Меню Рубрики

Чтобы проверить написание парных согласных в корне

Парные согласные (б-п, з-с ит.д) можно и нужно проверять так: подобрать родственное слово или изменить форму слова так, чтобы этот согласный в новом слове слышался четко. Обычно для этого нужно, чтобы после согласного шёл гласный.

Например: Мороз-морозец. Четко слышим з в слове «Морозец» , значит, и мороз пишем с буквой з.

Чтобы определить какую согласную написать в корне, нужно подобрать проверочное слово, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук.

Парные согласные — это Д-Т; Б-П; В-Ф; Г-К; Ж-Ш; С-З — их нужно запомнить!

Чтобы проверить парные согласные в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шел гласный. Например — дуб — дубы, зуб — зубок, сказка — сказать, дед — дедушка. В подобраном слове звук слышится четко. Такой же согласный пишем в корне проверяемого слова.

Нужно видоизменить слово. Оставить корень и путем добавления таких морфем, как суффикс или окончание, найти такой вариант, чтобы разбить парные согласные.

Например: решетка — решето.

Чаще всего после согласной, в написании которой мы сомневаемся, будет стоять какая-либо гласная. Но и подойдет также согласная «н».

Например: морковка — морковный.

Парные согласные в корне слова требуют проверки тогда, когда они находятся в слабой позиции, то есть в такой позиции, в которой парные по глухости-звонкости согласные нельзя различить на слух.

При этом парный согласный корня может быть как в конце, так и в середине слова, например: пригород, овраг, морковь (корень совпадает с концом слова) и шоколадка, флажки, резкий (корень находится в середине слов).

Но в обоих случаях для правильного написания проверяемого согласного необходимо изменить слово или подобрать однокоренное таким образом, чтобы после этого согласного в корне слышался гласный или сонорный звук Н.

Например: пригород (произносится «т») — пригороды или пригородный, морковь (произносится «ф») — морковочка, морковный, травка (произносится «ф») — трава, косьба (произносится «з»)- косить, шоколадка — шоколадный, флажки — флажок и т.п.

источник

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Рис. 1. Парные согласные (Источник)

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слышим звук С – пишем букву З.

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.

Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Трав ка – трав а, трав ушка, трав инка – корень трав . Вставили букву В.

Дуб ки – дуб ок, дуб очек, дуб овый – корень дуб . Вставили букву Б.

Мороз – мороз ы, мороз ный, мороз ить – корень мороз . Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб – хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .

Гвозд ь – гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.

Голуб ь – голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.

Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

Мама сделала …… из огурцов.

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Мама сделала салат из огурцов.

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк .

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Kuznetzova.siteedit.ru (Источник).
  2. School.xvatit.com (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник)

  • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.

Правило

Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].

Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.

Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) пе с ок(сущ.)

Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).

Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Читайте также темы:

Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:

источник

Что нужно сделать, чтобы проверить правописание парных согласных в корне?

Парные согласные в корне слова проверить легко. Для этого нужно поставить парный согласный в сильную позицию — перед гласным. Проверочное слово, конечно же, должно быть с этим же корнем.

дуб — проверочное дубок, Б перед гласным О отчетливо слышится.

Так и в словах: завод — проверочное заводы, погреб — проверочное погребок.

Очень много слов в русском языке, в написании которых можно усомниться. Особенно это касается парных согласных в корне слова, когда хочется написать то, что слышится. Но фонетические процессы в русском языке не совпадают с правилами орфографии, поэтому парные согласные в корне слов нужно проверять. Как это сделать? Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно изменить это слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная. Тогда ее будет отчетливо слышно. Например, дуб — дубок, столб — столбик, стог — стога, сноп — снопы, обоз — обозы, порог — пороги, хлеб — хлебушек, холод — холода и так далее.

