Меню Рубрики

Как усваивать большой объем информации

Как запомнить много информации за короткий срок. Как быстро запоминать информацию

Современный мир с огромным количеством постоянно обновляющейся информации предъявляет к памяти человека повышенные требования. Перед людьми, стремящимися добиться успеха, встает вопрос — как запомнить много информации за короткие сроки? Над этой проблемой ни один год «бьются» лучшие умы человечества, которые нашли выход для таких людей. Согласно их мнению, увеличить объемы памяти может применение специальных методик.

Ученые долгое время пытаются отыскать ответ на вопрос, какое количество информации способен запомнить обычный человек. Однако до сих пор решения, удовлетворяющего всех физиологов, не найдено. Предполагалось, что память человека способна хранить информацию объемом десять миллионов бит. Но вскоре ученые отказались от данной теории в связи с тем, что этот объем очень маленький и не отражает реального состояния. Мозг человека вмещает не только данные, которые он вынужден запоминать, но и те, что сопровождают его существование – клички питомцев, черты лиц родных и т.д.

По мнению американского исследователя Купера, каждый нейрон мозга способен хранить до ста тысяч единиц информации. С учетом общего их количества, память человека вмещает информацию объемом 10 в 17 степени бит. Данная цифра, по мнению ряда физиологов, является достоверной. Однако некоторые ученые утверждают, что память человека — более емкое понятие, и она способна содержать информацию 10 в 23 степени бит. Исходя из этих данных, понятно, что люди еще не научились пользоваться дарованным ему природой сложнейшим механизмом.

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память — способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Как лучше запоминать информацию? Зубрежка отнимает массу времени и не всегда эффективна. Излюбленный метод студенческой «контрабанды» – шпаргалки, помогает в решении этого вопроса. Согласно мнению физиологов, применение шпаргалок активизирует деятельность нескольких анализаторов, в результате в процессе запоминания принимают участие несколько типов памяти — зрительный и двигательный. Такой подход обеспечивает быстрое запоминание. Особенность шпаргалок заключается в способе сохранения информации.

Большой объем данных не получится вместить на маленьком клочке бумаги, поэтому ответ на вопрос билета записывают кратко в виде схем. В них отражают ключевые моменты или отдельные фразы, отражающие суть, из которых создают логические цепочки путем осознанной переработки информации, что и обеспечивает последовательное запоминание текста. Данный способ с успехом используется не только студентами, но и людьми, оперирующими большими объемами данных – менеджерами, преподавателями.

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Реже всего для запоминания используют двигательную память. Однако подключение к процессам, ответственным за хранение информации, собственного тела обеспечивает прочное запоминание. Методами, активизирующими моторную память, являются: написание шпаргалок, практическое выполнение действия, которое следует запомнить (к, примеру, воспроизведение элемента танца). Активно такие техники применяются в детском возрасте и у людей, чья деятельность связана с формированием практических умений – летчиков, хирургов, строителей, поваров, спортсменов, танцоров.

Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации. Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети. Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.

Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации. Важно соблюдать график упражнений:

  • Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
  • Второе – через 3 часа после первого.
  • Третье – на следующий день в любое время.

Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

источник

Для начала запомните несколько правил:

— чем больше отрывок изучаемого текста, тем лучше вы понимаете материал, а понимание – это основа ответа;
— лучше учить понемногу с перерывами, чем сразу все подряд;
— если предстоит выучить несколько разных по объему материалов, начинать надо с большего.

Бывают ситуации, когда нужно запомнить некоторое количество слов, предметов, названий в нужной последовательности, не опираясь на визуальные или письменные подсказки. Это может потребоваться на экзаменах, выступлениях, переговорах и в других ситуациях. Кому-то такая способность может оказаться полезной, чтобы просто произвести впечатление на празднике или в кругу друзей и знакомых.

Существует довольно простая мнемоническая система (способ запоминания), которая в этом поможет. Чтобы она начала работать, потребуются некоторые усилия с вашей стороны. Предположим, что на данном этапе вас интересует способность запоминать 20 единиц информации.

1. Создание мысленной опоры

Первым этапом будет создание мысленной опоры для дальнейшего запоминания. Для этого нужно написать последовательно цифры от 1 до 20 и оставить небольшое место для схематических рисунков рядом с ними. Одного листа бумаги для этого вполне хватит.

Теперь необходимо для каждого числа от 1 до 20 продумать, что у вас ассоциируется с ним и нарисовать рядом небольшой рисунок. Например, один у вас ассоциируется со словом Алладин — нарисуйте лампу Алладина рядом с этой цифрой. Дальше берем число два. Лично у меня оно ассоциируется с негативной отметкой в школе. И я бы нарисовал доску и указку. Таким образом нужно сделать рисунки ко всем числам от 1 до 20. Это может занять до 30 минут. И дальше эта опора будет служить вам столько, сколько понадобится.

