Меню Рубрики

Как определить у глагола совершенный вид или нет

2.)(Что Сделать?, Что Сделали? что Сделают?) нарисовать, поиграть, нарисовали, поиграли, нарисуют, сыграют—это СОвершенный вид. Он обозначает, что действие УЖЕ совершено или совершится.
Внимание! В вопросе есть ПРИСТАВКА.

Ответ короткий, но понятный .

Различаются два вида глаголов, совершенный и несовершенный. Глаголы несовершенного вида описывают действие в его течении, без указания на его предел: решал, толстел, шумел, в отличие от глаголов совершенного вида, содержащих указание на оконченность действия или его части: решил, растолстел, зашумел. Большинство русских глаголов образуют видовые пары:

встречать – встретить, решать – решить, толкать – толкнуть, писать – написать, лелеять – взлелеять, ночевать – переночевать, толстеть – растолстеть, брать – взять, говорить – сказать, садиться – сесть, отрезáть – отрéзать.

Кроме того, существуют глаголы одновидовые, у которых нет соответствий в другом виде (сожалеть, заискивать и др. – только несовершенного вида, грянуть, хлынуть и др. – только совершенного вида) и двувидовые, у которых формы видов совпадают (женить, казнить, информировать) .

Внутри видов существуют также различные подвиды, но далеко не все глаголы имеют все подвидовые формы.
Кратный и некратный подвиды несовершенного вида

Среди глаголов несовершенного вида выделяются небольшое количество глаголов, имеющих два подвида, кратный и некратный. Некратные глаголы выражают действие непрерывное, однонаправленное, в отличие от кратных, обозначающих действие разнонаправленное, либо прерывающееся, повторяющееся:

бежать – бегать, брести – бродить, везти – возить, вести – водить, гнать – гонять, ехать – ездить, идти – ходить, катить – катать, лезть – лазить, лететь – летать, нести – носить, плыть – плавать, ползти – ползать, тащить – таскать.

Я отнёс бы сюда же пары быть – бывать, видеть – видать / видывать, слышать – слыхать / слыхивать (садить – сажать? )

У остальных глаголов формы кратного и некратного подвидов совпадают.

В английском языке глаголам кратного подвида соответствуют глаголы из группы времён Indefinite, а некратным – из Continuous. Сравните: Катя ходит в школу. – Kate goes to school. и Катя идёт в школу. – Kate is going to school. (причём вторая пара предложений, как русское, так и английское, могут передавать два смысла: «сейчас идёт» и «скоро идёт»).
Одновидовые глаголы

* сожалеть, заискивать
* грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, очутиться, понадобиться

Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

4.Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.

5.В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.

Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
1.Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.

2.Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.

3.Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.

4.Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.

5.Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.

Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

Лицо глагола
Единственное
число
Множественное
число

Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

4.Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.

источник

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они назы­ва­ют

  • дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осу­ществ­ле­ния;
  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.
  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить;
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

  1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
  2. неза­кон­чен­ность дей­ствия.
  • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
  • что делать? нести, полз­ти.

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

  • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
  • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

(что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

1. суф­фик­са­ми

  • брос и ть — брос а ть;
  • конч и ть — конч а ть;
  • встрет и ть — встреч а ть;
  • обид е ть — обиж а ть;
  • сосре­до­точ и ть — сосре­до­точ ива ть;
  • при­уроч и ть — при­уроч ива ть;
  • упол­но­моч и ть — упол­но­моч ива ть;
  • достиг ну ть — достиг а ть;

2. при­став­ка­ми

  • гото­вить — при гото­вить;
  • брать — со брать;
  • гнать — вы гнать;
  • звать — на звать;
  • рабо­тать — пере рабо­тать;
  • моро­зить — под моро­зить.
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шать послу­шать
читать про­чи­тать
писать напи­сать
пить выпить
гото­вить при­го­то­вить

Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

  • оп о здать — оп а зды­вать;
  • ст е реть — ст и рать:
  • взд о хнуть — взд ы хать;
  • изл о жить — изл а гать;
  • уто м ить — уто мл ять;
  • защи т ить — защи щ ать;
  • упро с ить — упра ш ивать.

Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

  • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать ( невер­но: спой­мать);
  • поло­жить — класть;
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
  • брать — взять;
  • искать — най­ти.

