Меню Рубрики

Как правильно читать ноты для гитары

Зачастую случается так, что те, кто играет на гитаре в течение долгих лет, пользуются определенным арсеналом аккордов. Но наступает момент, когда становится недостаточно имеющихся знаний, и появляется желание сыграть что-нибудь более замысловатое. Тогда наш музыкант-любитель и задается вопросом, как научиться читать ноты для гитары в домашних условиях. И здесь могут возникнуть затруднения. Ведь не сразу становится ясно, с чего же начать. Материалы, которые можно найти в учебной литературе, оказываются трудными для понимания. Ходить на занятия в музыкальную школу бывает весьма накладно. Как раз для начинающих музыкантов и будет приведен набор простых инструкций, который должен помочь им быстро читать ноты для гитары.

Тем, кто намерен научиться играть на гитаре с нуля, следует напомнить, что у каждой ноты есть такие основные характеристики, как высота и время звучания, или длительность. По этому параметру различают целую ноту (ее длительность считается единицей времени звучания), 1/2 целой, 1/4 от целой, 8-ую, 16-ую и 32-ю. По высоте ноты судят о ее расположении на нотных линейках (нотоносце): расположение ноты повышается при ее повышении высоты. Чтение нот происходит слева направо. Ноты, которые находятся друг под другом, играют одновременно.

Если вы хотите узнать, как читать ноты для гитары самостоятельно, то для начала достаточно сопоставить ноты на нотоносце с нотами, сыгранными на гитаре. Строки в гитарных нотах начинаются со знака – скрипичного ключа. Его наличие говорит о том, что находящиеся в строке ноты соответствуют следующим образом звуковому ряду гитары:

В нотной грамоте существуют также и другие виды ключей: альтовый, басовый, дискантовый, но в случае с гитарной записью применяется исключительно скрипичный.

Ноты, которые имеют длительность меньше, чем одна четвертая, часто объединяют в группы при помощи косой черты. Эта черта не имеет какого-либо функционального назначения, ее используют разве что для красоты написания. Сказанное можно пояснить следующими схемами. Также и штиль (вертикальная черта, которая идет от кружочка ноты), может быть направлен вверх либо вниз:

Перерывы в звучании произведения носят название пауз: — целой паузы, которая по своей длительности приравнивается к целой ноте; 1/2-ой; 1/4-ой; 1/8-ой; 1/16-ой; 1/32-ой.

Если рядом с нотой поставлена точка, то это говорит о том. Что длительность звучания такой ноты повышается наполовину. Точка может быть поставлена также возле пауз:

В нотной записи также могут быть обозначения, которые ставятся рядом с определенной нотой и относятся к ней непосредственно.

Так, если рядом с какой-нибудь нотой стоит цифра в кружочке, это означает, что данную ноту нужно играть на струне, соответствующей этой цифре:

Лады обычно обозначают римскими цифрами. Ноту проигрывают на той струне, которую зажимают на обозначенном ладу.

Зачастую указывают, каким из пальцев нужно играть определенную ноту. Рассмотрим обозначения, которые предусмотрены для пальцев правой руки:

  • p – большой палец;
  • a – безымянный палец;
  • m – средний палец;
  • i – указательный палец.

Для обозначения пальцев левой руки применяются арабские цифры, которые не обводятся кружками: 1, 2, 3, 4. Цифра 0 обозначает, что звучание указанной ноты извлекается на открытой струне.

Описанные правила и инструкции подходят, прежде всего, для новичков. Для облегчения изучения искусства игры на гитаре существует большой ассортимент программных продуктов.

источник

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

источник

Когда со струнами и с ладами все станет боле или менее понятно, можно переходить к разучиванию различных композиций. При чтении табулатур следует помнить, что они читаются так же, как и слова в книге – с лева на право. Существует свой порядок, который необходимо соблюдать. Не имеет значения, на какой струне какая цифра будет указана. У нее своя очередность воспроизведения. Поэтому не надо отыгрывать все цифры на первой струне, а потом переходить на вторую струну. Это в корне неправильный подход.

Если на струне стоит цифра «0», значит, что в данный момент струна нигде не зажимается и звучит открыто. Все же остальные цифры точно соответствуют номеру лада. Их не может быть более 24. Следовательно, максимально возможная цифра на табулатуре – 24.

