Меню Рубрики

Для чего изучают биологию 5 класс

Вы приступаете к изучению биологии (от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — учение).

Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (рис. 1). Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Учёные насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар) (рис. 2).

Рис. 1. Биологические дисциплины

Рис. 2. Биосфера — область распространения жизни

Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном — тонким слоем газа озона на высоте 15—20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10—11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трёх и более километров.

Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос»).

Значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной (рис. 3).

Рис. 3. Значение биологии

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.

Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.

Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Биология. Биосфера. Экология

  1. Что изучает биология?
  2. Что называют биосферой?
  3. Какое значение имеет биология?
  4. Почему необходимо изучать биологию?
  5. Что изучает экология?

Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?

Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

источник

Почему необходимо изучать биологию? Хотя бы потому, что это наука о жизни. Биологи изучают структуру, функции, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов в экосистеме. Своими исследованиями эта наука призвана убедить людей в необходимости заботливого отношения к природе, знания и соблюдения ее законов. Многие называют ее наукой будущего, и они совершенно правы.

Биохимия занимается изучением материалов веществ, из которых состоит все живое. Ботаника исследует растения, включая сельскохозяйственные культуры. Клеточная биология отвечает за исследование клеток, из которых состоят живые организмы. Экология наблюдает, как организмы взаимодействуют с окружающей их средой. Эволюционная биология занимается изучением происхождения и временными изменениями в разнообразии форм жизни.

Генетика изучает наследственность, молекулярная биология – молекулы, физиология — функции организмов и их частей, зоология — животных, в том числе их поведение. И что самое интересное, все эти науки неразрывно связаны друг с другом, невозможно изучать зоологию, не разбираясь в эволюции, физиологии и экологии. Нельзя также изучать клеточную биологию, не зная биохимии и молекулярной биологии и так далее.

С древнейших времен человечество знает, какое значение имеет биология в жизни человека. Даже древние люди вынуждены были изучать животных и растения, чтобы охотиться и обеспечивать себе питание и лечение. В античные времена Аристотель был автором некоторых трудов по научной зоологии. Известно, что он занимался обширными исследованиями морских организмов и растений. Его студент, Теофраст, написал один из самых ранних известных текстов по ботанике, датирующихся 300 г. до нашей эры, а именно о строении, жизненном цикле и использовании растений.

Римский врач Гален использовал свой опыт лечения гладиаторов после битв на арене для написания трудов о хирургических вмешательствах. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, рискуя заслужить порицание со стороны общественности, создавал подробные анатомические рисунки, которые до сих пор считаются одними из самых красивых из когда-либо созданных. Одна из первых иллюстрированных книг по биологии была написана немецким ботаником Леонардо Фуксом в 1542 году.

Биология – наука о жизни, изучение которой после изобретения микроскопов открыло ученым новые миры и горизонты. В 1665 году Роберт Гук, используя простейший микроскоп, выяснил, что растительная ткань состоит из прямоугольных блоков, которые он назвал клетками. В 1676 году Антон фон Левенгук опубликовал первые рисунки живых одноклеточных организмов.

Повальное увлечение биологией началось в викторианскую эру. В течение всего 19-го века естественные науки были чем-то вроде мании. Были обнаружены тысячи новых видов животных и растений, и появлялись новые отважные смельчаки в лице ботаников и энтомологов, не боящихся выдвигать все новые гипотезы и предположения. Чарльз Дарвин опубликовал свою легендарную теорию о происхождении видов, которая навсегда изменила мир.

20-й и 21-й века стали началом настоящей биологической революции. В 1953 году была расшифрована структура и исследованы функции ДНК. Постепенно все области биологии расширяются и затрагивают все стороны жизни. Почему необходимо изучать биологию? Эта жизненно важная наука неразрывно связана с медициной. Совместными усилиями эти фундаментальные знания могут творить настоящие чудеса.

Отвечая на вопрос о том, для чего нужно изучать биологию, стоит отметить важность и безграничность возможностей, которые она предоставляет. Экономики государств зависят от правильного управления, в том числе экологическими ресурсами. Человечество может открыть путь для сохранения лесов, морей и океанов, используя их для производства достаточного количества продовольствия. Можно научиться «выращивать» батарейки из бактерий или возводить легкие постройки из биолюминесцентных грибов.