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

источник

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов

Вид Неопределённая форма Прошедшее время Настоящее время Будущее время
Несовершенный Что делать?
играть
Что делал?
играл
Что делаю?
играю
Что буду делать?
буду играть
Совершенный Что сделать?
поиграть
Что сделал?
поиграл
Что сделаю?
поиграю

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:

Глаголы несовершенного вида имееют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно действие повторялось несколько раз и неизвестно был ли достигнут нужный результат

(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится

(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца

Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов.

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:

присесть, поговорить, прочитать

Глаголы совершенного вида имееют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось

(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

писать — подписать, сидеть — досидеть

Отбрасыванием суффиксов, например:

давать — дать, спасать — спасти

Заменой суффиксов, например:

Заменой суффиксов и чередованием звуков в корне:

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и тоже действие:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать
ловить
класть
искать
говорить
взять
поймать
положить
найти
сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

источник

Вид глагола — это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.

Вид — это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.

Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени — знайте, что он НСВ.

Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго — все они указывают на отсутствие окончания действия.

Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).

Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).

У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) — дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:

  • о/а — опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
  • о/ы — вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
  • я/им — подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
  • у/им — вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
  • д/ж — проводил/провожает (СВ/НСВ);
  • т/ч — ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
  • п/пл — укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
  • ст/щ — угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).

Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

источник

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.

Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида. При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:

При помощи приставок, сравните:

Несовершенный вид Совершенный вид
Читать [Chitat’] To read Прочитать [Prachitat’] Has red
Писать [Pisat’] To write Написать [Napisat’] Has written
Готовить [Gatovit’] Приготовить [Prigatovit’] Has cooked
Покупать [Pakupat’] To buy Купить [Kupit’] Has bought

Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки — это глагол «Купить». В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.

При помощи разных суффиксов:

Несовершенный вид Совершенный вид
Решать [Rishat’] To solve/to decide Решить [Rishit’] Has solved/Decided
Показывать [Pakazyvat’] To show Показать [Pakazat’] Has shown
Забывать [Zabyvat’] To forget Забыть [Zabyt’] Has forgotten

При помощи совершенного иного слова:

Несовершенный вид Совершенный вид
Говорить [Gavarit’] To speak Сказать [Skazat’] Has spoken
Брать [Brat’] To take Взять [Vzyat’] Has taken

Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос «что сделать

Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос «что делать?», но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,

Анастасия не может готовить (что делать?), она готовит редко. [Anastasija ne mozhit gatovit’, ana gatovit redka] Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.

Я купила (что сделала?) красивое платье, оно мне очень идёт! (виден результат) [Ya kupila krasivae plat’e, ano mne ochin’ idyot] I bought a new dress, it suits me much.

Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:

Несовершенный вид
Что делают? Когда? Как часто?

  1. Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
  2. Виталий покупает газеты
  3. Мы играем в волейбол

Совершенный вид
Что они сделали? Когда?

  1. Никита посмотрел фильм «Титаник» Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
  2. Виталий купил газету «Известия»
  3. Мы сыграли в волейбол очень хорошо

Из этих примеров видно, что слова-наречия могут значительно облегчить определение того или иного вида глагола, главное, выучить вопросы и запомнить данные слова. Чтобы попрактиковаться, исправьте данные предложения, задавая глаголам правильные глаголы. Предложения написаны с ошибками:

Я доел кашу и шел гулять.
Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал.
Она очень долго переделала доклад.
Таня сильно плакала и никак не успокоилась.
Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.

Запомните, пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:

Читала, читает и будет читать (что делала, что делает и что будет делать?) [Chitala, chitaet i budet chitat’] Red, is reading, will read

Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую

Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) [Pasmatreli i pasmotrim] Watched and will watch

Форма прошедшего времени изменяется по числам:

Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) [Bizhal i bizhali] He ran and they ran.

источник

Как правильно читать фразу «совершенный вид глагола»? [. шэный] или [. шоный] ? Если первое, то почему, ведь второе больше подходит по смыслу?

со-вер-ше́н-ство. 1. высшая степень, предел какого-либо положительного качества, способности, мастерства. 2. разг. то же, что совершенствование. 3. человек, предмет, лишённый недостатков.

