Меню Рубрики

Дух народного творчества как понять

Понятие «народный дух» является центральным в психологии народов как одной из составляющих социальной психологии. Это направление в психологической науке появилось в середине 19 века в Германии и достаточно быстро разрослось. Согласно психологии народов, каждый человек является хорошим предметом для изучения, но этого недостаточно. Да и достаточно сложно каждого исследовать по отдельности. Значительно проще людей типировать по национальностям, и тогда определенные психологические тенденции будут видны сразу.

Как мы уже поняли, понятие «народный дух» является основным в этом разделе социальной психологии. Давайте же более детально разберемся в том, что же такое народный дух.

Вообще, это понятие изучалось большим количеством социальных психологов. В основном, оно начинало изучаться немецкими психологами и философами. Например, И. Гедлер обозначил дух народа как нечто не имеющее тела и отождествил его отчасти с понятием «душа». Это понятие он разделил на несколько уровней. Они состояли из множества признаков народа: язык, культура и другие. Гедлер считал, что душа народа вполне постижима через его фольклор. Именно поэтому он уделил особое внимание этому понятию и призывал активно изучать устное народное творчество исследуемого народа. Почему именно фольклор считался основным средством познания души народа? Гедлер считал, что только фантазия может раскрыть все психологические особенности каждого народа, который становится предметом изучения социальных психологов. Также Гедлер подчеркнул зависимость менталитета от объективных показателей, связанных с географией: ландшафтом, климатом и т. д.

Народный дух — это комплекс психологических особенностей среднестатистического представителя отдельного народа, основанный на совокупности особенностей мышления, восприятия и протекания других психических процессов каждого индивида, который входит в этот народ. Изучение психологии народов является очень важным элементом при диагностике отдельно взятой личности, так как это позволяет подходить к нему с определенной долей понимания его психологических особенностей.

Но не стоит забывать о том, что несмотря на принадлежность к определенному народу, каждый человек является индивидуальностью, к изучению которой нужно подходить более конкретно. Психология народов поможет несколько облегчить этот процесс, но не более.

источник

НАРОДНЫЙ ДУХ — сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях объективного духа (см. Дух) у представителей одного и того же народа. Идея народного духа впервые нашла свое четкое выражение у Гердера, стала составной частью структуры философии истории Гегеля … Философская энциклопедия

ДУХ — (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия

Дух (философская категория) — Дух философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм признание духа первоначалом мира. Идея духа может… … Википедия

НАРОДНЫЙ — НАРОДНЫЙ, народная, народное. 1. прил. к народ в 1, 2 и 3 знач. Народная словесность устное творчество). Русские народные песни. Народная перепись. Народное образование. Народный дух. «…В России подымалась величайшая народная реюлюция…» Сталин.… … Толковый словарь Ушакова

Дух (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. дух. Дух философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм… … Википедия

Дух народа — Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) понятие философии истории. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого … Википедия

народный — ая, ое; ден, дна, дно 1) Принадлежащий (относящийся ко) всему народу, стране; относящийся ко всему народу, ко всей стране. Народное хозяйство. Народное богатство. Народное представительство. Народная война. Синонимы: всенаро/дный,… … Популярный словарь русского языка

ДУХ — Во весь дух. Разг. Очень быстро (бежать, побежать, мчаться и т. п.). ФСРЯ, 148; ДП, 276, 514; БТС, 289; БМС 1998, 173; Мокиенко 1986, 48; ШЗФ 2001, 39; СРНГ 29, 69. Вольный дух. Ряз. Жар в истопленной печи после выгреба углей. ДС, 93. В один дух … Большой словарь русских поговорок

источник

Народный дух — Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) понятие философии истории. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого … Википедия

ДУХ — (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия

Дух (философская категория) — Дух философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм признание духа первоначалом мира. Идея духа может… … Википедия

НАРОДНЫЙ — НАРОДНЫЙ, народная, народное. 1. прил. к народ в 1, 2 и 3 знач. Народная словесность устное творчество). Русские народные песни. Народная перепись. Народное образование. Народный дух. «…В России подымалась величайшая народная реюлюция…» Сталин.… … Толковый словарь Ушакова

Дух (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. дух. Дух философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм… … Википедия

Дух народа — Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) понятие философии истории. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого … Википедия

народный — ая, ое; ден, дна, дно 1) Принадлежащий (относящийся ко) всему народу, стране; относящийся ко всему народу, ко всей стране. Народное хозяйство. Народное богатство. Народное представительство. Народная война. Синонимы: всенаро/дный,… … Популярный словарь русского языка

ДУХ — Во весь дух. Разг. Очень быстро (бежать, побежать, мчаться и т. п.). ФСРЯ, 148; ДП, 276, 514; БТС, 289; БМС 1998, 173; Мокиенко 1986, 48; ШЗФ 2001, 39; СРНГ 29, 69. Вольный дух. Ряз. Жар в истопленной печи после выгреба углей. ДС, 93. В один дух … Большой словарь русских поговорок

источник

В настоящее время наше Отечество переживает процесс культурно-исторического самоопределения. Главным духовным моментом этого процесса является выработка понимания своей культурно-исторической специфики, как особенной, находящейся в ряду других особенных культурно-исторических общностей. Потребность в такого рода самоопределении вызвана главным образом переходом от экстенсивного, природно-потребительского способа жизнедеятельности к интенсивным видам жизнедеятельности.

