Меню Рубрики

5 республика почему так называется

После того как в 10 веке во Франции был избран первый король из рода Капетингов, эта страна продолжала оставаться монархией до конца 18 века. В 1328 году на троне воцарилась династия Валуа, а в 1589 году ее сменила младшая ветвь Капетингов – Бурбоны.

На протяжении веков в стране формировались довольно сложные отношения между классами. Уже к середине 18 века стало понятно, что королевская власть дискредитировала себя во многих аспектах, дворянство разорилось или погрязло в праздной жизни, буржуазия требовала новых привилегий, а крестьяне влачили нищенское существование.

Усиливающаяся дифференциация между классами и постепенное отставание Франции от своих соседей привело к росту социальной напряженности и вылилось в Великую французскую революцию, началом которой принято считать взятие Бастилии 14 июля 1789 года.

Далее в истории Франции начался период Республик, каждая имеет порядковый номер, соответствующий редакции Конституции государства. Первая Республика была учреждена 21 сентября 1792 года в день свержения короля Людовика XVI. Просуществовала она до 1804 года, когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором.

Поскольку разные политические силы видели развитие Франции по-своему, наступил затяжной период смены власти, длившийся около полутора веков. С 1804 по 1815 годы Франция оставалась империей, после низложения Наполеона был возведен на трон наследник династии Бурбонов Людовик XVIII.

В июле 1830 года снова произошла революция, а король отрекся от престола. Вторая Республика просуществовала с 1848 по 1852 год, но конституция в этот период была несовершенной, поскольку не помогала решать разногласия между президентом и Национальным собранием. В 1852 году Франция вновь стала конституционной монархией во главе с Луи Наполеоном Бонапартом, этот период истории назван Второй Французской империей.

Луи Наполеон Бонапарт являлся родным племянником прославленного императора Франции.

Далее на ход событий повлияло усиление Германии, новый император был низложен, и период с 1870 года по 1914 год во Франции называется Третьей Республикой. В этот промежуток времени произошло событие, повлиявшее на ход всей истории – был подписан союз с Великобританией, сложилась Антанта.

Существенное влияние на историю Франции оказала военная и политическая обстановка на ее территориях вне Европы, в частности в Алжире.

Уже после Второй мировой войны в связи с изменением расстановки сил в мире и новым кризисом власти в стране была изменена Конституция Франции, и начался период Четвертой Французской Республики.

Событиями, послужившими причинами для пересмотра действующей системы, стали непрекращающиеся политические кризисы и обострившаяся ситуация в Алжире, когда военные вышли из повиновения правительству. После того как в 1958 году была принята новая Конституция Франции, страну стали негласно называть Пятой Республикой по номеру редакции главного правового документа государства.

Этот период истории тянется по сей день, и пока нет оснований полагать, что числительное «пятая», так любимое журналистами и обозревателями, скоро сменится на «шестая». Основные отличия Конституции новой редакции от предыдущей заключаются в расширенных полномочиях президента, ранее он не имел права распускать парламент. Однако срок его пребывания на главном посту страны сокращен с семи до пяти лет.

источник

В истории не ново, когда страна, как человек, кроме имени, официального названия, имеет другое, неофициальное. Пусть название Канады — «Страна кленового листа» — можно объяснить особенностями состава лиственных лесов североамериканского континента, но вот другие примеры не так очевидны. Например, почему Франция — Пятая республика, или, скажем, Китай сами его жители называют Поднебесной? Корни – в истории.

Вот самый близкий пример. В начале первого тысячелетия от Рождества Христова древний Рим стал пристанищем и оплотом первых христиан. Затем, разгромленный толпами варваров, потерял этот статус, и неофициальной столицей христианского мира стал Константинополь. А в XV веке и этот «город городов», или Второй Рим, пал, став частью Османской империи и опорой уже полумесяца, а не креста.

А в это время у нас отец Иоанна IV, прозванного потомками «Грозным», Василий III, остро нуждался в дополнительном факторе объединения страны и народа – Русь после падения монголо-татарского ига превращалась из удельно-феодального государства в единодержавную мощную страну. Воспользовавшись сложившейся ситуацией (была подписана Уния, объединившая восточную и западную христианские церкви), Василий III возложил на столицу звание Третьего Рима.

Попытаемся ответить на вопрос, почему Франция называется Пятой республикой. История этой страны неразрывно связана с этим словом «республика», и события во Франции во многом определили ход событий на Европейском континенте.

В сущности, ответ на вопрос, почему Францию называют Пятой республикой достаточно прост – страна имела пять редакций конституции. И так сложилось, что по номеру редакции главного документа страны принято «нумеровать» и республику.

Самым началом республиканской истории Франции можно, безусловно, считать великую французскую революцию, ознаменованную взятием разъярёнными жителями страны оплота и символа королевской власти, знаменитой Бастилии в 1789 году. На вопрос, почему Франция – Пятая Республика ныне, оказалась тогда в состоянии революции и гражданской войны, большинство историков отвечают почти по К. Марксу.

К коллапсу привёл катастрофический разрыв в уровне жизни и гражданских правах правящих кругов и простого народа. Ещё одним фактором послужило наличие в стране развитого среднего класса, которому было что терять и который был готов отстаивать свои права и свободы.

Далее, как мы знаем, последовало задержание и позорное возвращение в Париж попытавшегося бежать короля Людовика XVI, казнь всего королевского семейства и провозглашение Республики – первой французской республики.

Следует отметить, что просуществовала Первая Республика недолго – до 1804 года, пока Франция не стала империей во главе с Наполеоном.

