Меню Рубрики

Бог амон ра в древнем египте

Это был весьма необычный древнеегипетский бог. Его имя переводится как «сокрытый» или «тайный», а между тем солнце, воплощением которого он являлся, сияло над головами его почитателей, доступное всем взорам. Ему приписывали необыкновенную мудрость, но олицетворявшими её священными животными у него были гусь и баран. Будучи местным покровителем Фив — столицы Верхнего Египта, он простирал свою власть на всю страну. Бог Амон ― одна из центральных фигур египетского пантеона.

Изображался бог Амон в виде фантастического существа с телом человека, а головой животного ― чаще всего столь любимого им барана. Известны, впрочем, и изображения с человеческой головой, украшенной короной с двумя высокими перьями. Обычно картину дополнял солнечный диск как символ того, что Амон является повелителем этого вечного светила. В руках его были крест с петлёй, обозначавшие жизнь. Для современного человека подобный облик может показаться лишённым смысла, но для древних египтян он был полон конкретной символики.

Как было сказано выше, основным центром его почитания были Фивы. Вместе со своей женой, богиней неба Мут, и сыном, богом луны Хонсу, они составляли так называемую фиванскую триаду и были полноправными вершителями судеб города. В некоторых источниках, правда, указывается, что его женой являлась вовсе не Мут, а другая богиня по имени Амаунет. Возможно, так и было, но за давностью лет никто точно уже не помнит.

Непросто было Амону завоевать первенство среди прочих многочисленных божеств, обитавших в верховьях Нила и претендовавших на лидерство. Например, в период Среднего царства, то есть в двадцать первом веке до нашей эры, когда в Египте правила XI династия фараонов, настойчиво заявлял о своих правах бог войны Монту. Был он весьма грозен и терпеть не мог конкуренции, однако со временем то ли постарел, то ли просто расслабился, но уже через каких-нибудь сто пятьдесят-двести лет, в правление следующей по счёту ― XII династии, потеснил его Амон. В начале их отождествляли или, попросту говоря, путали, но постепенно солнечный бог Амон изгнал грубого солдафона и прочно занял его место.

Надо сказать, что в этот же период царствовавший прежде бог солнца Ра также постепенно сдаёт свои позиции. Его имя переходит к главе фиванской триады, который с этих пор именуется как Амон-Ра.

Прошло двести с лишним лет, и заскучал Амон-Ра в своих Фивах. Чувствовал, что способен на большее. А тут ещё в период Среднего царства бог плодородия Мин попытался вступить с ним в борьбу, да так настырно, что их какое-то время даже отождествляли ― так тесно они сплелись в поединке. Но одолел бог Амон своего соперника, и тот вынужден был ретироваться.

Вскоре улыбнулась солнечному богу неслыханная удача. К началу шестнадцатого века до нашей эры переместился центр земной политической власти Египта в древние Фивы. Именно там основали свою резиденцию правители XVIII фиванской династии, и бог Амон сразу же приобрёл статус царя всех богов, а его культ сделался общегосударственным.

Понимал ли он, что своим возвышением обязан игре случая, или приписал его исключительно личным заслугам ― неизвестно, но только с тех пор благосклонно внимал Амон подобострастному хору, награждавшему его всё новыми и новыми титулами. Сделался он и богом-творцом, и владыкой мира, и вообще — верхом совершенства.

Жрецы Амона дошли в своих славословиях до того, что стали утверждать, что земные владыки – фараоны — появляются на свет от брака между царицей-матерью и самим Амоном, являвшимся к ней на ложе в облике законного мужа. Сам Амон, хотя и смущался от таких подробностей, но в душе был горд, ведь фараон теперь считался его сыном, а следовательно, уступал ему в своём величии.

Соответственно вырос и статус его жены ― богини неба Мут. Стала она «первой леди» божественного пантеона и склонились перед ней прочие боги Египта. Амон же со своим сыном ― богом луны Хонсу — строго следил за всем, что происходило на берегах Нила. В Фивах ему был возведён самый большой в Египте храм, называвшийся Карнакским. Раз в году, во время торжеств, жрецы выносили из храма барку, на которой возвышался лучезарный Амон ― бог солнца и повелитель мира. В этот день фараон, считавшийся, как было сказано, его сыном и живым воплощением, от его имени, но своими устами изрекал волю божества и вершил суд.

Однако непостоянно счастье тех, кто обрёл его по воле случая. Прошли столетия, и в четырнадцатом веке до нашей эры окончилось царствование фиванской династии. Их сменили другие владыки, и центр политической власти переместился в иное место. Пришла пора заявить о себе прочим богам и низвергнуть с сияющих вершин привыкшую к верховной власти триаду: Амона, богиню неба Мут и их первенца, бога луны Хонсу. Снова стали они рядовыми египетского пантеона. Это старая история. Она повторяется столько веков, сколько существует мир. Ни одно правление не бывает вечным.

источник

В древние времена в разных странах люди поклонялись Богам. Чаще всего почитали и приносили жертвы Богу Солнца, потому что Солнце всегда обозначало рождение чего-то нового, светлого и теплого, а значит и принесет богатый урожай. В Египте Бога Солнца называли Амон Ра.

Вначале существовало два древнеегипетских Бога Солнца – Ра и Амон. Согласно легенде, Ра сотворил мир и правил им. Благодаря особой силе своего имени, которое держал в тайне, он властвовал на земле. Когда имя было раскрыто, Бог потерял власть над людьми. За неповиновение он решил их покарать и наслал на человеческий род богиню Сехмет. Увидев, как жестоко она с ними обошлась, Ра сжалился над людьми. Он спас тех, кого еще не покарала Сехмет и покинул землю.

Но даже на небе Ра не переставал покровительствовать людям. Днем он плавал по небесной реке, освещал землю. Вечером он спускался в подземный мир и плавал по Нилу, а потом сражался с чудовищем. Битва завершалась на рассвете, и Ра опять поднимался в небо.

Бога Ра принято считать праотцем всех богов. Обычно его изображают в виде человека с головой сокола в одеянии фараона.

В Древнем Египте было два Бога Солнца – Ра и Амон. Сначала Амону поклонялись только в одном городе Фивы. Позже он был признан всенародным Богом Солнца. Амон так же путешествовал по мирам: по небесному и подземному. Днем озарял землю светом, а ночью сражался с темными силами. Египтяне изображали его в виде человека с короной на голове, к которой прикреплены два пера. Отличительной чертой Амона была закрученная тонкая борода. В руках у него скипетр и крест с петелькой в верхней части. Он называется анкх и символизирует жизнь и бессмертие. Священными животными Амона считают барана и гуся, как символы мудрости.