Читайте также:  Что такое оливки что такое маслины

Парные согласные в корне слова могут представлять определенную сложность при написании, если после звонкой согласной идет согласная глухая, или если звонкая согласная оказывается в конце слова. В этом случае следует проверить парную согласную, для чего после нее следует поставить гласную букву.

Существует несколько простых способов изменения слов, позволяющих достичь желаемого.

Прежде всего мы можем просто просклонять слово или поставить его во множественное число. При этом можно использовать слово НЕТ, которое придает существительному форму родительного падежа: Сруб — нет сруба.

Можно также подыскать однокоренное слово, в котором после парной согласной идет гласная: Ложка-Ложечка.

источник

Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне

На этом уроке вы понаблюдаете за словами с парными по глухости-звонкости согласными, узнаете способы проверки слов с парными согласными в корне имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…

Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев

Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Обе д – (много) чего? обе до в

Све т – (много) чего? све та

Ко ш ки – (много) кого? ко ше к

Ло ж ки – (много) чего? ло же к

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

ули то чка – ули т ка

оши бо чка – оши б ка

кру же чка – кру ж ка

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

шу т ка – шу тя т (буква т в корне шут-)

про сь ба – про ся т (буква с в корне прось-)

погру з ка – гру зя т (буква з в корне груз-)

хо дь ба – хо дя т (буква д в корне ход-)

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

моро з – моро зн ый, (буква з в корне мороз-)

сне г – сне го вик, (буква г в корне снег-)

вя з (лиственное дерево) – нет чего? – вя за , (буква з в корне вяз-)

ду б – ду бо к, (буква б в корне дуб-)

наскво зь – скво зи т, (буква з в корне сквозь-)

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?

озя бн у, зя бн уть – озя б (буква б в корне зяб-)

замёр зн у, мёр зн уть – замёр з (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

приля г – приля гу (буква г в корне ляг-)

промо к – промо кн у (буква к в корне мок-)

выте к – выте ку (буква к в корне тек-)

вле з – вле зу (буква з в корне лез-)

внё с – вне су (буква с в корне нёс-нес-)

упол з – упол зу (буква з в корне полз-)

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Лё г кий – лё го нький

Кре п кая – кре пе нький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Читайте также:  Как ставить на компьютере рисовать схему

Домашнее задание

    Прочитай пословицы и поговорки. Какие буквы напишешь на месте пропуска? Почему? Объясни.

Ры_ка мелка, да уха сла_ка.

Не тот дру_, кто ме_ком мажет, а тот, кто правду скажет.

Дорога ло_ка к обеду.

Сядем ря(д,т)ком да поговорим ла(д,т)ком.

Ко(ж,ш)ке игру_ки, а мы_ке слё_ки.

Мы поспорили с сыном. Я ему диктую: «В сарае много коз». А он написал: «В сарае много кос»!

Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры?

    Прочитай русскую потешку.

    Выйдет котик в огород –

    Всполошится весь народ.

    Выпиши слова в два столбика: в 1-й – с буквой парного согласного на конце, во 2-й – в середине. Рядом пиши проверочное слово.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
    2. Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    источник

    Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

    В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

    Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.

    Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

    примеры слов с парными согласными

    Звонкие (с участием голоса)

    Глухие (без участия голоса)

    Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

    В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

    Правило может быть изложено в следующих пунктах:

    • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
    • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
    • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

    Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

    Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

    Орфограммы – парные согласные

    в стечении согласных

    • бо[п]
    • бро[т]
    • бро[ф’]
    • гвоз[т’]
    • огоро[т]
    • дро[ш]
    • поло[с]ка
    • ко[з’]ба
    • ре[з’]ба
    • горо[д’]ба
    • кро[в’]
    • стра[ш]

Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.