Затем события сыпались как из рога изобилия:

  • захват власти Бонапартом;
  • образование Французской империи;
  • разгром так называемой великой армии на просторах России;
  • череда сменяющих друг друга реставраций королевской власти и новых революций.

Почему Франция, Пятая Республика, как ее сейчас называют, за свою историю пережила столько революций и возвращений к монархии? Наверное, потому, что была, по большому счёту, первой страной в мире, осуществившей переход от абсолютной власти одного человека к более прогрессивным формам правления.

И вот с 1848 по 1852 год существовала Вторая республика со своим вариантом конституции, конец ей положила очередная реставрация. На трон сел потомок Бурбонов, а Франция вновь стала империей.

История Третьей республики длится от свержения последнего французского монарха в 1870 году до оккупации в 1940 году Франции гитлеровскими войсками. Предпосылки изменения конституционного строя были стандартны – оторванность власти от реального положения дел в стране.

Дни правления последнего императора Франции были сочтены после позорного окончания франко-немецкой войны 1870 года, когда Наполеон III умудрился сдаться в плен прусским командирам вместе со всем своим войском. Как только известие пришло в Париж, практически в одну ночь было принято решение об упразднении королевской власти и учреждении Третьей Республики.

Итак, с монархией во Франции было покончено, но тогда всё же почему Франция − 5ая Республика, а не Третья?

По окончании второй мировой войны в 1946 году страна, как и многие другие, активно занималась внутренним строительством. Очевидно, что многое в мире изменилось. Каноны, по которым народы жили ранее, не отвечали вызовам и требованиям современности.

В 1946 году во Франции был проведён референдум, по результатам которого государство стало парламентским. Вот почему Франция Пятая Республика до сих пор остаётся государством, в котором пост премьер-министра имеет вес сопоставимый со значением президента.

Четвёртая Французская Республика благополучно просуществовала до 1958 года, когда произошло событие, показавшее, что чрезмерно либеральная власть хороша до поры до времени.

Что же случилось? Надо сказать, что Франция, демократичная изнутри, тем не менее оставалась колониальной державой аж до самого 1980 года. В 1958 же году в одной из её колоний – Алжире — вспыхнуло восстание. Событие в общем-то рядовое, но нерядовыми были последствия – войска, посланные на усмирение восстания, отказались подчиняться правительству и, напротив, сами попытались выдвигать условия и требования к власти.

Основателем новой конституции стал человек, которому удалось подавить назревающий в стране кризис и навести в стране порядок – любимый многими французами политический гигант Шарль Де Голль. Вот почему Франция — Пятая Республика. Особенности новой конституции — усиление роли президента с сохранением решающего слова парламента и приоритетом основополагающих демократических свобод.

источник

Политическая система Франции формировалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей.

Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.

Первая республика была учреждена 21 сентября 1792 года в день свержения короля Людовика XVI. Просуществовала она до 1804 года, когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором.

Вторая республика просуществовала с 1848 по 1852 год, но конституция в этот период была несовершенной, поскольку не помогала решать разногласия между президентом и Национальным собранием. В 1852 году Франция вновь стала конституционной монархией во главе с Луи Наполеоном Бонапартом.

Период с 1870 года по 1914 год во Франции называется третьей республикой. В этот промежуток времени произошло событие, повлиявшее на ход всей истории – был подписан союз с Великобританией, сложилась Антанта.

Четвертая республика это период французской истории с 1946 по 1958гг. Конституция принята 13 октября 1946г. избранным в этом году Учредительным собранием, близка к конституции Третьей республики (парламентский строй, слабая власть президента республики) .

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции,
называют Пятой республикой.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —> p, blockquote 9,0,0,0,1 —>

Пятая республика — период французской истории с 1958 года по настоящее время; определяется принятой в 1958 новой конституцией Франции.

Понравился материал? Поставь оценку и поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе. Остались вопросы? Задайте их в комментариях.

источник

Республиканский строй во Франции был впервые установлен в 1792 году, после свержения династии Бурбонов в ходе Французской революции. Ликвидация монархии и демократические идеи революции полностью изменили общество страны. Прожив несколько столетий под властью монархии, свободолюбивые французы стремились жить в демократическом государстве.

  • Первая республика была провозглашена в 1792 года и просуществовала до 1799 года, когда 9 ноября Наполеон Бонапарт установил собственную диктатуру военного характера;
  • Существование Второй Французской республики было очень коротким – с 1848 по 1852 гг. Учредительное собрание приняло в 1848 году Конституцию страны, которая закрепила за Францией название Второй республики;
  • Третья республика была установлена в 1870 году, и существовала вплоть до 1940 года, пав под натиском Вермахта Гитлера;
  • Четвертую республику Учредительное собрание провозгласило в 1946 году, одновременно с принятием новой Конституции страны (действовала до 1958 года). Президентом был избран Шарль де Голль;
  • Пятая республика во Франции появилась в 1958 году, и существует до сегодняшнего дня.

Все изменения государственного устройства в стране происходило под влиянием радикальных изменений в обществе и политической системе. Аналогичные процессы наблюдались во Франции после Второй мировой войны. Шарлю де Голлю не удавалось справиться с национальными движениями в колониях страны и добиться от Учредительного собрания внесения в Конституцию положений, которые должны были отражать политические взгляды главы государства.

