Меню Рубрики

Как подчеркивается сказуемое и прилагательное

Как подчеркивается прилагательное, сказуемое, местоимение, подлежащее, числительное, глагол, сравнительный оборот, определение и обстоятельство. Дополнение как подчеркивается?

Задать вопрос о подчёркивании прилагательного или местоимения можно только по ошибке, и эта статья как раз для тех, кто привык к ясности во всём, что касается грамотности. Подчеркиванием оформляются подчинительные связи, которые образуют между собой члены предложения, к примеру, сказуемое и его дополнение. Как подчёркивается то или иное слово в составе предложения? Это уже более корректный вопрос, поскольку актуализирует не само слово, а его роль в раскрытии смысла. Достаточно разделить понятие слова как участника конкретного предложения и понятие слова как лексической единицы речи, и путаница с подчёркиванием сразу исчезнет. Начнём с предложения и его основы.

В грамматическую основу включены подлежащее и сказуемое, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и «кто делает?», «что делает?» соответственно. Местоимение и существительное становятся подлежащими чаще, чем прилагательное или числительное.

  • местоимение: «Они построили снежную крепость».
  • числительное: «Десять умножается на восемь».
  • прилагательное: «Старший отвечал за порядок».
  • существительное: «Лестница ведёт на чердак».

Итак, первым этапом в распределении ролей является разбор предложения. Рассмотрим пример того, как подчеркивается подлежащее в предложении: «Дни рождения года в крепостях снежных спали».

Значение Часть речи Ответ на вопрос дни

Вопросы к дополнению

Падежи Вопросы Дополнение
Род. п. Кого, чего? Ни у кого не было такой красивой куклы.
Дат. п. Кому, чему? Сошью я кукле платьице.
Вин. п. Кого, что? Папа подарил мне куклу.
Тв. п. Кем, чем? С куклой можно поиграть.
Предл. п. О ком, о чем? Только и разговору, что о новой кукле.

Пунктирной линией оформляется любое существительное и местоимение в роли дополнения. Попробуем заменить слово «кукла» местоимением: «Только и разговору, что о ней».

Модель управления и грамматические признаки дополнения. Как подчеркивается местоимение. Коммуникативная роль дополнения. Структурные особенности

Грамматические признаки дополнения — его управляемость с точки зрения морфологии и синтаксиса. Для того чтобы определить тип подчёркивания дополнения, достаточно увидеть первые два уровня иерархической модели предложения. Основная информативная функция дополнения — показывать возможности сказуемого, множество его значений. Основная коммуникативная роль дополнения — быть компонентом цели сообщения. К одной грамматической основе может относиться несколько дополнений. По структуре дополнение может быть простым, аналитическим (в т. ч. составным), комбинированным единым и комплексным единым.

Простое дополнение выражается:

  • Местоимением: «Встречаю её» (как подчёркивается местоимение в роли каждого члена предложения, мы уже разобрались).
  • Именем собственным: «Начальник вызвал Петрова».
  • Синтаксически цельным сочетанием: «Задорнов забавно высмеивал США».
  • Нарицательным существительным с определением: «Слыл большим оригиналом».

Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение

Аналитическое дополнение выражается:

  • сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
  • сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
  • фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».

Комбинированное единое дополнение выражается:

  • Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
  • Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой — парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
  • Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».

Комплексное единое дополнение выражается:

  • группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
  • группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
  • придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).

К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как — в роли сказуемого (двойной чертой).

Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение

Определение указывает на признак предмета

Части речи Примеры определений
существительное Река (которая?) Волга всегда влекла к себе туристов.
прилагательное Величественный (какой?) монумент «Родина-мать зовёт!» является эмблемой Волгограда.
Ответ (какой?) навскидку бывает порой точнее глубокомысленных выводов.
причастие Неверующий (какой?) Фома — один из библейских персонажей.
причастный оборот Гонец (какой?), изнемогший от долгого бега, упал перед царём.
фразеологический оборот Герой (какой?) от горшка полчетверти вершка ничуть не смутился.
инфинитив Время (какое?) собирать урожай.

Вопросы, устанавливающие признак обстоятельства. Модель управления и падежный контроль. Как подчёркивается сравнительный оборот

Обстоятельства и вопросы, на которые они отвечают

Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Каким образом, как? Береги честь смолоду.
места Где, куда, откуда? Из-за гор едет дядюшка Егор.
времени Когда, как долго, с каких пор, до какого времени? И провожали мы друг друга до третьих петухов.
причины Отчего, почему? Оттого что ты мне просто улыбнулась.
цели Зачем, для чего, с какой целью? Узнать, как подчёркивается обстоятельство.

Модель управления обстоятельством отражает:

  • его синтаксическую зависимость от сказуемого с опорой на падежи;
  • лексическую связь управляющего слова и обстоятельства.

Анализ с опорой на падежный контроль помогает более точно установить роль второстепенного члена: «Таня шла быстрыми шагами». Здесь «быстрыми шагами» эквивалентно понятию «быстро», следовательно, является обстоятельством (как?), а не дополнением (чем?). При первоначальном разборе словосочетание «быстрыми шагами» подчёркивается штрихпунктиром. Лексическая связь более ассоциативна, она помогает находить точные комбинации слов, руководствуясь стилем изложения, специальной терминологией, личным активным словарём. Наиболее характерными приёмами составления словосочетаний являются приёмы противопоставления, сопоставления, тождества и однородности.

