Меню Рубрики

Как делать анализ стихотворения по плану

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

источник

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Читайте также:  Каких девушек любят мужчины худых или полных

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
— повторы/рефрен;
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
— аллитерация — повторение одинаковых согласных;
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
— ассонанс — повторение гласных;
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

источник

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

источник

Итак, чтобы делать анализ стихотворения, необходимо выделить его тему. Это может быть лирика, то есть произведение посвящено любви и чувствам, может быть описание природы (пейзаж), может быть философия (рассуждения о смысле бытия и других категориях), а также стих может быть посвящен социально значимым проблемам.

Следующим пунктом анализа становится сюжет. Его может и не быть, если стихотворение посвящено чувствам. Тогда вы, скорее всего, будете читать описание таковых, хотя за ними наверняка будет прослеживаться линия взаимоотношений. Тем не менее, если событий в стихотворении нет, акцентировать внимание на сюжете необязательно.

Чтобы сделать анализ стихотворения, важно определить его размер. Пожалуй, это самая сложная часть для тех, кто не изучал теорию литературы. Чаще всего встречаются такие размеры, как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Их отличия состоят в количестве слогов в строке, а также в размещении ударения, которое и составляет ритм стиха в целом.

Может отличаться и периодичность рифмы, о чем обязательно следует указать при анализе стиха. Она может быть парной (когда рифмуются две строки подряд), кольцевой (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я) и перекрестной (рифмуются четные и нечетные строки).

При анализе стихотворения важно указать на использованные художественные образы, способы их выражения, стилистические фигуры и тропы. К таковым относятся эпитеты, аллегория, метафоры, гиперболы и т.д. Усиливать эффект и расставить акценты помогают также повторы (рефрены) и другие обороты.

Следует учитывать и стилистическое направление произведения. Это может быть романтизм, но сегодня нередко встречается и модернизм, и футуризм, и другие современные течения.

— основную мысль и ее развитие;

— каковы эмоциональная окраска стихотворения и способы ее передачи;

— личностный или общественный пафос является ведущим в стихотворении.

В случае, если особенности стихотворной формы помогут раскрыть образность и замысел стихотворения, охарактеризуйте:

— размер и особенности ритмики;

— виды рифмовки; особенности строфы;

— художественные приемы и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты);

— звуковые приемы (звукопись).

При работе над стихотворением с самого начала необходимо указать имя автора и название произведения. С этого должен начаться любой текст.

Начинать анализ следует с околотекстового материала. К нему можно отнести дату и историю создания стихотворения, биографический материал, место стихотворения в творчестве автора. Например, в некоторых случаях для понимания текста очень важно знать, кому оно посвящено или когда было написано.

Далее начинается работа с текстом. Здесь надо обратить внимание на тему, составляющую основу произведения. Существует определенная классификация лирики по темам – например любовная, интимная, патриотическая, гражданская, пейзажная, философская и так далее. При отнесении стиха к той или иной теме желательно указать на то, что объединяет их с творчеством других поэтов или с другими стихотворениями того же автора.

Читайте также:  Как сделать мелкие пузырьки в аквариуме

Следующим этапом будет раскрытие данной темы в творчестве поэта. На этой стадии есть возможность сравнить поэзию одного автора, если это необходимо. Жанр стихотворения так же играет свою роль, влияет на его оценку. Например, у жанра оды есть определенные формы и признаки, абсолютно отличающиеся от жанра сонета.

При анализе стихотворения необходимо раскрытие темы лирического сюжета, места лирического героя, проблематики стихотворения и его содержания. Следует указать литературное направление – романтизм, реализм, символизм и т.д.; отметить настроение стихотворения и его изменение (если есть).

Еще одним пунктом анализа стихотворения является разбор его композиции. Так, необходимо отметить зачин и концовку, развитие сюжета или отсутствие этого.

Приступая к работе с текстом с лексикографической стороны, необходимо обратить внимание на язык. Под этим понимается употребление высокой или просторечной лексики, другие отклонения от общего фона. Необходимо указать средства выразительности, которые использует поэт, тропы и фигуры, которые он употребляет. Например, в некоторых случаях очень важным является звуковой рисунок произведения, создающий определенное настроение.

Следует отметить, что при анализе творчества каждого поэта необходимо оценивать разные критерии. Например, при анализе творчества Жуковского будет важен размер стиха. Поэтому при анализе стихотворения следует отметить все нюансы, являющиеся важными именно для этого поэта.