Существительные и прилагательные изменяем по числам, падежам, глаголы по лицам и числам

Используем суффиксы, образуем иные части речи

  • бо[п] — бобы
  • бро[т] — брода
  • бро[ф’] — брови
  • гвоз[т’] — гвозди
  • огоро[т] — огороды
  • дро[ш] — дрожи
  • поло[с]ка — полосонька
  • ко[з’]ба — косить
  • ре[з’]ба – резать
  • горо[д’]ба – городить
  • кро[в’] — кровный
  • стра[ш] — стражник

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] – бобы – боб;
  • бро[т] – брода – брод;
  • бро[ф’] – брови – бровь;
  • гвоз[т’] – гвозди – гвоздь;
  • огоро[т] – огороды – огород;
  • дро[ш] – дрожи – дрожь;
  • поло[с]ка – полосонька – полоска;
  • ко[з’]ба – косить – косьба;
  • ре[з’]ба – резать – резьба;
  • горо[д’]ба – городить – городьба;
  • кро[в’] – кровный – кровь;
  • стра[ш] — стражник – страж.

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ – (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) – (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
  • (букет) роз — (мальчик) рос;
  • (новый) дом – (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

1. Что такое парная согласная? _____________________________________________

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно _____________________________________

3. Выделите слова, нуждающиеся в проверке:

Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

8. Выберите правильный вариант:

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, ло…ки, дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

источник

А в слове «чудесный» непроизносимого согласного нет. Вы это сможете увидеть, изменив форму слова. Например:

Но не для всех слов подходит данный способ проверки. Нельзя, например, таким образом проверить слова «блеснуть» или «плеснуть». Вы можете допустить ошибку, потому что получите следующий результат:
— блеснуть, но блеск;

— плеснуть, но плеск.
В таких случаях обращайтесь за подсказкой к орфографическому словарю. Так, слова «лестница» или «солнце» нельзя проверить, изменив форму слова, их написание проверяют по словарю или запоминают.

При проверке правильности написания согласной в корне необходимо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после проверяемой согласной буквы стояла гласная. Например: «косьба» (косить), «просьба» (просить), «резьба» (резать). При этом нужно внимательно относиться к контексту предложения, чтобы не допустить ошибок в результате неправильного определения смысловой нагрузки: «изморозь» (заморозить), «изморось» (моросить); «мок» (мокрый), «мог» (могу).

Слова исключения: «свадьба» (сватовство), «отверстие» (отверзать), «лестница» (лезу).

Обратите внимание, что иногда в однокоренных словах происходит чередование согласных: всегда глухие чередуются с глухими, звонкие со звонкими. Например: чередования «к» — «ч» («лик» — «личико»), «ж» — «г» — «з» («подружка» -«друга» — «друзья»), «с» — «ш» («лес» — «леший»), «х» — «ш» («пахать» — «пашет»).

Нельзя проверить таким образом слова иностранного происхождения: «коррупция» (коррумпированный), «транскрипция» (транскрибировать).

Есть вариант проверки, при котором слово изменяется так, чтобы после сомнительной согласной стояли «л», «м», «р», «н» («лес» — «лесной», «аккорд» — «аккордный»).

Слова, написание согласных в корне которых нужно запомнить: «варежка», «здание», «здесь», «ветчина», «космонавт», «копчик», «бутсы», «сдоба», «диспетчер».

Проверяя непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать такое родственное слово, в котором она окажется после гласной или букв «л», «м», «р», «н». Например: «окрестности» (перекресток), «солнце» (солнечный), «пастбище» (пасти), «явственный» (явный).

Слово «лестница» лучше запомнить, так как написание родственных слов разнится, что может привести к путанице: «лезть», «залезать» и другие. Слово «ровесник» происходит от устаревшего «рово» (временная мера), поэтому пишется без «т».

Две согласные пишутся:
— в корнях русских слов: «вожжи», «дрожжи», «Россия», «одиннадцать», «можжевельник», «ссора», «искусство» и их производных;
— в иностранных словах: «класс», «группа», «аттестат», «аннулировать», «апелляция» и прочих;
— в сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а другая начинается с одной и той же буквы: «Моссовет», «главврач»;
— если основа оканчивается двойной согласной: «компромисс» — «компромиссный».