Так как оба Бога оказывали сильное влияние на египтян, то в дальнейшем их объединили в божество Солнца Амон Ра. У него были характеристики и первого, и второго бога. Он сильный, могущественный, величественный. Обычно его представляют с телом человека и головой барана, который держит в руках анкх. Хоть Амон Ра принято считать покровителем фараонов, он так же помогал любому нуждающемуся.

Орел беркут – это хищная птица, которая является самой крупной среди всех орлов. Беркуты обитают в северном полушарии нашей планеты в горах. На открытых и полуоткрытых местностях эту птицу можно встретить, но очень в маленьком количестве.

Патриотическое воспитание детей является приоритетным направлением современной воспитательной работы в системе образования. На развитие патриотического чувства у подрастающего поколения возложена миссия возрождения культурного

Становление, а также развитие нашего общества зависит от многих вещей. Конечно, не обходится и без добычи полезных ископаемых, которые люди научились добывать благодаря долгому и кропотливому процессу. Самым ключевым энергетическим источником

источник

Имя Амон переводится с древнеегипетского языка как «скрытый, таинственный». Но так как в Египте уже был бог Солнца – Ра, жрецы решили объединить два своих божества. И оба религиозных культа слились в один, превратившись в государственную религию. Его имя включали в имена фараонов, например, Тутанхамон.

Сначала Амон являлся местным божеством города Фив или Васет, которые являлись столицей Верхнего Египта. Город располагался за 700 км на юг от Средиземного моря, на южном побережье Нила.

Более древнее название Фив – Но-Амон или просто Але. Во времена 11-й династии фараонов, когда существовало так называемое Срединное царство, Фивы стали столицей всего Египта, вплоть до прихода к власти 22-й и 23-й династий в 10 веке до н.э.

В мифологии Египта Амон – это бог Солнца. Священными животными Амона в древнем Египте считались баран и гусь, которые для египтян были символами мудрости.

На иероглифах Амона часто называют Амен, отсюда и произошло название Фив – Аменов город, которые греки называли Диополис.
На многочисленных культовых статуях, рисунках и фресках Амона-Ра изображали в облике человека с головой барана и в короне с двумя большими перьями и солнечным диском. В руке Амон-Ра держал скипетр как символ власти фараонов.

Кстати, греки изображали Амона-Ра несколько похожим на своего Зевса, но только с бараньими рогами на голове.

Культовые храмы Амона-Ра существовали не только в Египте, но и Нубии, Ливии, а также далеко за пределами Египта: в Спарте и Риме.
Была у Амона-Ра и семья. Его жена по имени Мут была богиней неба, а их сын Хонсу – богом Луны. Вместе они создавали фиванскую триаду.

Сначала Мут почиталась египтянами как богиня неба, которая родила Солнце и создала мир, о чем свидетельствует эпитет Мут – «Великая мать богов». Мут изображалась в облике женщины. Ее священным животным считалась корова. Храм Мут находился на берегу озера Ашер недалеко от Фив.

Сын Амона-Ра и Мут в древнеегипетской религии он считался не только богом Луны, но и повелителем времени, покровителем медицины, был приближенным Тота – бога времени, мудрости и культуры. Изображали Хонсу в виде мальчика с луной на голове или мальчика с «локоном юности» — символом несовершеннолетия.

Считалось, что именно Амон-Ра преподносил фараону все его победы и считался его отцом.

Почитали бога Амона-Ра еще как мудрого, всеведущего бога, который являлся «царем всех богов». В то же время Амон-Ра был защитником и заступником угнетенных.

источник

«Не думай ни о чем, кроме развлечений, поскольку скоро настанет твой черед отправления в царство мертвых» (Джон М. Уайт, «Боги и люди Древнего Египта»).

В язычестве прослеживается особый почет богам Солнца. Самые разные культуры возводили их на пьедестал, понимая уже в те далекие и темные времена, что без солнца нет жизни. Оно греет, знаменует начало нового дня, способствует росту урожая. Боги солнца считались верховными демиургами, праотцами всех богов. И Древний Египет отличался особым почтением к своим богам, особенно к Амон-Ра. Сегодня мы рассмотрим подробнее историю этого бога.

В переводе с древнеегипетского Ра (иногда – Ре) означает «солнце». Начиная с 5-й династии фараонов, он начал особенно почитаться как верховный бог. Согласно легенде, изначально мир выглядел как необъятный океан, которым правил Нун. Он создал Ра, который сотворил мир, богов ветра, неба, земли. Ра приказал Шу (богу ветра) разделить небеса и землю на две части, тем самым сотворив мир таким, каким мы видим его сегодня. Слова Ра создали животных на земле и в воде, а из глаз божества вышли люди. Здесь прослеживается тонкая связь с христианством: «Вначале было слово».

Изначально Ра жил в образе человека среди людей. Однако однажды люди решили убить его, так как силы божества слабели, а их привлекали его серебряные кости и золотая плоть. Ра, узнав о коварстве людей, собрал всех созданных им богов и посоветовался с ними. Он попросил кровожадную богиню Сехмет спуститься на землю и убивать каждого, кого увидит. Но когда Египет утонул в реках крови, Ра сжалился и отозвал Сехмет. А чтобы она больше не убивала людей, превратил ее в богиню любви.

Тем не менее Ра, уставший от коварства людей и боли, все же покинул свою оболочку и вознесся на небо, отныне являясь людям только в божественном образе.

Каждую ночь Ра выходит на бой со змеем Апопом, который мечтает поглотить солнце и погрузить мир во тьму и хаос. И каждое утро он выходит победителем, когда в небе вновь появляется солнечный диск.

Ра в Египте изображается как фараон с головой сокола. Люди верили, что фараоны – это полубоги, поэтому в их именах всегда присутствовала частица «ра». Некоторые псевдокультуры и в настоящее время считают, что бог Ра живет в наших словах – радуга, радость, правда. Особенно это свойственно российским исследователям.