Таким образом, при разборе стихотворения необходимо обратить внимание на: личность поэта, историю создания стихотворения, литературное направление, язык автора, его стиль, размер и метр стиха, символы, образ лирического героя, сюжет и проблематику.

источник

How much you live,the life should learn. Seneca

  • афоризмы (64)
  • ГИА (21)
  • день за днём (70)
  • для 10 класса (64)
  • для 11 класса (83)
  • для 5 класса (6)
  • для 6 класса (11)
  • для 7 класса (10)
  • для 8 класса (28)
  • для 9 класса (42)
  • для родителей (33)
  • для учителей (35)
  • Достоевский Ф.М. (18)
  • ЕГЭ по литературе (32)
  • ЕГЭ по русскому языку (40)
  • интерактивная тетрадь (7)
  • к 155-летию со дня рождения А.П.Чехова (24)
  • к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова (19)
  • календарь (27)
  • Критерии оценки (4)
  • Л.Н.Толстой (13)
  • лето с книгой (16)
  • литература и живопись (10)
  • обо мне (29)
  • проекты (20)
  • Пушкин А.С. (15)
  • работы детей (67)
  • рекомендую (32)
  • русский язык (27)
  • современная русская литература (25)
  • сочинение по литературе (16)
  • списки (8)
  • стихотворения (34)
  • ФГОС (6)
  • эффективные приёмы работы (14)
  • Я помню.Я горжусь (13)

8.Ритм стиха, стихотворный размер,рифма.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

источник

Данная статья даст примерный план анализа стихотворения (восприятие, тема, жанр, композиция, средства художественной выразительности и т.д.). Вы научитесь делать сравнительный анализ стихотворений одного автора либо нескольких. Итак, перед вами своеобразная памятка по разбору стихотворения − небольшого по объему художественного произведения, написанного в поэтической форме и организованного по законам стихосложения.

  • Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).
  • Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: «Весенняя гроза», «Незнакомка». К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…» относится и к пейзажной лирике, и к философской).
  • Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в «Словаре литературоведческих терминов». Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.
  • Композиция — построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
  • Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры — синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
  • Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация — это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс — повторение гласных звуков с той же целью.
  • Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).
  • Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
  • Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания. Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.

Вот так делается краткий анализ стихотворения.

Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.

  • время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
  • жанр;
  • темы произведений;
  • сравнение образов лирических героев;
  • сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
  • композиция произведений;
  • основная мысль стихотворений;
  • размер, рифма.

Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.

источник

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

План анализа стихотворения:

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство.
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
— определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная);
— определить организацию (композицию) лирического произведения;
— определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое);
— определить лексический рисунок (просторечие, книжно-литературная лексика. );
— определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение);
— определить звуковой рисунок;
— определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
— повторы/рефрен;
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

Читайте также:  Выбитый палец на руке симптомы

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
— аллитерация — повторение одинаковых согласных;
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
— ассонанс — повторение гласных;
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д

1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).

источник

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Верлибр / свободный или белый стих/

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Собственной жаль мне-

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— архаизмы, устаревшие слова

неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— рассказ от лица персонажа

— автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

источник

Порой прочитать стихотворение не достаточно, чтобы понять мысль автора и прочувствовать его отношение к заданной теме. Для этого необходимо составить схему анализа стихотворения и по шагам изучить его. Это сложной процесс, его нужно творчески осмыслить, чтобы увидеть, что скрывается за строками, и понять, для чего это было написано.

Что такое анализ? Это рассмотрение, изучение чего-либо, расчленение предмета на составные части. Такой метод можно применить и к лирическому произведению, для начала составив схему или план, чтобы легче проходило исследование, особенно для 5 или 6 классов, когда школьники только учатся размышлять.

Нет жесткой схемы анализа стихотворения по литературе или изучению картины по русскому языку, так как это художественное произведение и восприятие его предельно субъективное. Каждое стихотворение уникально, в одних важен размер, в других необходимо знать о жизненном периоде автора, а в третьих поэта, возможно, сильно волновала политическая обстановка.