Однородные члены могут стать:

  • Распространёнными: «Воробышек подмигивал, припадал на одну лапку, работал синкопами, словом, хамил».
  • Нераспространёнными: «Дама примерила туфельку и загрустила».

Чтобы понять принцип однородности второстепенных членов предложения, рассмотрим пример: «Здесь получают посылки и отправляют письма. Мы забыли, как приятно отправлять и получать письма. Сколько ненаписанных, неуслышанных, добрых и прекрасных слов хранятся в памяти души!»

1. Выделяем однородные члены:

  • обстоятельства сказуемого, выраженные инфинитивом: получать и отправлять;
  • определения подлежащего, выраженные отглагольными прилагательными: ненаписанных, неуслышанных;
  • определения подлежащего, выраженные прилагательными: добрых и прекрасных.
  • два дополнения одного сказуемого, выраженные существительным: посылки, письма.

2. Группируем члены по уровню подчинительной связи с главным словом согласно вопросу, на который они одинаково отвечают.

3. Устанавливаем их функции (образа действия, признака или распространения);

4. Определяем, как подчёркиваются однородные члены, и делаем вывод, что они:

  • являются ответом на один общий для них вопрос;
  • чаще всего служат одному члену в предложении;
  • передают значение одного и того же члена предложения;
  • подчёркиваются одинаково.

Исключение — два обстоятельства одного сказуемого. Это порой разные части речи: «Он шёл медленно, слегка пошаркивая на ходу».

  • шёл (как?) медленно — наречие в роли обстоятельства времени (подчёркивается штрихпунктиром);
  • шёл (каким образом?) пошаркивая — деепричастие от глагола «шаркать» в роли обстоятельства действия (штрихпунктир).

Уровни подчинения. Однородные и неоднородные обстоятельства и определения. Лексические единицы прилагательного

Группа однородных членов:

    Однородные обстоятельства, независимо от лексической принадлежности,
    соответствуют одному вопросу: «Несмотря на тяжёлое время, свадьбу гуляли широко, на два села, у невесты и у жениха».

Сравнительные обороты могут означать:

  • Признак: «Балда, сам себе голова, обвёл попа вокруг пальца» (Балда какой?).
  • Обстоятельство: «Он, как в заколдованном кругу, блуждал в своих воспоминаниях» (блуждал каким образом?).
  • Дополнение: «Падать камнем в воду» (падать подобно чему?).

В роли обстоятельства может выступать деепричастный оборот: «Это восхищение, возвращаясь вновь и вновь, перерастало в его сознании в трогательное поклонение метафоре, которой славился русский язык». Как подчёркивается дополнение и обстоятельство, можно определить, отталкиваясь от сказуемого «перерастало»:

  • дополнение (подчёркивается пунктиром): (перерастало во что?) в поклонение;
  • обстоятельство (подчёркивается штрихпунктиром): (перерастало как?) возвращаясь.

Сравнительный оборот чаще всего выступает как усиление определения или обстоятельства: «лёгкими, как сон» (лёгкими «насколько?»); «тебя только за смертью посылать» («куда?» в значении превосходной степени). В этих примерах сравнительный оборот подчёркивается волнистой линией как определение (как сон), штрихпунктиром как обстоятельство (за смертью).

Сравнительный оборот уподобляет друг другу явления или предметы по общему для них признаку. Усиление или снижение значения дополнения с помощью сравнительного оборота требует склонять и подчёркивать его так же, как подчёркивается дополнение. Определение типа подчёркивания иногда требует не только анализа предложения, но и понимания подтекста оборота. В результате сравнения актуализируются свойства обсуждаемого объекта: «Кем станешь ты: творцом, огонь дарящим, или чуть тёплым местом на Земле»? Здесь обороты: «огонь дарящим» и «тёплым» — дополнения к слову «творцом», хотя и противостоят друг другу по значению. Поэтому каждая из этих частей фразы подчёркивается пунктиром.

  • при помощи союзов словно, точно, будто, как: «холодный словно лёд»;
  • с помощью творительного падежа существительного: «рассыпался бисером»;
  • бессоюзные, с составными именными сказуемыми: «Мои дети — сила моя и надежда»;
  • отрицающие: «горе не беда».

Только господствующий член в обороте решает, как подчёркивается сравнительный оборот в целом. Это видно и по вопросу, на который он отвечает наиболее точно.

1. Оборот-определение, опирающийся на существительное в им.п.:

  • Несогласованное определение к инфинитиву: «ощетиниться, как зверь» (как ощетиниться?).
  • Согласованное определение, добавленное к опорному слову самого оборота: «Он чувствовал себя уверенным, счастливым, как будто заново рождённым человеком» (каким?); «И даже тополь стоял застывший, будто дежурный на часах» (тополь какой?).

2. Оборот-обстоятельство, опирающийся на часть речи в косвенном падеже: «Он запел знакомую с детства песню глубоко, серьёзно. Как пел её отец» (запел как, каким образом?).

В отличие от придаточного сравнительного предложения этот оборот не содержит грамматической основы и ничего не утверждает сам по себе.

В каких случаях союз «как» подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах

1. Союз «как» вносит в предложение элемент сравнения.

2. Сравнительный оборот или придаточное предложение сравнения с союзом «как» подчёркивают волнистой чертой, как определение.