Этот переход предполагает, что культурно-историческая общность осознает себя в виде особенного субъекта деятельности. Причем, если на предыдущей стадии деятельность могла осуществляется лишь целесообразно, а содержание целей было традиционным, выражающим слабо осознаваемые устоявшиеся социальные стереотипы, то теперь общество и его самоорганизующий элемент — государство должны ясно и отчетливо полагать цели, понимать специфику наличных средств, ограниченность возможностей. Собственно, самостремление понять специфику народного духа появляется тогда, когда начинает чувствоваться его ограниченность. Но одного стремления понять недостаточно: требуется еще наличие «механизмов» культурно-исторического самосознания.

Самый простой и эффективный способ решения этой задачи состоит в том, чтобы «не изобретая велосипед» посмотреть, как люди до нас осмысливали эти вопросы и как это делают другие народы. В данных тезисах сделана попытка ретроспективного взгляда на проблему и рассмотрения идей двух близких по своим взглядам мыслителей.

Близость их можно определить и формально, сказав, что И.А. Ильин — зто русский гегельянец. Если же выделить главный, сущностный момент их сходства, то следует отметить, что в своих основах они оба концептуалисты. Это прежде всего значит, что всеобщее существует внутри особенного и единичного, точнее говоря, всеобщее определяет форму существования одного единичного для другого единичного, т.е. определяет его как особенное. Единичное может обладать специфическим существованием лишь через подлежащую рефлектированию определенность его отношения к другим единичным. Другими словами, субординационные отношения всеобщего и единичного должны включать в себя особенное, т.е. координирующие отношения единичных друг к другу. При этом эти две формы связей требуется свести к единству самосознания. Поэтому дух можно определить как рефлектированное содержание связей разумных существ. Народный дух — это рефлектирование непосредственно наличного содержания этих связей

Содержание народного духа, с гегелевской точки зрения, имеет три источника:

  1. «первоначальная диспозиция народного характера», как нечто врожденное. Здесь опорой служит антропология. Исходными выступают расовые различия, модифицирующиеся в национальный характер;
  2. они непосредственно связаны со вторым источником — природной средой. Природная среда оказывает влияние на процесс формирования национального характера. Гегель считал природную среду важным фактором, хотя и придавал ей меньшее значение чем Гердер. Он выделял три типа природной Среды — горы, равнины и побережье и пытался показать как определенный тип влияет на специфику национального характера;
  3. условия времени, т.е. традиции и исторические обстоятельства.

Каждый народ имеет свой особенный дух, но не каждый его осознает. Осознать своеобразие собственного духа могут народы, имеющие развитую культуру. Когда окружающая среда не благоприятствует развитию культуры, то это может и не произойти. Таких отрицательных факторов, видимо, три:

  1. слишком холодные или слишком жаркие климатические условия;
  2. занятие земледелием на равнинах порождает сезонные, циклические привычки в деятельности и упование на слепую судьбу;
  3. жители высокогорий, в силу своей разобщенности, так же не могут создать развитую культуру.

Методом исключения Гегель приходит к выводу, что народам, населяющим побережье, легче всего осознать себя, т.е. стать всемирно-историческими. Народы, которые осознают, стремятся в культурной деятельности объективировать исходные ценности, лежащие в основании народного духа. Народ становится духовно мертвым, когда он реализовал то, что он хотел. Если же у него есть стремление существовать дальше, то он доложен хотеть нечто новое, но это новое должно быть более высоким представлением самого себя.

Народный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии. Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия народного духа.

Дух народа, по Гегелю, дает субстанциональную основу индивиду. Народный дух первичен по отношению к индивиду. Даже всемирно-исторических индивидов нельзя понять вне народного духа и времени.

Говоря о проблеме межкультурного диалога, Гегель отмечает, что развитой культурой чужие культурные элементы принимаются внешним образом, тогда как неразвитые воспринимаю чужие идеи органически. Он подчеркивает, что народ, активно аккумулирующий чужие идеи, получает как бы двойное воспитание.

Переходя к трактовке идей И.А. Ильина, следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, он обладал меньшим, чем Гегель, чувством исторического времени, исторических изменений и поэтому пытался выразить свои идеи синхронным образом, рисуя некоторую картинку, т.е. наглядно эстетически; во-вторых, им дан искусный и глубокий анализ специфики «русской идеи».