Читайте также:  Как переместить файлы с памяти телефона на карту памяти на самсунге

Существует легенда, рассказывающая о боге Гебе, который пришел на смену Ра. Проведав, что где-то на Востоке Египта Ра спрятал свои сокровища в золотом ящике, Геб нашел его. А когда открыл, из ящика вырвалось пламя, которое обожгло Геба и убило всех присутствующих при его открывании. Многие исследователи были уверены, что речь шла об обычном генераторе электричества.

Изначально Амон, бог солнца, был покровителем города Фивы, где его считали верховным божеством. За пределами Фив его относили к гермопольской Огдоаде (восемь богов города Гермополя). Но со временем Амона начали почитать во всем Египте, что историки связывают с возросшим влиянием Фив.

Внимание! В демонологии Амон – имя одного из могущественных демонов.

Сам по себе бог Амон имеет достаточно скудно проработанный образ. Его жена, Мут, родила Хонсу – лунного бога. Саму Мут называли владыкой неба и изображалась она в двух ипостасях — в образе земной женщины и коровы. Сам бог Египта Амон также практически на всех изображениях предстает в облике мужчины.

В образе Амона и Ра прослеживается определенная схожесть – оба предстают в человеческих образах, в руках – скипетр (посох) и анкх (крест с петлей). Эти символы являются наиболее популярными и значимыми в Египте. Особенно интересным и загадочным по сей день символом является анкх — крест с петлей наверху.

Кроме этого, бог Амон также изображается с короной, увенчанной двумя симметричными перьями. Она имеет важное символическое значение. 2 пера на короне разделены вертикально, каждое поделено полосками на сегменты. Симметричные перья символизируют уравновешенность противоположностей, свойственную египтянам, – день и ночь, тьма и свет, Нижний и Верхний Египет и т. д. Число 7 (количество сегментов) является очень важной цифрой в Египте.

Когда же бог Амон достиг необходимой «величины», благодаря возросшему влиянию Фив, его соединили с Ра. Считалось, что Амон составляет с Птахом (покровителем искусства) и Ра единую триаду, как бы олицетворяя их обоих. Бог Амон-Ра отличался большей доброжелательностью, чем его половины по отдельности. Он всегда был готов протянуть руку помощи людям, за что его любили египтяне.

Амон-Ра, бог солнца, был известен и за пределами Египта, его оракулов слушали и почитали. Греки отождествляли божество с Зевсом. Именно оракул Амона провозгласил, что Андромеду нужно отдать на съедение чудовищу.

Священные символы этого божества – гусь и баран.

Жрицы Амона-Ра стали особенно влиятельны. Благодаря своим возможностям, они посадили на царский трон Хатшепсут – первую женщину-фараона в истории Египта.

Считалось, что фараон рождается от слияния царицы с мужем, в образе которого является бог. Таким образом, появляются имена фараонов с частицей «амон».

Любовь египтян к этому божеству вполне обоснована – если раньше попасть на небо к Ра могли лишь избранные, Амон-Ра уравнял всех, и богатых, и бедных. Хотя, конечно, он так же оставался покровителем фараонов и воспринимался народом как государственное божество. А вот Осириса, владыку загробного мира, любили все египтяне без исключения.

Несколько позже Амон-Ра начал почитаться как военный бог, который дарит успех в битвах. Причины этого, вероятно, кроются в экспансии Древнего Египта. В эти времена в храмах было сохранено множество сокровищ. Взятых в плен врагов египтяне лишали рук и фаллосов прямо в храмах, дабы восславить Амона-Ра (считалось, что эти части тела были основными символами божества).

Примечательно, что сами боги в Египте, которых насчитываются десятки, могли изображаться как в виде людей, так и в ипостаси животных.

Однако с приходом к власти фараона Эхнатона все изменилось. Владыка, известный как религиозный реформатор, решил привести свой народ к единобожию (то есть восславить одного бога). Он построил великолепный белокаменный город Ахетатон, сделав его религиозной столицей. Новым верховным и единственным божеством провозгласил Амона, назвав его единым богом солнца.

Но это не привело к желаемым результатам. После того как фараоном стал приемник Эхнатона, культ бога Амон-Ра снова был возрожден.

По приказу правителей Египта, в честь Амон-Ра возводили множество роскошных храмов. Самые грандиозные из них были построены в Луксоре и Карнаке.

Храм Амон-Ра, построенный в Карнаке (Карнакский комплекс), вмещает в себя 80 000 человек и имеет площадь 260 000 кв. м. Это одно из самых известных строений, древних и впечатляющих своими масштабами, которые сохранились до наших дней. Его первые постройки датированы 28-м веком до нашей эры.

Информация, представленная в этой статье, основана преимущественно на «Книге Мертвых» и книге «Тексты Пирамид». Первая представляет собой сборник магических обрядов, которые читались во время смерти царя с целью обеспечить ему загробную жизнь. Она создавалась на протяжении веков, потому являет собой некую смесь магии и нравственности, что прослеживается в текстах.

«Тексты пирамид» — еще один религиозно-заупокойный сборник, текстами которого покрывали стены пирамид. Здесь, как и в вышеописанной книге, можно найти заклинания, славословия, гимны, мифические формулы.

источник

Во всех странах и городах, государствах и поселениях, где поклонялись языческим богам, самым воспетым был культ солнца. Солнце для язычников было верховным и самым важным божеством. Это не удивительно, ведь солнце приносило тепло и свет, олицетворяло начало нового дня и согревало поля, давая хороший урожай. Боги солнца били самыми почитаемыми и уважаемыми у язычников, как правило, считались верховными богами, прародителями всех богов, но назывались во всех культурах по-разному. Ничем в этом плане не отличался от других древних народов и Древний Египет.

Бог солнца у египтян считался верховным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы. Богу солнца покланялись поголовно все, от простого народа до фараонов. Думаю, что ни для кого не является секретом то, как звали бога солнца в Древнем Египте. Конечно, это Амон Ра. Первоначально было два бога солнца Амон и Ра, потом произошло слияние этих двух богов и появилось единое божество — Амон Ра.

По легенде, днем Ра плывет на божественной солнечной ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером плывет по подземному Нилу, где вынужден каждый раз одолевать могущественное чудовище змея Апопа, а на рассвете возвращаться снова на небо. Битва между Ра и Апопом начинается в двеннадцать часов ночи и заканчивается к рассвету. Культ бога Ра начинает сформировываться во время правлении фараонов четвертой династии и считается всеобщей религией. При правлении фараонов пятой династии, культ бога солнца еще больше закрепился, и данных царей считали детьми Ра. Ра в переводе означает солнце, отсюда и возникло имя главного божества египтян. Поскольку фараонов считали детьми солнца, то в их имена обязательно включали слог «ра».