Теперь вы можете взять 20 различных слов и очень легко связать их на уровне мысленного представления с вашей ассоциацией. Например, первое слов «дом». В нашей системе число один ассоциируется с Алладином и его лампой. Наша задача связать ассоциацию и слово, которое нужно запомнить в один образ. Чем необычнее будет связь, тем легче оно запомнится. Как можно связать лампу Алладина и дом? Может быть, вы захотели построить дом и трете волшебную лампу, чтобы реализовать это желание? Тогда ваш образ – дом, появляющийся прямо из волшебной лампы. Нарисуйте мысленно этот образ и запомните его. Поскольку он очень необычен, вы легко вспомните про дом, когда нужно будет назвать предмет под номером один. Под номером два, допустим, попалось слово «яблоко». Если ассоциация — школьная доска и указка, представьте, что на доске вместо мела лежит огрызок.

Используйте фантазию. После небольшой тренировки вы будете тратить не более нескольких секунд для создания и запоминания образа, связывающего число и слово, которое нужно запомнить.

3. Извлечение из памяти

На данном этапе вы соединили слова, которые нужно запомнить, с ассоциациями на 20 чисел в образы. Вам не нужно помнить сами слова. Если вам будут называть числа, вы сможете вспомнить свои ассоциации к ним, которые вы приготовили, создавая мысленную основу. И сразу же в вашем воображении всплывут волшебные образы, по которым вы и припомните нужные слова.

С помощью данного метода вы сможете называть все запомненные слова не только в прямом, но и в обратном порядке, а также назвать любое, выбранное наугад слово.

Подготовка к экзамену требует не одного часа. Время наибольшей мозговой активности у всех людей разное. Кто-то лучше запоминает с утра, кто-то в интервале между 3-4 часами дня, а кому-то проще просидеть над учебниками всю ночь. Определите свои «активные» часы и приступайте к изучению тем в отведенное время.

Читайте также:  Как открыть магазин в майнкрафте на сервере

Информация поступает в мозг через каналы восприятия, которые также у всех людей различны. По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов. Чтобы определить свой тип, попробуйте передать информацию, например, об одуванчике. Аудиалы начнут описывать цветок вслух, визуалы скорей всего его нарисуют, кинестетики расскажут о своих эмоциях в связи с цветком («Он мягкий, лепестки щекочут кожу…» и т.д.), а дискреты вспомнят о лекарственных свойствах (потому как ищут в предметах пользу и возможность применения в жизни).

Аудиалам проще воспринимать информацию на слух. Эффективным методом запоминания будет проговаривание темы. Попробуйте прочитать сухую терминологию так, словно читаете стихи: выразительно, с некоторым напевом. Можно использовать любимую песню — переложите слова под знакомый мотив и повторяйте несколько раз подряд.

Визуалам, чтобы отчетливо запомнить что-либо, требуются схемы и чертежи. Попробуйте нарисовать изучаемую тему. Эффективен метод коллажа, когда человек приклеивает фотографии/картинки на стену и рисует связи между ними.

Кинестетикам важны ощущения. Выберите для подготовки к экзамену уютное местечко, удобную одежду и т.д. Лучше, если подготовка будет проходить где-нибудь на природе, в тихом уединенном месте. Мысленно ассоциируйте важные термины с чем-нибудь приятным. Также кинестетики опираются на механические действия: для запоминания записывайте основные термины и принципы.

Дискреты – хорошие аналитики, им важна суть. Чтобы лучше запомнить большой объем информации, необходимо разложить ее на мелкие составляющие. Уберите из текста лишние слова, и все получится.

Помимо канала восприятия и временной активности нельзя списывать со счетов общее состояние организма. Не забывайте во время подготовки к экзаменам отдыхать и хорошо питаться, включите в рацион витамины (аскорбиновую кислоту с глюкозой) и грецкие орехи с фундуком.

Отработайте диалоги с экзаменатором – пусть кто-то из близких людей старшего возраста протестирует ваши ответы и, по возможности, внесет поправки.

источник

Плохая память? Забываете о важном? Необходимо быстро выучить что-то новое? Читайте, как легко запоминать большие объемы информации и стать умнее!

1. Запоминаем информацию зрительно!
2. Почему о видео стоит сказать отдельно?
3. Подключаем слух и ощущения!
4. Сон и обучение во сне!
5. Как правильно запоминать большие объемы информации?
6. Соединяем новую информацию с прошлым опытом!
6. Как научиться запоминать большой объем информации сразу?
7. Упражнение для улучшения памяти!
8. Программа для синхронизации полушарий мозга!