Ильин аргументировал ценность национального, его необходимость. Общечеловеческое трактовалось им в двух видах: как интернациональное и как сверхнациональное. Интернациональное, как и у Н.А. Бердяева, это — неистинная общность людей, это — бездуховность, это животное вырождение человека. Сверхнациональное — это вершинные достижения национального духовного творчества, национальных гениев, которые содержанием своего творчества интересны всем, в то время как форма их творчества интересна только определенной национальности. Ильин выделял две фазы развития национального сознания: инстинктивную, бессознательную, и духовную. Лишь первой присущи национальная ограниченность и самодовольство. На второй стадии становления национального духа последний осознает свою самобытность. И.А. Ильин рассматривает национальное эстетически, как «прекрасное перед лицом Бога» и, соответственно, осознание специфики национального представляет собой скорее рефлексию вкуса, которая осуществляется проницательностью гения, а не в форме философских понятий, как высшей форме самосознания, с гегелевской точки зрения.

У Ильина есть некоторая перекличка с концепцией культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Не используя этого термина, он говорит о духовно ведущих народах, которые смогли выработать духовные идеи такой глубины и полноты, что внутри них могут духовно развиваться и другие народные духи. Причем, если Данилевский прежде всего обращает внимание на сродство языков, на традицию, то Ильин уделяет значительное внимание природно-географическим факторам. Он полагает, что проживание в сходных условиях духовно сближает народы, имеющие исходно различные традиции. При этом он обращает внимание и на увеличивающееся сходство и в вероисповеданиях. Если оттолкнулся от этой мысли Ильина, то появляется возможность говорить не только о «русском православии», но и о «российском буддизме» и «российском исламе».

Читайте также:  Как найти значение выражения с корнями 9 класс

Характеризуя «русскую идею», Ильин обращает внимание на природные факторы ее становления и выделяет в ней первичные и вторичные составляющие. Исходными являются эмоционально-волевые, нравственные моменты, а рассудочно-формальные — вторичны и их надо развивать, опираясь на исходные.

Таким образом можно сделать вывод, что концепции национального духа Г. Гегеля и И.А. Ильина в силу своей содержательной и формальной разработанности могут быть использованы в работе по структурированию понимания современной российской национальной идеи.

источник

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: разгадывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

  • Те особенности, которые вытекают из народного духа и из разнообразия исторических условий, указывают только на степень развития и на большую или меньшую близость к идеальному порядку, сознаваемому как конечная цель совокупного развития.
  • Возвышенные «в народном духе» стремления героев объясняют и свойственное всем им почти непроизвольное самопожертвование.
  • Представление о народном духе как о мистическом носителе идеи права вскоре было оспорено.
  • (все предложения)

Те особенности, которые вытекают из народного духа и из разнообразия исторических условий, указывают только на степень развития и на большую или меньшую близость к идеальному порядку, сознаваемому как конечная цель совокупного развития.

Возвышенные «в народном духе» стремления героев объясняют и свойственное всем им почти непроизвольное самопожертвование.

Представление о народном духе как о мистическом носителе идеи права вскоре было оспорено.

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

источник

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: принюхиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

  • Научность есть лишь одно из выражений утери свободы творческого духа.
  • Дар вымысла у человека тесно ограничен — творческий дух может работать только имея данные.
  • Древние греки и римляне, люди XV и XVI столетий, как бы придут нам на помощь, а может быть, и покажут дорогу к следующей эпохе ренессанса творческого духа.
  • (все предложения)

Научность есть лишь одно из выражений утери свободы творческого духа.

Дар вымысла у человека тесно ограничен — творческий дух может работать только имея данные.

Древние греки и римляне, люди XV и XVI столетий, как бы придут нам на помощь, а может быть, и покажут дорогу к следующей эпохе ренессанса творческого духа.

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

источник

Мне всегда хотелось побывать в роли нештатного корреспондента ШЖ, чтобы предложить репортажик о буднях США. Случай подвернулся в одно прекрасное воскресенье. Наша очень занятая дочь нашла время, чтоб свозить нас на фестиваль народного творчества.

Полчаса на подготовку, и мы отправились на стыковочную парковку у маркета Галерея. Минут сорок уверенной езды при хорошей погоде со средней скоростью семьдесят миль (112 км/час) и мы «на месте события» в парке с небольшим ручейком. Парковка на травяном поле не меньше гектара, молодые люди из команды организаторов в красной униформе показывают прибывшим направление на парковку.

Входной билет семь долларов, очередь движется быстро, две кассы, за наличные и по карте. Первым делом, как и все остальные, ищем столик, чтоб подкрепиться. Всё очень хорошо организовано: заполняется карта заказа, оплачивается и передаётся на кухню с именем, на которое выдаётся заказ. Наконец-то я дорвался до настоящего барбекю (BBQ) и чая со льдом. На глазах готовится натуральный лимонад. Две дольки лимона отжимаются в небольшом прессе, добавляется вода, сахар, лёд — и нА тебе большой бумажный стакан, но четыре доллара. Одного хватило на троих.