Почему бог солнца стал главным богом у египтян? Все очень логично. Считалось, что Ра сотворил мир, был праотцом всех богов и их царем, очень часто Ра изображался в обличии фараона, но с головой сокола. Сначала мир был огромным океаном, в котором правил бог Нун. Нун сотворил самого Ра. Ра создал бога ветра, бога земли и богиню неба. Он приказал богу ветра Шу поднять небеса и землю и разделить их на две части. От слов Ра родились люди и животные, и на земле, и в воде, позднее из глаз Ра вышли люди. Первоначально бог солнца жил со своими творениями на земле, приняв образ человека, позднее ушел на небеса.

Фото с сайта im2-tub-ru.yandex.net

Древние египтяне придавали огромное значение очам бога Ра. Глаза его изображались везде, где только можно и считались оберегающими амулетами. Очень часть очи Ра изображались не как глаза, а, например, в виде змеи или воина. Каждому глазу приписывались собственные магические свойства, казалось, что глаза бога Ра живут отдельной от него самостоятельной жизнью.

Бог Ра изображался в виде мужчины с головой сокола. В руках он держал посох и египетский крест с петлей – «анкх». Этот крест символизировал жизнь, бессмертие, вечность и мудрость, считался защитным знаком. Еще одним символом бога Ра считалась пирамида, чаще всего этот символ носили на теле в качестве амулета. Ра изображали не только в неодушевленных символах. Великого бога солнца отождествляли со священной птицей феникс, считалось, что подобно этой птице, Ра каждый вечер сгорает, а к рассвету восстает из пепла. Бог Ра в Древнем Египте (картинки позволяют в этом убедиться) был почитаемым и уважаемым Богом.

Величайший Ра был не единственным солнечным богом Древнего Египта. Первоначально бог солнца Амон считался богом только в одном из Египетских городов, а именно в Фивах. Со временем он приобрел статус общенародного бога солнца. Амон представлялся жителям Египта в виде человека, носившего корону с двумя золотыми перьями и закрученную тонкую бородку. В руках он держал скипетр и анкх. Подобно богу Ра, культ Амона тоже был велик, особенно после выхода его за пределы города Фивы. Амон в Фивах считался прародителем всех богов, началом всей вселенной.

Амон, так же как и Ра путешествовал на своей лодке по небу и подземному миру. Когда он плыл по небу, то освещал мир, когда спускался под землю, боролся с силами тьмы. Священным животным этого бога считались гусь и баран, которые являлись символами мудрости. Амон был самым почитаемым богом у фараонов, позднее ему стали приписывать покровительство войны и силы.

В эпоху Среднего царства культ Амона достигает своего апогея, он становиться верховным государственным богом, фараоны считаются его детьми, поэтому они поддерживают его культ всеми силами.

А как зовут бога солнца в Египте сейчас? Конечно это сочетание двух имен великих богов Амона и Ра. В шестнадцатом — семнадцатом веках, во время Среднего царства культ бога солнца Амона настолько силен, что Амон становиться верховным государственным богом, правителем всех богов. Но другой бог солнца Ра прочно укрепился в умах и религии древних египтян. В связи с этим происходит слияние двух могущественнейших богов в одно божество – Амона Ра. Амон Ра обладал чертами обоих богов, их влиянием, силой и величием. Египтяне возвели в Фивах храм Амона Ра, куда ходили и фараоны, и простые люди.

Древние люди изображали Амона Ра, как правило, в виде мужчины, иногда в виде человека с головой барана или полностью в виде барана. Как и Амон, Амон Ра держал в руках крест с петлей, который являлся символом жизни и бессмертия.

Амон Ра, в отличие от своих половин по отдельности, был доброжелательным богом, способным и желающим протянуть свою божественную руку помощи любому нуждающемуся. Раньше загробным миром считалось царство мертвых, где царил вечный холод и тьма. Лишь избранные могли попасть на небо в царство Ра. Новый культ Амона Ра уравнял в религиозных правах все слои общества Египта, теперь в небесное царство после смерти мог попасть любой человек от фараона и жреца до человека самого низшего социального сословия. Новый бог солнца представлялся в роли заботливого и справедливого отца, создателя всего живого и покровителя всего сущего. Но несмотря ни на что, бог Амон Ра в Древнем Египте, первостепенно, оставался богом правителей, богом фараонов.

Ни для кого не будет секретом, почему египтяне почитали Амона Ра главным богом. Он воплотил в себе все важные и сильные черты обоих богов и был официально признан единственным государственным богом солнца.

Во время Нового царства почитание Амона Ра достигло максимального подъема, однако, в эпоху Позднего царства его превознесение начинает медленно сходить «на нет». Только в Фивах его будут всегда почитать, как и прежде.

Таким был бог солнца в египетской мифологии. Культ Амона Ра постоянно менял свою значимость, то поднимался, то падал. Несмотря на то, что он считался демократичным богом и уравнял всех людей в правах, хотя только и в загробном мире, он все равно оставался официально признанным богом фараонов и их покровителем, их отцом, их божественным воплощением после смерти. Бога солнца в Древнем Египте называли и называют Амон Ра, именно с этим именем он будет всегда ассоциироваться у людей.

источник

Амон – бог солнца у древних египтян. Приставка «Ра» в его имени и означает солнце. Амон является царем всех богов, а также высшим покровителем власти фараонов. С его именем связана знаменитая золотая книга Амон Ра – выдумка или реально существующая рукотворная реликвия, которая делится на две части: книгу живых и книгу мертвых. Амон Ра имел таких священных животных, как баран и гусь. Отсюда и изображения бога солнца в человеческом облике, но с головой барана и двумя большими перьями. На голове у Амона всегда красуется корона, а в руках – скипетр, символы власти.

Читайте также:  Как освежить лаваш если он подсох

Первоначально бог солнца древних египтян был покровителем города Фивы. В городе его считали небесным божеством, а за пределами города – частью гермопольской Огдоады. Он был сокрытым божеством, состоящим в паре с Амонет, и выступал в качестве воплощения ветра и воздуха на земле. Позднее образ Амона трансформировался в бога солнца на всей территории Египта.