Ученые выяснили, что несмотря на различие репрезентативной системы (как вы знаете, выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков, определить свой тип вы можете здесь >>>), мозг любого человека основную информацию воспринимает зрительно.

Был проведен эксперимент…

Любителям и ценителям вина было предложено распознать, что у них в бокале. А в бокале подавали белое вино, в которое добавили красный пищевой краситель.

Ни один участник эксперимента не сказал, что вино белое, так как на цвет оно было красное!!

Как использовать это знание, чтобы запомнить большие объемы информации?

Любой текст мозг не воспринимает информацию как некий поток, а лишь как картинку. Читая слово или фразу, мы подключаем воображение, чтобы уловить смысл. Иными словами мы переводим буквенный текст в зрительный.

Но это в разы снижает скорость и качество запоминания!

Поэтому каждую новую мысль запоминаемого текста стоит связать со зрительным изображением. Это могут быть поясняющие картинки, графики, таблицы, диаграммы и т.п.

Особенно хорошо зрительная информация воспринимается в движении. Статичная картинка гораздо менее эффективна, чем динамичный ролик. Поэтому если вы запоминаете новую информацию, включайте в процесс обучения тематические видео!

Даже если вы кинестетик или аудиал, то слух и ощущения все равно будут для вас дополнительными источниками усвоения информации. Но вот сбрасывать их со счетов явно не стоит даже ярким визуалам.

Поэтому, запоминая текст, не поленитесь прочитать его вслух. Также используйте наглядные пособия, которые вы можете запомнить на ощупь.

Каждый новый блок информации рекомендуют запоминать в разных частях комнаты. Потом, при воспроизведении, выстроится цепочка — определенное положение, определенная часть комнаты, определенная информация.

Сам по себе сон, особенно перед экзаменом или другим важным событием, когда вам потребуется «обналичить» выученные знания, уже играет немаловажную роль. На этот предмет было протестировано несколько сотен студентов. Те студенты, которые в ночь перед экзаменом спокойно спали, показывали гораздо лучший результат, чем те, которые занимались ночной зубрежкой.

Поэтому, если вы хорошо выспитесь, то шансов вспомнить усвоенное у вас будет намного больше!

Также стоит особо отметить феномен обучения во сне.

Ученые установили, что человеческий мозг хорошо запоминает информацию в первые 60 минут после засыпания. Поэтому, запоминая информацию вслух, вы можете включить диктофон и записать ее, а потом включить воспроизведение при погружении в сон.

От того, как вы организуете свое обучение, также сильно зависит конечный результат.

Многие используют метод зубрежки и «чахнут» над знаниями до тех пор, пока не «выучат». Однако такой подход не является эффективным.

Гораздо легче и проще запомнить большой объем информации если:

  • делать перерывы между изучением каждого нового блока информации;
  • изучать новые блоки вперемешку;
  • составлять краткий конспект изученного;
  • повторить изученное через час, затем через 3 часа, а потом на следующий день.

Что значит изучать новые блоки вперемешку?

При изучении новой информации можно идти последовательно. Сначала выучить одно, затем второе, которое вытекает из первого, потом третье, тесно связанное со вторым. Казалось бы, такой подход должен быть правильным. Но нет.

Когда человек переключает внимание на новый аспект, не связанный с предыдущим, он воспринимает информацию гораздо лучше. Так, скажем, если вы изучаете английский язык, уделите 15 минут запоминанию новых слов, потом 5 минут отдохните и начните 15 минут слушать английскую речь, потом снова перерыв, и займитесь чтением. Опять перерыв, затем перевод текста. А через час повторите изученные слова. Результат вас удивит!

Отдельно стоит сказать пару слов о конспекте…

Не нужно записывать туда все подряд и превращать конспект в шпаргалку. Достаточно записать по одному слову каждой новой мысли, при этом слово должно отражать эту самую мысль. При таком подходе вам потребуется только взглянуть на записанное слово, чтобы вспомнить все, что с ним связано.

Это еще один немаловажный аспект! Новые знания должны занять в вашей памяти свой отдел, тогда вам будет легко «вытащить» их, когда потребуется.

Рассмотрим на примере…

У многих людей есть проблема с запоминанием новых имен или чисел. Чтобы устранить эту проблему, попробуйте при запоминании связать эту информацию с каким-то образом, который уже есть в вашей голове.

К примеру, нового сотрудника зовут Иван. Вы вспоминаете, что так звали героя русских народных сказок. Все! Это имя прочно впечатается в вашу память! Или, допустим, вам порекомендовали по какому-то вопросу связаться с Марьей Ивановной. Чтобы эту самую Марью Ивановну не забыть (ведь вы ее еще даже не видели), стоит просто припомнить, что так звали вашу первую учительницу… В общем, суть понятна.