Кажется, только на таком фестивале можно увидеть настоящих американцев, не оглуплённых и профанированных рекламой и прочими предрассудками. Много счастливых семей с детьми, для которых организованы различные аттракционы. Поездка верхом по кругу на среднего роста лошадках (что-то между ослом и лошадью). На длинных резиновых стропах с батута подростки и младше взмывают высоко вверх, метра на 3−4, где делают сальто. Для них организованы поездки на большущих американских телегах с мощными тормозами на ободы задних колёс. Вспомнился клич «Ваньтё, тормози лаптё!»

Бутики и палатки для умельцев расположены на пяти-шести улицах и чего в них только не предлагают.

Кажется, в магазинах есть всё-всё необходимое, но умельцы — большие оригиналы, и предлагают нестандартные вещи. Меня удивили вывернутые наизнанку б/у автопокрышки — из них получились эффектные вазоны для цветов. Одна женщина предлагала скворечники для разных мелких птичек, сделанные из банок-упаковок продуктов. Внутри металлической коробки аккуратная деревянная подкладка.

Предлагается много бижутерии. Например, ручка маленькой чайной ложечки загибается вверх так, что образуется крючок, а на выпуклое донышко крепится какой-нибудь цветной камушек. Получается бэйджик на лацкан.

Дочь купила кусок домашнего козьего мыла, имеющего очень фабричный вид и какие-то благотворные свойства. Много кованых изделий, тоже имеющих промышленный вид. Перголы, подставки, подвески покрашены в чёрный цвет и прекрасно смотрятся.

По всей территории выставки расставлены сельхоз-орудия прошлого: плуги, грабли, конные косилки, механический пресс для формовки брикетов, котельцов. Кареты прошлых веков, автомобили, когда-то модные. Они трогательно напоминают о первопроходцах Америки, о нелёгких их хлебах.

Как-то невзначай я заметил, что на фестивале только белые, когда увидел одну афроамериканку. Даже мексиканцев не было. Неизвестно, по какой причине получился такой состав посетителей.

На этой выставке мы уже второй раз, и опять я досадовал, что на этой чудесной ярмарке не было ни одной телевизионной съёмочной группы. А такой материал! Без конца гонят на TV всякую постановку, бесконечные разговорчики за столом, приторную рекламу еды, а чистым проявлениям народного духа не находится места на экранах.

источник

Человека окружают вещи. Всюду — дома, на улице, на работе. Всякие — посуда, автомобили, станки… Это так называемая «вторая природа», созданная творческим гением человека, отражает уровень развития общества. В то же время весь предметный мир — от детской игрушки до гигантского промышленного комплекса — влияет на формирование духовного облика человека. Вот почему далеко не безразлично, какие именно вещи нам служат.

Рядом с нами в основном вещи, изготовленные на заводах и фабриках, громадными партиями и поэтому неотличимые друг от друга. Стандарт. Помните, в «Иронии судьбы, или С легким паром»: Первая индустриальная улица, Третья улица строителей, типовая мебель, типовая посуда…

Не нужно выпиливать лобзиком полочку в подарок маме, вышивать петухами «вафельное» полотенце, как любила бабушка, да и вязаные шерстяные носки проще купить в магазине. В Китае в ХХ веке вообще перешли на униформу, подражая великому Мао, а по улицам шествовали люди со стандартными цитатниками Великого кормчего…

Но именно в конце ХХ века весь мир вдруг почувствовал, что массовое производство приводит к снижению духовного начала в жизненном окружении. От безликости существования возросло количество наркоманов, попыток суицида. Депрессия стала выходить на первое место, оставляя позади себя сердечно-сосудистые заболевания и онкологию. Люди зарабатывали деньги, но перестали мастерить, заниматься творчеством. Приходя со службы домой, человеку оставалось только удобно устроиться на диване и включить телевизор. Дети начали раздражать: они требовали вложения средств, а главное — внимания. Это раньше дедушка чинил табурет, бабушка вязала, мама пекла пироги, папа прилаживал полку, а дети вертелись рядом, постигая секреты их мастерства.

Почувствовав какую-то пустоту, люди потихоньку начали обращаться к традиционному творчеству народа, которое всегда умело сочетать полезное с духовным и эстетическим. В Америке уже давно в моду вошли изделия, сделанные своими руками. Люди стали ценить не только личную индивидуальность, но и собственное лицо своего жилища. А ведь это все может дать богатейшее народное искусство России…

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства — рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Вместе с голубой керамикой в наш дом приходит частичка солнечного Узбекистана. Резная фигурка из моржовой кости — частичка самобытной культуры народов Чукотки. А Хохлома? Разве это не яркий символ России?