О боге Амоне знали далеко за пределами Египта, его воспевали и отождествляли с Зевсом древние греки, ему писали гимны и оды. Именно оракул Амона-Ра оповестил, что Андромеду надобно отдать на съедение чудовищу. Также оракул египетского солнца назвал Александра Великого сыном Зевса-Амона, что способствовало развитию его мании величия и уверенности в собственном божественном происхождении.

С мифологической точки зрения проработка образа Амона является довольно скупой. Его женой является Мут. Если же говорить об Амонет, то она не имела своего женского образа и была лишь воплощением самого Амона. У Мут и Амона родился сын – лунный бог Хонсу. Втроем это семейство именовалось фиванской триадой. Во время первого переходного периода упоминания про Амона сводятся уже не просто как к богу, а как к демиургу, верховному божеству, которое и создало весь мир. После чего верховных жриц стали наделять титулом «супруги бога Амона», но вскоре такой титул стали иметь исключительно женщины по царской линии. Когда же Фивы в результате исторических процессов стали процветать и возвышаться в египетском царстве, автоматически возвысился и культ Амона. Он становится главным государственным богом.

В результате сопоставления и синкретизма Амона стали объединять с богом солнца Ра. Он становится Амоном-Ра. Под этим правлением божества верховные жрецы стали по-настоящему влиятельны и богаты. Это помогло благодаря заявлению оракула Амона-Ра возвести на престол единолично женщину – Хатшепсут. В период ее правления и вплоть до окончания правления Аменхотепа Третьего Амону-Ра стали возводиться огромные храмы грандиозных размеров и убранств.

Фараон Энхатон задумал свергнуть влияние Амона-Ра, но у него не вышла затея с запретом поклонения данному божеству. А с приходом к власти Тутанхамона культ Амона-Ра был реставрирован и вновь возведен в грандиозных размерах. Это привело к постепенному образованию теократии и приходу на престол верховного жреца Амона – Херихора. Такое слияние политического и религиозного было характерно для Египта, и стало еще более явным и выраженным в данный период.

источник

Видное место в египетской мифологии занимал египетский бог Амон, бог солнца. Гусь с бараном считались его священными животными. На изображениях Амона в храмах, пирамидах он предстает человеком в короне, но с головой барана, держащим скипетр, с двумя перьями, солнечным диском. Почитание Амона как небесного божества началось с Фив. По сведениям, дошедшим до нас, первоначально его супругой считалась Мут, в ранних источниках фигурировала Уасрет.

Сыном Амона с Мут признавался лунный бог Хонсу. Поэтому втроем – Амон, Мут, Хонсу составляли фиванскую триаду. Еще Амона связывали с Мином, на что указывает прилагающийся к нему эпитет «Камутеф». Впервые об Амоне, как о верховном боге, самостоятельном божестве, о демиурге упоминается в переходный период. Титулом «Супруга бога Амона» обладали верховные жрицы, позже только женщины по царской крови. Вследствие чего культ Амона приобретает популярность, а уже при фиванских фараонах становится основным государственным богом. В образе Амона-Ра он был уподоблен с богом-солнцем-Ра, царя богов, старшего божества Эннеады. Период египетского бога Амона Ра имел особое влияние, богатство.

В это время было возведено много грандиозных храмов, зданий Амону в Карнаке, Луксоре, особенно во время правления Хатшепсута, ТутмосаIII, АменхотепаIII. После провалов попыток фараона Эхнатона запретить поклонение Амону и ввести вместо этого преклонение Атону, его наследники – Тутанхамон Эйе, Хоремхеб изменили культы древних божеств. В итоге, положение фиванских жрецов увеличилось, что привело на престол Херихора, ставшего верховным жрецом Амона.

Вследствие захвата Египтом Нубии, кушитов, их верховное божество было полностью уподоблено с Амоном. Как факт, культ Амона в египетских южных владениях стал сильнее, нежели в Верхнем Египте, где главнее были боги Хор, Исида. Священным городом Амона считался – Напата, что находился в Нубии. Фараоны династии любыми способами показывали свое уважение перед Амоном, но после вытеснения их из Фив, смещается и центр поклонения Амона, получивший распространение в Мероэ, Нобатии, где основную роль в принятии важных политических решений играл оракул Амона.

Скорее всего, из Нубии было взято представление бога с бараном, в особенности, изображения Амона. Был написан гимн Амону, где его называли «владыкой Олимпа». Его животным считался – баран. Его храм находился в Фивах. Изображался Амон Ливийский с рогами, которые были закручены. Упоминается Еврипидом. Свое имя он получил от пастуха, который воздвигнул в Ливии храм. По рассказам, Дионис в Индии подыскивал воду, но его поиски были бессмысленны, и тогда из песка показался баран, который указал на воду. Дионис тогда попросил у Зевса, чтоб тот добавил барана к созвездиям за свое спасение, а на том месте, где была найдена вода, Дионис возвел храм Зевса – Амона.

источник

В Египет постоянно прибывают туристы и исследователи, желающие окунуться в местную атмосферу и прикоснуться к её душе. Древнеегипетская история и религия занимают своеобразное место в культуре стран Африки ведь этот народ оставил богатое наследие, как материальное, так и интеллектуальное.

Уникальность ещё и в том, что имелось огромное количество божеств, почитаемых предками, причём верования отличались даже в пределах одной страны. В связи с этим даже миф о египетском боге солнца Амон-Ра имеет всевозможные трактовки.

Всё же выделяют некоторые объекты, которые были одинаково важны для египтян всех провинций, о них сохранилось ибольше всего сказаний, упоминаний и всевозможных материальных объектов, связанных с поклонением.

Среди персонажей главенствующая роль достаётся Амон-Ра египетскому богу солнца, хотя, согласно древним сказаниям, имеющим разные варианты, его имя может быть различным.

Получить информацию об этом божестве можно из двух трудов:

Сперва упоминается лишь о боге солнца, имеющем имя Ра. Так как имелась разная трактовка мифов в отдельных частях стран северной Африки то и изображали его несколькими образами:

  • большой сокол;
  • человек с головой сокола;
  • большой кот;
  • феникс;
  • фараон.

Древний миф о египетском боге солнца Амон-Ра утверждает, что днём его задача – освещать землю, плывя по небесной реке, Нилу. В ночное время он пересаживается в транспорт на подземном Ниле. Причём в полночь регулярно происходит важное событие – схватка в подземном царстве между Ра и змеем Апопом, имеющим длину в 450 локтей.