Схему анализа стихотворения можно сначала составить кратко, включив все необходимые пункты:

  1. История создания, время написания, обстоятельства жизни поэта и его общественное положение. Очень часто этот пункт может многое рассказать и задать направление.
  2. Тема произведения — лирика, политика, внутреннее переживание, философское размышление.
  3. Главная идея или мысль, которую поэт хотел донести до читателя.
  4. Разбор по строфам с цитатами.
  5. Образы и их описание.
  6. Использование художественных средств.
  7. Настроение лирического героя, отношение автора к происходящему.
  8. Впечатление и собственные чувства от прочитанного стихотворения

Приведенная выше краткая схема анализа стихотворения дает направление, с чего стоит начать и какие пункты нужно раскрыть.

Первое и очень важное — необходимо знать, когда было написано произведение и в какой период, какие известны факты биографии поэта и как это можно связать со стихотворением. Так А. С. Пушкин очень много писал о любви в разные периоды, когда впервые влюбился или когда встретил свою жену Наталью.

Ведущую тему, ее как правило сразу легко понять из первых строк, и всю лирику классифицируют на следующие темы: любовная лирика, пейзажная лирика, дружба, патриотическая лирика, философская и тема о поэтах и поэзии.

Понимание темы может служить отправной точкой в анализе, которая поможет в дальнейшем рассуждении. Например, строки И.А. Бунина «о счастье мы всегда лишь вспоминаем. » показывают то, что поэт задумался и стал размышлять на вечную тему о счастье, любви, а значит, здесь звучит философская лирика.

Идея, сюжет и проблема, заложенные в произведении, всегда связаны с каким-то событием, происходившим в личной жизни или в общественной.

Схема анализа лирического стихотворения включает и композицию, которая позволяет разделить его на части и проследить, как меняется настроение, как раскрывается тема, чтобы увидеть заложенный смысл и мысль поэта. Здесь могут помочь изобразительные средства, которые используются не просто так:

  • метафора или сравнение;
  • эпитет или образное определение предмета;
  • аллегория или иносказание;
  • ирония или противоположное значение;
  • гипербола или преувеличение.

Существует достаточно много изобразительных средств, которые помогают добиться особого эффекта выразительности.

Упомянуть о лирическом герое стоит обязательно, хотя в некоторых стихотворениях сделать это сложно. Но именно это помогает понять поэта, раскрывая характер героя через его действия и поступки.

Помимо лирического героя, в произведении есть и образ как какое-то явление. Цель его может быть различной, с помощью него объясняются непонятные мысли или, наоборот, он может затруднить восприятие предмета, преобразить его или превратить в нечто сложное. Образы разделяют на несколько групп: образы мотивы (метель), образы-топосы (как какое-то общее место, например, дорога), образы-архетипы (устойчивая схема или формула человеческого воображения).

Чем старше становятся люди, тем больше жизненного опыта они накапливают, тем легче им понять различные произведение, в том числе и стихотворения. Но анализ произведений начинается в школьные годы, например, в 6 классе, что помогает привить любовь к стихотворениям и поэтический вкус. Это одна из главных задач, чтобы школьник смог «почувствовать» стихотворение, а не только умел находить изобразительные средства, определять тему и угадывать настроение автора.

Возможно, в 6 классе ученик не сможет выразить свое мнение или донести его до учителя, но он научиться определять художественные средства, а значит, увидеть настроение лирического героя и поэта.

Ученики 9 класса являются выпускниками, и за эти годы они изучили различные стихотворения и учились понимать их суть, а не только учить наизусть. Создать схему анализа стихотворения в 9 классе они могут самостоятельно и раскрыть произведение более подробно, ведь такая деятельность для старшеклассников — это уже сочинение, где они выражают собственные мысли и отношение к произведению.

Ученик уже способен не только увидеть тему стихотворения, выразительные средства, но и выразить свое отношение и впечатление от прочитанного. В 9 классе чаще затрагиваются философские темы, патриотические, отношение автора к поэзии.

Схема анализа стихотворения представляет собой несколько пунктов, по которым легче проводить исследование. Но на помощь могут также прийти слова-клише, которые сделают анализ более красивым, читаемым и более грамотным.

Например, при показе своего отношения можно использовать такие фразы, как «читая это произведение, я испытал. » или «стихотворение заставило меня подумать над тем. «.

Если брать пункт, который касается композиции, то можно сказать, что «начало стихотворения вызывает такие чувства. » или «эту часть произведения нужно читать так. «, или «в этой части с помощью выразительных средств автор передает такие чувства. » и т.д.

Там, где начинается разбор выразительных средств, можно также использовать красивые фразы, такие как «в основе этой части лежит прием. » или «в конце центральными образами являются. » или «с помощью этого приема поэт выражает. «.

источник