В старину в жизни простого человека было немало горя. Однако искусство народа на редкость жизнерадостно. В жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенную технологию, форму, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться — таково требование народа.

Поэтому традиционное творчество практически не знает плохих вещей. Бывает, они неумело сделаны. Но в подобной неумелости подчас такая сила, такое чувство красоты. За ними не одно поколение безвестных мастеров.

В народной орнаментике до сих пор встречаются очень древние мотивы. Но посмотрите, как они изменились за долгие века: орнамент поздних времен сложнее, богаче, изящнее. Подобные изменения говорят о жизненности старых образов: они продолжают волновать людей.

Многие мотивы вошли в творчество народов в еках — источниками служили стили барокко, классицизма, ампира. Образы становились выражением народного мировоззрения, приобретая даже новый облик. Так, нижегородские резчики ввели в свои узоры листья аканфа, но сделали их очень живыми, гибкими, подвижными. Львы на подоконных досках изб перекликаются с каменными львами усадеб XVIII в. Но как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное искусство никогда ничего не копирует, всегда остается самим собой.

Художественные промыслы имеют богатую историю. Например, хохломская роспись по дереву, богородская резная игрушка. Живут виды творчества, возникшие в глубоком прошлом из художественных ремесел города и посада: чернение по серебру Великого Устюга, холмогорская резьба по кости, финифтяные росписи Ростова Великого.

Верили в старину и в силу доброй магии. Вот один пример. На расписных прялках часто изображали птицу Сирин в окружении фантастических цветов. Сладкоголосая эта птица живет, по древним поверьям, в раю. Услышав ее дивное пение, люди забываются и в счастливом забытьи проводят долгие годы… Но не рисовали Гамаюна и Алконоста — птиц, предвещающих несчастье. Красивая прялка была, как правило, свадебным подарком жениха. Преподнося ее, он как бы желал невесте счастья — жизни прекрасной, как песня чудесной птицы. И верил: Сирин поможет этому сбыться.

Читайте также:  Как наклеить обои на старые обои

Народное искусство раньше было неотделимо от быта, ненужных вещей крестьянин не делал — каждая имела практическое назначение. Сегодня соотношение пользы и красоты в изделии несколько иное. Мы не ткем сами холст, не пьем из ковшей меды. И хохломскую чашу покупаем, как правило, не потому, что она нам нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, необычностью «наряда», изяществом росписи. И всегда особым радостным чувством, которое вызывает орнамент. За великую эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения ее прямой функции и ставим на полку как украшение интерьера. Декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведении народного искусства.

Форма изделий часто проста, но всегда логична и выразительна. Возьмите вятскую игрушку — как торс, юбка и голова просто, даже примитивно сделаны и собраны в фигуру. А в целом образ интересный, типаж очень характерный. В народном искусстве всегда подкупает доброта, искренность, непосредственность. И поразительная свобода исполнения. Здесь нет «замученных» вещей.

Даже если вам ближе живопись или графика, скульптура или дизайн, не торопитесь проходить мимо кажущихся вам «простыми» изделий народных мастеров. Вспомните, как любили искусство родного народа А. Венецианов, В. Суриков, В. Васнецов, М. Врубель и Б. Кустодиев.

Разнообразен процесс познания. Об окружающем мире ребенок узнает не только из уст матери и бабушки, из песен и сказок. О многом рассказывает ему телевидение, радио, книги, а потом и Интернет. Но песня и сказка, краски народных росписей, узоры вышивок и домотканого ковра ему по-прежнему необходимы.

источник

Дух — (лат. – дуновение) – понятие многозначное. Согласно христианскому учению это третье лицо Пресвятой Троицы – Дух Святой. Это и частица Бога в человеке, привнесенная в него самим Господом в момент зачатия и со смертью вместе с душой исходящая в… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДУХ — (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия

дух — а ( у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

Дух (философская категория) — Дух философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм признание духа первоначалом мира. Идея духа может… … Википедия

дух — а ( у), м. 1. Психические способности, сознание, мышление. В здоровом теле здоровый дух. □ [Якоби:] Его болезнь, боярин, многосложна: Не плоть одна страдает болен дух. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. Человеку нужно не три аршина земли, не… … Малый академический словарь

дух — а ( у); м. 1) а) Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый дух. Материя и дух. Свойства человеческого духа. б) отт. В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство… … Словарь многих выражений

Дух (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. дух. Дух философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм… … Википедия

ДУХ ЭПОХИ — синонимично выражению дух времени (Zeitgeist) и означает культурно смысловое единство эпохи Д. э представляет интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу,… … Современный философский словарь

История еврейского народа — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

История еврейского народа в Ветхом Завете — Истории еврейского народа … Википедия

источник

Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений.