Я не вижу ничего общего с совершенным видом глагола.

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил (А.С. Пушкин). Написано 13 декабря 1826 г.

Обратим внимание на фонетику причастий. Это поэзия, высокий стиль, произношение Ё здесь не приветствуется.

Из истории буквы Ё. Буква Ё была создана для обозначения мягкого варианта ударного звука О, который появился в результате окончательного закрепления в языке особого фонетического чередования гласных звуков, например: село – сёла, ледяной – лёд (раньше говорили ледяной – лед).

Возникнув в разговорной речи, новое произношение во второй половине XVIII века стало активно проникать в литературный язык. В жанрах высокого стиля, например в трагедии, оно долгое время считалось недопустимым, дольше других чтение Е сохраняется и в философской лирике. Но постепенно вариативность исчезает, мягкий ударный звук О окончательно закрепляется в языке.

А когда появилось название видов? Это Востоков А.Х. «Русская грамматика» 1831 год. Вряд ли «простонародное» Ё могло тогда звучать в лингвистической науке. Поэтому можно сделать вывод: совершенный вид – это традиция произношения причастия «совершённый» со значением «законченный»

Также можно отметить, что нет особого противостояния между причастием «совершённый» и прилагательным «совершенный», выражающим высшую степень какого-либо положительного качества: совершенство творения предполагает и его законченность тоже.

1) Обсуждение названии видов глагола не является новым, к примеру, вот материал по той же теме Соверше(ё?)нный вид глагола

В XVII-XVIII вв. лингвистика лишь начала разбираться с классификацией глаголов. По черновикам [5] видно, как долго и постепенно М.В. Ломоносов устанавливал число и названия видов. Но труд его не пропал даром: именно его классификация обнажила проблему, сделала очевидной существование дополнительной категории, выделением которой и занялись исследователи с самого начала XIX в.

В литературном произношении XVII-XVIII вв. были сильны церковно-славянские традиции, где звук ё заменялся на е. Поэтому у меня есть сильное подозрение, что слова типа «совершённый», «уединённый» произносились как «совершЕнный», «уединЕнный» (по аналогии с «житие», «твое»). Соответственно и писалось: «совершеннаго вида». Если это так, тогда исторически правильно «совершенный», а по смыслу – «совершённый».

2) Еще об истории изучения видов глагола:

Категория вида в русском языке оформилась сравнительно поздно (в конце XVI — начале XVII в.), и уже в XVII в. она нашла отражение в грамматиках М. Смотрицкого и Ю. Крижанича.

Категория вида, пришедшая на смену богатой системе русских времен, в трудах ряда ученых (Н.И. Греча, А.Х. Востокова и др.) не была четко отграничена от категории времени. А.Х. Востоков в «Русской грамматике» выделил три вида: неокончательный (несовершенный), совершенный и многократный. Кроме трех видов он выделил восемь форм времени. Разграничить категории вида и времени ему не удалось.

источник

Все верно: глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?, а глаголы несовершенного вида — на вопрос что делать?. У многих глаголов совершенного вида показателем его отнесенности к этому виду является наличие приставки. Многие глаголы имеют видовые пары, различающиеся наличием приставки.

Сравните: рисовать -нарисовать;

Казалось бы, что может быть проще: определить вид глагола? Но не тут-то было!

Существуют видовые пары бесприставочных глаголов, отличающихся глагольными суффиксами, например:

(что делать?) бросать — (что сделать?) бросить;

прощать — простить;

решать — решить.

Кроме того, существует целый ряд бесприставочных глаголов совершенного вида: казнить, решить, родить, воспитать, встретить,пустить, дать, кончить, купить, лишить, обидеть и пр.

Если глагол обозначает начало или конец действия и отвечает на вопрос что сделать?, что сделает?, то это глагол СОВЕРШЕННОГО ВИДА.

Если глагол обозначает незавершенность или длительные, повторяющиеся действия и отвечает на вопрос что делать?, что делает?, то это глагол НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.

Ну во первых по вопросу, так как это их главный определяющий показатель.

У глаголов несовершенного вида, этот вопрос который их выявляет будет что делать? а у тех которые совершенного вида, что сделать?, то есть те которые совершенного вида, как бы минут собой процесс и фокусируются на результате, тогда как несовершенного вида, напротив говорят именно о текучести процесса.