Биология – наука о жизни, которая охватывает все аспекты изучения живых организмов, начиная с понятия генов и заканчивая управлением целыми экосистемами. Почему необходимо изучать биологию? Исследуя биологические науки, можно узнать все о животных, растениях и микроорганизмах на генетическом уровне, их клеточном строении и взаимодействии в природных условиях.

В переводе с греческого, биология – это наука о жизни и живых организмах. Организм — это живое существо, состоящее из одной (бактерии) или нескольких клеток (животные, растения, грибы). Биология часто пересекается с другими науками. Взаимосвязанными являются биохимия, токсикология и биология, химия и медицина, биофизика — с биологией и физикой, стратиграфия — с биологией и географией, астробиология — с биологией и астрономией.

Биология является неотъемлемой частью жизни общества, так как испокон веков человечество находится в прямой зависимости от мира природы. Это ключевая дисциплина, жизненно важная для человеческого существования. Изучение естественных наук помогает развивать передовые технологии, с помощью которых можно исследовать проблемные вопросы, которые, казалось бы, решить невозможно.

Для чего нужно изучать биологию? Каждый год множество высших и средних учебных заведений открывают свои ворота и приглашают самых амбициозных и любознательных абитуриентов, желающих связать свою жизнь с этой многогранной наукой. Поступление и учеба открывают для будущих студентов огромное количество возможностей для их образования, исследований и карьеры.

Уже в школе детям рассказывают, для чего нужно знать биологию. Это удивительная наука, которая подразумевает детальное изучение растительной и животной жизни, как в теоретическом, так и практическом плане. Она является отличным предметом исследования для самообразования, и, что немаловажно, это может быть очень полезным для карьеры в области медицины, экологии, здравоохранения и пищевой промышленности.

Зачем изучать биологию? Результаты многочисленных биологических исследований могут помочь в решении многих насущных проблем современности. Это касается охраны здоровья, обеспечения продовольственными ресурсами, а также сохранения разнообразных форм жизни на Земле. Уничтожение природных сокровищ может, в конечном счете, негативно отразиться на человеческом существовании, поэтому так важно заботиться и охранять окружающий мир, а также изучать и исследовать такую жизненно важную науку, как биология.

источник

Биология как наука возникла в связи с потребностью решения важных проблем людей. Одной из них всегда являлось постижение процессов, происходящих в живой природе и связанных с получением пищи. Знание особенностей жизни животных и растений, характер их изменения под непосредственным воздействием человека, разработка способов получения все более богатого урожая — все эти вопросы чрезвычайно важны. Решение данных проблем – это одна из наиболее важных, фундаментальных причин возникновения биологии как науки и ее необходимости человеку.

Второй, не менее важной причиной необходимости данной науки являются биологические особенности человека и их изучение. Человек является неотделимой частью живой природы, продуктом ее развития. Все процессы, происходящие в жизнедеятельности, сходны с теми, которые происходят в природе. Глубокое понимание естественных биологических процессов служит фундаментом для медицины. Изучение работы человеческих органов, появление сознания и подсознания (гигантский шаг вперед в самопознании материи), развитие мозга как органа мышления (а эта загадка до сих пор остается неразрешенной), возникновение общественного образа жизни, социальности — все это изучает биология.

Развитие медицины и увеличение производства продуктов питания – важные, но далеко не единственные причины, которые определяли развитие биологии, делая ее необходимой для каждого человека. Природа дает людям источники для получения продуктов и материалов. Важно знать их свойства, местонахождения и сферы применения, чтобы правильно использовать для своего блага. Во многом биология является исходным источником таких знаний.

Перед биологической наукой стоят такие задачи, как: побороть болезни века и вирусы, создать эффективные вакцины, обеспечить продуктами питания, исправить генетические дефекты, победить преждевременное старение, сохранить чистоту водоемов и прозрачность воздуха, уберечь почву от эрозии, а леса – от уничтожения. Биологические знания – обязательный компонент общечеловеческой культуры, основа формирования научной картины всего мира.

источник

Всё живое на нашей планете объединяет живая природа, изучением которой и занимается наука биология.

Определение «Биология – наука о живой природе» зародилось ещё во времена античности. В переводе с греческого языка биос – это жизнь, а логос – учение.