3. Союз «как» может присоединять придаточные предложения и других типов: «Взгляни, как море спокойно сегодня» (как спокойно = насколько спокойнее);

4. Обороты с союзом «как», помимо сравнения, несут нагрузку дополнения обстоятельства причины: «От мороза, как от ожога, горело лицо»:

  • обстоятельство — «горело (каким образом?) как от ожога«;
  • дополнение — «горело (от чего?) от мороза в степени ожога«; сравнительный оборот — тождественное дополнение; как подчёркивается сочетание «от мороза», так должен подчёркиваться и оборот «как от ожога», — пунктиром.

5. Вопрос «чем?» относится к творительному падежу, на него отвечает дополнение: «Чем вызвано такое внимание?» Местоимение «чем» подчёркивается пунктиром.

6. Если на первый взгляд трудно определить принадлежность сравнительного оборота к обстоятельству, его заменяют существительным творительного падежа или наречием — смысл высказывания не должен искажаться.

7. Следует обращать внимание на частицы, союзы, слова, свойственные оборотам (просто, именно, совершенно, вроде, как будто). Каждый из этих элементов помогает достичь определённой степени сравнения.

8. Вместе с частицей «не», союзом «как» подчёркиваются члены предложения, к которым они относятся.

источник

Как подчеркивается прилагательное, сказуемое, местоимение, подлежащее, числительное, глагол, сравнительный оборот, определение и обстоятельство. Дополнение как подчеркивается?

Задать вопрос о подчёркивании прилагательного или местоимения можно только по ошибке, и эта статья как раз для тех, кто привык к ясности во всём, что касается грамотности. Подчеркиванием оформляются подчинительные связи, которые образуют между собой члены предложения, к примеру, сказуемое и его дополнение. Как подчёркивается то или иное слово в составе предложения? Это уже более корректный вопрос, поскольку актуализирует не само слово, а его роль в раскрытии смысла. Достаточно разделить понятие слова как участника конкретного предложения и понятие слова как лексической единицы речи, и путаница с подчёркиванием сразу исчезнет. Начнём с предложения и его основы.

Члены предложения, составляющие грамматическую основу, и части речи, выражающие её

В грамматическую основу включены подлежащее и сказуемое, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и «кто делает?», «что делает?» соответственно. Местоимение и существительное становятся подлежащими чаще, чем прилагательное или числительное.

  • местоимение: «Они построили снежную крепость».
  • числительное: «Десять умножается на восемь».
  • прилагательное: «Старший отвечал за порядок».
  • существительное: «Лестница ведёт на чердак».

Итак, первым этапом в распределении ролей является разбор предложения. Рассмотрим пример того, как подчеркивается подлежащее в предложении: «Дни рождения года в крепостях снежных спали».

Последовательность разбора

Слово Значение Часть речи Ответ на вопрос
дни Вопросы к дополнению

Падежи Вопросы Дополнение
Род. п. Кого, чего? Ни у кого не было такой красивой куклы.
Дат. п. Кому, чему? Сошью я кукле платьице.
Вин. п. Кого, что? Папа подарил мне куклу.
Тв. п. Кем, чем? С куклой можно поиграть.
Предл. п. О ком, о чем? Только и разговору, что о новой кукле.

Пунктирной линией оформляется любое существительное и местоимение в роли дополнения. Попробуем заменить слово «кукла» местоимением: «Только и разговору, что о ней».

Модель управления и грамматические признаки дополнения. Как подчеркивается местоимение. Коммуникативная роль дополнения. Структурные особенности

Грамматические признаки дополнения — его управляемость с точки зрения морфологии и синтаксиса. Для того чтобы определить тип подчёркивания дополнения, достаточно увидеть первые два уровня иерархической модели предложения. Основная информативная функция дополнения — показывать возможности сказуемого, множество его значений. Основная коммуникативная роль дополнения — быть компонентом цели сообщения. К одной грамматической основе может относиться несколько дополнений. По структуре дополнение может быть простым, аналитическим (в т. ч. составным), комбинированным единым и комплексным единым.

Простое дополнение выражается:

  • Местоимением: «Встречаю её» (как подчёркивается местоимение в роли каждого члена предложения, мы уже разобрались).
  • Именем собственным: «Начальник вызвал Петрова».
  • Синтаксически цельным сочетанием: «Задорнов забавно высмеивал США».
  • Нарицательным существительным с определением: «Слыл большим оригиналом».

Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение

Аналитическое дополнение выражается:

  • сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
  • сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
  • фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».

Комбинированное единое дополнение выражается:

  • Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
  • Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой — парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
  • Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».

Комплексное единое дополнение выражается:

  • группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
  • группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
  • придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).

К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как — в роли сказуемого (двойной чертой).

Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение

Определение указывает на признак предмета

Части речи Примеры определений
существительное Река (которая?) Волга всегда влекла к себе туристов.
прилагательное Величественный (какой?) монумент «Родина-мать зовёт!» является эмблемой Волгограда.
Ответ (какой?) навскидку бывает порой точнее глубокомысленных выводов.
причастие Неверующий (какой?) Фома — один из библейских персонажей.
причастный оборот Гонец (какой?), изнемогший от долгого бега, упал перед царём.
фразеологический оборот Герой (какой?) от горшка полчетверти вершка ничуть не смутился.
инфинитив Время (какое?) собирать урожай.