К основным причинам прекращения существования Четвертой республики и появления Пятой, относятся:

  • Непродуманная внешняя политика де Голля, втянувшего Францию в длительную войну во Вьетнаме. Вооруженный конфликт на полуострове Индокитай стала серьезным испытанием для общества и всей страны. В течение 8 лет по всей Франции происходили массовые выступления противников Вьетнамской войны и людей, выступавших за мир;
  • Недовольство граждан усилилось после вступления страны в военные и политические структуры Североатлантического альянса (НАТО);
  • Война во Вьетнаме стала тяжелым бременем для экономики страны. Правительство на этот конфликт потратило несколько миллиардов франков. Кроме того, война унесла жизни многих французов, что только усилило недовольство в обществе. В результате чего, де Голль приказал вывести французские войска из Камбоджи и Лаоса;
  • В первой половине 1950-х гг. сильное беспокойство Франции причиняла африканская колония Алжир. Население этой страны со второй половины 1940-х гг. постоянно требовало изменить статус государства, расширить автономные права. Но де Голль и правительство считали, что Алжир – неотъемлемая часть Франции. Согласно административному устройству страны, Алжир носила статус заморского департамента. Неудовлетворение желаний алжирцев стало причиной масштабного восстания за независимость. Вспыхнуло оно в 1954 году. Вооруженная борьба алжирцев была дополнена демонстрациями и митингами, которые постепенно распространились на французские территории. Когда восстания стали происходить на Корсике, то стало понятно, что во Франции зреет гражданская война. Очень высокой была вероятность государственного переворота. Начатые правительством военные действия против армии Алжира, приносили только смерти французов и гражданского населения колонии. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития и массовых беспорядков в стране, парламент страны наделил де Голля чрезвычайными полномочиями, избрав его главой французского правительства. Случилось этого 1 июня 1958 года.
Читайте также:  Как узнать курит девушка или нет

Шарль де Голль сразу же начал готовить проект новой Конституции. Это ему позволяли полномочия и власть над Национальным собранием. 28 сентября 1958 года был проведен референдум, результатами которого стало принятие Конституции и провозглашение Пятой республики во Франции.

Основные положения Главного закона страны предусматривали:

  • Превращение Франции в президентскую республику, где глава страны имеет право определять векторы внешней и внутренней политики;
  • Президент самостоятельно назначал премьер-министра, без согласия парламента;
  • Глава государства имел право досрочно распустить Собрание;
  • Президент мог наложить вето на принятые законы;
  • Глава страны получил право незамедлительно перенять у госорганов все функции по управлению страной, если существует угроза войны, катастрофы, эпидемии и т.д.;
  • Уменьшение роли Собрания;
  • Появился Сенат, который перебрал на себя функции упраздненного Совета республики;
  • Депутаты Национального собрания не могли занимать другие госдолжности, участвовать в работе французских организаций и профсоюзных структурах.

Окончательное установление Пятой республики произошло после избрания в декабре 1958 года генерала Шарля де Голля президентом страны.

Таким образом, в течение июня-декабря 1958 г. во Франции происходило формирование нового республиканского строя страны. Установление Пятой республики и поддержка населения действий президента были направлены на то, чтобы вывести страну из кризиса, возрождения позиций на международной арене, снятия напряжения в обществе.

источник

На сегодняшний день во Франции продолжается Пятая республика, так как исторически сложилось, что смена политической власти и курса в стране называлась новой республикой. Всё началось с Великой Французской революции, то есть Первой республики. Затем была Вторая в XIX веке, Третья продолжалась с 1870 по 1940 годы, Четвертая и Пятая были уже в XX веке.

Короткий ответ простой: потому что республиканских режимов во Франции было пять. Но нужно начать с первого.

Франция очень много веков была монархией, в конце XVIII века там произошла так называемая Великая французская революция. В 1792 году монархию свергли, началась республика. Она продолжалась до 1804 года, когда Наполеон учредил империю, которая продлилась до 1814 года.

После этого до 1848 года была опять монархия. А в 1848 году произошла Февральская революция, и началась Вторая республика. Она длилась недолго — 4 года.

Наполеон III произвел государственный переворот, и опять стала империя. В 1870 году на французов стали наступать пруссаки, французы проиграли войну, Наполеона III свергли, и наступила Третья республика, которая длилась долго: с 1871 по 1940 год.

В 1940 году Францию оккупировали гитлеровские войска. Республики не было. В 1944 году Францию освободили, и в 1946 году Франция опять стала республикой. Это была Четвертая республика, она была парламентской. А в 1958 году приняли новую конституцию, и Франция стала полупрезидентской республикой. И в этом режиме Франция живет до сих пор. По счету — пятая республика.

источник

Первая французская республика, официально «Французская республика» (фр. République française), период французской истории с 1792 по 1804 год. Республика была провозглашена 21 сентября 1792 года во время французской революции, в этот день формально был смещён Людовик XVI. Официально республика просуществовала вплоть до образования Первой французской империи в 1804 году действующим первым консулом Наполеоном Бонапартом, провозгласившим себя императором.

Втора́я респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование,и началась Вторая французская империя.

Третья французская республика (фр. Troisième République) — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября 1870 по 22 июня 1940 года. Началом 3 Республики считается сдача Наполеоном 3 в плен в ходе франко-прусской войны, а концом образование режима Виши и оккупации части территории немецкими войсками.

Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958. В сентябре Учредительное собрание, избранное 2 июня 1946, приняло проект Конституции, который был одобрен на референдуме 13 октября 1946. Конституция характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики. В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

источник

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно совершить небольшой экскурс в историю Французского государства. Первая Французская республика была образована в 1792 году. Но просуществовала она всего семь лет, и с приходом к власти Наполеона Бонапарта была упразднена, и заменена на военную диктатуру.

Второе рождение Французской республики произошло в 1848 году. Однако и на этот раз ее существование было скоротечным. Она распалась в 1852 году.

Третей Французской республике повезло несколько больше. Возникнув в 1870 году, она просуществовала 70 лет, вплоть до начала Второй Мировой войны, то есть, до 1940 года. Ну, а главной причиной ее распада стала фашистская Германия, во главе с Гитлером.