Читайте также:  Как лечить пищевую аллергию у ребенка

Понятие «биология» включает в себя не одну, а целую совокупность наук, которые изучают органический мир планеты. К системе биологических дисциплин относятся:

  • Ботаника– занимается изучением растительного мира;
  • Зоология– изучает животный мир;
  • Анатомия – исследует строение органов человека;
  • Микология– изучает царство грибов;
  • Бактериология– занимается исследованием бактерий;
  • Вирусология– исследует вирусы;
  • Цитология– изучает жизнедеятельность и строение клеток;
  • Генетика– уделяет внимание изменчивости и наследственности живых организмов;
  • Экология– исследует взаимоотношение организмов, их влияние на окружающую среду.

Рис. 1. Биологические науки.

Все живые организмы на планете условно поделены на царства. Их в природе четыре:

Рис. 2. Царства живой природы.

Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения и живут внутри живой клетки.

Человеческий организм относится к царству животных, так как функционирование систем органов и клеток человека схоже с животными.

Живые организмы обитают на планете повсеместно (вода, воздух, земля). Оболочку Земли, в которой обитает органический мир, называют биосферой.

Условия, необходимые для нормального функционирования всего живого на планете:

  • это температура окружающей среды, которая позволяет воде в большом количестве оставаться в жидком состоянии;
  • наша планета имеет озоновый слой, который надёжно защищает планету от ультрафиолетового излучения Солнца;
  • с помощью солнечных лучей растения выделяют кислород и получают световую энергию, которую они преобразуют в химическую и по пищевой цепи передают другим организмам.

Знание биологии лежит в основе медицины и сельского хозяйства. А именно:

  • С помощью науки можно решить проблемы с производством продовольствия. Для этого выводятся специальные сорта высокоурожайных растительных культур, породы животных.
  • Выпуск новых лекарственных препаратов для борьбы с различными вирусами и заболеваниями.
  • Применение новых биологических технологий по выпуску лекарств, продуктов питания, удобрений, препаратов для химической и текстильной промышленности.
  • Знание законов биологии поможет сохранить экологически чистой окружающую среду, а тем самым уберечь от вымирания многие виды растений и животных.

Биология включает в себя знания целой системы наук. Их изучение поможет не только узнать строение и особенности жизнедеятельности организмов, но и сохранить чистой окружающую среду.

источник

Наверное для того,что каждый человек должен иметь хотя бы небольшое представление о жизни растений и животных. Это ведь все рядом с нами, а не на другой планете. А процесс фотосинтеза- это ведь просто необходимо знать, не говоря уже о том,что это интересно. Люди должны знать откуда берется кислород и почему его может не стать на Земле. Да и много,многое другое. Взгляните на это,как не на необходимость, а на интересное увлечение.Потом, со временем поймете,что это,действительно нужно знать и понимать.

Биология относится к естественным наукам, которые помогают изучить и осознать мир, в котором мы живем.

Строение растений, их этапы развития дадут понимание о функционировании окружающей нас среды. Также изучение животного мира раскрывает перед человеком его многообразие и сложность. Это знания пригодятся и в обычной жизни и во многих профессиях. А также заложат в человеке чувство бережного отношения к миру, в котором живем, умение его ценить.

Биологию нужно изучать, чтобы знать и понимать мир вокруг себя. Ведь это наука о жизни на земле. Нужно любить и ценить природу, заботиться об экологии нашей планеты Земля. Эта важнейшая наука дает нам представление об устройстве живых организмов.

Человек живёт в мире природы, он сам её часть. Чтобы осознать свои принадлежность ей и свою ответственность за её сохранность, нужно знать биологию. Иначе вряд ли когда-нибудь люди задумались бы о проблемах экологии, например.

Зачем нужно вообще изучать какую-либо науку? Чтобы быть эрудированным, интеллектуально подкованным, чтобы понимать, что за мир вас окружает и как он устроен.

Биология — эта та наука, которая как никакие другие подходит близко к изучению человека и природы в целом. Человек благодаря этой науке лучше понимает себя, он имеет представление о своем организме, о том, что ему полезно или не полезно. Также он понимает, что он не один живет на планете, его окружает огромное количество живых организмов. Человек по сути — песчинка в этом мире. Вдумайтесь: одних только муравьев на планете больше, чем людей, при этом имеется в виду не их количество, а суммартнвес!