Кроме того, у глаголов совершенного вида, как правило приставояный или приставочно-суффиксальный способ образования, так как практически всегда в их составе, есть приставка.

Например: копить — накопить, клеить — заклеить, играть — сыграть.

Главный признак, чтобы отличить глагол совершенного вида, от глагола вида несовершенного, это то, что в совершенном глаголе показывается уже какое то сделанное действие. Каламбур пришёл на ум: Совершенный-СовершЁнный. Отвечают на вопрос что сделать, что сделал итд. А глагол несовершенного вида, это ещё не законченное действие. Процесс какой то. Допустим я думаю, я стираю итд.

Как правило, данные две группы глаголов имеют чёткое разграничение, благодаря набору вопросов, которые соответствуют тому или иному виду.

Так если в вопросе второе слово начинается с буквы «с», то глагол напрямую относится к совершенному виду, название которого также начинается с такой же буквы.

Остальные вопросы автоматически причисляют глаголы к несовершенному виду.

Добрый день, нужно начало понимать, что глаголы несовершенного вида обычно обозначают длительность действия и не подчеркивают результат. Сам этот процесс может быть регулярными, т.е. каждый день. Отвечает на вопрос: «Что делал?»

А вот глаголы совершенного вида обозначают действия, которые уже закончились. Данный глаголы отвечают на вопрос: «Что сделал?» Как мы видим в вопросе есть приставка с, что является подсказкой, что перед нами именно глагол совершенного действия. Также у данных глаголов нет настоящего времени, это еще один признак глагола несовершенного вида.

Можно выделить вот такие отличие между двумя искомыми вами глаголами.

источник

Глаголсамостоятельная часть речи, которая обозначает процесс, отношение, движение, состояние предмета или его действие. В предложении чаще всего является сказуемым, но может быть любым членом предложения.

Видграмматическая категория, отражающая течение во времени. Различают несовершенный и совершенный вид глагола.

Несовершенного вида указывают на незавершенное, повторяющееся, протяженное действие. В начальной форме (инфинитиве) отвечают на вопрос «Что делать?»

Примеры: ходить, думать, молчать, считать.

  1. Обозначать длительность: Петя долго рисовал натюрморт.
  2. Указывать на повторение: Каждый день она гуляет со своей собакой.
  3. Характеризовать постоянство: Деревня находится на холме.

В таких случаях зачастую в сочетании употребляются наречия.

источник

Одна из важнейших категорий глагола в русском языке — его вид.

Несовершенный вид глагола

Большая часть единиц этой части речи обладает противопоставленными формами. Например, создать — создавать, подписать – подписывать и т. д. Если сравнить члены этих пар, то можно заметить, что при схожести лексического значения они имеют что-то различное. Это отличие – вид глагола. Первый член этих пар представляет несовершенный вид глагола. Второй – имеет форму совершенного варианта.

Вид – это категория грамматики, указывающая на неограниченность или ограниченность действия. По школьной программе их различие определяется вопросами. Несовершенный вид глагола предполагает ответы на вопросы: что делать? что делал? что будет делать? что делает?

Глагол в совершенном варианте может ответить на такие вопросы: что сделать? что сделал? что сделает?

Формы совершенного вида зачастую имеют значение законченности действия, называют ограниченные процессы, указывают на уже случившийся результат действия. Например: мальчик выздоровел.

Глагол несовершенного вида называет действие развивающееся, длящееся, не ограниченное, а также указывает на повторяемость и продолжительность процесса. Например: мальчик выздоравливает.

Категория вида находится в плотном взаимоотношении с разрядом времени. Так, несовершенный вид глагола имеет формы всех трёх времён, а совершенный – только формы в будущем и прошедшем. Т. к. настоящее время характеризует процесс, длящийся в момент речи, развивающийся и продолжающийся, а совершенный вид представляет ограниченное в развитии действие.

Чаще всего глаголы русского языка составляют пару по видовому признаку. Т. е. две формы имеют одно смысловое значение, но различаются по грамматическому виду: обучить – обучать, завить — завивать.