Четвертая республика, с парламентской формой правления, была учреждена в 1946 году. Ее президентом сталь Шарль де Голь, Была принята и новая французская конституция, которая являлась основным законом Франции до 1958 года. Но ввиду радикальных изменений, произошедших во французском обществе, четвертую республику постигла та же участь, что и трех предыдущих.

Политические взгляды Шарля де Голя не получили поддержки во французском правительстве, та как он предлагал отличный от существующего, политический курс страны, который явно расходился с положениями конституции. Вносить же в нее изменения Учредительное собрание отказалось. В итоге возникли предпосылки, для образования пятой французской республики, которые выражались в следующем:

  1. Провальная политика правительства, связанная с участием Франции во вьетнамской войне и столкновением в Индокитае.
  2. Массовые выступления противников политики правительства.
  3. Вступление Франции в НАТО.

Участие Франции во вьетнамской войне негативно отразилось на уровне жизни народа. Гибель солдат, огромные финансовые расходы, все это вылилось в недовольство французов политикой правительства. В конечном итоге де Голь был вынужден вывести французские войска из Лаоса и Камбоджи.

Политикой правительства Шарля де Голя были недовольны и во французских колониях. Тот же Алжир, например, настоятельно требовал от президента изменить структуру государства, предоставив отдельным территориям и колониям более широкие права. Однако де Голь не внял просьбам колонистов, так как считал, что Алжир является неотъемлемой частью Французского государства. Такая непродуманная политика привела к тому, что алжирцы подняли восстание, в результате которого и получили независимость.

Волна аналогичных восстаний прокатилась по всей территории Франции. Появилась реальная опасность возникновения гражданской войны. Попытки французов подавить восстание алжирцев были безрезультатными, и привели лишь к многочисленным жертвам, в том числе и среди гражданского населения. Чтобы избежать дальнейшей эскалации конфликта, парламент Франции наделяет Шарля де Голя особыми полномочиями, благодаря которым он начинает процедуру реформирования государства, выражающуюся в создании новой, пятой по счету республики, и написания ее новой конституции.

Произошло это в 1958 году. 28 сентября, после всенародного обсуждения, была сформирована и провозглашена Пятая Французская республика. Она стала президентской. Согласно новой конституции, были значительно расширены права президента. Теперь он мог: определять внутреннюю и внешнюю политику государства, единолично назначать премьера, досрочно распускать Учредительное собрание, накладывать вето на законы. Кроме того, законодательные функции республики стал исполнять Сенат.

Глиной целью новой республики являлось: стабилизация ситуации, выход с финансового и политического кризиса, вывод страны на передовые позиции в мире.

Вот и получается, что Пятой республикой Францию стали называть по причине изменения парламентской формы правления на президентскую, и принятия новой Конституции, что и привело к появления обновленной, пятой французской республики, которая существует и по нынешнее время.

источник

Часто в СМИ можно услышать, что Францию называют Пятой республикой. Почему?

Выражение «пятая республика», которое журналисты используют в отношении Франции, обычно не несёт той оригинальной смысловой нагрузки, которая соответствует его строгому словарно-энциклопедическому значению, а служит лишь в качестве красивого синонима слова «Франция», подобно тому как спортивные комментаторы вместо слова «вратарь», чтобы разнообразить речь, время от времени используют слово «голкипер».

Некоторые думают, что Франция имеет как бы свой порядковый номер — пятый, и есть страны под другими номерами, которых, соответственно, называют «первой республикой», «второй республикой» и т. д., но это не так, потому что и первая республика, и вторая республика, и третья, и четвёртая — это тоже Франция, но в разное историческое время. Пятой республикой называют современную Францию, начиная с 1958 года.

Строго говоря, «пятая республика» (как и четвёртая, третья, и т.д.) — это не страна вообще, а конкретный период истории Франции (с 1958 года по настоящее время), поэтому журналисты, если быть до конца точными, не правы, используя слишком вольно (поэтически) данное выражение. Таким образом, Пятая Республика — это Франция сегодня, как, скажем, Третья республика — это Франция 1871-1940 годов.

Франция в своём историческом развития прошла большой и сложный путь смены разных государственных устройств, она была и империей, и монархией, и коммуной, и республикой.

  • Раннефеодальная монархия. Королевские династии: Меровинги (481—751), Каролинги (751—987)
  • Сословная монархия (1302—1614) Королевские династии: Капетинги (987—1328), Валуа (1328—1589)
  • Абсолютная монархия (1643—1789) Династия Бурбонов (1589—1792, 1814—1848)
  • Французская революция (1789—1799)
  • Первая республика (1792—1804)
  • Первая империя (1804—1814)
  • Реставрация Бурбонов (1814—1830)
  • Июльская монархия (1830—1848)
  • Вторая республика (1848—1852)
  • Вторая империя (1852—1870)
  • Парижская коммуна (1871)
  • Третья республика (1871—1940)
  • Режим Виши (1940—1944)
  • Временное правительство (1944—1946)
  • Четвёртая республика (1946—1958)
  • Пятая республика (с 1958)

источник

Конец 18 века стал для Франции переломным моментом в истории. Великая Французская революция, которая началась со взятия крепости Бастилия в 1789 году, положила основу в республиканское развитие страны.

Сама революция произошла из-за нестойкого монархического режима, который был построен на ряде компромиссов между властью и отдельными сословиями. Интересы буржуазии и привилегированных групп государство охраняло, а крестьянский труд чрезмерно эксплуатировала. В итоге, это привело к тому, что Франция стала отставать в развитии от других стран. Интеллигенция не могла этого не заметить: в обществе пошли слухи, доверие к власти стало теряться.