Био — жизнь, логос — наука, изучать, получается — наука о жизни, показывающая взаимосвязи и отношения в экологической системе живых организмов. Биология помогает понять, что все живые существа нужны и любое звено, выдернутое из биологической цепи, нарушает целостность и гармонию. Чем больше занимаешься этой наукой, тем бережнее будешь относиться к природе, на смену разрушительным мотивам (подчинять природу своей воле) приходят созидающие мотивы (помогая природе — помогаешь себе). Эту науку можно назвать ключевой, она без сомнения будет иметь мощное развитие в будущем, это перспективное направление для молодых людей, только вступающих в жизнь.

Биология как наука изучает живых организмов, и их связи с окружающей средой. А поскольку человек как раз и является живым организмом, ему очень важно понимать, как он устроен и как взаимодействует с окружающим миром (живым и неживым).

Помимо людей, на нашей планете есть и другие живые существа. Некоторых из них мы употребляем в пищу, а некоторые — нас. Конечно, человечеству важно понять, как полностью избавить себя от паразитов.

Важно взаимодействие с растениями. Часть растений используется как пища, другая часть — как материал для строительства и производства. Также растения вырабатывают необходимый для существования человека кислород.

Если человечество не будет изучать биологию, то в мире будут творится страшные вещи. Будет гораздо больше болезней, медицина будет бессильна, вернутся страшные эпидемии, люди не будут знать, что съедобно, а что опасно для жизни. Биология-это очень важная и необходимая наука. Это начало всего. Именно биология позволяет человеку делать прогресс и не останавливаться на достигнутом.

Биология дает представление (хотя бы общее, если не углубляться) о строении, классификации, функционировании живых организмов.

Это важно знать современному человеку, чтобы понимать, что происходит с его организмом, его детьми, близкими людьми, домашними животными и прочими существами.

Наконец, изучать биологию интересно.

Биология это наука изучающая жизнь. В полном объеме и глубоко за время обучения в школе, биологию конечно не изучить, но основы взаимоотношений между организмами все таки получится изучить. Поможет в ведении дачного хозяйства и наверное, самое главное для молодежи биология расскажет, что после секса бывают дети.

Биология-это очень важный предмет, который необходимо изучать каждому человеку. Без этого предмета не обойтись в повседневной жизни. А еще эта биология совмещает в себе множество наук, таких как, ботаника, анатомия, медицина, микробиология и еще очень много других наук. Все это очень важно для человечества.

Зачем же человеку обязательно нужно знать биологию?

Во времена обучения в школе многие Знания которые мы там получаем, кажется, что их мы не когда не примкнём в своей жизни. Но это нельзя отнести к такому предмету, как биология. Для чего же почти каждому человеку жизненно важно изучение этой науки?

Биология — это наука, изучающая основы жизнедеятельности и взаимодействия живых организмов. Вся биосфера, окружающая человека, относится к сфере интересов этой отрасли знаний. Поэтому биология важна, во-первых, как источник знаний об окружающем мире. С помощью этой науки человек сможет узнать больше о живой природе вокруг себя. Но, кроме чисто познавательной функции, у этого раздела биологии есть и практическое значение. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Нельзя просто уничтожить один вид без того, чтобы вред не был нанесен всей системе. Такие знания могут убедить человека в том, что экологический баланс необходимо беречь. Другой раздел биологии — это, собственно, изучение самого человека. Эти знания также важны для каждого. Биология стала теоретической основой для медицины, дав ей возможность понять специфику человеческого организма. Но знать собственные особенности как биологического вида необходимо каждому человеку. Это поможет лучше разобраться в том, как нужно организовать свою жизнь с точки зрения питания, физической и умственной нагрузок. рациональное использование собственного организма способно значительно повысить продуктивность труда. Также биология полезна и в сфере экономики, особенно в сельском хозяйстве. Знание законов развития живых организмов помогло человеку научиться выводить новые виды, более приспособленные для культивирования в искусственной среде. Это значительно повысило урожаи и производство мяса, что особенно необходимо человечеству в период роста населения и сокращения природных запасов.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.

источник

Проверочный тест по теме: «Что изучает биология».

А) наука, изучающая живую и неживую природу

Б) наука о живой природе

В) наука о неживой природе

Какая наука не относится к биологическим дисциплинам?

А) наука о микроорганизмах

Б) наука, изучающая внутреннее строение органов

В) наука, которая изучает клеточное строение

Строение и жизнедеятельность клеток живых организмов изучает наука…

Сколько царств у живой природы?

Какое царство не относится к живой природе и находится обособленно?

Где в основном обитают живые организмы?

Оболочка Земли, в которой обитают живые организмы, называют…

Что из перечисленного не относится к условиям нормального функционирования всего живого на планете?