То же и с цифрами!

Не нужно искать какую-то логику в своих рассуждениях, когда вы пытаетесь, например, запомнить пароль от новой банковской карты. Мысль может прийти такая: 18 — молодость, 70 — старость. Теперь пароль 1870 вы запомните на всю жизнь!

А если, к примеру, вы изучаете какое-то новое дело или осваиваете новую способность?

Все, что вам необходимо, это проанализировать, какие аспекты и детали вам уже известны.

Допустим, вы хотите открыть бизнес по изготовлению шифера, а до этого занимались поставкой продуктов питания.

Что может быть общего?

Не так мало, как вы думаете. Для любого бизнеса потребуется составить бизнес-план, закупить необходимое оборудование, определить целевую аудиторию, продумать рекламную кампанию, решить вопрос с сотрудниками. И все это вы это уже умеете!! Вам останется только сосредоточиться на отличиях и вникнуть в процесс изготовления этого самого шифера.

Согласитесь, кажется гораздо легче, чем осваивать совершенно новый и незнакомый вид деятельности.

Помните в школе была такая форма, как пересказ? А ведь неслучайно!

Пересказывая полученную информацию кому-либо, мы тут же запоминаем ее, причем очень надолго. Поэтому, если есть «свободные уши», используйте их для пользы дела. При этом пересказывать лучше глядя в конспект, тогда даже большой объем информации уляжется в вашей памяти целиком и полностью.

При этом постарайтесь объяснить все своему отражению как можно нагляднее — используя мимику и жестикуляцию.

Чем больше телесных движений вы задействуете в процессе пересказа, тем лучше усвоится информация. А в сам «час Х» (экзамен или другое подобное мероприятие), вы можете вспомнить свои гримасы и жесты, при этом сопутствующая информация, которую вы пытались объяснить своему отражению, всплывет в памяти сама собой.

Также, как говорилось выше, для наглядности в конспект стоит включать изображения.

Оно способствует расширению оперативной памяти мозга и легко позволяет запоминать большие объемы информации.

Некоторые школьники, которые раньше с трудом запоминали уроки, после регулярного выполнения этого упражнения многократно повысили свою успеваемость, стали умнее и избавились от проблем с учебой.

Взрослые уже после нескольких недель занятий отметили, что перестали забывать о важных вещах, стали легко запоминать большие объемы информации, легче переносить информационные нагрузки и стрессы!

Всего 5 минут в день помогут вам быстро запоминать большие объемы информации!

Это упражнение синхронизирует деятельность обоих полушарий мозга, что позволяет запоминать больше, быстрее и лучше!

Что нужно делать?

1. Встать так, чтобы ноги располагались на ширине плеч.

2. Правой рукой нужно взяться за мочку левого уха, а левой рукой — за мочку правого.

3. На вдохе в таком положении рук выполнить приседание.

4. На выдохе в этом же положении рук встать.

Можно сделать несколько подходов, чтобы общее время приседаний составило 5 минут, или выполнить приседания сразу. Этого времени в день будет вполне достаточно.

Также благоприятно влияет на память йога для мозга (практика перевернутых асан йоги), так как обеспечивает дополнительный приток крови к мозгу.

Для улучшения памяти и запоминания больших объемов информации также хорошо использовать специальную аудиопрограмму, которая синхронизирует деятельность полушарий мозга и увеличивает его «пропускную» способность принимать информацию. Кроме того, программа способствует саморазвитию личности в целом. Прослушивать ее желательно ежедневно в дневные часы.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Репрезентативная система — понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира (Википедия).

источник

Вам нужно быстро запомнить большой объем информации? Тогда вперед к главным секретам!

Рубрика: Советы

Здравствуйте, мои любимые читатели.

Вы когда-нибудь думали, как быстро запомнить большой объем информации? Как не забыть все на утро? Как отложить все полученные таким интенсивным путем знания в долговременную память?

Все эти вопросы касаются каждого человека, которому хоть раз приходилось запоминать тонны материалов к экзамену, презентации или просто для улучшения собственных знаний.

Не раз я сталкивалась с тем, что многие не отрываясь от учебников, сидят и день и ночь в попытках запомнить как можно больше. А есть ли в этом смысл? Может они делают что-то не так? Может, есть другой выход?

Сегодня я и хочу с вами обсудить, как можно быстро и максимально эффективно запоминать новый материал.

Каким бы ни был важным и большим текст, который вам нужно запомнить за короткий срок, в нем всегда будет как минимум 50% воды. Вводные слова и придаточные предложения, примеры и разглагольствования автора — это то лишнее, что можно со спокойной душой отсечь от текста.