Фольклор – это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством. Фольклорные жанры классифицируют по-разному, но в основном выделяют несколько жанровых групп:

  1. Трудовые песни – сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.
  2. Календарный фольклор – заговоры, приметы.
  3. Свадебный фольклор.
  4. Похоронные причитания, рекрутские причеты.
  5. Необрядовый фольклор – это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.
  6. Устная проза – предания, легенды, былички и бывальщины.
  7. Детский фольклор – пестушки, потешки, колыбельные.
  8. Песенный эпос (героический) – былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).
  9. Художественное творчество – волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.
  10. Фольклорный театр – раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

Это песенный жанр, отличительная черта которого – обязательное сопровождение трудового процесса. Трудовые песни – способ организации коллективной, общественной работы, задающий ритм при помощи простой мелодии и текста. Например: «Ух, потянем-ка дружнее, чтобы стало веселее». Такие песни помогали начать и закончить работу, сплочали рабочую дружину и были духовными помощниками в тяжелом физическом труде народа.

Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Вспомним знаменитый обычай петь песни Коляде в ночь перед рождеством: «Стужа – это не беда, в дом стучится Коляда. Рождество в дом вот идет, много радости несет».

В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Свадебный фольклор включает в себя песенные жанры, которые сопровождали три основных обряда: сватовство, прощание родителей с невестой и свадебное торжество. Например: «Ваш товар, наш купец, просто чудо молодец!» Ритуал передачи невесты жениху был очень красочным и всегда сопровождался как протяжными, так и короткими веселыми песнями. На самой свадьбе песни не прекращались, в них оплакивали холостую жизнь, желали любви и семейного благополучия.

К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые.

Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора.

Пословица – ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы – краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

Поговорка – словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

Приговорка – небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

Скороговорка – небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

Предания – рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают мифо-эпические герои, воины, цари, князи и пр.

Легенды – мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

Былички – небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

Бывальщины – краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Данный жанр представлен самыми разными формами – стихотворными, песенными. Виды детского фольклора – то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

Пестушки –короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

Потешки – небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами.

Заклички – стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

Прибаутка – небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

Колыбельные – короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

Загадка – стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки.

Другие виды детского фольклора – это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

Героический эпос демонстрирует древнейшие виды фольклора, он рассказывает о когда-то произошедших событиях в песенной форме.

Былина – старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет народных героев, богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. Например, былины о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др.

Исторические песни – некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества.

Сказка – краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

Баллады – поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества.

Анекдоты – особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу.

Небылицы – краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца.

Частушка – небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера.

Вертеп – разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра.

Раёк – разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора.

Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров – обрядовый и необрядовый фольклор.

источник

Народное художественное творчество — коллективное творчество народных масс. В русской науке оно иногда обозначается и другими терминами: народно-поэтическое творчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество; народная словесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что это — искусство, создаваемое массой народа.

Аналогичные термины существуют и у других народов: в немецкой науке принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народное творчество), у французов и итальянцев — tra dition populaire, le tradizioni popolari (народная традиция, обычай).

Наряду с этим существует международный термин фольклор. В переводе он значит: мудрость народа, народное знание. Этот международный термин вошел в широкое употребление с середины XIX в.

Читайте также:  Чем отстирать зеленку с одежды новорожденного

За границей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор» включают весь комплекс духовной и материальной культуры народа. В русской науке закрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическое творчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальный фольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народной хореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народном изобразительном искусстве.

Применение термина «фольклор» к народно-поэтическому творчеству вполне справедливо. Поэтическое творчество трудящихся масс действительно не только является видом искусства, но и заключает в себе элементы народных верований и обычаев. Величественный эпос, проникновенная лирика, народная драма создавались силой коллективного творчества народа. Это не значит, что произведения эти должны были обязательно слагаться и исполняться сразу несколькими людьми. Нередко они пелись или сказывались одним человеком. Но каждое такое произведение, независимо от того, создавалось оно одним человеком или несколькими людьми, выражало и обобщало веками накапливавшееся коллективное поэтическое творчество народных масс, опираясь на традиции коллективного народного творчества, и существовало, развивалось в его рамках. В фольклоре ярко отразились могучие творческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе над враждебными ему силами. Народное творчество дает нам ценный материал для понимания роли народа в общественной жизни, в истории культуры и искусства.

В русской науке термин «фольклор» получил широкое распространение уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда же наука о народном творчестве получила наименование фольклористики.

Большинство школ и направлений в литературоведении и фольклористике XIX в. изучало устное коллективное творчество народа, но сущность его понималась ими различно. Исследователи, стоявшие на идеалистических позициях, говорили о нем как о проявлении некоего мистического народного духа, существующего извечно и лишь облекающегося в разные национальные одежды. Этому противостояло материалистическое истолкование коллективного творчества как искусства народных масс, создаваемого в определенных условиях социальной жизни. С особой силой эта проблема выдвигалась в периоды обострения классовой борьбы; так было, в частности, во второй половине XIX и в начале XX в. В то время идеологи реакционной буржуазии повели яростную атаку на демократические принципы изучения искусства, объявили народ косной массой, неспособной к творческой деятельности. Фр. Ницше, например, называл суеверием признание того, что народ способен создавать ценности культуры и искусства Куликова С.Т. Культура и личность. — М., 2002..