А) наличие озонового слоя

Б) температура воздуха на планете

В) наличие магнитного поля

Г) возможность получать световую энергию от Солнца

Что в переводе с греческого обозначает слово «биос»?

Номер материала: ДБ-058328

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Как в презентацию добавить звук

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Биология многим кажется второстепенным предметом, но это не так. Основы биологии важны для каждого человека. Уроки биологии воспитывают положительное и бережное отношение к живой природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Эти уроки существенно расширяют кругозор, а также интеллектуальные и творческие способности. Кроме того, дети учатся применять полученные знания в повседневной жизни, ухаживать за животными. Изучая биологию, дети учатся понимать, как устроен мир, его законы и взаимосвязи.

Наверное, каждый человек когда-нибудь слышал в своей жизни: «У него мамины глаза», «У тебя папин подбородок», «У нее бабушкины брови», «Ты вылитый прадедушка!». Но это совсем не значит, что кто-то отобрал у мамы глаза, у папы подбородок, у бабушки брови, а затем создал из этих частей нового человека. Это значит, что человек унаследовал от своих родителей, бабушек, дедушек и других предков какие-то характерные черты. Вопросами наследования занимается наука генетика.

Для человечества давно было очевидным, что многие люди похожи на своих предков, у определенных сортов растений есть преимущества перед другими сортами, а некоторые виды животных имеют характерные только для них признаки. Одни сорта яблок слаще, другие дольше хранятся. Одни породы лошадей быстрее бегают, другие крупнее и хорошо возят тяжелую поклажу. Тем не менее, генетика достаточно молодая наука, а сам термин появился только в 1905 году. В XIX веке Грегор Мендель в результате долгих исследований вывел законы наследования признаков при скрещивании особей. Изучение строения клетки имело огромное значение для многих наук, в том числе и для генетики. Так, Август Вейсман установил, что хранение и передача наследственных признаков в клетке осуществляется через клеточное ядро.

Сейчас почувствовать себя первооткрывателем и посмотреть на строение клетки организмов может любой ученик — для этого нужен лишь простой микроскоп. И если его нет у вас дома, то наверняка есть в школе. На уроках биологии можно рассмотреть под микроскопом кожуру лука или другого растения, сравнить особенности строения клеток у разных видов.

На уроках биологии каждый ученик также может почувствовать себя начинающим генетиком, разбирая задачи о наследовании признаков. Будет интересно решить такую задачу и о себе, вычисляя, почему именно вы имеете такой цвет глаз или волос. Кроме того, достаточно любопытно изучать строение тела человека и его скелет, который является основой опорно-двигательной системы. В большинстве школ есть модель скелета человека, которую можно внимательно рассмотреть и пощупать все кости. Этих костей в организме человека более двухсот, и каждая из них имеет свою функцию. Они защищают внутренние органы, служат опорой, формируют костный каркас тела.

Движение в принципе очень важно для человека, оно укрепляет и поддерживает его здоровье. Недаром говорят, что жизнь есть движение. Скелет играет в этом не последнюю роль.

На уроках биологии дети изучают различные темы, которые позволяют им лучше узнать окружающий мир и себя самих, понять, как живые существа взаимодействуют друг с другом и как работают внутренние органы человека. На лабораторных занятиях школьники могут изучить темы уроков более глубоко, работая со специальными материалами.

источник

Вы приступаете к изучению биологии (от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — учение).

Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (рис. 1). Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Учёные насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар) (рис. 2).

Рис. 1. Биологические дисциплины

Рис. 2. Биосфера — область распространения жизни

Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном — тонким слоем газа озона на высоте 15—20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10—11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трёх и более километров.

Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос»).

Значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной (рис. 3).

Рис. 3. Значение биологии

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.

Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.

Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Биология. Биосфера. Экология

  1. Что изучает биология?
  2. Что называют биосферой?
  3. Какое значение имеет биология?
  4. Почему необходимо изучать биологию?
  5. Что изучает экология?

Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?

Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

источник

Биология — это целая система естественных наук о живых существах, обитающих на Земле и их взаимодействии с окружающим миром. Изучая биологию, школьники узнают о жизни, структуре, происхождении, эволюции и распределении живых организмов на Земле. В школьной программе эта дисциплина состоит из таких наук о природе, как природоведение, ботаника, зоология и анатомия.