Табулатура — это горизонтальные линии, число которых равно количеству струн, и вертикальные, разделяющие мелодию на такты. Каждая горизонтальная линия соответствует гитарной струне, читая табулатуру сверху вниз, она начинается с самой тонкой и завершается самой толстой.

С левой стороны от горизонтальной линии, как правило, обозначены струны: по номеру (строй гитары указываются перед табулатурой), по названию ноты открытой струны. В этом случае нотные названия имеют латинскую нотацию. Шестая струна указывается как прописная буква «Е», а струна под номером один как строчная «e». Если с левой стороны от линии нет записи номеров нот и струн и нет рекомендаций на строй гитары перед табулатурой, тогда следует использовать стандартный строй данного типа гитары, для которого написана табулатура.

Число линий может не ровняться количеству струн, к примеру, для схемы соло партии можно применяют сокращенную запись табулатуры, в которой пишутся струны, участвующие в сольной партии.

Значение на горизонтальной линии читается как номер лада, на котором следует прижать струну. Если это цифра нуль, значит, будет играть открытая струна. Необязательные ноты, как правило, записываются в скобках, их можно не играть.

Читайте также:  Как определить повышенное внутричерепное давление у ребенка

с цифрами на вертикальной линии следует как одновременное извлечение этих звуков. Стоит заметить, что знак «X» после струны означает, что данная струна не должна звучать.

Скольжение (глиссандо) указывается при помощи знаков и / записываемых между цифрами (восходящее и нисходящее глиссандо), что читается как скольжение по струне от лада, на который показывает первая цифра до лада, на который показывает вторая.

Легатто записывается с помощью знаков «p» и «h» (pull off – нисходящее, hammer on — восходящее), вставляемых между двумя нотами, из которых звук извлекается с первой ноты пальцем на правой руке, а последующий звук извлекается пальцем на левой руке.

Вибрато записывается как знак «

», который вставляется после ноты столько раз, сколько должна звучать струна.

Протяженность струны (бенд) записывается с помощью знака «^» между двумя нотами, в этом случае звук увеличивается с первой ноты до второй. Обычно, такой прием используют в игре на электронной гитаре.

  • Гитара (любая из семейства);
  • Сборник произведений в табулатурах;
  • Для электрогитары соответствующая техника (усилитель, процессор, кабели).

Попадаются и табулатуры без линеек. Например, такие: 1-VII, 3 — X, 5 — 0. То есть первую струну надо зажать на седьмом ладу, третью — на десятом, а пятая остается открытой. Но такие варианты записи встречаются довольно редко.

Табулатуры на музыкальном жаргоне сокращенно называют «табы».

На этих полосках пишут цифры, которые обозначают номера ладов. Сверху вниз цифры расположены в том порядке, в котором необходимо извлекать звуки:

— E (Ми) – 6я струна (самая толстая);
— A (Ля) – 5я струна;
— D (Ре) – 4я струна;
— G (Соль) – 3я струна;
— B (Си) – 2я струна;
— E (Ми) – 1я струна (самая тонкая).

  • — музыкальный инструмент;
  • — фортепианная клавиатура (настоящая, электронная или нарисованная);
  • — сборник гамм, аккордов и арпеджио;
  • — определитель аккордов;
  • — цифровки;
  • — табулатуры.
  • Определитель аккордов для фортепиано и синтезатора
  • как научиться читать аккорды на гитаре

В большинстве случаев человек, желающий научиться простому гитарному аккомпанементу, не хочет и не может освоить нотную грамоту. Для подобной музыкальной деятельности вполне достаточно аккордовых цифровок – схематических изображений гитарных струн и ладов с указанием расположений пальцев в том или ином аккорде. Запомнив аккорды и их обозначения, можно аккомпанировать по схемам, которые нетрудной найти в специальных песенниках или в интернете.

Заучивание аккордов будет более успешным, если понимать смысл их обозначений. Знание основ нотной грамоты при этом все-таки не помешает, хотя бы на таком уровне, какой дается даже на уроках музыки в общеобразовательной школе, ведь связь между этими системами все же имеется.