После проверки вопросом «влекла» (как?) подчеркивается сказуемое «влекла» двойной чертой и только потом подчёркивается штрихпунктиром наречие «всегда». Вопросы как?, которая? определяют уровень второстепенных членов. Обстоятельства объясняют причину, указывают место, объясняют цель, устанавливают время, характеризуют целевые варианты сказуемого, направленность действий. Выражаются существительным, наречием или местоимением, подчёркиваются точкой-тире (штрихпунктиром). Слово «Волга», подобно определениям, выделенным курсивом в каждом примере, подчёркивается волнистой линией. Каждое из этих определений расширяет понятие качества подлежащего, а в целом они являются совершенно разными частями речи или речевыми оборотами.

Вопросы, устанавливающие признак обстоятельства. Модель управления и падежный контроль. Как подчёркивается сравнительный оборот

Обстоятельства и вопросы, на которые они отвечают

Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Каким образом, как? Береги честь смолоду.
места Где, куда, откуда? Из-за гор едет дядюшка Егор.
времени Когда, как долго, с каких пор, до какого времени? И провожали мы друг друга до третьих петухов.
причины Отчего, почему? Оттого что ты мне просто улыбнулась.
цели Зачем, для чего, с какой целью? Узнать, как подчёркивается обстоятельство.

Модель управления обстоятельством отражает:

  • его синтаксическую зависимость от сказуемого с опорой на падежи;
  • лексическую связь управляющего слова и обстоятельства.

Анализ с опорой на падежный контроль помогает более точно установить роль второстепенного члена: «Таня шла быстрыми шагами». Здесь «быстрыми шагами» эквивалентно понятию «быстро», следовательно, является обстоятельством (как?), а не дополнением (чем?). При первоначальном разборе словосочетание «быстрыми шагами» подчёркивается штрихпунктиром. Лексическая связь более ассоциативна, она помогает находить точные комбинации слов, руководствуясь стилем изложения, специальной терминологией, личным активным словарём. Наиболее характерными приёмами составления словосочетаний являются приёмы противопоставления, сопоставления, тождества и однородности.

Однородные члены могут стать:

  • Распространёнными: «Воробышек подмигивал, припадал на одну лапку, работал синкопами, словом, хамил».
  • Нераспространёнными: «Дама примерила туфельку и загрустила».

Чтобы понять принцип однородности второстепенных членов предложения, рассмотрим пример: «Здесь получают посылки и отправляют письма. Мы забыли, как приятно отправлять и получать письма. Сколько ненаписанных, неуслышанных, добрых и прекрасных слов хранятся в памяти души!»

1. Выделяем однородные члены:

  • обстоятельства сказуемого, выраженные инфинитивом: получать и отправлять;
  • определения подлежащего, выраженные отглагольными прилагательными: ненаписанных, неуслышанных;
  • определения подлежащего, выраженные прилагательными: добрых и прекрасных.
  • два дополнения одного сказуемого, выраженные существительным: посылки, письма.

2. Группируем члены по уровню подчинительной связи с главным словом согласно вопросу, на который они одинаково отвечают.

3. Устанавливаем их функции (образа действия, признака или распространения);

4. Определяем, как подчёркиваются однородные члены, и делаем вывод, что они:

  • являются ответом на один общий для них вопрос;
  • чаще всего служат одному члену в предложении;
  • передают значение одного и того же члена предложения;
  • подчёркиваются одинаково.

Исключение — два обстоятельства одного сказуемого. Это порой разные части речи: «Он шёл медленно, слегка пошаркивая на ходу».

  • шёл (как?) медленно — наречие в роли обстоятельства времени (подчёркивается штрихпунктиром);
  • шёл (каким образом?) пошаркивая — деепричастие от глагола «шаркать» в роли обстоятельства действия (штрихпунктир).

Уровни подчинения. Однородные и неоднородные обстоятельства и определения. Лексические единицы прилагательного

Группа однородных членов:

  • Однородные обстоятельства, независимо от лексической принадлежности,
    соответствуют одному вопросу: «Несмотря на тяжёлое время, свадьбу гуляли широко, на два села, у невесты и у жениха». Гуляли (как?): несмотря на — производный предлог; широко — наречие; на два — числительное.
  • Однородные ряды членов разного уровня подчинения: «Взошла луна и осветила (что?) весь лес, его сосны, тропинки и потаённые уголки». В предложении есть ряд однородных сказуемых (уровень подчинения подлежащему) и ряд дополнений второго сказуемого (уровень подчинения сказуемому).
  • К сказуемому может примыкать не одно дополнение. Как подчёркивается, неоднородные обстоятельства рассматривают предмет с разных сторон: «Свадьбу гуляли по-деревенски весело, по-городскому скупо».
  • Однородные определения характеризуют слово по одному признаку: «Листва зарделась, заалела на солнце».
  • Неоднородные определения выражаются прилагательными разных лексических разрядов (качественными, притяжательными, относительными): «дорогая соболья заморская душегрейка».

Сравнительные обороты могут означать:

  • Признак: «Балда, сам себе голова, обвёл попа вокруг пальца» (Балда какой?).
  • Обстоятельство: «Он, как в заколдованном кругу, блуждал в своих воспоминаниях» (блуждал каким образом?).
  • Дополнение: «Падать камнем в воду» (падать подобно чему?).

В роли обстоятельства может выступать деепричастный оборот: «Это восхищение, возвращаясь вновь и вновь, перерастало в его сознании в трогательное поклонение метафоре, которой славился русский язык». Как подчёркивается дополнение и обстоятельство, можно определить, отталкиваясь от сказуемого «перерастало»:

  • дополнение (подчёркивается пунктиром): (перерастало во что?) в поклонение;
  • обстоятельство (подчёркивается штрихпунктиром): (перерастало как?) возвращаясь.

