого бога наступил Золотой век. И тогда Осирис пошел просвещать население других земель, оставив вместо себя на троне жену Исиду. Богиня при помощи Тота дала людям магию, медицину и целительство, передав женщинам знания о семейной заботе и ведении хозяйства.
Позже Осирис вернулся, за это время Сет тайно полюбил его супругу Исиду и желал убить брата, чтобы восседать на престоле. Бог пустынь организует заговор против Осириса, и берет себе в помощники 72 демона, проявляющих неприязнь к царю. Они устраивают пир, на котором обманным путем запирают Осириса в специально изготовленный ящик и бросают его в быстрые воды реки.

Как появился Анубис
До убийства своего брата злобным Сетом, Нефтида воспылала любовью к Осирису. Она, желая разделить ложе с могущественным богом, пришла к нему ночью в виде супруги Исиды. Позже от данной пары на свет появляется бог Анубис- защитник душ умерших.
Изменив Сету, Нефтида опасается его мести и убийства маленького Анубиса. Тогда богиня обманывает своего мужа и уверяет, что это именно его ребенок.
В другом варианте этого мифа, Нефтида бросает малыша сразу после рождения. Анубиса вырастила Исида, заручившись помощью собак.

Читайте также:  Нужно ли обрезать садовую гортензию на зиму

Существует еще не мало легенд и мифов Древнего Египта:

  1. Солнечный и лунный год
  2. Ладья Вечности и небесное плавание
  3. Сражение Ра с темными силами
  4. Миф о Солнечном оке
  5. Путешествие Исиды
  6. Воскресение Осириса
  7. Борьба Сета и Гора

Мифы Древнего Египта читать можно в следующих книгах:

  • И.В.Рак «Мифы Древнего Египта»
  • Матье Милица «Мифы Древнего Египта»
  • Бадж Э. А. «Египетские сказки, повести и легенды»
  • Р.Штайнер «Египетские мифы и мистерии»

источник

Египтяне изображали своих богов в виде животных , птиц или людей с головами птиц или животных. Мифы о них возникли еще в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была одна пустыня, а на месте Сфинкса — скала желтоватого песчаника. Лишь вера в богов могла подвигнуть многие поколения людей на строительство грандиозных храмов и усыпальниц. Мифы о богах и их деяниях — добрых и злых — египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов, изображали на стенах подземных усыпальниц. Всего 200 лет назад французский ученый Ж. Ф. Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы и вернуть из забытья мифы, легенды, сказания древней цивилизации.
Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили.
Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила.
Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта.

Взлетев на небо, Ра продолжал творить мир, поскольку создано было ещё не всё. Он сказал: — Да упокоится Поле Великое! И произошли Поля Покоя — Загробное Царство. — И будут для. меня тростники и травы там! — воскликнул солнечный бог, и произошли Поля Тростников.

— Создам я в них вещи всевозможные! — сказал Ра, и произошли сумерки.

Когда бог Солнца взлетел на недосягаемую высоту, Нут задрожала от страха. Ра сказал Шу:

— Сын мой Шу, встань под дочерью моей Нут. Возьми её на голову свою, да поддержишь ты её. Читать далее →

При жизни Осириса его свиту возглавлял добрый демон Имахуэманх — человек с головой сокола, вооружённый двумя огромными, остро отточенными ножами. Ему подчинялся Другой демон — Джесертеп, защитник Осириса. Упуаут и Анубис были верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. После гибели Осириса вся четвёрка вступила в непримиримую борьбу с Сетом.