Древние африканцы называли Гелиополь тем городом, который являлся домом этого бога. И в этой местности были возведены знаковые сооружения, привлекающие путешественников и поклоняющихся:

Все, кто почитал этого бога, обозначали свои предметы его глазами, ведь они верили, что эти части тела имеют особую силу:

  • правый глаз – наделён силой побеждать врагов;
  • левый глаз – может излечивать.

Подобные обереги встречались, как обособлено, так и в качестве рисунка на личных вещах, гробницах и кораблях.

Не менее сильным и чудодейственным было и само имя «Ра», которое переводилось «солнце». Зная это, фараоны сознательно использовали данную частицу в собственных именах.

Массовое поклонение богу солнца Ра началось во времена правления 4-й династии фараонов, когда египетское государство стало объединяться. При следующей династии такое почитание, уже ставшее религией, лишь укрепилось.

Однако Ра не являлся единоличным богом, признанным везде и всеми, был также Амон, сперва почитаемый в округе Фивы, как владыка ветра и воздуха. Его влияние росло вместе с авторитетом данного города. И вот где-то в 15 веке до нашей эры эти два божества слились, и отныне стал один Амон-Ра египетский бог солнца.

Он полностью занял главенствующее место во всём пантеоне, одержав победу и став её символом. Как дань уважения ему египтяне сооружали храмы:

И сейчас достопримечательности Хургады не всегда могут затмить остатки тех масштабных построек, ведь Карнакский храм имел площадь около 260 тысяч квадратных километров, чтобы ежегодно принимать паломников со всего Египта. Это крупнейшая постройка древнего Египта в сфере храмовых комплексов.

Во всех мифах о египетских богах солнца Амон-Ра являлся важнейшим божеством, уважаемым каждым египтянином не зависимо от места проживания. Считалось, что он был причастен к любому знаковому событию, а также ко всем природным явлениям, ведь он в себе собрал все высшие силы и земные проявления. К тому же он покровительствовал фараонам, наделяя их властью, мудростью, непобедимостью.

Из-за этого изображать данного бога принято как человека, имеющего баранью голову или два пера на голове, ещё обязательными атрибутами были:

Даже в Карнакском храме имеется аллея, заполненная статуями животных, имеющими львиное туловище и баранью голову. У их ног стоят фигуры фараонов, находящихся на попечении у Амон-Ра.

Примечательно, что Амон-Ра, египетский бог солнца, упоминался в мифологии не только Египта, но и Греции, а также в трудах известных деятелей:

И всё же в одном из мифов указано, что именно Амон-Ра был первым и важнейшим божеством, являющимся тогда змеем. Он создал ещё 8 богов, также являющихся значимыми, а они уже породили солнечных Ра и Атума.

В то же время о происхождении человечества на планете почти ничего не указано, лишь некоторые источники утверждают, что слёзы Амон-Ра стали основой для первого человека. Однако все древние легенды сходны в едином – мир создан для людей, чтобы они могли дышать, им боги дали воздух, а природа вся служит для обеспечения человеческой жизнедеятельности.

источник

Aмон — бог солнца. Его имя означает «скрытый», «потаенный». Культ Амона зародился в Фивах, позже распространился по всему Египту. Священным животным Амона почитался баран, иногда бога изображали в образе человека с бараньей головой. Амон также воспринимался как одно из воплощений триединого солнечного божества Хепри-Амона-Ра.

В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале начал существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые породили Ра, Атума и Пта. в разных областях Египта почитавшихся творцами мира.

Амон — бог в древнеегипетской мифологии. Позже становится царем богов. Его символы – символы мудрости — гусь и баран (это священные животные). Очень часто Амона изображали человеком с бараньей головой в короне и со скипетром в руке, а так же с солнцем и большими перьями.

Изначально Амон был всего лишь местным богом города Фивы, его там почитали как небесное божество. Также в паре с Амаунет он считался одним из богов гермопольской Великой Восьмерки — Огдоады, где был воплощением ветра и воздуха. Супругой Амона считалась Мут, но в ранних источниках таковой называли Уасрет. А Амаунет — только лишь женское его воплощение. Амон, Мут и лунный бог Хонсу (сын Мут и Амона) – фиванская триада.

Однако, в Первый переходный период имя Амона упоминается уже как имя верховного бога и демиурга. Верховные жрицы, а позднее только женщины царской крови, стали носить титул «Супруга бога Амона». В период Среднего царства бог Амон приобретает все большую популярность и при XVIII фиванской династии фараонов превращается в главного бога Египта. Согласно синкретизму он отождествляется с богом солнца Ра в образе главенствующего бога Амона-Ра.

При Новом царстве жрецы бога Амона сосредоточили в своих руках громадные богатства и влияние. Так, благодаря оракулу Амона, на престол была возведена женщина-фараон Хатшепсут, и в этом главную роль сыграло жречество бога Амона в лице Хапусенеба — верховного жреца. Во времена правления XVIII фиванской династии были возведены грандиозные храмы богу Амону в Карнаке и Луксоре.

Все попытки фараона Эхнатона ввести культ Атона, запретив почитание Амона, провалились. Таким образом, позиции жрецов великого бога лишь упрочились, была установлена фактическая теократия при Рамессидах (XXI династия), и на престол взошел верховный жрец Амона-Ра Херихор.

После того, как Египет завоевал Нубию (Куш), кушитское верховное божество окончательно было отождествлено с Амономвремен XVIII династии. Таким образом, к первому веку до нашей эры в южных владениях Египта культ Амона получил большее распространение, чем в Верхнем Египте. Там в это время все большее влияние приобретают Хор и Исида. Первая столица Нубии — Напата становится священным городом Амона.

Когда правитель Нубии Кашта добился у сестры (по отцу) фараона Такелота III Шепенулет I, бывшей верховной жрицей («Супругой Бога»), признания своей наследницей его дочери Аменирдис I, это означало установление контроля Нубии над Египтом. Свое почтение Амону всячески демонстрировали фараоны XXV династии. После того, как они были изгнаны из Фив, центр культа Амона также перемещается. В теократических государствах Мероэ и Нобатии тоже начинает распространяться культ Амона. Его оракул играет ключевую роль в принятии многих политических решений.

Читайте также:  Как можно пожарить сосиски на сковороде

Скорей всего в Нубии и был отождествлен этот бог с бараном. Его стали изображать в человеческом облике с головой барана, хотя раньше это было полностью антропоморфное божество – человек в длинной короне.