Буква, которой обозначен аккорд – это нота, на которой он построен. Буквенная система обозначения звуковысотности древнее нотной записи, она сложилась в Средние века, когда «исходной точкой» звукоряда была не нота до, как сейчас, а нота ля. Именно она обозначается буквой А. Далее – по звукоряду соответственно латинскому алфавиту. Есть только одно уточнение: букве В соответствует не си, а си-бемоль, си обозначается буквой H. Но дальше все довольно просто: С – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль. Диез (знак, повышающий звук на полтона) обозначается сочетанием is, бемоль (понижающий на полтона) – es. Таким образом, Cis – до-диез, Des — ре-бемоль. После гласных А и Е пишется только буква s. Поскольку ля-диез и ми-диез в этой системе не употребляются (они по ладам соотвествуют си-бемоль и фа), Аs и Es — это ля-бемоль и ми-бемоль.

Чтобы находить эти ноты на грифе, нужно знать строй гитары. Первая (самая высокая) струна – ми первой октавы, далее – си малой октавы, соль малой октавы, ре малой, ля большой октавы и самая низкая струна – и большой октавы.

Основа аккорда – бас – берется обычно на 5-й или 6-й, реже – на 4-й струне.

Лады на грифе расположены по полутонам. Чтобы разобраться, какой лад какой ноте соответствует, можно опереться на состав мажорной гаммы (ведь до-мажорная гамма – до-ре-ми-фа-соль-ля-си – известна если не всем, то многим): тон-тон-полутон-три тона-полутон. Например, нужно найти ноту соль на 6-й струне. Открытая струна – ми, между ми и фа – полутон, следовательно, на первом ладу будет фа. Между фа и соль – тон, значит, соль расположена через лад от фа – на третьем ладу, а второй лад – фа-диез.

В простом гитарном аккомпанементе чаще всего используются аккорды трех типов: мажорное трезвучие, минорное трезвучие или септаккорд (в большинстве случаев – малый мажорный). Септаккорд обозначается цифрой 7 после буквы, минорное трезвучие – буквой m, у мажорного трезвучия вообще нет дополнительных обозначений.

Аккорд состоит из звуков, которые расположены через ноту, или их можно расположить таким способом. Трезвучие состоит из трех нот. Между первыми двумя нотами мажорного трезвучия – два тона, а в минорном – полтора. Например, ми-соль-си – это ми-минорное трезвучие (Em), ми-соль-диез-си – ми-мажорное (Е). Септаккорд состоит из 4 нот, например, си-ре-диез-фа-диез-ля (H7).

Все ноты, входящие в аккорд, берутся на струнах гитары наиболее удобным образом. Например, ми-минорное трезвучие «ми-соль-си» (Еm) «раскладывается» так: ми – 6-я струна открытая, си – 2-й-лад на 5-й струне, ми – 2й лад на 4-й, соль, си и ми – открытые 3-я, 2-я и 1-я.
Цифра 6 обозначает дополнительную ноту в трезвучии, которая вместе с основанием аккорда образует интервал, охватывающий 6 нот, например, ля-до-ми-фа (Аm6).

В ряде случаев к аккорду добавляется буква, отделенная от основного обозначения косой чертой. Так обозначается дополнительный бас, например, Аm/Е – это ля-минорное трезвучие с басом «ми».

Начинающий гитарист не всегда хорошо знает нотную грамоту. Особенно много неприятностей доставляют аккорды и их последовательности. Для того, чтобы облегчить жизнь музыкантам, не получившим музыкального образования, были придуманы табулатуры – особая система записи аккордов, когда указывается не высота тона, а положение пальца на грифе.

источник

Как читать табулатуры для гитары и укулеле начинающим – очень важный навык для гитариста, особенно если вы не владеете нотной грамотой. А даже если и владеете, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда некоторые песни представлены только в табах. Но научиться никогда не поздно! А чтобы помочь вам в этом начинании, ниже мы подробно объясним, как читать гитарные табулатуры. Поехали!

Привет, друзья! Вы знали, что у нас есть ламповое сообщество в ВК для гитаристов? Если нет — подписывайтесь! — //vk.com/guitarmonstr

Табулатура для гитары – это схематическая запись музыкальных произведений или аккордов, сделанная не нотами, а в виде наглядной схемы, обозначающей в какой момент на какой струне и какой лад необходимо зажать. Она может использоваться абсолютно для всех видов гитар: классика, акустика, электро, укулеле и даже других струнных инструментов, вне зависимости от количества струн или строя на нем.