Проводимые Людовиком XVI реформы привели многовековую систему к краху. Революция и будущие республики выступали под лозунгом: «Свобода, равенство, братство», что наглядно демонстрировало, как успел настрадаться народ при монархическом строе.

Читайте также:  Как взбить белки в густую пену вручную

Первая французская республика была провозглашена во время революции и официально длилась 12 лет с 1792 года до прихода к власти Наполеона Бонапарта. За это время было принято три конституции, которые меняли порядок и название органов власти, но подтверждали решение Декрета Национального Конвента об унитаризме государства.

С 1804 года, когда Бонапарт провозгласил себя императором, республиканский режим быстро превратился в авторитарный. И только к 1848 году Франции ненадолго удалось вернуться к республиканской форме правления. Период с 1848 года по 1852 носит название «Вторая республика» Франции, президентом которой был принц Луи Наполеон Бонапарт, который в итоге поступил также, как и его дядя Наполеон I, провозгласив себя императором.

«Третья республика» была удачней предыдущих и просуществовала 70 лет, начиная с 1870 года. Конституции, которые были приняты за это время, занимали промежуточное состояние между монархией и республикой, но тем не менее именно в эти годы Франция вступила в союз Антанты.

«Четвертая республика» сложилась после второй мировой войны в 1946 году. Конституция этой республики характеризовалась уже хорошо сформированной парламентской системой и слабой властью президента.

С 1958 года и до сегодня во Франции период «пятой республики». От своих предшественниц новая конституция значительно отличается. Теперь президент обладает расширенными полномочиями (имеет право распускать парламент) и избирается на пять лет народным голосованием.

Причиной возникновения «пятой республики» стал кризис в Алжире. Франция 24 года не могла справиться с возникшей ситуацией, так как к национальному восстанию примкнула государственная армия. В итоге, алжирский кризис привел к современному строю во Франции.

источник

Наверное, правильно сказать не «Франция — пятая республика», а «современная Франция — пятая республика». Ведь если вспомнить историю Франции, то в ее жизни шло чередование периодов с разным политическим строем — монархии и республики.

Знаменитая Французская революция 1792 года уничтожила монархию и породила первую республику в Европе Нового времени. Потом ей на смену пришла снова монархия, постепенно перешедшая в правление императора Наполеона Бонапарта.

После смутного времени и поражения Франции в войнах в Европе, пришел черед Второй республики — 1848—1852 года.

Однако после этого снова пришла монархия — правление Наполеона Третьего — 1852—1870 гг.

После Наполеона ІІІ возникает Третья республика 1870-1940. После захвата Франции Гитлером в 1940 году она прекращает свое существование, но в 1946 году возрождается Четвертая республика, которая существовала до 1958 года.

В 1958 году на базе Четвертой республики возникает современная — Пятая. Это произошло после того, как в Конституции страны были приняты очень серьезные поправки, изменившие структуру власти.

С тех пор французы называют свою страну «Пятой республикой», желая этим самым отобразить весь исторический путь государства к современному политическому устройству общества.

Первые три республики Франции можно легко отследить как периоды республиканского правления, в промежутках между монархическим. Так первая Французская республика возникла на волне французской революции 1790-х годов, в 1792 году был смещен король Людовик 16, который был после гильотинирован и власть перешла к конвенту. закончилась первая республика воцарением Наполеона. Вторая республика в 1848 году возникла после буржуазной революции и продержалась 4 года. Третья республика вероятно самая известная образовалась после всем известной Парижской коммуны в 1871 году и с тех пор республиканский строй во Франции почти не исчезал. же в 1940 году, когда к власти пришел Петен, третья республика приказала долго жить. После войны французы бросились восстанавливать республику в результате чего в 1947 году возникла 4 республика, называемая парламентской, в которой президент имел чисто номинальную власть. Естественно это не устроило де Голля, который инициировал принятие новой конституции, сделавшей из Франции президентскую республику в 1958 году, уже пятую по счету. Так что сейчас во Франции пятая республика и пока не видно перспектив для создания шестой.

источник

Отправной точкой к учреждению Пятой Республики была колониальная война в Алжире, шедшая с 1954 года: события 13 мая 1958 года, когда верхушка французской армии, опасаясь начала переговоров между правительством и алжирскими повстанцами, вышла из повиновения гражданским властям и начала диктовать им свои условия. На этот вызов Франции и Республике законная власть так и не смогла дать адекватный ответ, Четвертая Республика получила удар, от которого так и не смогла оправиться, — государственная власть оказалась в состоянии нокаута.

Основанная Конституцией 1946 года, государственная власть, несмотря на все недостатки Третьей Республики и её бесславный конец, практически сохранила в неприкосновенности систему властвования: бессильный глава государства и всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство. За 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 22 правительства, управлявшие страной в среднем по 6 месяцев, а во дворец Матиньон, резиденцию главы французского правительства, 12 раз приходил новый хозяин.

Кризис государственной власти весной 1958 года поставил Францию перед угрозой гражданской войны. Страна могла в одночасье распрощаться с демократией, превратившись в аналог латиноамериканских республик, где армия силой навязывает государству свои решения. В этот момент Франция «прошлого, настоящего и будущего» призывает к власти генерала де Голля, символа и главу французского Сопротивления, авторитетного «отца нации».

Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

  • предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;
  • управление страной в течение 6 месяцев декретами правительства и роспуск парламента на каникулы на этот же срок;
  • делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую конституцию.

Все эти условия были приняты и выполнены.