Исключения: «финн», но «финка»; «тонна», но «пятитонка»; «кристалл», но «кристальный», «колонна», но «колонка». А также с одной согласной пишутся уменьшительные формы имен «Эмма», «Алла» («Эмка», «Алка») и других.

источник

Предлагаем вашему вниманию тест с ответами по теме «Парные согласные в корне слова», которые можно использовать в курсе русского языка для 2 класса. Структура теста представлена следующим образом: вопрос, а затем на сером фоне ответ. Для успешного прохождения теста рекомендуем освежить знания по данной теме по этой ссылке.

1. Допиши правило.

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после_______________________________________.

2. Прочитай. Выдели другим цветом слова, в которых пропущенную букву надо проверять. Вставь пропущенную букву:

Тра_ка, погру_ка, ко_илка, гла_кий, наря_ный, моро_ный, лоша_ка, осторо_ный, гото_ить, ду_ки.

P.S. Слова: нарядный, морозный и осторожный не нужно проверять, по той причине, что после согласного, в каждом из этих слов, стоит сонорный согласный «Н».

Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й имеют дополнительное название — сонорные согласные.

Также следует дополнить правило: чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.

3.Выдели синим цветом проверяемое слово, проверочное – красным цветом.

Рыбный – рыбка, сказочный – сказка, пирожок – пирожки, трубка – труба, берёза – берёзка, сторожа – сторож, глаза – глазки, тетрадный – тетрадка, прыжок – прыжки.

4. К данным словам подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы,

кру_ка — ______ погру_ка -______ бере_ка — ______

морко_ка — ______ ука_ка — ______ кры_ка — ______

фла_ки — ______ зага_ка — ______ ры_ка — ______

переса_ка — ______ ска_ ка — ______ доро_ка -______

5.Прочитай. Выбери и вставь в слова нужную букву.

сне__ки (ж, ш), ре__кий (д, т), ю__ка (б, п), бума__ка (ж, ш), остро__ки (в, ф), сапо__ки (ж, ш), бли__кий (з, с ), була__ка ( в, ф), мя__кий (г, х), сла__кий (д, т)

6.Вставь пропущенные буквы. Напиши в скобках проверочные слова. Спиши текст на отдельный лист, подчеркни изучаемую орфограмму.

Лебе . ь (____________) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими гла . ками (_________), с чёрным носом и чёрными ла ..ками (__________). У него длинная, ги . кая (____________) и красивая шея. Он прекрасен, когда плывёт по гла. кой (__________) поверхности воды.

  1. Обведи парные согласные: з н т ч б х р ж ф к
  1. Выдели проверочные слова. зуб, зубы , зубки, зубок, зубной
  1. Выдели в тексте слова с согласными на конце, которые надо проверить.

На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь, и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.

Предлагаем вашему внимание также онлайн-тест, для проверки знаний по теме: «Парные согласные в корне слова».

источник

2 класс. Русский язык. Проверка парных согласных звуков в корне слова

2 класс. Русский язык. Проверка парных согласных звуков в корне слова

Задай свой вопрос по этому материалу!

Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Рис. 1. Пар­ные со­глас­ные (Ис­точ­ник)

По­на­блю­да­ем за тем, что про­ис­хо­дит с пар­ны­ми со­глас­ны­ми на конце и в се­ре­дине слова.

На­зо­вём пред­ме­ты. Вы­де­лим по­след­ние звуки.

Поезд. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слы­шим звук С – пишем букву З.

Про­ве­рим, как зву­чит пар­ный со­глас­ный в се­ре­дине слова перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми.

Лодка. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слы­шим звук Ш – пишем букву Ж.

Де­ла­ем вывод: звон­кие пар­ные на конце слова и в се­ре­дине перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми оглу­ша­ют­ся, зна­чит, на­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных надо про­ве­рять.