Теория, согласно которой фольклор рассматривался исключительно как создание господствующих, эксплуататорских классов вычеркивала деятельность народа из истории культуры. Так, в работах многих исследователей утверждение о заимствованиях фольклора начинало звучать как утверждение о миграции культуры в господствующих классах, откуда якобы произведения искусства, обычаи, культурные навыки спускаются в народ. Согласно этой концепции «косная масса», неспособная к созидательной деятельности, перенимает «моду» от «высших» кругов, когда там она уже выходит из употребления. Одно из наиболее ярких выражений теория «сниженной культуры» нашла в работах немецкого ученого Ганса Наумана, написанных после первой мировой войны.

Подобные реакционные теории и поныне имеют хождение среди определенной части буржуазных ученых, которые утверждают, что трудящиеся не способны к творчеству, что попытки рассматривать народную культуру, народное искусство как нечто самостоятельное, а не как ущербное отражение культуры господствующих классов, «ненаучны».

Эти взгляды имеют широкое хождение в реакционных кругах фольклористов капиталистических стран, но в, то, же время они вызывали и вызывают там протест передовых деятелей культуры и науки, которые выступают против этой концепции творческой бесплодности народа. Так, в коммунистической печати капиталистических стран был опубликован ряд статей, посвященных великой роли народа в создании и развитии культуры. Борьба против реакционных концепций по этому вопросу, правильное освещение взаимоотношения коллективного и индивидуального творчества, самодеятельного и профессионального искусства имеет большое значение для понимания закономерностей развития художественного творчества в прошлом и настоящем Костромичева Е.Ф. Русский фольклор. — СПб., 2000..

Прямая связь, преемственность творческих актов, общность образно-стилистических форм — не внешняя примета фольклора, а его существенное качество, запечатлевшее массовое внеличное художественное содержание фольклора. Он непосредственно народен. Фольклорным можно называть лишь такое произведение, которое обрело содержание и форму в процессе жизни в народе — либо в результате многократных актов пересказывания, пения, либо в результате единичного творческого акта, но такого, который опирается на принадлежащий народу художественный опыт. На стиле, образах произведений всегда лежит печать духовного мира народной массы, и по этой причине говорят, что фольклор не имеет автора, что его автор — народ.

Рассмотрение специфики фольклора позволяет понять соотношение его признаков, которые неоднократно назывались разными исследователями. Некоторые признаки являются главными, другие — производными, второстепенными, одни — существенными, другие — несущественными. В научной литературе в особенности часто указывают на множественность вариантов, вариативность, анонимность, традиционность, устность и непрофессионализм Панин Т.Д. Русский прорыв: быть или не быть народному искусству. — М., 2000..

Вариативность, рассматриваемая отдельно от других свойств фольклора, не может быть признана существенным признаком, отличающим фольклор от литературы. Ведь вариативность есть и в литературе: существуют разные авторские редакции произведения. Однако в фольклоре вариативность — это результат совместного творчества, исходящего от разных лиц, а в литературе она свидетельствует лишь о творческой истории какого-либо произведения, об интенсивной деятельности автора, ищущего лучшего осуществления художественного замысла. Правда, в средневековых литературах бывала и такая вариативность произведения, которая сходна с фольклорной, существовали списки — редакции и версии рукописных произведений, но это говорит лишь о том, что фольклор исторически предшествовал литературе и влиял на ее ранние формы.

Однако и по существу вариативность средневековых письменных произведений отлична от фольклорной. Об этом писал еще в XIX в. О.Ф. Миллер в предисловии к монографии «Илья Муромец и богатырство Киевское». Он так характеризовал разницу. Отметив, что «отсутствие личного творчества, каким отличается устная словесность народа, в продолжение долгого времени до известной степени продолжает проявляться и в самой письменности», ученый писал далее: списки могут оказаться с произвольными «сокращениями и распространениями», «наростами».

Если рукописный вариант — плод творчества и изменений, вносимых в произведение переписчиком, то фольклорный вариант — результат творчества и изменений, принятых, одобренных народной массой. Отсюда проистекает разница. Она по-своему выявляет различие народно-массового и авторского творчества. Нельзя отождествлять фольклорное и письменно-книжное варьирование. Вариативность тогда становится признаком, существенно отличающим фольклор от литературы, когда принято во внимание то, чему она сопутствует. В фольклоре вариативность обнаруживает процесс массового коллективного творчества, в этом ее своеобразие и отличие от варьирования книжного произведения по спискам и авторским редакциям Сергеев Л.В. Самодеятельные коллективы. — Киев, 2000..