Изменения предполагают «сильную власть» во главе с «авторитетным арбитром», «которому народ дал мандат и средства поддерживать национальный интерес, независимо оттого, что могло бы произойти», при сохранении принципа «разделения и баланса властей», демократии, прав и свобод личности. Считалось, что государство во Франции должно быть «властной структурой, способной принимать серьёзные решения и осуществлять решительные действия, выражающие исключительно национальные интересы и служащие только им». Автор «Военных мемуаров», изданных после Второй мировой войны, так обрисовывает идеальный, по его мнению, проект Республиканского государства для Франции: «С моей точки зрения, необходимо, чтобы у государства был глава, то есть руководитель, в котором нация могла бы видеть человека, ответственного за основу государства и гаранта её судьбы.

Необходимо также, чтобы осуществление исполнительной власти, служащей исключительно интересам всего сообщества, не происходило от парламента, объединяющего представителей разных партий, выражающих интересы узких групп. Эти условия требуют, чтобы глава государства не принадлежал ни к одной партии, назначался народом, сам назначал министров и имел право консультироваться со страной, либо путём референдума, либо путём учреждения ассамблей, и, наконец, чтобы он имел полномочия в случае опасности для Франции обеспечить целостность и независимость страны. Помимо обстоятельств, при которых президент обязан вмешаться, правительство и парламент должны сотрудничать, парламент имеет право контролировать правительство и смещать его, но при этом высшее должностное лицо страны является третейским судьей и имеет возможность прибегнуть к суду народа».

В знаменитой речи в Байе, произнесённой им в 1946 году, (т. н. «Конституция Байе»), де Голль провозглашает своего рода хартию голлизма насчет государственных институтов: «Демократические принципы и опыт требуют, чтобы все ветви власти — и исполнительная, и законодательная, и судебная — были чётко разграничены и полностью уравновешены и чтобы над возможной политической несогласованностью верховенствовал национальный арбитр, способный обеспечить дух преемственности в условиях существования разношерстных по партийному составу правительств…» Четвертая Республика, несмотря на призыв де Голля «обеспечить власть, авторитет и достоинство правительства», была образцом режима ассамблеи, то есть всевластия парламента, что приносило Франции одни лишь беды. А раз так, как сказал сам де Голль, «несмотря на то Республика спасена, она все ещё должна быть восстановлена».

Несмотря на то, что, согласно закону о пересмотре Конституции, в помощь Правительству был создан Конституционный консультативный комитет, призванный восполнить парламентский контроль за разработкой Конституции, основная работа по составлению нового Основного Закона Франции была поручена команде молодых членов Государственного Совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре. Голлист «первого часа», непримиримый противник государственной системы Четвёртой Республики, Дебре, горячо одобрявший идеи, высказанные де Голлем в речи в Байе, и одновременно сторонник британских парламентских традиций, он настоял на введении поста Премьер-министра, возглавляющего Правительство, как автономного, в том числе и по отношению к Президенту Республики, государственного органа. Таким образом, была сохранена политическая ответственность Правительства перед Парламентом.

Впоследствии это позволило обеспечить «сосуществование» на самом высоком этаже государственной власти, когда парламентское большинство и Президент Республики не принадлежали к одному и тому же политическому движению. Следует отметить также, что во избежание повторения сценария рождения Четвёртой Республики, когда написание Конституции было отдано на откуп Учредительного Собрания, в результате чего представленные в нём партии превратили процесс её разработки в политическое игрище, Конституция Пятой Республики составлялась в тайне. Наконец, окончательная версия конституционный реформы была опубликована 4 сентября того же года. Как и предписывал Конституционный закон от 3 июня 1958 года, референдум по проекту новой Конституции состоялся 18 сентября, как в метрополии, так и в «заморских территориях». В назначенный день, чтобы выполнить свой гражданский долг, избирательные участки посетили более 22 миллионов французских граждан из 26, обладающих избирательными правами. «Да» ответили свыше 17 миллионов французов и француженок, то есть 79,3 % голосовавших избирателей. Итак, Пятая Республика была установлена, и установлена горячим желанием подавляющего большинства французского народа.

Защищая перед Государственным Советом проект новой Конституции, Мишель Дебре сравнивал новую роль Президента Республики с «замком свода» государственного здания, предназначенного цементировать его опоры. Из номинальной фигуры, «конституционного калеки» (Р. Пуанкаре), Президент Республики становится истинным главой Государства, хранителем Конституции, гарантом Республики, верховным арбитром, который «обеспечивает нормальное функционирование публичных властей». Отныне Франция будет отождествляться со своим Президентом, ибо он как гарант «независимости, территориальной целостности и международных договоров», воплощающий в своём лице преемственность в её государственной власти, будет нести ответственность за Францию, за её существование и будущее, защищать её высшие национальные интересы.

Чтобы Президент Республики смог в полной мере осуществлять свои функции третейского судьи, стоящего над триадой государственных властей, ему необходимы широкие полномочия, что и было закреплено в Конституции. Президент Республики может по своему усмотрению назначать Премьер-министра и, по предложению последнего, других членов Правительства. Президент «прекращает его полномочия по представлению им отставки правительства», отправить же премьер-министра в отставку президент не может. В Совете министров после обсуждения в единственной коллегии министров, выносящей решения именем Правительства, он подписывает декреты. Хотя Президент по-прежнему не имеет права законодательной инициативы, принадлежащего Премьер-министру и членам Парламента, он утверждает законы, принятые Парламентом, оставляя за собой право вето. Он может передать закон в Конституционный Совет, чтобы тот проверил его содержание на соответствие Конституции.