Читайте также:  Сколько по времени длится одна схватка

Во время чтения мысленно выделяйте основные мысли и запоминайте именно их. Формируйте так называемый скелет, на который в дальнейшем вы будете просто накладывать свои thoughts . Один только этот метод поможет вам сократить время на изучение материала в несколько раз.

  • Не читайте текст несколько раз.

Да, именно так. Чем больше раз вы читаете текст, тем сильнее вы начинаете останавливаться на всяких ненужных вещах и мелочах. Тем больше вы начинаете отвлекаться от самого важного. Наш мозг устроен таким образом, что лучше уж вы прочитайте один раз очень внимательно, выделяя основные мысли, а затем перескажите его, чем читать десять раз одно и то же в попытках запомнить. Это даст намного больше эффекта за короткое время.

  • Не проговаривайте про себя слова.

Нас с детства учили читать медленно, четко и с расстановкой. Прямо по ролям. Это началось с художественной литературы, и постепенно переместилось на любой текст, который мы читаем. И в этом наша основная ошибка.

Мозг способен и без проговаривания улавливать смысл того, что видят глаза. Поэтому попробуйте не останавливаться на каждом слове во время чтения, а скользить по тексту глазами. Да, будет сложно, но это значительно ускорит процесс.

Если вы регулярно работаете с большим объемом информации, которую нужно запоминать или вам просто необходимо развить свою память по максимуму, воспользуйтесь советами Станислава Матвеева — рекордсмена по запоминанию. Этот человек доказал, что каждый способен на большее, чем он думает.

Походите по дому. Разложите вещи в шкафу. Вяжите или вышивайте крестиком. Встаньте и пойдите гулять в парк. Делайте любое физическое дело, когда уже пытаетесь пересказать то, что прочитали. Ученые не раз отмечали, что физическая подвижность увеличивает работоспособность и продуктивность мозга. Так пользуйтесь тем, что в вас уже есть.

Как бы вам ни хотелось подготовиться к экзамену за день, вряд ли у вас это получится. Наш мозг просто не способен без подготовки освоить тонны материала. Поэтому я советую делить все на части. Освоили одну часть — отдохните, попейте чай, выйдите на улицу на 15 минут. В общем, перезагрузите свой мозг.

Даже если вам и требуется освоить как можно больше материала за день — планируйте отдых. C самого утра запланируйте, например, в какое время вы будете учить, а в какое — relax . Запланируйте время обеда и отдыха. Тогда вероятность успеха у вас будет намного выше, чем если вы просто встанете с утра и будете учить до ночи.

  • Развивайте периферийное зрение.

Чтобы значительно сократить время на чтение — развивайте умение читать всю строку целиком. Так, вам не придется бегать глазами по строчке, вы будете видеть все сразу. Конечно, этому не научишься за короткое время, но если вам постоянно приходится работать с большими объемами информации, этот навык становится крайне необходимым.

Уже сейчас вы можете начать заниматься, чтобы развить в себе эти способности. Хорошим помощником в этом может стать онлайн сервис Brainapps . Там можно зарегистрироваться и пользоваться хорошими тренажерами.

Также можно приобрести премиум-аккаунт и воспользоваться еще б о льшими возможностями (например, пройти профессиональный курс по скорочтению , получать регулярные подстроенные под ваш уровень тренировки, получить доступ ко всем играм-тренажерам, представленным на сайте и т.д. ).

Уделяйте подобным занятиям 5-10 минут в день, и уже через пару недель вы значительно увеличите скорость прочтения одной страницы текста. Я это на себе испытала.

  • Повторяйте через каждые 2-3 часа.

Чтобы не потерять то, что вы недавно выучили из полочек своей краткосрочной памяти, повторяйте выученный материал через каждые 2-3 часа. Это и освежит ваши знания, и поможет перемещать информацию в промежуточную память.

Я надеюсь, что среди этих советов вы найдете то, что поможет вам не только правильно учить, но и правильно планировать свое обучение. Если вам предстоит выучить много материала, попробуйте эти методы. И лично я, и многие мои ученики не раз пробовали их на себе.

А если вы хотите получать еще больше информации о любых аспектах английского языка — подписывайтесь на рассылку моего блога. Вас ждет самая актуальная и верная информация, много интересного и полезного.

источник

В книге «100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок» Екатерина Додонова делится секретами, как научиться быстро запоминать иностранную лексику, удерживать в голове длинные числовые ряды, объёмные тексты, имена людей, пин-коды и ещё массу всего.

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат иностранные языки. Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

Наличие фантазии — один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

Наш мозг можно программировать — это научный факт. Для достижения цели необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз — через неделю.

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга — зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге.

источник

Эта статья не предполагает какого-то системного курса, в рамках рассылки это просто нереально сделать, но на некоторые аспекты всё же обратить внимание следует. Как раз именно они могут привести к совершенно чудодейственным результатам.