Практически все музыкальные произведения можно записать с помощью табов. Кстати, наиболее популярная и удобная программа, где это можно делать Guitar Pro. Как правило, большинство композиций размещаются в формате gtp или gp* (* — версия программы — gp3, gp4, gp5, gpx), что и расшифровывается, как guitar pro. Это небольшое лирическое отступление, давайте ближе к делу.

Как уже было отмечено, табами записываются или мелодии, или обозначаются аккорды. Давайте посмотрим, как это все выглядит.

Мелодия, записанная для обычной шестиструнной гитары. Ее можно сыграть как на электро, так и на классической гитаре.

А ты выглядит запись для укулеле, видите, всего 4 струны.

С помощью такой табулатуры изображается схема аккордов. Например, на этой картинке показан Dm.

Итак, давайте наконец разберемся, как читать табулатуры. Стандартная запись, которую вы можете встретить в интернете или программе guitar pro выглядит так.

Горизонтальные линии – это струны. Обычно, в записи не обозначаются названия струн, как это показано на картинке, только в случае нестандартного строя. Скорее всего, вы встретите просто надпись «TAB» слева в начале схемы. Самая верхняя линия на схеме обозначает самую нижнюю (или самую тонкую/высокую по звучанию) струну на вашей гитаре. Вертикальные линии обозначают деление на такты. Хотя в некоторых записях вы можете и не встретить их.

Ниже представлена стандартная запись мелодии.

Табулатуры читаются строго слева направо. Цифры на линейках обозначают номер лада, который необходимо зажать. Если две цифры расположены строго друг над другом, значит, эти ноты должны звучать одновременно. Расстояния между цифрами обозначают длительность, с которой звучит та или иная ноты. Например, у нот, обозначенных «3-3-1-0-1-5» на первой струне в первом такте очень короткие длительности, а у нот «0——-0», на 4 струне – длительность больше и звучат они дольше.

Если вы ищите в интернете, как сыграть тот или иной аккорд, то скорее всего увидите такую запись.

Она немного отличается от стандартной, скажем так, «ориентацией». Здесь горизонтальные линейки обозначают лады, а вертикальные – струны от самой низкой до самой высокой слева направо. Цифры в кружочках на ладах указывают номера пальцев, которыми удобнее всего зажимать аккорд. Значки «о» над струнами показывают звучащие струны, которые должны быть открытыми, а «х» те, которые звучать не должны, то есть приглушенные. Чтобы быстро понять и сориентироваться в такой записи, просто поставьте вашу гитару вертикально на деку и наложите на нее эту табулатуру. Как вы, наверное, догадались, это обычный аккорд «A», то есть ля-мажор.

Читайте также:  Как оценить книгу старого издания

Кстати, встречаются схемы аккордов и стандартной ориентации. Как, например, этот аккорд C.

Горизонтальные линии – струны, вертикальные – лады. В остальном все то же самое.

Ниже представлена схема для укулеле. Распознать ее очень легко – сразу видно 4 струны.

Кстати, если обратите внимание, то заметите, что толщиной вертикальных линеек в этой записи передается толщина струн на инструменте.

А если аккорды встречаются вам в произведении, то выглядеть они, скорее всего, будут так:

Итак, когда со стандартной схемой мы разобрались, можно переходить к изучению обозначений различных приемов на табулатуре. Давайте разберем примеры наиболее распространенных приемов.

Обозначается с помощью значка слеша «\» или «/», который обозначают нисходящий и восходящий слайд соответственно. Ставится слеш между цифрами, то есть если мы видим запись «6/8», как показано в примере, то это значит, что нужно выполнить глиссандо на первой струне с 6 по 8 лад.

Записывается буквами «p» и «h». На картинке выше мы можем видеть такое обозначение, как и слайд, значок легатто ставится между цифрами. P – нисходящее легатто «pull of», а h – восходящее или «hammer on». Например, «7p5» обозначает, что мы извлекаем ноту на 7 ладу щипком правой руки, а ноту на 5 ладу пальцем левой руки с помощью сильного удара по ладу с последующим прижатием и удержанием.