Президент Республики имеет право по предложению Правительства или Парламента, вынести на референдум любой законопроект, касающийся «организации публичных властей, реформ в экономической и социальной политике нации и публичных служб, которые к этой политике имеют отношение, или законопроект, разрешающий ратификацию какого-либо международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов». Таким образом, Глава государства становится отныне связующим звеном между французской Нацией и её Властью, так как имеет право напрямую обращаться к народу, источнику суверенитета при демократическом режиме, чтобы народ сам выразил свою волю. Президент Республики может призывать Нацию вынести свой вердикт, пользуясь принадлежащим лишь ему правом роспуска Национального Собрания, получив консультацию Премьер-министра и председателей палат Парламента. Однако имеется 3 оговорки: Национальная Ассамблея не может быть распущена, во-первых, в течение года после выборов, которые были вызваны роспуском, во-вторых, — во время действия чрезвычайных полномочий президента (ст.16), в-третьих, — если полномоия президента исполняются президентом Сената.

Читайте также:  Почему женщина не может кончить

Все эти властные полномочия французского Президента венчает прерогатива, предоставленная ему статьей 16 Конституции. Когда Франция оказывается ввергнутой в тяжелейший национальный кризис, существует опасность военного вторжения или республиканские институты находятся под угрозой, а «нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено», Президент Республики после консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также с Конституционным советом, облекает себя полнотой власти с тем, чтобы «обеспечить в кратчайшие сроки конституционным государственным властям средства для выполнения их задач». Речь не идёт о «президентской диктатуре», ибо Конституция обязывает Президента созвать Парламент и запрещает распускать Национальное Собрание, пока чрезвычайное положение не будет отменено.

Это полномочие Президента не может быть употреблено против Республики, ибо в противном случае ответной реакцией Парламента, преобразуемого в Верховный Суд, станет его отрешение от должности. Напротив, его цель — защитить Францию, когда испробованные пути выхода из национального кризиса окончатся провалом. Соратник де Голля с лондонской поры, юрист Рене Капитан называл статью 16 «конституционализацией Призыва 18 июня [1940 года]». Сам де Голль в «Мемуарах надежды» так высказывается по этому поводу:

«Каково оправдание статьи 16, — спрашивали вручающей главе государства власть во имя спасения Франции в случае, если ей грозит катастрофа?» Я напомнил, именно из-за отсутствия такой статьи в июне 1940 года президент Лебрен, вместо того, чтобы переехать с государственным аппаратом в Алжир, призвал маршала Петена и открыл тем самым путь к капитуляции, и что президент Коти, наоборот, действовал в духе статьи 16 (ещё до её принятия), когда во избежание гражданской войны потребовал от Парламента прекращения всякой оппозиции против возвращения генерала де Голля к власти.

Президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над политическими битвами, объединяющий во имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, говорящим от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец, вытаскивать её, в случае необходимости, из национального кризиса.

Помимо Президента Республики, существенной перестройке подверглись такие институты Республики, как Правительство и Парламент.

Творцы Конституции 1958 года ликвидировали всевластие Парламента, ведущее к частой смене правительств. В первую очередь, Правительству возвращается полнота исполнительной власти, а вместе с ней и центральная роль в отношениях между исполнительным и законодательным органом. Правительство отныне «определяет и проводит политику Нации». Назначается, начиная с Премьер-министра, каждый член Правительства, назначенный Президентом Республики, не может совмещать министерский портфель с парламентским мандатом.

Изменяется предназначение Парламента. Теперь «политическое выражение всеобщего голосования» (Ж. Ширак) будет не навязывать Правительству свою волю, но, контролируя действия министерства, поддерживать его, законодательствовать и обсуждать вектора развития Нации.

Никто не будет отрицать, что главная функция, составляющая костяк полномочий Парламента, функция, которую делегирует Нация избранным ею народному представительству — это составление законов, другими словами, обязательных для всех и каждого правил, регулирующих важнейшие сферы жизни страны. Исполнительная власть проводит их в жизнь, издавая с этой целью регламентарные акты, чтобы в точности обеспечить их исполнение.

Поэтому Конституция выделяет «домен» закона, в пределах которого Парламент может принимать акты и за границы которого он не может преступать. Все вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарной властью, разделенной, согласно Конституции, между Президентом Республики и Правительством.

С новыми ролями, предписанными Конституцией Парламенту и Правительству, качественно преображается законодательный процесс. Красная нить, проходящая через все положения Конституции 1958 года, касающиеся законодательной процедуры, — те, кто несут высшую ответственность за применение закона, обязаны принимать активное участие во всех этапах его составления. Отныне Правительство будет выступать в принятии закона на первых ролях, обладая обширными средствами для того, чтобы навязать Парламенту свою точку зрения. Так, законопроекты и законодательные предложения, одобренные Правительством, рассматриваются по его требованию палатой в приоритетном порядке и в том, котором оно установит. Оно может снять с обсуждения любой законопроект, пока он не принят Парламентом. Правительство также имеет право требовать от палаты единого голосования по всему или части обсуждаемого в ней текста, сохранив лишь те поправки, с которыми оно согласно. Права парламентариев несколько сужаются: Конституция запрещает принимать законопредложения и поправки, предложенные депутатами и сенаторами, «если следствием их принятия было бы либо сокращение государственных средств, либо создание или увеличение расходов государства».

Несмотря на то, что Конституция требует обоюдного согласия Национального Собрания и Сената по тексту будущего закона, Правительство может ускорить ход законодательного механизма, чтобы урегулировать миром разногласия между палатами, созвав паритетную смешанную комиссию, коей поручается выработать компромиссный вариант, приемлемый как для депутатов, так и сенаторов. Однако, опять же, только Правительство решает, следует ли выносить результаты работы комиссии на суд палат Парламента, причём ни одна поправка к ним не может быть принята без его согласия. Наконец, Правительство вправе, после ещё одного чтения в каждой палате, обратиться к Национальному Собранию, чтобы оно приняло окончательное решение. Исключение составляют лишь органические законы, касающиеся Сената, которые не могут быть приняты без согласия верхней палаты.