1. Психология

У многих чувствуется некоторый страх перед предстоящим экзаменом и/или большим объемом информации. Этот страх в заметной степени может парализовать все усилия, сколь бы плодотворными они не казались. Мысль «Боже, это невозможно!» делает это на самом деле невозможным. Например, в беге на 400 метров все считали, что их пробежать быстрее, чем за 40 секунд, невозможно в принципе. Нашелся, правда, один безграмотный, который понятия об этом не имел. И пробежал за 39,5. Между прочим, после этого толпы бегунов стали легко преодолевать рубеж 40 секунд. Потому что ушел страх и мнение «это невозможно».

Что делать применительно к экзамену? Настраивать себя психологически.

Ранее я рекомендовал афирмации, психологические настрои и так далее. И хочу сказать, что за них мне не стыдно, они прекрасно работают. Но сейчас я отошёл от этого благодаря тому, что после многолетних поисков открыл замечательную систему КЛЮЧ Хасая Алиева.

…Есть у Вас друг, с которым вы готовы пойти в разведку? Наверняка. Чувствует он то, что Вы так к нему относитесь? Тоже наверняка. Платит ли он Вам взаимностью? Наверняка. Предположим, что Вы засомневались в нем. Пусть вы даже напрямую об этом не говорите, но друг это почувствует. И начнет потихоньку Вас подводить, что будет вполне логичным. А теперь на место друга поставьте свою память. Как она отреагирует на Ваши мысленные стенания насчет «Боже, я это не могу запомнить»?

Надеюсь, эта аллегория Вас убедила в важности серьёзной психологической подготовки Вашего интеллекта.

И даю ещё один маленький совет – отмечайте каждый свой пусть и небольшой, но успех. Запомнили формулу – сказали себе что-то приятное про себя же, поняли и запомнили раздел учебника – поощрили себя мороженым, не просто мороженым, а «мороженым за успех». Вроде мелочь, но мои наблюдения показали, что в случае регулярного применения чудесно срабатывает.

2. Обстановка

Вот тут читайте внимательно. Обычно такой раздел проскакивают, так как там идут вполне понятные, но набившие оскомину, рекомендации проветривать, освещать, навести порядок и тому подобное. Правда, рекомендации эти верные и соблюсти их не мешает.

Я же назвал так этот раздел потому, что просто не придумал, как назвать по-другому. Сначала – краткие рассуждения.

Любая мысль – это движение. И вообще всё на свете – движение. Концентрация внимания – тоже движение. А что такое внимание в упрощённом виде, в том, как его обычно понимают? Способность удержать в поле зрения один объект. В то же время это означает отсутствие движения. Некоторые психологи даже считают, что высокая степень концентрации противоестественна. И как же быть? И почему всё же получается достаточно продолжительное время заниматься, скажем, химией или бухучётом?

Читайте также:  Сколько человек должен спать часов

Заниматься получается только тогда, когда начинается движение. Постоянные отвлечения, телодвижения в виде, например, покачивания ногой или ещё что-то в этом духе, жевательная резинка, попивание чайку во время занятий и так далее. Но это не повышает всё же КПД, вернее, хоть и даёт эффект от занятий, но не позволяет достичь максимума эффективности.

Я не буду больше теоретизировать, а просто приведу практическую рекомендацию, которая зарекомендовала себя очень хорошо.

Соединить умственную работу и физическую.

А теперь конкретно. Никто не говорит, что при изучении химии недурно было бы и посуду вымыть или огород вскопать. Правда, я уже писал не так давно о том, что при выполнении механической работы очень хорошо, например, у меня идут учебные аудиозаписи. Но всё же подготовка к экзамену или просто работа с информацией предполагает работу с книгой, конспектом, ведением каких-либо записей, просмотра справочников. И тут «тупая» механическая работа может и не пройти.

Следует поступить так. Плацдармом для умственной деятельности сделать Вашу комнату. Разложите учебники, конспекты, таблицы и так далее в разных местах комнаты. И передвигайтесь от «объекта» к «объекту». Но только в этом случае пауз на поиск материалов не должно быть, Вы не должны искать книгу, а сразу брать её на полке.

Предположим, я занимаюсь по одной книге. В таком случае я с книгой передвигаюсь по комнате. На одном месте нахожусь недолго. Прочёл пару абзацев, счёл нужным что-то записать – переход на новое место.

А лучше всего использовать «метод повышения интереса», который хорошо изложен в моём видеокурсе «Чтение и Конспектирование» , и который (в смысле — метод) также имеет максимальную эффективность в случае включения в процесс физических движений.

Вообще эта тема меня увлекла – включение движения в процесс учёбы, поэтому дальнейшие более подробные публикации я не исключаю.