Аспекты жизни, которые изучает биология — это структура, функционирование, происхождение, рост, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Еще в трудах Аристотеля и его ученика Теофраста были заложены основы знаний о животных и растениях. Важную роль сыграли труды Диоскорида, в которых были составлены описания лекарственных веществ (и среди них около 600 растений), а также сочинения Плиния, который пытался собрать сведения обо всех природных телах в своей «Истории мира».

Выбери свой класс и учи биологию онлайн по обычной школьной программе!

В начале школьной программы ученики младшей школы узнают о некоторых аспектах биологии, изучая природоведение. Такая наука, как ботаника знакомит школьников с различными растениями, зоология дает знания о животном мире, а анатомия – о человеке, но, в общем, вся эта информация относится к изучению биологии.

С помощью предмета биологии ученики узнают о процессах, которые происходят в живых организмах и начинают понимать, как устроена жизнь на нашей планете. Изучая этот предмет, школьники узнают много нового о микроорганизмах, насекомых, птицах, животных, где они обитают, как живут, чем питаются и какую пользу приносят. И это не только полезно, но и интересно знать, что твориться в мире, который нас окружает.

Цель изучения биологии в школах – это как можно больше узнать о природе и ее взаимодействии со всём живым миром.

Освоить базовые биологические знания обязан каждый школьник, а вот более углубленное изучение этого предмета – это решение каждого сугубо индивидуально. Начальные азы биологии нужны каждому человеку, так как в повседневной жизни он постоянно сталкивается с проявлениями живой природы.

Если ребенок поймет, что биология может быть полезной в повседневной жизни, то он будет проявлять больший интерес к изучению этой дисциплины. Все необходимые начальные знания по биологии предоставлены ученикам в материалах учебников. Собранный материал учебника последователен, понятен и доступен для изучения в школах. Но прошло то время, когда школьник изучал предмет только по учебнику.

Существует множество аспектов, которые мотивируют к изучению, и позволяет расширить знания учеников об этом предмете, например: занимательная биология для детей, в виде интересных книг; видео материалы; просмотр телепередач о животном мире; энциклопедии и статьи; тематические выставки, музеи или экскурсии. Все это позволяет наглядно увидеть много интересных вещей, так как природу нужно учить не только по учебным пособиям, но и с помощью живых природных условий.

Помощь в изучении весьма занимательной, интересной и полезной биологической информацией вам предоставляет Гипермаркет Знаний. Ведь от выбора изучаемых материалов для дальнейшего процесса познаний зависит успех школьников в обучении. Интересные и познавательные уроки смогут послужить отличной мотивацией для изучения предмета биологии.

Гипермаркет Знаний предоставляет всем желающим прекрасную возможность, с помощью он-лайн школы, пополнить свои знания по биологии, используя такие интересные элементы интерактивного обучения, как конспекты уроков, рефераты, кроссворды, практикумы и много других материалов. В сети вы также найдете много интересных и познавательных видеоуроков, кейсов и презентаций по данному предмету.

Биология – это очень интересная и необходимая дисциплина и благодаря Гипермаркету Знаний, к ее изучению без труда можно привлечь любого школьника. На сайте для этого собраны всевозможные уроки, которые наглядно демонстрируют материал и способствуют его пониманию и усвоению.

Убедись, что именно здесь собраны самые лучшие материалы по биологии!

источник

Вопрос 1. Что изучает биология?

Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, обитающих на Земле, их многообразие и развитие.

Вопрос 2. Что называют биосферой?

Биосфера — особая оболочка Земли, область распространения жизни.

Читайте также:  Вузы по баллам егэ 2019 на бюджет

Вопрос 3. Какое значение имеет биология?

Биология – основа нашей жизни. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, различными отраслями промышленности и медициной, а также и охраной природы.

Вопрос 4. Почему необходимо изучать биологию?

Потому что, чем бы ни занимался человек, почти везде нужны знания по биологии. Например, сельское хозяйство в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. А также знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Вопрос 5. Что изучает экология?

Экология изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.

Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?

Так как наука не стоит на месте, люди, с помощью биологии, будут находить все новые и новые способы облегчить себе жизнь. Новые, более эффективные лекарства, более устойчивые сорта растений, развитие микробиологии поможет узнать много неразгаданных тайн. Открытие новых видов растений и животных, поможет нам лучше понять историю и уникальность нашего мира.

Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

Биология — это наука о жизни. Современный человек должен знать об окружающем мире и понимать, что происходит вокруг него. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Биология помогает решать человеку различные проблемы: охрана окружающей среды, знания о живых организмах, производство средств защиты растений от вредителей и болезней, создание новых сортов культурных растений, выведение новых пород домашних животных, выращивание продуктов питания, производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток и многое другое.

Биология стала теоретической основой для медицины, дав ей возможность понять специфику человеческого организма. Это поможет лучше разобраться в том, как нужно организовать свою жизнь с точки зрения питания, физической и умственной нагрузок.

Можно привести следующие примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека: нужно мыть руки перед едой; немного зная строение своего тела, мы можем найти и проверить свой пульс; нельзя долго сидеть за компьютером и смотреть близко телевизор, т.к. устают глаза и может испортиться зрение; мыть фрукты и овощи перед их употреблением (знаем о микробах) и т. д.

источник

Выбранный для просмотра документ дидактический материал.docx

Найди и вычеркни лишнее слово

Ботаника, история, микробиология, цитология

Найди и вычеркни лишнее слово

Анатомия, генетика, экология, филология

Найди и вычеркни лишнее слово

Зоология, математика, физиология, микология

Найди и вычеркни лишнее слово

Экология, география, цитология, генетика

«Продолжи логический ряд»

Найди закономерность и продолжи ряд слов

Ботаника, зоология, микология,…

«Продолжи логический ряд»

Найди закономерность и продолжи ряд слов

Микробиология, цитология, анатомия,…

«Продолжи логический ряд»

Найди закономерность и продолжи ряд слов

Физиология, генетика, экология,…

«Продолжи логический ряд»

Найди закономерность и продолжи ряд слов

Ботаника, цитология, физиология,…

Выбранный для просмотра документ презентация.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что изучает биология

биос – жизнь логос – учение, наука Биология – это наука о живой природе

Биология подразделяется на множество разделов, или биологических наук. Как вы думаете, каких? Ответ можно найти на стр. 14 учебника

Закончи предложения в упр.2 на стр.6 рабочей тетради

Подпиши рисунки в упр.3 рабочей тетради на стр.6

Выполни упражнение 4 в рабочей тетради на стр. 7

Вместе с друзьями подумай над ответом на вопрос рубрики «Подумайте» стр.15 учебника

Домашнее задание §1. «Проверьте свои знания» на стр.15 Выполните «Задания» на стр.15

Выбранный для просмотра документ технологическая карта мини-проекта.docx

Что изучает биология

По методу, доминирующему в проекте: информационный.

По характеру координации: непосредственный.

По характеру контактов: внутренний.

По числу участников: индивидуальный.

По продолжительности: мини-проект.

Формирование ключевых компетенций у обучающихся, развитие УУД, знакомство с биологическими науками и областями их изучения..

Написать письмо ученым-биологам с предложениями и проблемами, которые, по мнению обучающихся, необходимо решить в ближайшее будущее.

Тип деятельности обучающихся

Деятельность, связанная с изучением и анализом информации из учебника.

Личностные УУД: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция;

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, универсальные (анализ, синтез);

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалоговой формами речи.

1 этап. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.

Через актуализацию знаний подводит к формулированию проблемы существования нерешенных биологических вопросов.

Определяют область знаний с выходом на проблему: необходимости написания письма ученым разных биологических наук с перечислением еще нерешенных биологических проблем, которые, по мнению обучающихся, необходимо решить в ближайшие 10 (1, 5, 100) лет.

2 этап. Определение путей решения проблемы.

Инициирует выдвижение, обсуждение гипотез и предлагает принципы осуществления коммуникативных связей

Выдвигают гипотезы и предлагают план работы (например, каждому ученику написать по одному вопросу из каждой области наук или распределить между ними науки и каждый будет писать письмо ученому определенной науки).

3 этап. Поиск информации и исследования.

Предлагает источник информации: учебник стр.13-14

Осуществляют изучение и анализ информации, выбирают объекты, анализируют их, исходя из собственного жизненного опыта, подбирают актуальную проблему и оформляют в виде письма.

4 этап. Представление результатов, тематическая и деятельностная рефлексия.

Проводят анализ результатов и оценку качества выполнения проекта.

Выбранный для просмотра документ технологическая карта урока.docx

Что изучает биология

Формирование представлений о многообразии биологических наук

Биологические науки: ботаника, зоология, микология, микробиология, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

Познавательные УУД : умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем её многообразии

Мотивация учебной деятельности

Учитель создает внутренний позыв у обучающихся к освоению новых знаний и видов учебных действий.