По Геродоту Амон – это Зевс египтян. В своем гимне Амону Пиндар называет его «владыкой Олимпа». Он же пожертвовал статую божества работы Каламида в храм, который в честь Амона был воздвигнут в Фивах. Животное, которое его символизирует – баран. В частности Амон Ливийский всегда изображался с крутыми рогами. Его также называют Богом Солнца. Упоминался еще Еврипидом.

Назван в честь пастуха, который воздвиг храм в Ливии. По другой легенде, Дионис в Эфиопии (ныне Индия) долго искал воду и не мог найти. И тут вышедший из песка баран показал ему воду. Тогда Дионис обратился к Зевсу с просьбой включить в число созвездий барана. А на месте, где ему была показана вода, Дионис и воздвиг храм Амона-Зевса.

Именно оракул Амона убеждал, что на съедение чудовищу надо отдать Андромеду.

Известно, что Александр Великий, отвоевавший у персов Египет, посетил в оазисе Сива, в Ливийской пустыне, оракула Амона. Он объявил Александра сыном «Зевса-Амона». Это придало Александру Великому уверенности в своей божественности.

Согласно рационалистической интерпретации Амон — царь древнего Египта, а не бог. Историк Леонт утверждал, что Дионис во время своего правления Египтом подарил Амону землю против Фив за то, что тот, прибыв из Африки, пригнал правителю скот. Именно поэтому скульпторы изображают рога на голове Амона.

Или возьмем другой пример – аммиак. В латинском языке это звучит как sal ammoniacus («соль Амона»). Его назвали так, потому что в ливийском оазисе Сива близ храма Амона добывали хлорид аммония. В пустынном климате (NH2)2CO, мочевина, которая содержится в продуктах жизнедеятельности караванных верблюдов, а также других животных, проходивших через тот оазис, потому что он являлся пересечением многих торговых путей, очень быстро разлагается. И аммиак — один из продуктов этого разложения.

Хотя в других источниках можно прочитать, что свое название аммиак получил от древнеегипетского слова в честь людей, которые поклонялись Амону. Во время проведения своих ритуальных обрядов они нюхали нашатырь NH4Cl, испаряющий аммиак при нагреве.В современных языках есть термины, происходящие от имени Амона, в греческой форме «Аммон». Например, название уже вымерших головоногих аммонитов, ракушка которых своей спиралевидной формой похожа на бараньи рога. С такими рогами иногда изображали это божество.

Поскольку престол Древнего Египта занимали, как правило, правители родом из Фив, местный бог Амон в конце концов оказался во главе египетского пантеона, став богом всех богов.

Мы в эпохе нового царства (около 1500 г. до н. э.). Жрецы Амона становятся все могущественнее, и культ возносит его над другими богами Древнего Египта. Даже великий Ра оказывается в тени Амона. В результате сражения между этими двумя исполинами пантеона появляется бог «компромисса»: Амон-Ра. Амон — бог-творец и, следовательно, бог плодородия. Всеобщность культа Амона сделала его «господином тронов Обеих Земель» (Верхнего и Нижнего Египта).

Амон считался богом всех богов, так как он — «тот, кто пребывает» во всем. Так расшифровывается его имя, образованное от глагола «мен» со значением «оставаться, длиться». Часто его почитали как невидимую сущность, отождествляя с воздухом и небом. В этом случае он тоже был отцом богов. Уподобленный воздуху, Амон становился ба (дыханием жизни), тем более что баран, одно из его священных животных, подревнеегипетски назывался ба!

Так как Амон — воздух, первичная стихия мира, он оказался на вершине иерархии пантеона, над остальными богами.

Изображения Амона

Амона всегда изображали в человеческом обличье. Он сидит на троне или стоит, и на голове у него корона с двумя высокими перьями. Синий или голубой цвет кожи указывает на его связь с небом (первоначально в Фивах Амона почитали как небесное божество). Синий цвет также означает, что это бог абстрактных понятий, невидимый и при этом вездесущий. Одно из лучших изображений Амона — золотая статуэтка, хранящаяся в нью-йоркском музее Метрополитен.

Своей известностью Амон обязан фараонам, благодаря которым его культ достиг расцвета и появились мифы о нем. Имея поддержку властей и могущественного духовенства, бог занял место в пантеоне, вытеснив других создателей мира или же отождествившись с ними. Так Амон стал богом египетских богов.

Совершая свой путь к вершине, он оказался так или иначе связан со множеством других божеств Древнего Египта. Это способствовало усложнению мифа о нем.

Демиург Амон

Амон — демиург. Под этим подразумевается, что он родился из пустоты, из небытия. Таким образом, уподобив самого бога Ра, первого из сущих, Амону, весь Египет признал, что Господь (так часто называют Амона) непостижимым способом создал самого себя из предвечного водного хаоса и запустил механизмы мироздания. Он сделал это при помощи четырех элементов: земли, воздуха, огня и влаги, которые сам же сотворил. Эти стихии — непосредственно участвовали в творении.

Раз Амон — бог-демиург, у него не может быть ни отца, ни матери. Зато ему приписывают множество жен и детей, в зависимости от городов и мест культа. В Фивах, главном месте поклонения Амону, духовенство местных храмов дало ему в супруги богиню Мут (которая в этом же городе считалась также его матерью и дочерью!). Эта богиня была воплощением женственности, и поэтому египтяне особенно ее чтили. От этого брака родился сын, лунный бог Хонсу, наводящий ужас и при этом врачующий людей. Привилегированное положение Амона в пантеоне обусловило его отношения с другими богами. Они так тесно и причудливо переплелись, что в результате Амона стали все чаще отождествлять с другими божествами, имеющими сходные черты.

Когда Амон затмевает бога Ра!

«Этот высокочтимый бог, владыка всех богов, Амон-Ра. первый из изначальных, породивший богов изначальных, из которого появились все боги, единый единых, создавший все сущее, тот, кто дал начало мирозданию. в облике, в котором появилось все, что есть, первый, пришедший на свет тогда, когда не было ничего, кроме него, тот, кто освещает землю с первого дня, огромный диск с сияющими лучами, пересекающий небеса без устали, утро за утром, тот, чья суть постоянна, старик, который утром на восходе бывает ребенком. спаситель на все времена, царь Юга и Севера, Амон-Ра, царь богов, владыка неба, земли, вод и гор» (гимн Амону).