Существуют и одновидовые. Непарные глаголы совершенного вида несут значение действия, ограниченного в своём развитии: очнуться, добегаться. Беспарные несовершенного обозначают неограниченное в своём развитии действие: приговаривать, сочувствовать, обитать. Бывают и двувидовые глаголы, в которых совмещаются значения совершенной и несовершенной категории: казнить, обследовать, ранить.

Деепричастия несовершенного вида

Глагольная форма, имеющая значение добавочного действия, которая совмещает признаки глагола и наречия – это деепричастие. Даная часть речи бывает двух видов: совершенного и несовершенного. Во втором виде почти всегда называется процесс, происходящий в одно время с действием глагола-сказуемого. Редко такое деепричастие обозначает предшествующее или последующее действие. Например: два раза в год бывала в столице и, возвращаясь оттуда, громко рассказывала о чуде. А эта часть речи совершенного вида обычно означает действие предшествующее.

Происходит образование единицы этой части речи несовершенного вида с использованием суффикса –а (-я) от основы в настоящем времени. Например, следят – следя.

Не все группы глаголов имеют такую форму. Среди них:

— глаголы, с основой в настоящем времени, которая состоит из согласных (мнут);

— глаголы на –и (лить) с односложной основой;

— глаголы с суффиксом -ну (вянуть);

— глаголы на –а (звать) с односложной основой в инфинитиве.

Если у глагола есть суффикс –ва-, то деепричастие образуется от инфинитивной основы: создавать – создают — создавая.

источник

Глагол, как и любая часть речи, имеет огромное число грамматических и морфологических знаков, по которым дозволено с легкостью его определить. При постижении глагола может появиться вопрос о том, как определить глаголы идеального и несовершенного вида.

1. Все глаголы делятся на два вида . Для начала следует дать определение термину «вид». Вид представляет собой глагольную категорию, которая показывает, как происходит действие во времени, выражает отношение действия к его итогу. Категорию вида в любой форме, имеют все глаголы русского языка. Как водится, глаголы бывают идеального и несовершенного вида .

2. Определение глаголов идеального вида Глаголами идеального вида называют глаголы , отвечающие на вопрос «что сделать?» и обозначающие действие предмета, ограниченное по времени, законченность. Глаголы идеального вида также обозначают действие, ко¬торое теснее закончилось (либо закончится), действие, которое информирует о достижении итога (запомнить, прибежать), действие, которое теснее началось либо скоро начнется, (заговорить, забежать), единичное действие (пихнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы имеющие суффикс -ну).

3. Определение глаголов несовершенного вида Глаголами несовершенного вида называют глаголы , отвечающие на вопрос “что делать?” и обозначающие действие без указания вывода, а также без ограничения его по времени, действие долгое либо повторяющееся (писать, глядеть, говорить, сидеть, стоять).

4. Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют пары по виду. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол идеального вида , имеющие, идентичное лексическое значение и различающиеся только значением вида : смотреть — просмотреть, писать — написать, строить — возвести, бежать — прибежать.

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Старинной Руси. В те дальнии времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает значимое место. Глагольные слова зачастую встречаются в предложениях, совместно с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол владеет рядом грамматических знаков, может быть основным и второстепенным членом предложения.

1. Действие и состояние предмета передаются с поддержкой глаголов, имеющих неизменяемые знаки идеального либо несовершенного вида, переходности – непереходности, возвратности – невозвратности и спряжения.

2. Несовершенный вид глагола больше употребителен в нашей речи. Обыкновенно морфемы помогают образовать от него идеальный: «глядеть – посмотреть», «орать – крикнуть». Но бывает и напротив: «сшить – сшивать», «решить – решать». Такие глагольные варианты представляют видовые пары.

3. Если глаголы могут руководить существительными, которые стоят при них в форме винительного падежа, и связь между ними выражена без помощи предлога, значит, они будут считаться переходными: «показать», «варить», «врать». Непереходным несвойственна сходственная подчинительная связь: «отсутствовать», «приглядеться», «посидеть».

4. Находящийся на конце слова суффикс –ся (-сь) говорит о том, что глагол возвратный. У невозвратных такой суффикс отсутствует. Следует запомнить, что возвратность свидетельствует о непереходности.