Актуализация учебной деятельности

Биология подразделяется на множество разделов, или биологических наук. Как вы думаете, каких?

Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и (или) видов учебных действий

Совместная работа по разработке алгоритма освоения нового знания и нового вида действия, составление плана работы на уроке. При необходимости учитель самостоятельно знакомит с принципом работы и предлагает алгоритм действия.

Освоение новых знаний и (или) видов учебных действий на основе алгоритма деятельности

Работа с учебником стр. 14

Выполнение пробного учебного действий

Работа с рабочей тетрадью

Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний

Работа с учебником. Рубрика «Подумайте» стр.15

Рефлексия учебной деятельности

Тематическая: анализ изученного материала;

Деятельностная: анализ видов деятельности, использованных на уроке.

Выбранный для просмотра документ Приложение 2 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС (1).doc

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

«ВВЕДЕНИЕ», «МИР БИОЛОГИИ»

Контрольная работа состоит из 17 различных заданий. Учитель может формировать различные варианты.

Соедини стрелками названия наук и объекты, которые она изучает.

Экология Загрязнение рек

2. Приведи по три примера тел, веществ и явлений природы:

Явления природы — __________________________________________________

3. Заполни таблицу «Методы изучения природы»

Лабораторное оборудование, приборы

химический стакан, химические вещества

4. Биология — это наука о живой природе. Биологи изучают разнообразие живых существ, строение их тел и работу органов, размножение и развитие организмов, их связи друг с другом и с неживой природой. Кроме того, учёные-биологи исследуют влияние людей на природу и разрабатывают способы её охраны.

Таким образом, биология — это не просто наука, а целый комплекс наук о живой природе.

Докажите справедливость этого высказывания.

5. Вспомните ученых, которые внесли вклад в развитие науки биологии.

1 — Роберт Гук, 2 — Карл Линней, 3 — Грегор Мендель, 4 — Уильям Гарвей

_____ предложил такую классификацию организмов, в которой все виды имели латинские названия, состоящие из двух слов. Впервые стал глубоко изучать наследственность организмов австрийский учёный _____. Английский учёный _____ первым увидел в микроскоп клетку, а его соотечественник _____ выяснил, что кровь движется по кругу.

6. Нарисуйте клетку, укажите главные части клетки

7. Составьте схему классификации (снизу — вверх)

1. Класс Млекопитающие

8. Распределите признаки царств (Б – бактерии, Р – растения, Ж – животные, Г — грибы)

4. Способны к фотосинтезу —

5. Растут в течение всей жизни —

9. Приведите по одному примеру, характеризующему значение живых организмов в природе и жизни человека

Значение в жизни человека

Начало новому организму дают особые половые клетки. Женская половая клетка — это __________________. Мужские половые клетки у растений называют ________________, а у животных и человека —_____________________________.

Чтобы началось развитие нового организма, мужская и женская половые клетки сливаются. Этот процесс называется ____________________.

11. Заполни таблицу «Способы размножения».

Папоротники, Мхи, Грибы

Цветковые растения, Голосеменные растения

Яйца, семена, деление, споры, икра, живорождение

12. Почему дети похожи на своих родителей? Сформулируйте ответ в одно предложение.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

13. Любое живое существо, будь то бактерия, гриб, растение или животное — это неотъемлемая часть природы. Даже мелкие, незаметные и на первый взгляд незначительные существа играют в природе определённую важную роль. Учёные-экологи выделяют несколько групп живых организмов по функциям, выполняемым ими в природе. Это организмы-производители (зелёные растения), организмы-потребители (животные, в том числе и человек) и организмы-разрушители (бактерии и грибы).

Составьте схему с использованием групп живых организмов

14. Докажите, что знания биологии нужны человеку ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Вставьте в текст слова или словосочетания:

_________________________— это список редких и исчезающих видов организмов (грибов, растений и животных).

_______________________________ — это место, где учёные разводят отдельные виды животных и растений.

это убежище для редких растений.

_______________ _____ — это место, где содержатся и изучаются редкие виды животных.

_______________________________ — это участок территории, на котором подлежат охране не только отдельные виды организмов, но всё природное сообщество целиком.

16. Напиши 3-5 правил здорового образа жизни:

источник