Это ор­фо­грам­ма встре­ча­ет­ся в корне слова, по­это­му по­лу­чи­ла на­зва­ние «Пра­во­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных в корне слова». А какие слова будут про­ве­роч­ны­ми?

Пер­вый спо­соб про­вер­ки пра­во­пи­са­ния пар­ных со­глас­ных: из­ме­нить форму слова, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го по­яви­лась глас­ная.

На­при­мер: груз – грузы, су­гроб – су­гро­бы, плод – плоды.

Вто­рой спо­соб: мыс­лен­но под­ста­вить слово «нет».

На­при­мер: флаг – нет флага, мороз – нет мо­ро­за, клюв – нет клюва.

Тре­тий спо­соб: по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово так, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го шла глас­ная.

На­при­мер: ножка – но­жень­ка, лапка – ла­поч­ка, трав­ка – тра­вуш­ка.

Рис. 6. Слова с пар­ны­ми со­глас­ны­ми (Ис­точ­ник)

Пар­ный в слове про­ве­ряй,

Рядом глас­ный под­став­ляй.

А ещё, чтобы про­ве­рить пар­ный со­глас­ный, надо из­ме­нить слово так, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука слы­шал­ся звон­кий со­глас­ный звук Н.

На­при­мер: рыбка – рыб­ный, книж­ка – книж­ный.

А те­перь за­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, вы­пол­нив за­да­ния.

Вста­вим про­пу­щен­ные буквы, на­зо­вём про­ве­роч­ное слово.

Юбка, дудка, блуз­ка, холод, вы­став­ка, глаз­ки, снеж­ки, грязь, ко­ров­ка, круж­ка, зво­нок, морж.

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось: юбка – юбоч­ка, дудка – ду­доч­ка, блуз­ка – блу­зоч­ка, холод – хо­лод­ный, вы­став­ка – вы­ста­вить, глаз­ки – глаза, снеж­ки – снеж­ный, грязь – гряз­ный, ко­ров­ка – ко­ро­вуш­ка, круж­ка – кру­жеч­ка, зво­нок – звон­ки, морж – моржи.

Вы­де­лим ко­рень в род­ствен­ных сло­вах, вста­вим пар­ную со­глас­ную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Травка – трава, травушка, травинка – ко­рень трав. Вста­ви­ли букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – ко­рень дуб. Вста­ви­ли букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – ко­рень мороз. Вста­ви­ли букву З.

На­зо­вём пред­ме­ты. В каких сло­вах на­пи­са­ние рас­хо­дит­ся с про­из­но­ше­ни­ем? Под­бе­ри­те к ним про­ве­роч­ные слова. Вы­де­лим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, го­лубь.

Про­ве­рим. Про­из­но­ше­ние рас­хо­дит­ся с на­пи­са­ни­ем у слов:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Ко­рень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Ко­рень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Ко­рень голубь.

Впи­шем под­хо­дя­щие по смыс­лу слова с пар­ной со­глас­ной на конце. Все слова на­чи­на­ют­ся с буквы С.

Мама сде­ла­ла …… из огур­цов.

…… на­ме­ло во время пурги.

После драки под гла­зом……

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось (один из ва­ри­ан­тов).

Мама сде­ла­ла салат из огур­цов.

Су­гроб на­ме­ло во время пурги.

После драки под гла­зом синяк.

Стог сена убра­ли в поле.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем пра­ви­ла на­пи­са­ния слов с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким зна­ком и за­кре­пим эти зна­ния на прак­ти­ке, вы­пол­нив мно­же­ство ин­те­рес­ных за­да­ний.

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

источник

Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.

Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

  • столб (п) — проверочное — столбы
  • мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
  • бород (т)ка — проверочное — борода

При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

  • написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
  • проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
  • проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.

Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

  • в конце слов (например, чиж);
  • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).

Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

  1. Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
  2. Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
  3. Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
  4. Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

источник

Популярные записи