3. Запах

Не будем игнорировать этот инструмент помощи нашему интеллекту. Во время занятий распыляйте запах лимона. Вроде все просто, но японцы доказали, что это на 20% повышает мощь интеллекта. Немало, верно?

И не могу не сказать о «запаховых генераторах». Устроены они чрезвычайно просто – пластмассовая коробочка из-под фотопленки, в которую помещены кусочки губки. Небольшими кусочками, примерно наполовину. В каждую коробочку время от времени закапывать какие-либо эфирные масла.

Затем следует подумать – а можно ли как-то структурировать изучаемую дисциплину на несколько? Например, если это медицина, то скажем, на фармакологию, заболевания ЖКТ и так далее. Всего желательно получить примерно четыре-пять таких разделов. И при изучении каждого раздела время от времени «включать запаховый генератор», то есть просто вдыхать определенный запах. Само собой, что свой запах для каждого раздела и по ходу дела менять этот запах нельзя. На экзамене Вы используете «свой» запах при вспоминании ответа на вопрос из соответствующего раздела.

Тоже вроде все как-то несерьезно немного смотрится. А, между тем, многие студенты с удивлением отмечали, что полученный эффект намного превзошел все их даже самые смелые ожидания! Один парень, например, рассказывал, как «открыл я на экзамене коробочку, только запах учуял, как тут же моментально успокоился и знания чуть ли не сами из меня полились».

Если Вы боитесь, что батарею коробочек на экзамене Вам не дадут использовать, то тогда используйте на все случаи запах лимона. Но все же, если есть возможность, использовать разные запахи, то обязательно ею воспользуйтесь.

4. График занятий

Если Вы будете читать все подряд, то интерференция мозговой деятельности даст о себе знать и пойдет так называемое «затаптывание следов памяти». То есть нельзя однородный материал изучать слишком долго. Это первая предпосылка.

Вторая заключается в том, что человек на чем-либо может держать внимание в течение 40 минут, после чего уже ничего не поможет его удержать, скажем, на предмете изучения. Максимум внимания во время занятий достигается через 20 минут после начала занятий. Психологи установили, что оптимальный размер учебного часа – 30 минут. Внимание уже начинает уходить, но уровень его все же еще достаточен для плодотворной учебы. Это открытие, правда, полностью игнорируется при составлении графика занятий в институтах.

После тридцати минут перерыв в занятиях просто обязателен! Иногда спрашивают: «А что делать, если поймал кураж, все так и прёт, неужели все равно останавливаться?». Как говаривал Жириновский: «Однозначно!». Тут еще дело и в том, что даже, несмотря на то, что предмет Вам интересен, и Вы все понимаете, что читаете, уровень запоминания падает. Сколь было случаев, когда кто-либо, с упоением читавший учебник страниц на 300 безо всякого перерыва с ужасом замечал на 290 странице, что он почти ничего не помнит из прочитанного.

В общем, вот график занятий.

Первая серия. 30 минут занятий – 3 минуты перерыва — 30 минут занятий — 5 минут перерыва — 30 минут занятий — 10 минут перерыва — 30 минут занятий — 5 минут перерыва — 30 минут занятий — 3 минуты перерыва — 30 минут занятий — 5 минут перерыва – перерыв не менее часа. Изложим проще, в цифровом, так сказать, виде.

30 – 3 – 30 – 5 – 30 – 10 – 30 – 5 – 30 – 3 – 30 — 1 час.

И не вздумайте манкировать большим перерывом! Дорого обойдется!

Вторая серия — все то же самое, только перерывы увеличиваются вдвое. Да, да, и часовой до двух часов.

Третья серия – перерывы увеличиваются втрое. Четвертая серия может состояться только на следующий день! И не гоните прочь вредоносные соображения вроде «время нужно использовать по максимуму, потом отдохну». Загубите все дело.

Теперь о самих перерывах. Перерывы никак не должны быть связаны с учебой. Физические упражнения, забавы с домашним любимцем… Максимум отвлечения! Большие перерыв эффективнее всего, если они используются для сна. Эбингауз доказал, что если после занятий сразу же лечь спать, то уровень забывания минимальный. Кстати, о недосыпе тоже речи быть не может.

И последнее. Помните о разбиении материала, пусть даже условном? Так вот, постарайтесь сделать так, чтобы в соседних тридцатиминутках изучать материал разных разделов.

5. Повторение

Даже самый интересный материал, самые яркие образы через трое суток начинают стираться, если они, конечно, не вызвали сильного эмоционального потрясения или хотя бы впечатления. Не думаю, что учебный материал на это способен.