Сравнительный оборот чаще всего выступает как усиление определения или обстоятельства: «лёгкими, как сон» (лёгкими «насколько?»); «тебя только за смертью посылать» («куда?» в значении превосходной степени). В этих примерах сравнительный оборот подчёркивается волнистой линией как определение (как сон), штрихпунктиром как обстоятельство (за смертью).

Сравнительный оборот уподобляет друг другу явления или предметы по общему для них признаку. Усиление или снижение значения дополнения с помощью сравнительного оборота требует склонять и подчёркивать его так же, как подчёркивается дополнение. Определение типа подчёркивания иногда требует не только анализа предложения, но и понимания подтекста оборота. В результате сравнения актуализируются свойства обсуждаемого объекта: «Кем станешь ты: творцом, огонь дарящим, или чуть тёплым местом на Земле»? Здесь обороты: «огонь дарящим» и «тёплым» — дополнения к слову «творцом», хотя и противостоят друг другу по значению. Поэтому каждая из этих частей фразы подчёркивается пунктиром.

  • при помощи союзов словно, точно, будто, как: «холодный словно лёд»;
  • с помощью творительного падежа существительного: «рассыпался бисером»;
  • бессоюзные, с составными именными сказуемыми: «Мои дети — сила моя и надежда»;
  • отрицающие: «горе не беда».

Только господствующий член в обороте решает, как подчёркивается сравнительный оборот в целом. Это видно и по вопросу, на который он отвечает наиболее точно.

1. Оборот-определение, опирающийся на существительное в им.п.:

  • Несогласованное определение к инфинитиву: «ощетиниться, как зверь» (как ощетиниться?).
  • Согласованное определение, добавленное к опорному слову самого оборота: «Он чувствовал себя уверенным, счастливым, как будто заново рождённым человеком» (каким?); «И даже тополь стоял застывший, будто дежурный на часах» (тополь какой?).

2. Оборот-обстоятельство, опирающийся на часть речи в косвенном падеже: «Он запел знакомую с детства песню глубоко, серьёзно. Как пел её отец» (запел как, каким образом?).

В отличие от придаточного сравнительного предложения этот оборот не содержит грамматической основы и ничего не утверждает сам по себе.

В каких случаях союз «как» подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах

1. Союз «как» вносит в предложение элемент сравнения.

2. Сравнительный оборот или придаточное предложение сравнения с союзом «как» подчёркивают волнистой чертой, как определение.

3. Союз «как» может присоединять придаточные предложения и других типов: «Взгляни, как море спокойно сегодня» (как спокойно = насколько спокойнее);

4. Обороты с союзом «как», помимо сравнения, несут нагрузку дополнения обстоятельства причины: «От мороза, как от ожога, горело лицо»:

  • обстоятельство — «горело (каким образом?) как от ожога«;
  • дополнение — «горело (от чего?) от мороза в степени ожога«; сравнительный оборот — тождественное дополнение; как подчёркивается сочетание «от мороза», так должен подчёркиваться и оборот «как от ожога», — пунктиром.

5. Вопрос «чем?» относится к творительному падежу, на него отвечает дополнение: «Чем вызвано такое внимание?» Местоимение «чем» подчёркивается пунктиром.

6. Если на первый взгляд трудно определить принадлежность сравнительного оборота к обстоятельству, его заменяют существительным творительного падежа или наречием — смысл высказывания не должен искажаться.

7. Следует обращать внимание на частицы, союзы, слова, свойственные оборотам (просто, именно, совершенно, вроде, как будто). Каждый из этих элементов помогает достичь определённой степени сравнения.

8. Вместе с частицей «не», союзом «как» подчёркиваются члены предложения, к которым они относятся.

источник

Сказуемое обозначает действие или состояние лица или предмета, например:

Мальчик спешит в школу.

Кукла лежит в игрушечной коляске.

Независимо от способа выражения (глагол, существительное, прилагательное, местоимение, наречие или словосочетание) сказуемое подчеркивается традиционно при синтаксическом разборе предложения двумя параллельными прямыми линиями.

Июль — это второй месяц лета.

Что говорится об июле?

Месяц — сказуемое, выраженное существительным при нулевой связке. Подчеркну его двумя параллельными линиями.

Сказуемое в русском языке наравне с подлежащим являются главными членами предложения.

Подлежащие,как всем известно принято подчёркивать одной линией.

Сказуемое в русском языке всегда подчёркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Как подчеркивалось двадцать лет назад, так подчеркивается и сейчас двумя линиями. В этом я уверена на 100%, так как регулярно подчеркиваю со своим второклассником. И вроде бы никаких изменений в этом не предвидится. В качестве памятки предлагаю заглядывать вот в эту замечательную табличку:

В русском языке существует система подчеркивания членов предложения, а для выделения каждого из них используется своя линия. Для того чтобы сделать синтаксический разбор предложения, сначала нужно определить главные его члены: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — это главное действующее лицо (предмет) предложения, которое принято подчеркивать одной линией.

Сказуемое раскрывает главную информацию о подлежащем, сообщая о том, что оно делает и каково оно. Подчеркивать сказуемое следует двумя сплошными черточками, расположенными параллельно друг другу.

Ниже показан пример синтаксического разбора предложения, где можно увидеть подчеркивание сказуемого.