Обозначается с помощью символа «

», который ставится над нотой или после нее. Длительность обозначения показывает длительность звучания приема.

Или как еще называют этот прием подтяжка. Могут обозначаться стрелочками или знаком «^». Full – делаем подтяжку на тон, S – на пол тона.

Еще один вариант обозначать длительности. Если вы видите знак лиги, значит нота должна звучать ровно до того момента, пока протягивается лига.

Указывается с помощью ромбиков, в которые могут быть заключены цифры. Иногда их ставят просто рядом с обозначением номера лада.

Показывают, что нужно сыграть три ноты с одинаковой длительностью звучания.

Обычно это буквы «PM» или «palm muting». В других случаях показывается знаками «х» на конкретных струнах.

Обозначается с помощью толстой линии на весь лад или на его часть, которую необходимо зажать пальцем «1».

Показывается с помощью вертикальных стрелок перед цифрами. Направление стрелки указывает направление удара: вниз или вверх.

Итак, как вы убедились правильно читать табулатуры достаточно просто, поскольку схема очень интуитивная и простая для понимания. Знание таб будет очень полезным, как для начинающих гитаристов не знакомых с нотной грамотой, так и для опытных исполнителей. А все потому, что большинство современных аранжировок для guitar pro записываются именно табами.

К тому же разбирать произведение по ним гораздо проще и быстрее. Почему бы один раз не разобраться и экономить себе время в дальнейшем? Спасибо, что прочитали нашу статью, надеюсь, она была вам полезной, и вы смогли разобраться и найти ответы на свои вопросы.

источник

Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.

Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.

Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.

Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.

Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.

Обычно в табах бой обозначается стрелками напротив каждого отдельного аккорда, или их групп. Обратите внимание на то, что они показывают движение с реверсом – то есть стрелка вниз обозначает удар вверх, а вверх – удар вниз. Тот же принцип работает и со струнами – то есть верхняя линия будет первой, а нижняя – шестой.

Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.

Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.

Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.

На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.

В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.

В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.

В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.

На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.

В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.

И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.

На письме вибрато обозначается символами Х или

возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.

Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.

На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.

И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.

Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.

Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.

Натуральные флажолеты, помимо того, что на письме обозначаются в скобках <>, например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].

Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.

Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.

Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.

Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.

Такты также нумеруются в начале каждого нового.

Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.

Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.

Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.

Читайте также:  Раствор борной кислоты для глаз

источник

Существует довольно много способов сделать это, однако самый простой – просто зазубрить и запомнить их, используя некоторые упрощающие меры. Иначе процесс может сильно затянуться, что значительно приостановит ваше музыкальное развитие. Эта статья как раз и посвящена систематизации обучения нотам на гитаре, а также содержит в себе несколько простых шагов, которые помогут в этом.

Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.

На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:

  • A — ля;
  • B — си (иногда может обозначаться как H);
  • C -до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.

В стандартном строе открытые струны на гитаре состроены в кварту друг к другу, кроме четвертой и пятой – они строят в уменьшенную квинту, следующий интервал. Благодаря этому аккорды зажимаются гораздо проще, это позволяет значительно упростить изучение гамм и боксов пентатоник. Ноты на открытых струнах выстроены в следующем порядке с первой по шестую – E B G D A E. Это называется «стандартный строй». Стоит сказать то, что почти все популярные строи, не сильно меняют его структуру, а иногда просто опускают ноты, сохраняя техническую последовательность.

В современной музыкальной теории мало кто использует оба эти понятия – скорее это свойственно ученикам музыкальных школ, которые изучали классическую теорию. В целом, между этими понятиями можно условно поставить знак равенства, потому что диезы и бемоли означают «промежуточные» – то есть, полутона, или же черные клавиши на фортепиано. Например, после ноты C идет не D, а Db – Ре-бемоль, или же C#. Собственно, в классических учебниках указывается, что Бемоль пишется, когда мы идем по гамме вверх, а Диез – вниз. Однако этот момент можно опустить, и называть промежуточные ноты так, как удобно вам – понятия все равно обозначают одно и то же.

Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.

Кроме того, бемоли и диезы отсутствуют между нотами E и F, а также B и C. Они находятся на расстоянии полутона друг от друга. Обязательно запомните это – данный аспект довольно важен при импровизации.

Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке. Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится.

Перед тем, как приступать непосредственно к запоминанию нот, взгляните на эту таблицу, на которой они обозначены вплоть до 12го лада. Почему до 12го? Потому что это целая октава, и после него ноты повторяются в том же самом порядке, как будто начинаются с нулевого. В данном случае нулевым ладом служит двенадцатый.

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

В стандарте это выглядит так

В стандартном строе это выглядит так

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе. Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место.

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

В стандарте нота C находится на этих ладах

Эту ноту прозвучивают эти лады

Данную ноту обозначают эти лады

Эта нота находится на следующих ладах

Она находится на этих ладах

Для того, чтобы вам было легче учиться, ниже представлен небольшой сборник файлов-шпаргалок с указанными на грифе нотами. Это сделает процесс обучения еще проще.

  1. Удобная таблица от сайта Pereborom.ru — Скачать (292 Kb)
  2. Таблица #2 — Скачать (280 Kb)
  3. Таблица #3 — Скачать (344 Kb)
  4. Таблица #4 — Скачать (27 Kb)

Изображения откроются в новом окне, после вы сможете сохранить их себе на компьютер.

Однозначно – да, но только поначалу. Таким образом, вам действительно будет проще запомнить, где находится какая нота. Однако не стоит цепляться за них – постепенно убирайте их с грифа и старайтесь запоминать ноты без них.

  1. Как уже было сказано выше – используйте стикеры на гриф, чтобы запомнить нужные ноты;
  2. Тренируйте слух – учитесь не только запоминать расположение нот на грифе, но и то, как они звучат, чтобы быстро находить нужную интонацию по звуку;
  3. Находите все интервалы по всему грифу – это очень поможет в игре в дальнейшем;
  4. Запоминайте, из каких нот, и каким образом строятся аккорды, чтобы потом без труда ставить их в любом месте грифа;
  5. Узнайте, по какому принципу строятся мажорные и минорные гаммы, и пытайтесь строить их от уже запомнившихся нот в любом месте грифа.

13 Replies to “ Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе. ”

Пожалуйста, надеюсь материал был для вас полезен и поможет выучить ноты быстрее

Здравствуйте!
Большое спасибо за ваш труд и уроки!
Но есть один вопрос… Как правильно учить ноты… когда учишь что нибудь, как правило проговариваешь это (в уме или вслух), так вот как быть… я вижу английское написание но должен произносить слог по русски Е — Ми, А — Ля… и так далее так как быть учить англо-русский музыкальный или же не париться и вместо До-Ре-Ми произносить Сэ-Дэ-Е… так кстати для мозга легче … и правильно ли это…
Спасибо!
P.S.
Нигде не мог найти данную информацию, а вот англо-русскую муз. версии самоучителей просто пруд пруди.

Здравствуйте, Юрий. Ноты конечно лучше учить в том виде как их придумали в произношении, т.е. До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си. А на письме, если вы не пользуйтесь нотными записями и партитурами, то использовать общепринятые буквенные обозначения C-D-E-F-G-A-B.

Объясню для чего это, к примеру, если играть и учить аккорды, то они записаны как раз в буквенном виде, а не Ре-минор или Соль-мажор. В таком виде их использовать неудобно, поэтому нужна буквенная запись «Dm» или «G». Зная, какую ноту, которую обозначает буква, вам проще будет разобраться от какой тоники строится аккорд, какие басовые ноты нужно извлекать, ну а если вы разбираетесь в теории, то будет проще записывать прогрессии и последовательности, к примеру, для сочинения своих песен. В любом случае для этого вам понадобятся сокращенные буквенные записи.

В другом случае. Если вы учите соло или мелодии на гитаре. То здесь чаще всего для удобства партия гитары записывается на тубалатурах и здесь для вас извлекаемые ноты уже нужны именно в их натуральном виде. Т.к. будет правильнее, если вы будете запоминать что 5-ая струна на 5-ом ладу это нота «Ре», а не «Дэ».

Вывод можно сделать, что стоит учить и запоминать ноты визуально как они выглядят на письме в буквенном виде, но произносить их как Соль-Ля-До-диез и т.д.

источник