Тот же Эбингауз доказал, что скорость забывания изученного максимальна в первые 10-15 минут после окончания занятий. В чем, кстати, таится некоторый подвох, который многих подводит. Прочел человек параграф, все понял и во всем разобрался… И повторение через 10-15 минут ему кажется совершенно ненужным. Чего повторять, коли только что учил? А не спрашивает себя он во время сессии, почему пришлось перед экзаменом в течение трех суток без сна и отдыха устраивать штурмовщину? Нести осторожненько знания как сосуд драгоценный на экзамен, боясь расплескать, чтобы после вымученной оценки вздохнуть облегченно и этак лихо сказать: «Сдал – и забыл!», в некоторой степени даже бравируя этим?

Итак, через 10 минут после изучения темы, параграфа, раздела извольте повторить пройденное. Уровень запоминания резко увеличивается. Еще один повтор сделайте через примерно сутки-двое. Причем каждый последующий повтор должен быть короче предыдущего.

И ещё важнейший аспект. Никогда не повторяйте материал «одинаково». Прочли – при повторении меняйте интонации, меняйте место, где повторяете, меняйте скорость повторения.

Очень полезно повторить материал не в том порядке, в котором учили. Скажем, параграф в учебнике посмотреть не следуя по тексту, а в случайном порядке.

Запомните – без повторения материала он может у Вас выветриться до экзамена.

И никогда не занимайтесь повторениями в день экзамена, а лучше займитесь разделом первым этой статьи.

6. Использование музыки

Музыка может минимум втрое поднять эффективность запоминания и обучения. Не буду вдаваться в подробности, только позволю привести себе некоторые рекомендации.

Заниматься желательно под наши музыкальные программы серии «Музыка Интеллекта» — «СуперПамять» — 1 и 2, «ГиперВнимание и Концентрация».

В случае работы с особо однородным материалом используйте «200% КПД Ума».

В случае повторения материала или работы с хорошо известным или выученным ранее – программы «Музыка CверхОбучения» — 1 и 2.

В случае обдумывания материала, нахождения связей между новой информацией и хорошо известной, подготовки реферата и тому подобное – «Активное мышление» — 1 и 2.

Каждый день хоть раз, но обязательно прослушайте «Энергия Мозга» — 1 или «Энергия Мозга» — 2.

В перерывах, перед сном, после пробуждения – «Уроки Природы» согласно приведенным на обложке диска рекомендациям.

Только запомните, что эти программы должны быть фоном, не делайте их звучание громким. Поверьте, они в ситуации фона лучше сделают свое дело.

7. Заучивание наизусть

Если Вы полагаете, что многократное прочтение того, что нужно заучить наизусть, даст хорошее запоминание, то это заблуждение.

Лучше всего, если учебник у Вас имеется в электронном виде. Вы просто, например, удаляете все буквы, кроме крайних в словах, и пытаетесь вспомнить изученное по этим «подсказкам».

Например, фразу «Флуктуации электрического сопротивления кожи часто связаны с эмоциональными состояниями» нужно не тупо читать многократно, а прочесть один раз, а затем попытаться вспомнить ее с помощью «подсказки» «Ф…….и э………..о с……….я к…и ч…о с….ы с э………..и с………….и». Можно оставить букв и чуть побольше. Количество точек в словах с «выброшенными» буквами совершенно не обязательно должно совпадать с количеством этих самых букв. Точки просто примерно подчеркивают длину слова. Ведь все равно вы не будете считать точки во время повторения, да это и просто тяжело.

Если таковой «подсказки» нет или сделать ее сложно, то, просто прочтя раз, не начинайте сразу читать все по новой, а, прежде всего, постарайтесь припомнить что-либо, и только потом читайте еще раз.

Процесс заучивания и запоминания должен быть активным!

Для запоминания наизусть чаще всего используется программа «Музыка СуперПамяти» — 1 и 2.

8. Ведите краткие конспекты

Такие конспекты очень полезны для повторения материала. Только не старайтесь просто переписывать учебник, а только выписывайте ключевые слова и понятия. Делайте это аккуратно. Желательно вести такие конспекты тремя-четырьмя цветами на бумаге желтого цвета. Такое сочетание позволяет включить визуальные каналы и заметно облегчить как запоминание, так и вспоминание. Причем цвета ручки меняйте так, как Вам захочется, а не старайтесь впадать в раздумия «что каким цветом писать».

И ещё. Повесьте большой лист на стену и записывайте на нём формулы, ставьте оценки Вашему пониманию материала, пишите названия разделов и так далее. Сделайте такую художественную картину «Подготовка к экзамену». Между прочим, разглядывание этого «батального полотна» очень сильно способствует хорошему запоминанию материала. Сам проверял.

Вот видите, целых восемь пунктов. И все они позволяют заметно усилить Ваш интеллектуальный КПД.

источник