Однажды Джесертеп следил за главой сообщников Сета — демоном Демибом, который рыскал по болотам Дельты в поисках мумии Осириса: он хотел уничтожить её по приказу своего хозяина Сета. Но, почуяв слежку, Демиб бежал. Тогда четвёрка во главе с Имахуэманхом пустилась в погоню. Демиб был схвачен, и Имахуэманх отрубил ему голову своим острым ножом — так, что Демиб омылся [собственной] кровью. Читать далее →

Девятка переправилась на западный берег Хапи, чтобы продолжать суд в горах. Ра-Хорахте вынужден был признать полное поражение Сета. Поэтому вместе с Атумом он сказал Девятке богов:

— До каких же пор вы будете заседать без толку? Так вы заставите этих юношей кончить дни свои в суде. Возложите корону на голову Хора, сына Исады, и возведите его на место отца его Осириса.

— Нет, этого не будет! — воскликнул Сет и опять обрушился на богов с угрозами. Но те спокойно ответили ему:

— Уйми свой гнев. Разве не должно поступать согласно тому, что сказал Атум, Владыка Обеих Земель в Гелиополе, и Ра-Хорахте? Читать далее →

Тот (Джхути) — один из древнейших египетских богов. В Додинастическую эпоху он, как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола. Позднее Тот стал изображаться в облике человека с головой ибиса, своей священной птицы; реже — в облике павиана (кииокефала) и совсем редко — в облике человека в сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) — полосатого платка с двумя фалдами, лежащими па плечах и короны «атеф». Читать далее →

Дочь Ра и жена Птаха, львиноголовая богиня Сохмет — «Могучая» — почиталась как воплощение Ока Уаджет: она олицетворяла силы, заключенные в змее-урее. Грозная, не знающая жалости и сострадания богиня защищает своего великого отца, Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов и карает людей за их грехи. Страшен гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны. Читать далее →

Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп — злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.

Враги бога Солнца очень часто принимают обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский — сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями. Читать далее →

После того, как мудрый бог Солнца спас египтян от расправы беспощадной львицы Сохмет, богиня справедливости Маат вновь установила мир на земле. Однако Ра, который сделался уже совсем дряхлым и устал править государством, решил вовсе отказаться от власти. Созвав богов на совет, он пожаловался им:

— Живу я, но сердце мое весьма устало пребывать с людьми, — сказал он. — Поражал я их напрасно, ибо не было истребление полным.

— Не спеши уставать! — от имени всех богов возразил Нун. — Ибо ты одолеваешь во всём, чего ты ни пожелаешь. Читать далее →

На сердце покойного клали амулет с изображением скарабея — это обеспечивало воскресение. Многочисленные амулеты заматывали в пелены мумии, раскладывали в гробу и устанавливали в гробнице, в погребальной камере. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, где нет воздуха, в гроб также клали деревянные фигурки Шу.

В воскрешении умершего принимали участие все земные боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененут, Бэс, Таурт, Мешент, Хекет и другие; кроме того, второму рождению способствовали амулеты Ока Уаджет. Читать далее →

Когда Хор стал взрослым юношей, он вступил в битву с Сетом. Во время сражения Сету удалось вырвать глаз Хора. Сет разрубил глаз на 64 части и разбросал их по всему Египту.

На помощь Хору пришёл Тот. Он отыскал 63 части изрубленного глаза, срастил их и возвратил юноше его исцелённое Око — Око Уаджет.

Существует очень много противоречивых версий этого мифа. Иногда Сет возвращает вырванное Око добровольно, иногда Око отбирает обратно сам Хор, иногда предметом борьбы является не Око Хора, а Око Ра — Солнечное Око. Читать далее →

Наиболее подробные сведения о Загробном Мире и подземном путешествии Ра в Ладье Вечности содержатся — наряду с «Книгой Дня и Ночи» и «Книге Врат», тексты которых положены в основу пересказа в предыдущем разделе — также в книге «Амдуат» — «(Книге) о том, что в Дуате». Здесь Ра тоже представлен плывущим в Ладье. Её форма, однако, меняется в зависимости от этапов пути, на которых мы встречаем в течение двенадцатичасового ночного плавания. В этой «Книге» нет изображений Врат, хотя они упоминаются в тексте. Через всю композицию проходят символы связанные с рождением нового Солнца, изображенного, как Хепри, в виде скарабея. Он помещен между двумя изображениями Осириса, в Ладье, впереди которой — три змеи, символизирующие рождение Солнца в самых отдалённых областях Загробного Царства. В сценах, сопровождающих описание первого часа пребывания Солнца в этом Царстве, присутствуют также павианы, содействующие появлению Светила. Бог Солнца обращается к богам: Читать далее →