Понятие анонимности не применимо к фольклору. Анонимность означает, что у поэтического произведения был творец-автор, но имя его осталось по каким-либо причинам неизвестным. Фольклорные произведения хотя и обязаны начальным происхождением кому-то одному, но, передаваясь от лица к лицу, в результате многочисленных изменений и дополнений обрели вид, соответствующий среде бытования. В данном случае нельзя говорить о том, что был автор, его создавший. Произведение вобрало в себя творчество многих лиц, и никто из них, отдельно взятый, не может быть признан автором. Надо считаться и с тем, что уже творческий акт первого лица не бывает в фольклоре свободным от существующих поэтических традиций. Возникающие произведения всегда зависят от предшествующего творчества: исторические песни приняли в себя свойства былин; лирические песни многим обязаны причитаниям и свадебным песням; баллады XIV-XVI вв. влияли на военно-исторические и социально-бытовые песни XVII-XIX вв.; частушки усвоили свойства лирических протяжных и плясовых песен; анекдот вобрал в себя черты бытовых сатирических сказок и т. д.

Традиционность, как следует из сказанного, действительно существенный признак, отличающий фольклор от литературы, но, как и при рассмотрении вариативности, надо выяснить и принять во внимание проявлением чего является традиционность. Литература тоже по-своему традиционна: вне поэтической традиции развитие литературы немыслимо. В. Г. Белинский писал: «Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов. Скажем более: она приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратила их миру в новом, преображенном виде. Можно сказать и доказать, что без Державина, Жуковского и Батюшкова не было бы и Пушкина, что он их ученик; но нельзя сказать и еще менее доказать, что он что-нибудь заимствовал от своих учителей и образцов».

Подчинение общим традициям, обнаруживаемое в творчестве самых даровитых певцов, сказочников, сказителей, означает, что каждый из них разделил общий массовый взгляд на действительность, слил свои художественные воззрения и понятия с общепринятыми. В литературе художник тоже представляет свой народ, среду, класс, но в индивидуальном, неповторимом проявлении. Этим, в частности, можно объяснить ту особенность литературной традиции, что она препятствует прямому использованию труда предшественников. Таким образом, традиционность творчества в фольклоре можно рассматривать как выражение народных, массово-коллективных основ устного творчества. Традиционность соотносится с коллективностью фольклора как явление и сущность.

Устность многие исследователи считают самым существенным признаком, отличающим искусство слова в фольклоре от письменного творчества. Разница действительно очень важна, но едва ли устность может считаться признаком, который позволяет всегда безошибочно отличить фольклор от литературы, если не считаться с тем, чему сопутствует устная форма в художественном творчестве. Имея в виду литературное творчество,

Остается отметить, что и непрофессионализм искусства народных певцов и рассказчиков не является чертой фольклора в такой мере, чтобы, опираясь исключительно на нее, отличать его от профессионального искусства Петровский Е.Н. Культурное наследие. — М., 2001..

Так что же такое фольклор как искусство слова? Это совокупность устных художественных произведений, созданных народом, массой трудящихся, в результате их совместного коллективного труда. Родовым признаком, общим у фольклора с литературой, необходимо признать их принадлежность к художественному творчеству, а видовым признаком, отличающим фольклор от литературы, — процесс устного массового, непрофессионального творчества, основанного на традициях. Традиционное коллективное устное художественное творчество народа — вот что такое фольклор в самом кратком определении.

Если говорить о функциональной содержательной народно-художественного творчества, то необходимо выделить самые основные его функции такие как:

  • · эстетическая,
  • · коммуникативная,
  • · кумулятивная с ярко выраженными элементами трансформации в современные виды искусства,
  • · воспитательно-образовательная,
  • · познавательная и др.

Именно народное творчество способно сохранить патриотизм, возродить интерес к культуре и национальным традициям общества, воспитать личностные качества участников самодеятельных коллективов.

Фольклор является основой, на которой развивается индивидуальное творчество. Выдающиеся деятели разных областей искусства прошлого и настоящего времени четко осознавали значение фольклора. М.И. Глинка говорил: «Создаем не мы, создает народ; мы только записываем и аранжируем». А.С. Пушкин еще в начале XIX в. писал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают». Обращаясь к писателям, он указывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».

Завету обращения к народному творчеству следовали и следуют создатели классической и современной литературы, музыки, изобразительного искусства. Нет ни одного видного писателя, художника, композитора, который бы не обращался к родникам народного творчества, ибо в них отражена жизнь народа. Перечень музыкальных произведений, творчески развивающих искусство народа, огромен. На народные сюжеты созданы такие оперы, как «Садко», «Кащей» и др. Образы и сюжеты народного творчества вошли в изобразительное искусство. Картины Васнецова «Богатыри», «Аленушка», Врубеля «Микула», «Илья Муромец», Репина «Садко» и т. п. вошли в сокровищницу мирового искусства.

источник