Сказуемое — это один из главных членов предложения наряду с подлежащим. Подлежащее подчеркивается одной прямой линией, сказуемое же — двумя прямыми линиями.

В наших школьных учебниках за последние годы произошло много разных изменений, но основные правила русского языка пока еще не трогают.

Сказуемое, относится к двум членам предложения, которые в нем считаются главными, и от того, есть ли оно в предложении, раскрывается его полнота, а если их два и больше, то сложность или осложнененнность. Компанию ему в этом статусе, составляет подлежащие.

Чаще всего, сказуемое обозначает такая часть речи как глагол, однако бывают и исключения и им может быть подлежащее.

Подчеркивается эта часть речи, всегда двумя прямыми чертами, которые если вы попадете и увидете уже готовые разборы предложения, всегда будут его главными и отличительными особенностями, в плане идентификации, на фоне всех остальных членов предложения, которые вообще в нем только могут быть в принципе.

источник

Подлежащее (имя существительное) — это главная часть речи — подчёркивается одной чертой.

Сказуемое (глагол) — тоже главная часть речи — подчёркивается двумя чертами.

Определение (имя прилагательное) — подчёркиваем волнистой линией.

Дополнения могут быть именем существительным или местоимением — подчёркиваем пунктирной линией.

Обстоятельство (наречие, деепричастие) — подчёркиваем линией — пунктир — точка — пунктир — точка.

В русском синтаксисе предложение разбирается по членам. Члены предложения бывают главные и второстепенные. При синтаксическом письменном разборе каждый член предложения традиционно подчеркиваются линией, принятой для его обозначения, например:

подлежащее (существительное, местоимение или субстантивированная часть речи, выполняющая роль существительного) подчеркивается одной прямой горизонтальной линией;

сказуемое (глагол, прилагательное и пр.) подчеркивается двумя горизонтальными прямыми линиями;

дополнение (существительное, местоимение в косвенном падеже и пр.) подчеркивается штриховой линией;

Определение, которое выражается прилагательным, определительным или притяжательным местоимением, количественным числительным, причастием и пр., подчеркнем волнистой линией.

Обстоятельство, выраженное наречием и другими часитями речи, подчеркнем штрих-пунктирной линией (точка-штрих-точка-штрих).

Белый кот пьет молоко из мисочки

существительное «кот» (подлежащее) подчеркнем линией __;

глагол «пьёт» (сказуемое) подчеркнем двумя линиями;

существительное «молоко» (дополнение) подчеркнем линией _ _ _ _;

существительное «из мисочки» (обстоятельство) подчеркнем линией _._._.;

прилагательное «белый» (определение) подчеркнем волнистой линией.

источник

Как подчеркивается прилагательное, сказуемое, местоимение, подлежащее, числительное, глагол, сравнительный оборот, определение и обстоятельство. Дополнение как подчеркивается?

Задать вопрос о подчёркивании прилагательного или местоимения можно только по ошибке, и эта статья как раз для тех, кто привык к ясности во всём, что касается грамотности. Подчеркиванием оформляются подчинительные связи, которые образуют между собой члены предложения, к примеру, сказуемое и его дополнение. Как подчёркивается то или иное слово в составе предложения? Это уже более корректный вопрос, поскольку актуализирует не само слово, а его роль в раскрытии смысла. Достаточно разделить понятие слова как участника конкретного предложения и понятие слова как лексической единицы речи, и путаница с подчёркиванием сразу исчезнет. Начнём с предложения и его основы.

Члены предложения, составляющие грамматическую основу, и части речи, выражающие её

В грамматическую основу включены подлежащее и сказуемое, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и «кто делает?», «что делает?» соответственно. Местоимение и существительное становятся подлежащими чаще, чем прилагательное или числительное.

  • местоимение: «Они построили снежную крепость».
  • числительное: «Десять умножается на восемь».
  • прилагательное: «Старший отвечал за порядок».
  • существительное: «Лестница ведёт на чердак».

Итак, первым этапом в распределении ролей является разбор предложения. Рассмотрим пример того, как подчеркивается подлежащее в предложении: «Дни рождения года в крепостях снежных спали».

Последовательность разбора

Слово Значение Часть речи Ответ на вопрос
дни Вопросы к дополнению

Падежи Вопросы Дополнение
Род. п. Кого, чего? Ни у кого не было такой красивой куклы.
Дат. п. Кому, чему? Сошью я кукле платьице.
Вин. п. Кого, что? Папа подарил мне куклу.
Тв. п. Кем, чем? С куклой можно поиграть.
Предл. п. О ком, о чем? Только и разговору, что о новой кукле.

Пунктирной линией оформляется любое существительное и местоимение в роли дополнения. Попробуем заменить слово «кукла» местоимением: «Только и разговору, что о ней».

Модель управления и грамматические признаки дополнения. Как подчеркивается местоимение. Коммуникативная роль дополнения. Структурные особенности

Грамматические признаки дополнения — его управляемость с точки зрения морфологии и синтаксиса. Для того чтобы определить тип подчёркивания дополнения, достаточно увидеть первые два уровня иерархической модели предложения. Основная информативная функция дополнения — показывать возможности сказуемого, множество его значений. Основная коммуникативная роль дополнения — быть компонентом цели сообщения. К одной грамматической основе может относиться несколько дополнений. По структуре дополнение может быть простым, аналитическим (в т. ч. составным), комбинированным единым и комплексным единым.