источник

Представление о богах и их жизни началось формироваться у древних египтян в 6-4 тысячелетии до н.э. Согласно первым мифам, планета была сплошь покрыта бездонной водой, которую называли коротким словом – Нун. Из Хаоса появились божества, создавшие Небо и Землю, флору и фауну, а также человека. Бог Ра, который родился из цветка лотоса, взял под свое управление солнце, а первыми фараонами в Египте были боги.

Героями египетских сказок и легенд были многие боги, но наибольшей популярностью обладал Осирис.

Необычайно популярен был миф о судьбе Осириса. Его младший брат, Сет, мечтал получить его власть в свои руки. Для реализации мечты он убивает своего брата, а его тело разрубает на 14 разных кусков и разбрасывает по пустыне. Жена Осириса, Исида, долгое время собирала останки мужа и, собрав их воедино, создала первую в Египте мумию. У Исиды и Осириса был сын – Гор. Возмужав, он бросил вызов Сету и победил его, низвергнув с трона. Гор отдает свой левый глаз для оживления отца и Осирис возвращается к жизни. Египтяне считали, что если провести погребальный ритуал по всем правилам, то человека можно оживить также как и бога.

Существуют интересные легенды о боге Ра. Например, для борьбы богини Басти со злым змеем, Амон-Ра отдает ей в помощь свой глаз. У египтян существовали десятки сказок о глазе Ра как отдельном предмете.

Не могли Египтяне обойтись и без легенд, посвященных их главной и единственной реке – Нилу. Именно Нил послужил очагом цивилизации и являлся олицетворением бога Хапи. Бог, будучи в хорошем настроении, выводил реку из берегов и наполнял берега плодородным илом, а почву влагой. В реке жили и различные духи, которые являлись людям в образе скорпионов, лягушек, крокодилов или змей.

Люди общались с богами на особом языке, который отражается в иероглифах. Он имел вид существ и предметов. Согласно легендам, бог Тот применил такой способ сохранения информации для изображения основ мироздания и знаний. Жрецы вслед за ним рисовали фигуры животных и растений. Например, термин «время» они понимали как что-то поспешное, соединяющее начало с концом. «Время» учит человека быть осмотрительным, оно создает и разрушает события. Это понимание было изображено иероглифом в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту.

Рис. 2. Египетские иероглифы.

Существует достаточно много различных мифов о том, как и кто воздвиг эти неповторимые сооружения древности. По одной из версий пирамиды были построены для сохранности сокровищ. Утвердить эту версию мешает то, что практически все пирамиды были вскрыты мародерами в средние века.

Рис. 3. Пирамида Хеопса.

Возведение таких мегалитических комплексов даже в настоящее время не представляется возможным – просто нет нужной строительной техники. Пирамиды на плато Гиза построены из аккуратно уложенных друг на друга блоков весом до 200 тонн! На некоторых блоках до сих пор сохранились следы дисковых пил, фрез, сверел и других строительных инструментов. Из всего этого рождается еще несколько мифов о том, что пирамиды строили инопланетяне для своих нужд или атланты для сохранения своих сакральных знаний. Совершенно ясно, что ни одна версия не может быть принята за официальную, но и доказанной и подтвержденной методики строительства таких сооружений в настоящее время не существует.

Египетская мифология – уникальный пласт культуры, интерес к которому никогда не угаснет. Она очень многогранна и самобытна и хранит в себе мысли древних египтян об устройстве бытия.

источник