5. На спряжение указывает комплект окончаний при изменении по лицам и числам. Примитивно узнать данный знак, если личное окончание глагола ударное. В случае если спряжение не устанавливается ударением, нужно обратить внимание на инфинитив. Все, исключая «брить» и «стелить», глаголы, оканчивающиеся на –ить, и несколько исключенных из этого списка (на -еть, -ать) – составляют II спряжение. Остальные представляют I спряжение. Среди глаголов выдаются несколько разноспрягаемых: «хотеть», «бежать», «чтить».

6. Присутствующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся изготавливаемые действия с действительностью. Глагольные слова в всяком из наклонений владеют определенным комплектом знаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, протекающие в реальности. К ним используется представление категории времени. Настоящему и грядущему времени характерно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, взамен лица, по родам. Повелительное наклон содержит побуждение к действию. Сходственная форма глагола может составлять солидарность со словами «да», «давай(те)», «пускай». На вероятность, определенные данные действий указывает условное наклон, в котором глагол неукоснительно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».

7. При глаголах могут отсутствовать изготавливающие действия лицо либо предмет. Предназначение сходственных глагольных слов – передать разные состояния природы либо человека. У них соответствующее наименование – «безличные». Примеры употребления таких глаголов в безличных предложениях: «За окном темнело», «Меня знобит».

8. Обыкновенное предназначение глагола в составе предложений – исполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в неопределенной форме: тут он может быть подлежащим, исполнять функцию побочных членов предложения. Разглядите различные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Путешественники стали осмотрительно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) неизменно сгодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчуган изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».

Обратите внимание!
Ученые-лингвисты имеют две точки зрения по поводу образованных от глаголов причастий и деепричастий: выделяют как независимые части речи либо глагольные формы.

Славянские языки круто противопоставлены иным индоевропейским языкам по формам выражения категорий времени и вида. Современная система видов сложилась в языкознании только в начале XX в. Для того дабы верно определить вид глагола в русском языке, нужно рассматривать ряд оснований.

Вид глагола — это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом именуется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

До XX в. в русском языкознании выделяли 3 вида:

1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.

2. Многократный вид. Примерами являются следующие слова: сиживал, говаривал, хаживал.

3. Однократный вид, совпадающий с современным идеальным видом.

В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.

В русской грамматике выделяют идеальный и несовершенный виды.

Определить вид глагола дозволено на основании следующих оснований:

Глаголы идеального вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (скажем: посмотрел, сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (скажем: глядел, делал).

Глаголы идеального вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Скажем: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) глядел.

3) На основании словообразовательного оформления.

Совершенный вид глаголов образуется с подмогой приставок, несовершенный вид — с подмогой суффиксов. Так, глаголы идеального вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «глядел, делал» не имеют.

Глаголы несовершенного вида гармонируют с наречиями «длинно», «медлительно», со словами «всякий день» и другими, а глаголы идеального вида не имеют такой вероятности. Так, дозволено сказать «длинно глядел», но невозможно употребить выражение «длинно посмотрел».

5) По отличию в комплекте словоформ.

Глаголы идеального вида не могут находиться в форме подлинного вида, а глаголы несовершенного вида не владеют формами 3 времени.

Обратите внимание!
на межвидовые связи глаголов

Полезный совет
для закрепления изученного материала нужно подбирать крупное число примеров

источник

Глагол — часть речи, которая встречается нам едва ли не чаще всех остальных. Он обладает рядом постоянных и изменяющихся признаков, к числу которых относится вид. С этой категорией каждый из нас сталкивался еще в школьные времена. Нередко она ставила в тупик и вызывала вопросы.

Эта статья поможет вам вспомнить, что такое вид глагола, и научиться его определять. Примеры заданий, с которыми вы столкнетесь, помогут отработать приобретенные знания.

Вид — один из постоянных признаков, принадлежащих глаголу. Он отражает то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым.

Вид можно расценивать и как категорию, изменяющую слова, и как ту, что их классифицирует. В современном русском языке эта группа включает всего две опции.

Ответим на вопрос: «Какие бывают виды глаголов?» Ответ современных лингвистов на этот вопрос состоит из двух позиций: совершенный и несовершенный.

Мы нашли ответ на вопрос: «Что такое вид глагола?» Теперь перейдем к знакомству с каждым из них.

Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

  1. Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».
  2. Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».
  3. Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие.

Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

Теперь вы знаете, что такое несовершенный вид глагола. Следующий параграф расскажет о словах, принадлежащих ко второму типу.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

  1. Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Марина нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».
  2. Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени. Мы вспомнили, что такое глагол совершенного вида. Перейдем к более сложному материалу.

Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары. К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

  1. Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.
  2. Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

В современном русском языке встречаются одновидовые и двувидовые глаголы. К первому типу относятся слова, которые имеют форму только одного из видов. В эту категорию относят глаголы несовершенного вида по следующим критериям:

  1. Действие не стремится к достижению какого-либо результата. Чаще всего оно выражает эмоции. Например: ненавидеть, сожалеть, ожидать.
  2. Глагол выражает состояние человека: плакать, мечтать, молчать, болтать.
  3. Слово обозначает движение. Примеры: бежать, прыгать, танцевать.
  4. Глагол передает действие со значение «слегка»: покрикивать, поспевать.
  5. Слово имеет значение действия, сопровождающего другое, как в случае с «причмокивать» или «пританцовывать».
  6. Глагол обладает значением, связанным с профессиональной деятельностью. Например: плотничать, учительствовать.
  7. Действие имеет обоюдный характер. Пример: перешептываться, переглядываться.

К этому же типу относят глаголы совершенного вида:

  1. Содержащие в своем составе несколько префиксов: подзабыть, понабрать.
  2. Обозначающие действие, которое произошло моментально. Например: хлынул, полыхнул.
  3. Которые показывают, что действие дошло до своего логического завершения. К примеру: отзвонить, отшуметь.
  4. Обозначающие начало процесса: поскакать, заплакать.
  5. Выражающие избыточное значение. Пример: насмотреться, набаловаться.

Глаголы бывают вида, лишенного формального выражения. В зависимости от контекста их можно отнести к совершенному либо к несовершенному виду.

Подобные слова можно разделить на три группы:

  1. Слова, имеющие многолетнюю историю. Некоторые из них: обещать, ранить, женить, казнить.
  2. Часть глаголов, оканчивающихся на «овать». Для примера возьмем: содействовать, исследовать, расследовать.
  3. Глаголы, в основном иноязычного происхождения, имеющие в своем составе суффиксы «ова», «ирова». Примеры: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

Чтобы определить, какие виды глаголов встречаются в заданиях, надо следовать следующему алгоритму:

  1. Посмотрите, не подходит ли слово под критерии одновидового или двувидового глагола.
  2. Если есть приставка, в большинстве случаев это будет совершенный вид.
  3. Для того чтобы точно определить, какого вида глагол, надо задать к нему вопрос. «Что делать?» — несовершенный вид. «Что сделать?» — совершенный вид.

Перейдем к небольшой тренировке. Определите, к какому виду принадлежат слова:

  • молвить (двувидовой глагол);
  • приготовить (сов. вид);
  • начинать (несов. вид);
  • рассматривать (несов. вид);
  • найти (сов. вид);
  • ходить (одновидовой глагол несов. вида);
  • начальствовать (одновидовой глагол несов. вида);
  • пишет (несов. вид).

Укажите, глагол какого вида встречается в предложении:

  1. Он глубоко сожалел о случившемся (одновидовой глагол несовершенного вида).
  2. Я привыкла спать до обеда (первый глагол совершенного вида, второй — одновидовой несовершенного вида).
  3. Он задал мне каверзный вопрос (совершенный вид).
  4. Каждый день он смотрит в окно в ожидании чего-то (несовершенный вид).
  5. Он любил учительствовать в компании (одновидовые глаголы несовершенного вида).
  6. Отгремела первая весенняя гроза (одновидовой глагол совершенного вида).
  7. Он устроился продавцом в магазин одежды, чтобы немного подзаработать (первый глагол — совершенный вид, второй —относится к тому же типу, но в то же время он одновидовой).

Из этой статьи вы узнали, что такое вид глагола. Познакомились со словами одновидового и двувидового типа. Рассмотрели примеры упражнений с пояснениями. И получили рекомендации, которые помогут вам с легкостью определить вид глагола.

Наткнувшись на задание, связанное с определением вида, вы без труда укажете, к какому типу относится слово, даже если слова будут изначально казаться сложными.

источник

Читайте также:  Как подключить ашдимай к телевизору