Проект или предложение закона принимается Национальным Собранием без обсуждения и голосования, если Правительство свяжет с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение последующих 24 часов или принята Национальным Собранием. Таким образом, Конституция вооружает Правительство хорошим арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, подразумевая, что оно прибегает к ним во основном тогда, когда законодатели пребывают в состоянии коллапса либо разделены трещиной разлада между палатами, либо когда народным представителям надо напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.

Новый порядок смещения Правительства. Да, кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным Собранием, что обеспечивает соответствие состава исполнительного органа балансу сил в нижней палате — иначе оно его же и свергнет, выразив вотум недоверия. Однако Конституция ограждает Правительство кольцом преград на пути вынесения ему резолюции порицания, влекущей за собой его отставку:

  1. резолюция порицания может быть выдвинута как минимум 1/10 частью депутатов, и голосуется нижней палатой только через 48 часов по её внесении;
  2. при голосовании о выражении вотума недоверия подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания: кто голосовал против или воздержался, не выясняется; вотум недоверия может быть вынесен большинством депутатов, составляющих Национальное Собрание;
  3. депутат не может подписывать более трёх резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии и более одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии;
  4. наконец, Премьер-министр, после обсуждения в Совете министров, может поставить перед Национальным Собранием вопрос о доверии к Правительству связи с голосованием по его программе, декларации об общей политики или парламентскому акту; и в этом случае, чтобы отказать Правительству в доверии, оппозиции необходимо добиться принятия Национальным Собранием резолюции порицания.

Если Правительству выражен вотум недоверия, то Премьер-министр обязывается статьей Конституцией вручить Президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета.

Одним из самых удачных нововведений Пятой Республики было создание Конституционного Совета, призванного блокировать законы, принятые Парламентом, если те не соответствуют Конституции. Если изначально Конституционный Совет учреждался как государственный орган, который будет сдерживать парламентские намерения «откусить» часть компетенции исполнительной власти, то впоследствии он утвердил себя как высшую инстанцию, независимую в своих суждениях, в спорах между законодателем и исполнителем, и, что особенно важно в глазах французов, стражем прав и свобод личности. Так, Совет в 1971 году подтвердил юридическое равенство Декларации прав человека и гражданина 1789 года и Преамбулы Конституции 1946 года с Конституцией, которая к ним отсылает, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конституционный Совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям Президентом Республики, председателем Национального Собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом Президента Республики. Кроме того, все бывшие Президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного Совета.

Девятилетний мандат членов Конституционного Совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на этот пост, несовместимость пребывания в Совете с функциями министра или члена Парламента или отзыва со стороны назначавших должностных лиц, обеспечивают независимость Конституционного Совета, и, как следствие этого, беспристрастность его решений. Конституционный Совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми Парламентом законами, то есть до их промульгации Президентом Республики. Правом обращения в Конституционный Совет наделены Президент Республики, Премьер-министр, председатели палат Парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат Парламента проверяются Советом на соответствие Конституции в обязательном порядке.

Сверх того, Конституционный Совет выполняет обязанности центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания Президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 Конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный Совет признает в своём решении неконституционность тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульгирован Президентом Республики, ни применены. Решения Конституционного Совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президента Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей Нации.

Так Пятая Республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентский, вернее, изобрела последний. В чем своеобразие полупрезидентской республики? Она смешивает в котле лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность Правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго — Президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью. Однако отличие от того и другого состоит в том, что Президент Республики отвечает за долгосрочное развитие Нации, смотря вдаль, за горизонт, тогда как Правительство, вдохновляясь общими направлениями, определёнными Президентом, решает проблемы дня сегодняшнего.

Глава государства курирует вопросы внешней политики, обороны и вооружённых сил, а Правительство — экономическую, социальную, финансовую и прочие политики. Власть Президента простирается так широко, как его поддерживает Национальное Собрание. Если он опирается на парламентское большинство, контролирует Национальное Собрание, то Премьер-министру уготована судьба «директора кабинета Президента Республики» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Реальным Главой Правительства становится Президент, определяющий линию Государства, а Премьеру не остаётся ничего другого, чтобы подчиниться его воле. Соответственно, по логике вещей, Президент может «попросить» главу кабинета подать в отставку. Так покинул в 1962 году свой пост архитектор институтов Пятой Республики Мишель Дебре, разошедшийся с де Голлем по вопросу урегулирования алжирского конфликта. Ясно, что Премьер-министр в этом случае становится главой парламентского большинства, координирующего его деятельность с политикой Правительства.

Однако баланс сил кардинально изменяется, когда парламентские выборы выигрывает оппозиция. Так уже было в 1986—1988, 1993—1995, 1997—2002 годах, когда Президент и парламентское большинство принадлежали к различным политическим силам. В этом случае власть Президента сокращается до буквального следования положениям Конституции, хотя его прерогативы в «зарезервированной» сфере, куда входит дипломатия, оборона и армия, по большей части сохраняются. Он вынужден назначить Премьер-министром человека, устраивающего парламентское большинство, ибо в противном случае ему будет вынесен вотум недоверия. Ясно, что Правительство действительно «определяет и проводит политику», опираясь на поддержку Национального Собрания. Эта ситуация именуется французами как «сосуществование» («cohabitation») на государственном Олимпе.

источник