Амон и синкретизм

По мере распространения культа Амона, он естественным образом уподобился другим богам, «вобрав» их в себя. Ему был уподоблен Мин, который также был мужским божеством плодородия. Стоит отметить, что этот бог носит тот же головной убор с перьями, что и Амон. Оба бога отвечают за продолжение рода, это стало причиной возникновения единого синкретического божества — Амона-Мина.

Но наиболее важная связь установилась между Амоном и Ра, двумя величайшими богами египетского пантеона. Так, в Новом царстве родился Амон-Ра, всемогущий бог, воссиявший над всем Египтом. Амон Фиванский получил созидательную силу от своего знаменитого божественного собрата из Гелиополя, Ра. Это один из самых ярких примеров типично египетского явления — синкретизма! Его суть — в объединении и слиянии различных верований и религиозных доктрин. В Древнем Египте синкретизм достиг небывалых масштабов. Таким образом, говоря об Амоне, египтяне подразумевали множество других богов. С Амоном был отождествлен Птах, бог, которого особенно чтили в Мемфисе. Амон был вездесущ или почти вездесущ. Но будем к нему справедливы! Борьбу за влияние начал не бог, а его духовенство. Это была своего рода религиозная гегемония. Она свойственна скорее людям, нежели богам, и в случае с Амоном повлекла за собой серьезные политические последствия.

Из Фив в Танис

Особенно ревностно относились к культу Амона в городе Танисе, ставшем столицей Египта при фараонах XXI XXI династии. Но подчинив себе других богов по всей стране, Амон не довольствовался этим, он стал причиной настоящих разрушений в бывшей столице Рамсеса II, Пи-Рамсесе. Чтобы воздвигнуть храмы, посвященные Амону и Мут, правители XXI и XXII династий без колебаний распорядились снести прежние постройки. Стены, колонны и двери были использованы при возведении нового города. Что до колоссов, обелисков и наосов, часть из них была перевезена, а остальные, раздробленные и разрезанные на блоки, стали строительными материалами. И все это во имя Амона! Черная неблагодарность Рамсесу, которого когда-то называли «возлюбленным Амона»!

Культ Амона присутствует во всем. Этому богу посвящены пышные празднества, ему поклоняются в величественных храмах. История культа Амона — это также история ожесточенной борьбы за влияние, которую жрецы бога вели со служителями других культов.

Когда правители Фив, города Амона, стали фараонами всего Египта, власть этого бога и его жрецов возросла и земли духовенства расширились.

Праздники Амона

Праздники в честь Амона — в числе самых красивых и торжественных в Древнем Египте. Особенно выделяются два из них. Первый — это праздник Опет. Его отмечают во второй и третий месяц наводнений Нила. Статуя Амона, как и статуи других божеств, по особым случаям покидает святилище Карнака, где она хранится в остальное время, вдали от человеческих взглядов. Поэтому для простых смертных бывает величайшей радостью видеть выход бога. Во время этого праздника статуя Амона отправится навестить Луксор и проведет здесь несколько недель. Жрецы-служители храма выносят статую в огромной лодке.

В Древнем Египте статуи богов много путешествуют, и Амон — не исключение. В десятый месяц года статуя вновь покидает храм, на этот раз по случаю «прекрасного праздника Долины». По традициям ее перевезут через Нил, на другой берег. Шествие пройдет через деревни, некрополи и, что самое важное, через погребальные храмы фараонов. Конечно же, под покровительством Амона отмечают и многие другие праздники.

Могущество духовенства Амона

Первые Рамсесы (I-III) поклонялись Амону с большим рвением.

Кроме того, эти фараоны имели беспрецедентную политическую власть, как внутри страны, так и за ее пределами. Последующие Рамсесы (IV-ХI), напротив, не сумели сохранить Египет как великую державу, каковой он всегда был: высокие цены, нищета, вторжения врагов привели царство в упадок. Однако жрецы Амона становились все влиятельнее, представляя угрозу власти фараонов, от которой осталось одно название. Появление жрецов, в чьих руках была не только религия, но и военное дело, довершило революцию. Могущество и богатство Амона, а точнее его верных служителей, в конце концов одержало победу над фараоном. Духовенство все чаще и чаще вмешивалось в политическую жизнь и дела правительства. Ничто больше не совершалось «без Амона». И наконец, цари XXI династии насадили в Танисе, городе в дельте Нила, ставшем столицей, культ фиванских божеств: в первую очередь Амона, но также Мут и Хонсу. Храм Амона возвел здесь фараон Псусеннес I. И Амон воссиял во всей своей славе, тогда как для Фив незаметно, но верно наступил период упадка.

Ревностные поклонницы Амона

С воцарением XX и XXI династий власть супруги главного жреца возросла так же стремительно, как и ее мужа. Она была «первой управительницей гарема Амона». Во всех церемониях роль преданной супруги Амона, начиная с XVIII династии, выполняла одна из дочерей фараона. Наибольшую значимость и влияние эти жрицы приобрели в третий переходный период (1085-660 гг. до н. э.). Девушек выбирали из числа ближайших родственниц фараона и наделяли значительной властью, как религиозной, так и политической. Они получали обширные владения, которыми управляли подчинявшиеся им администраторы. Их окружал личный двор, и по своему могуществу они были почти равны самому фараону. Эти земные супруги Амона должны были хранить обет безбрачия, а их должность передавалась родственницам (например, племянницам). Кроме того, они управляли целым гаремом, бывшим в распоряжении бога.

Божественная поклонница Каромама

Принцесса Каромама была внучкой фараона Осоркона I. Ее бронзовая статуэтка с инкрустациями золота, серебра и меди сегодня хранится в музее Лувра. Это один из шедевров египетского искусства. «Супруга бога, владычица Обеих земель, божественная поклонница Амона. дочерь Ра, владычица царских венцов, Каромама — возлюбленная Мут», — написано на статуэтке. Кроме того, надпись гласит, что это произведение было создано, чтобы «увековечить имя его повелительницы в храме Амона». Отметим слово «повелительница», его выбор свидетельствует о влиятельности этих женщин, супруг бога богов. Будучи могущественной, Каромама также отличалась бесконечным изяществом и удивительной красотой, и даже сам Шампольон (который приобрел статуэтку в Египте в 1829 году), похоже, был пленен ею!

источник