Простое дополнение выражается:

  • Местоимением: «Встречаю её» (как подчёркивается местоимение в роли каждого члена предложения, мы уже разобрались).
  • Именем собственным: «Начальник вызвал Петрова».
  • Синтаксически цельным сочетанием: «Задорнов забавно высмеивал США».
  • Нарицательным существительным с определением: «Слыл большим оригиналом».

Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение

Аналитическое дополнение выражается:

  • сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
  • сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
  • фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».

Комбинированное единое дополнение выражается:

  • Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
  • Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой — парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
  • Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».

Комплексное единое дополнение выражается:

  • группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
  • группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
  • придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).

К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как — в роли сказуемого (двойной чертой).

Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение

Определение указывает на признак предмета

Части речи Примеры определений
существительное Река (которая?) Волга всегда влекла к себе туристов.
прилагательное Величественный (какой?) монумент «Родина-мать зовёт!» является эмблемой Волгограда.
Ответ (какой?) навскидку бывает порой точнее глубокомысленных выводов.
причастие Неверующий (какой?) Фома — один из библейских персонажей.
причастный оборот Гонец (какой?), изнемогший от долгого бега, упал перед царём.
фразеологический оборот Герой (какой?) от горшка полчетверти вершка ничуть не смутился.
инфинитив Время (какое?) собирать урожай.

После проверки вопросом «влекла» (как?) подчеркивается сказуемое «влекла» двойной чертой и только потом подчёркивается штрихпунктиром наречие «всегда». Вопросы как?, которая? определяют уровень второстепенных членов. Обстоятельства объясняют причину, указывают место, объясняют цель, устанавливают время, характеризуют целевые варианты сказуемого, направленность действий. Выражаются существительным, наречием или местоимением, подчёркиваются точкой-тире (штрихпунктиром). Слово «Волга», подобно определениям, выделенным курсивом в каждом примере, подчёркивается волнистой линией. Каждое из этих определений расширяет понятие качества подлежащего, а в целом они являются совершенно разными частями речи или речевыми оборотами.

Вопросы, устанавливающие признак обстоятельства. Модель управления и падежный контроль. Как подчёркивается сравнительный оборот

Обстоятельства и вопросы, на которые они отвечают

Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Каким образом, как? Береги честь смолоду.
места Где, куда, откуда? Из-за гор едет дядюшка Егор.
времени Когда, как долго, с каких пор, до какого времени? И провожали мы друг друга до третьих петухов.
причины Отчего, почему? Оттого что ты мне просто улыбнулась.
цели Зачем, для чего, с какой целью? Узнать, как подчёркивается обстоятельство.

Модель управления обстоятельством отражает:

  • его синтаксическую зависимость от сказуемого с опорой на падежи;
  • лексическую связь управляющего слова и обстоятельства.

Анализ с опорой на падежный контроль помогает более точно установить роль второстепенного члена: «Таня шла быстрыми шагами». Здесь «быстрыми шагами» эквивалентно понятию «быстро», следовательно, является обстоятельством (как?), а не дополнением (чем?). При первоначальном разборе словосочетание «быстрыми шагами» подчёркивается штрихпунктиром. Лексическая связь более ассоциативна, она помогает находить точные комбинации слов, руководствуясь стилем изложения, специальной терминологией, личным активным словарём. Наиболее характерными приёмами составления словосочетаний являются приёмы противопоставления, сопоставления, тождества и однородности.

Однородные члены могут стать:

  • Распространёнными: «Воробышек подмигивал, припадал на одну лапку, работал синкопами, словом, хамил».
  • Нераспространёнными: «Дама примерила туфельку и загрустила».

Чтобы понять принцип однородности второстепенных членов предложения, рассмотрим пример: «Здесь получают посылки и отправляют письма. Мы забыли, как приятно отправлять и получать письма. Сколько ненаписанных, неуслышанных, добрых и прекрасных слов хранятся в памяти души!»

1. Выделяем однородные члены:

  • обстоятельства сказуемого, выраженные инфинитивом: получать и отправлять;
  • определения подлежащего, выраженные отглагольными прилагательными: ненаписанных, неуслышанных;
  • определения подлежащего, выраженные прилагательными: добрых и прекрасных.
  • два дополнения одного сказуемого, выраженные существительным: посылки, письма.

2. Группируем члены по уровню подчинительной связи с главным словом согласно вопросу, на который они одинаково отвечают.

3. Устанавливаем их функции (образа действия, признака или распространения);

4. Определяем, как подчёркиваются однородные члены, и делаем вывод, что они:

  • являются ответом на один общий для них вопрос;
  • чаще всего служат одному члену в предложении;
  • передают значение одного и того же члена предложения;
  • подчёркиваются одинаково.

Исключение — два обстоятельства одного сказуемого. Это порой разные части речи: «Он шёл медленно, слегка пошаркивая на ходу».

  • шёл (как?) медленно — наречие в роли обстоятельства времени (подчёркивается штрихпунктиром);
  • шёл (каким образом?) пошаркивая — деепричастие от глагола «шаркать» в роли обстоятельства действия (штрихпунктир).

Уровни подчинения. Однородные и неоднородные обстоятельства и определения. Лексические единицы прилагательного

Группа однородных членов:

  • Однородные обстоятельства, независимо от лексической принадлежности,
    соответствуют одному вопросу: «Несмотря на тяжёлое время, свадьбу гуляли широко, на два села, у невесты и у жениха». Гуляли (как?): несмотря на — производный предлог; широко — наречие; на два — числительное.
  • Однородные ряды членов разного уровня подчинения: «Взошла луна и осветила (что?) весь лес, его сосны, тропинки и потаённые уголки». В предложении есть ряд однородных сказуемых (уровень подчинения подлежащему) и ряд дополнений второго сказуемого (уровень подчинения сказуемому).
  • К сказуемому может примыкать не одно дополнение. Как подчёркивается, неоднородные обстоятельства рассматривают предмет с разных сторон: «Свадьбу гуляли по-деревенски весело, по-городскому скупо».
  • Однородные определения характеризуют слово по одному признаку: «Листва зарделась, заалела на солнце».
  • Неоднородные определения выражаются прилагательными разных лексических разрядов (качественными, притяжательными, относительными): «дорогая соболья заморская душегрейка».

Сравнительные обороты могут означать:

  • Признак: «Балда, сам себе голова, обвёл попа вокруг пальца» (Балда какой?).
  • Обстоятельство: «Он, как в заколдованном кругу, блуждал в своих воспоминаниях» (блуждал каким образом?).
  • Дополнение: «Падать камнем в воду» (падать подобно чему?).

В роли обстоятельства может выступать деепричастный оборот: «Это восхищение, возвращаясь вновь и вновь, перерастало в его сознании в трогательное поклонение метафоре, которой славился русский язык». Как подчёркивается дополнение и обстоятельство, можно определить, отталкиваясь от сказуемого «перерастало»:

  • дополнение (подчёркивается пунктиром): (перерастало во что?) в поклонение;
  • обстоятельство (подчёркивается штрихпунктиром): (перерастало как?) возвращаясь.

Сравнительный оборот чаще всего выступает как усиление определения или обстоятельства: «лёгкими, как сон» (лёгкими «насколько?»); «тебя только за смертью посылать» («куда?» в значении превосходной степени). В этих примерах сравнительный оборот подчёркивается волнистой линией как определение (как сон), штрихпунктиром как обстоятельство (за смертью).

Сравнительный оборот уподобляет друг другу явления или предметы по общему для них признаку. Усиление или снижение значения дополнения с помощью сравнительного оборота требует склонять и подчёркивать его так же, как подчёркивается дополнение. Определение типа подчёркивания иногда требует не только анализа предложения, но и понимания подтекста оборота. В результате сравнения актуализируются свойства обсуждаемого объекта: «Кем станешь ты: творцом, огонь дарящим, или чуть тёплым местом на Земле»? Здесь обороты: «огонь дарящим» и «тёплым» — дополнения к слову «творцом», хотя и противостоят друг другу по значению. Поэтому каждая из этих частей фразы подчёркивается пунктиром.

  • при помощи союзов словно, точно, будто, как: «холодный словно лёд»;
  • с помощью творительного падежа существительного: «рассыпался бисером»;
  • бессоюзные, с составными именными сказуемыми: «Мои дети — сила моя и надежда»;
  • отрицающие: «горе не беда».

Только господствующий член в обороте решает, как подчёркивается сравнительный оборот в целом. Это видно и по вопросу, на который он отвечает наиболее точно.

1. Оборот-определение, опирающийся на существительное в им.п.:

  • Несогласованное определение к инфинитиву: «ощетиниться, как зверь» (как ощетиниться?).
  • Согласованное определение, добавленное к опорному слову самого оборота: «Он чувствовал себя уверенным, счастливым, как будто заново рождённым человеком» (каким?); «И даже тополь стоял застывший, будто дежурный на часах» (тополь какой?).

2. Оборот-обстоятельство, опирающийся на часть речи в косвенном падеже: «Он запел знакомую с детства песню глубоко, серьёзно. Как пел её отец» (запел как, каким образом?).

В отличие от придаточного сравнительного предложения этот оборот не содержит грамматической основы и ничего не утверждает сам по себе.

В каких случаях союз «как» подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах

1. Союз «как» вносит в предложение элемент сравнения.

2. Сравнительный оборот или придаточное предложение сравнения с союзом «как» подчёркивают волнистой чертой, как определение.

3. Союз «как» может присоединять придаточные предложения и других типов: «Взгляни, как море спокойно сегодня» (как спокойно = насколько спокойнее);

4. Обороты с союзом «как», помимо сравнения, несут нагрузку дополнения обстоятельства причины: «От мороза, как от ожога, горело лицо»:

  • обстоятельство — «горело (каким образом?) как от ожога«;
  • дополнение — «горело (от чего?) от мороза в степени ожога«; сравнительный оборот — тождественное дополнение; как подчёркивается сочетание «от мороза», так должен подчёркиваться и оборот «как от ожога», — пунктиром.

5. Вопрос «чем?» относится к творительному падежу, на него отвечает дополнение: «Чем вызвано такое внимание?» Местоимение «чем» подчёркивается пунктиром.

6. Если на первый взгляд трудно определить принадлежность сравнительного оборота к обстоятельству, его заменяют существительным творительного падежа или наречием — смысл высказывания не должен искажаться.

7. Следует обращать внимание на частицы, союзы, слова, свойственные оборотам (просто, именно, совершенно, вроде, как будто). Каждый из этих элементов помогает достичь определённой степени сравнения.

8. Вместе с частицей «не», союзом «как» подчёркиваются члены предложения, к которым они относятся.

источник

Читайте также:  Кот долго отходит от наркоза почему